Страна рушится — Родионов созидает. Все возможности и силы «в кучу сволакивает». Девяностые годы прошли в Барнауле под знаком Демидовских премий и балов, организованных им.
Первая информация о торжественной церемонии вручения Демидовских премий появляется в местных СМИ в конце 1993 года. Публикации доводят до сведения, что премии будут вручаться ежегодно 16 февраля по старому стилю, поскольку «именно в этот день в 1726 году берг-коллегией (орган руководства горнорудной промышленностью в России, учрежденный по инициативе Петра I — Л. В.) было разрешено Демидовым строительство заводов на Алтае». От работ претендентов требуются «новизна! первородность! высокохудожественность!» — сообщается в шестом номере журнала «Алтай» за 1993 год. Самой привлекательной кажется строчка: «Число и круг соискателей не ограничиваются: лауреатами Гуманитарной премии Демидовского фонда могут стать как члены творческих союзов, так и не состоящие в союзах соискатели».
Премиальной церемонии в Доме архитекторов предшествует выставка, представляющая творческие работы соискателей. Стены в фойе плотно завешаны картинами. На столах лежат книги, вперемешку — художественные и научные, исторические монографии и чертежные планшеты. Афиша, выполненная от руки зеленой и красной тушью на обычном листе ватмана, зазывает: «Дом архитектора. 20.01. 1994-27.02. 1994. Первая в Сибири выставка работ соискателей гуманитарной премии Демидовского фонда: архитектура, история, литература, искусство».
В день торжества 27 февраля 1994 года в Дом архитекторов пришли не меньше восьмидесяти человек. Было тесно, весело, необычно. Сценарная группа, в которой главными выдумщиками числятся все те же Родионов и Анисифоров, одолжит в краеведческом музее небольшой колокол, чтобы в момент вручения награды, памятно ударить звонкой медью. Предприниматель Владимир Гришин, финансирующий все четыре премии, доставит на праздник несколько ящиков шампанского. По задумке Родионова искрящийся напиток лауреаты должны выпить из кубка, сделанного из ревневской яшмы на Колыван- ском камнерезном заводе. Победителям вручаются памятные медальоны с портретом Акинфия Демидова, выполненным художником Василием Рублёвым. Работая над заказом, Василий Федорович уже сильно болел. Последние силы вкладывает он в этот привет друзьям.
Под рубрикой «Впервые!» и заголовком «Сам Демидов бы руку пожал...» оглашает имена лауреатов заметка в «Алтайской правде». В номинации «Архитектура» обладателями премии стали архитектор Петр Анисифоров и историк Алексей Сергеев за проект реконструкции Змеиногорского рудного комплекса XVIII-XIX веков. «История»: краевед Василий Фёдорович Гришаев за серию статей «Галерея горных деятелей». Первый по разделу «Литература» — Евгений Гущин с романом «Ведьмин круг». В номинации «Изобразительное искусство» чествуют геолога Вениамина Чекалина и художника Владимира Раменского за графический лист «Родословное древо Демидовых». «Средства на основные премии (1 миллион рублей по каждому разделу) выделили фирмы «Импульс» и «Уралинвест» (в обеих руководитель Владимир Гришин — Л. В.). А фирма «Лейдер» учредила свой специальный приз — за дерзость. Его получил фотохудожник А. Провоторов», — уточняет газета [86].
Злые языки говорили, что Родионов награждает своих. Спорить незачем, так и есть. А своими слывут у него люди культуры, которые за нищие зарплаты, а в отдельные месяцы — девяностые на дворе — и вовсе без них, совершают открытия, издают фундаментальные монографии, с нуля собирают музеи. Люди Родионова — это энтузиасты.
Немаловажны и темы исследований, содержание художественных книг, с которыми соискатели идут на премию. В понимании Родионова, материал должен быть сибирским, русским и к тому же новаторским.
Александр Михайлович объясняет: «Лично у меня ориентир на редкость, оригинальность работы. Допустим, было заявлено исследование искусствоведа Людмилы Красноцветовой. Она представляла старообрядческие иконы, школу живописи Викулы Балыкина, которая была когда-то на Алтае. Теперь эти иконы выставлены в музее. Вот такие открытия, которые не только шумят, но и ежедневно работают, наиболее ценны» [93].
А какой красивый и мощный лауреатский ряд выстраивает Родионов в исторической номинации! За каждым победителем — фундаментальная работа. Алексей Павлович Уманский (по итогам 1994 года) получает награду за монографию «Телеуты и русские в XVII-XVIII веках». Борис Хатмиевич Кадиков (1995) — за экспозицию по истории купечества в Бийском краеведческом музее. Иван Генрихович Беккер (1996) — за создание в городе Рубцовске музея «История медицины в Сибири». Валентина Христиановна Смирнова (1997) — за экспозицию музея истории горного дела в Змеиногорске. Управление архивного дела (1998) — за серию книг по архивным источникам: «Жертвы политических репрессий», «Гуляевские чтения, т. 1», «Биография Савельева». Алексей Михайлович Малолет- ко (1999) — за монографию «Древние народы Сибири». Вячеслав Иванович Молодин (2000) — за результаты раскопок на территории Алтая, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Здесь речь о знаменитой принцессе Укока. Важный нюанс: Малолетко — профессор из Томска, Молодин — профессор из Новосибирска. В поисках настоящих открытий Родионову становится тесновато в границах Алтайского края. Он уверен, Демидовская премия должна стать всесибирской — известной и масштабной.
Вовсе не случайным образом формируется литературный пьедестал. Первым получает премию Евгений Гущин. «Что касается прозы, по-моему, здесь у Евгения Гущина соперников нет. Все-таки в алтайской литературе сейчас нет другого прозаика», — говорит Родионов в интервью. «А Вы?» — спрашивает его корреспондент Лариса Хомайко. — «У меня исторический пласт. Я даю документу художественный ход» [146]. В 1995-м, на второй Демидовской церемонии, которая пройдет в краевой библиотеке имени Вячеслава Яковлевича Шишкова, будет удостоен премии за книги «Чистодеревщи- ки», «Колывань камнерезная» и «Красная книга ремесел» сам президент Демидовского фонда Александр Родионов. Третьим в 1996-м взойдет на Демидовский литературный помост поэт Владимир Башунов. Гущин, Родионов, Башунов — такова первая писательская тройка.
Бесспорно, литературная номинация одна из самых сложных, в ее адрес поступает огромное количество заявок. Вот, например, ситуация 1996 года. Валерий Тихонов предлагает совету по гуманитарным премиям Демидовского фонда рассмотреть книги Владимира Токмакова «Аромат девушки за каменной стеной», Бориса Капустина «Е. Б. Ж.», Валентины Новичихиной «Откуда берутся дети?». Капустина же выдвигает поэт Вильям Озолин. Вячеслав Корнев, Михаил Гундарин, Сергей Левин подают на премию выпускаемый ими независимый альманах «Ликбез». Самовыдвигаются Иван Булах, Леонид Ершов, Владимир Башунов. Выиграет Владимир Мефодье- вич со стихотворным сборником «Жаль моя».
В последующие годы обладателями Демидовской литературной премии станут: поэт Наталья Николенкова (по итогам 1996), поэт Леонид Мерзликин, посмертно (1998), кинооператор Анатолий Заболоцкий за книгу очерков «Шукшин в кадре и за кадром» (1999), Александр Строганов за драматические произведения, поставленные в театрах России и за рубежом (2000).
Победителей определяет совет по премиям. «На всех экспертных советах всегда было очень горячее обсуждение кандидатур, — напишет Александр Михайлович в 2011 году. — Разное бывало. Как-то приехали люди из Бийска со словами: «Нам не надо денег, у нас есть Герой Соцтруда, надо, чтобы ему была премия вручена». Экспертный совет эту кандидатуру рассматривать не стал. Для меня всегда на этих обсуждениях были очень важны мнения Евгения Гущина, Владимира Башунова. Очень бы хотелось, чтобы критерии отбора и сейчас не утрачивались» [96]. Возьмусь предположить: пока президентом фонда являлся Родионов, решающее слово в выборе лауреата оставалось за ним. А он соотносит творческий труд с именем и делом Демидова, который продвинул русскую цивилизацию на просторы Сибири.
Логика Родионова (можно точнее: русская логика Родионова) легко прослеживается в названиях работ лауреатов разных номинаций. Президент Демидовского фонда выбирает искусство, пронизанное историей и русским сибирским духом. Давайте убедимся в этом еще раз на примере номинации «Искусство»: Вениамин Чекалин и Владимир Раменский (по итогам 1993 года) — генеалогическое древо промышленников Демидовых, которое, к слову, Родионов назвал «графической ораторией»; Людмила Красноцветова (1994) — описание икон старообрядца Викулы Балыкина; Юрий Бралгин (1995) — серия работ по Горному Алтаю; Геннадий Борунов (1996) — живописные работы по истории Алтая; Андрей Арестов (1997) — серия картин по Тобольску; Юрий Кабанов (1998) — серия гравюр по истории алтайских городов; Михаил Кульгачев, Сергей Боженко, Валерий Митрофанов (1999) — памятник А. С. Пушкину в Барнауле; Сергей Дыков (2000) — воплощение алтайских мифологических образов в изобразительном искусстве. Те же закономерности и в музыкальной номинации, которую Демидовский фонд рассматривает с 1995 года. Лауреатами становятся: дирижер Олег Бураков (по итогам 1994-го) за концертные программы последних лет Государственного симфонического оркестра Алтая; дирижер Алтайского государственного оркестра русских народных инструментов «Сибирь» Евгений Борисов (1995); Владимир Бакитко (1996) за концертные программы «Русская балалайка»; Михаил Апарнев (1999) за альбом песен русского хора «Муж мой — государь мой!»; Ольга Абрамова (2000) за сбережение традиций русского фольклора.
***
Основатель демидовского движения на Алтае имеет особый дар: проводить вполне заурядное награждение с выдумкой, нескучно и содержательно. Дело даже не в том, что в Шиш- ковке, где проходит вторая церемония по вручению Демидовских премий, «появился заплутавший во времени, не ведающий, что на дворе уже конец двадцатого века... в камзоле, ботфортах, белом парике с косичкой» государев гонец [135]. Хотя, несомненно, он украсил собрание. Главным было другое, а именно то, что вручение демидовских премий состоялось в интерьере великолепной выставки «Образ горного дела на Алтае». Ее инициатором выступает Александр Родионов. В Шишковке подобных вернисажей ни до ни после не случалось. Александр Михайлович вовлекает в дело огромное количество организаций и их руководителей. Хорошо зная музейные фонды края, он собирает в одном зале уникальные материалы, разбросанные по разным хранилищам. Комитет ЖКХ жертвует для экспозиции две колыванские вазы.
Краевой архив выставляет документы XVIII века. Одно из дел раскрыто на ходатайстве первого командира Колывано-Вос- кресенских заводов Андреаса Беэра об освящении церкви Петра и Павла в Барнауле. В застекленных витринах выставлены служебные рапорты, фамильные печати, книги. Краевой краеведческий музей делится чеканами сузунских монет. Директор Змеиногорского музея горного дела Валентина Христиановна Смирнова доставит за более чем 300 километров карту Колыванского горного округа конца XVIII века и огромную картину «Исход. Секретнокаторжные» художника Ивана Мамонтова. С этим полотном рифмуются допросные листы некоего Самойла Колпакова, совершившего восемь побегов из «Малой секретной тюрьмы» Змеиногорского рудника. Тему поддерживает проект сохранения исторического рудника как памятника горного искусства, разработанный Петром Анисифоровым и Алексеем Сергеевым. Наконец, главное: на этой выставке впервые явлена общественности «Галерея горных деятелей Алтая», созданием которой Демидовский фонд занимался два года.
За награждениями и поздравлениями выставка «Образ горного дела на Алтае» потерялась, она почти не попала в газеты. Родионов, предполагая подобный вариант, сам пишет о неповторимом событии. Его статья выйдет в день открытия экспозиции и второй Демидовской премиальной церемонии, 7 февраля 1995 года, в газете «Вечерний Барнаул». Именно родионовский материал, один-единственный, содержит полную информацию о выставке в целом и о «Галерее горных деятелей Алтая» в частности. Родионов рассказывает в статье о том, что пинакотека была задумана еще в начале XX века начальником Алтайского округа Адамом Кублицким-Пиот- тухом. Что-то помешало воплощению замысла в 1900 годах, однако в архивной папке остались одиннадцать портретов горных инженеров. «Но и на том спасибо и Кублицкому-Пи- оттуху, и чиновнику-исполнителю Басараеву, собравшему воедино портреты Гавриила Качки, Василия Болдырева, Андрея Гернгросса, Луки Соколовского, Евграфа Ковалевского...» — пишет Александр Михайлович. — Идея, поданная в начале XX века, получает воплощение в его последнем десятилетии.
Ее претворяют в жизнь «и сотрудники архива, и писатели, и музейщики, и <...>художники. То первоначальное ядро галереи, что было найдено в Алтайском госархиве, сегодня благодаря стараниям Василия Рублёва, Геннадия Буркова, Алексея Югаткина, Андрея Арестова, Александра Потапова, Валерия Октября и Сергея Осиночкина уже обросло новыми именами. Портретов уже более двадцати, из судеб многих людей и складывается единый образ — образ русского горного дела на Алтае в XVIII - XX веках» [45].
Статья Родионова проиллюстрирована портретом горного инженера Николая Андреевича Давидовича-Нащинско- го, исполненным художником Андреем Арестовым. В краткой биографической справке сказано: «Огромной заслугой Н. А. Давидовича-Нащинского является введение серебряной плавки на коксе. Это нововведение, по мнению специалистов, составило эпоху в развитии горного дела не только на Алтае, но и во всей Сибири. В 1877 году Николай Андреевич был избран первым городским головой Барнаула по новому Городовому положению 1870 г. В четырехлетнее его правление в Барнауле было открыто сразу три учебных заведения».
Каким-то образом Родионову удается заманить в Шишковку мэра Барнаула Владимира Баварина. Как правило, Владимир Николаевич приходил на публичные мероприятия не один, а в окружении подчиненных, как говорили в кулуарах, «со свитой». Проводя экскурсию по выставке, Родионов рассказывает современным руководителям города о величии барнаульского прошлого. Конечно же, выступление имеет подтекст, который гид телепатически старается внушить власть предержащим. Напрямую, не прибегая к эзопову языку, Родионов выскажется в газете: «Двадцатый век бесславный в своем завершении, но все же наш, мы его превратили в рахитичное существо. А поэтому, коль есть возможность, надо оглянуться на времена деятельные, на столетия восемнадцатое и девятнадцатое. Выставка позволяет это сделать» [45].
Настроение второй Демидовской церемонии замечательно передает заголовок, под которым выходит в «Алтайской правде» статья Ольги Шевчук: «Пускай же здравствуют вовеки демидовские мужики!».
Лариса Вигандт (Барнаул)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"