На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Антология древнерусской книжной поэзии

Поэзия протопопа АВВАКУМА

    Увы, измолче гортань мой
   И исчезосте очи мои!
   Благоволи, Господи, избавити мя.
   Г о с п о д и, п о м о щ и  м и  п о т щ и с я,
   С к о р о  д а  п р е д в а р я т н ы
   Щ е д р о т ы  Т в о я, Г о с п о д и,
   я к о  о б н и щ а х о м  з е л о.
   П о м о з и  н а м, Б о ж е,
   С п а с и т е л ю  н а ш.

    Свет моя! Еще ли ты дышишь?
   Друг мой сердечной! Еще ли дышишь,
   Или сожгли, или удавили тебя?
   

    Не вем и не слышу;
   Не ведаю Ц жива,
   Не ведаю Ц скончали!
    Чадо церковное,
   Чадо мое драгое,
   Феодосия Прокопьевна!
    Провещай мне, старцу грешну
   един глагол: жива ли ты?

    Увы, Феодосия! Увы, Евдокея!
   Два супруга нераспряженная,
   две ластовицы сладкоглаголивыя,
   две маслины и два свещника,
   пред Богом на земли стояще!
   Воистину подобни есте Еноху и Илии.
   Женскую немощь отложьше,
   мужескую мудрость восприявше,
   диявола победиша и мучителей посрамиша,
   вопиюще и глаголяще:
   «Приидите, телеса наша мечи ссеците
   и огнем сожгите,
   мы бо радуяся идем к жениху своему Христу».

    О, светила великия,
   солнце и луна русския земли,
   Феодосия и Евдокея,
   И чада ваша, яко звезды сияющая Пред Господем Богом!

 О, две зари,
 Освещающия весь мир на поднебесней!
 Воистину красота есте церкви
 И сияние присносущныя славы Господни по благодати!
 Вы забрала церковная
 И стражи дома Господня,
 Возбраняете волком вход во святая.
 Вы два пастыря,-
 пасете овчее стадо Христово
 на пажитех духовных,
  ограждающе всех молитвами своими
 от волков губящих.
 Вы руководство заблудшим в райския двери
 И вшедшим древа животного наслаждение!
 Вы похвала мучеником
    И радость праведным
 И святителем веселие!
 Вы ангелом собеседницы
 И всем святым сопричастницы
 И преподобным украшение!
 Вы и моей дряхлости жезл,
 И подпора, и крепость, и утверждение!
 И что много говорю? Ц
 Всем вся бысте 
  ко исправлению и утверждению
 Во Христа Исуса.
 
 Как вас нареку?
 Вертоград едемский именую
 И Ноев славный ковчег,
 спасший мир от потопления!
 Древле говаривал и ныне то же говорю:
 киот священия,
 скрижали завета,
 жезл Ааронов прозябший,
 два херувима одушевленная!
 Не ведаю, как назвать!
 язык мой короток,
    Не досяжет вашея доброты и красоты;
 Ум мой не обымет
 подвига вашего и страдания.
 Подумаю, да лише руками возмахну!
 Как так, государыни, изволили
 С такия высокия ступени ступить
 И в бесчестие вринутися?
    Воистину подобни Сыну Божию:
 от небес ступил,
 в нищету нашу облечеся
 и волею пострадал.

 (Из письма к боярыне Ф.П.Морозовой
 и княгине Е.П.Урусовой)

На первой же странице «Жития» протопоп Аввакум предлагает читателю своего рода литературный манифест: «Еи вы, Господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощете» Легко догадаться из этого объяснения с читателем, что под «виршами философскими» Аввакум имел в виду моду на силлабические вирши, да и самого законодателя западной (точнее сказать, польской) литературной моды Симеона Полоцкого. Вождю староверов ловкий и льстивый литературный карьерист вряд ли пришелся по душе. Такого рода « просветительство», когда за деньги зарифмовывают все и вся подряд и при этом умудряются удобопонятную и певучую русскую речь превратить в груду скрежещущего акустического хлама, озадачило тогда не одного Аввакума. Его отказ от подобного «красноречия» в пользу языка «природного» подтвержден каждой страницей «Жития».

Но мы находим у Аввакума глубинное понимание древней и незаемной поэтичес- кой традиции. И когда надо, он пригоршнями черпает из ее чистого источника.

Как и все почти поэты, принадлежащие к этой традиции, Аввакум невозмутимо перемежает в своих текстах прозаические фрагменты со стихотворными . Он замечательно свободен в таких поступках. Нужно лишь привыкнуть немного, и мы легко научимся открывать в Аввакуме поэта. Он в равной мере владеет искусством возвышенной, панегирической речи (похвала боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой) и стихом, близким к раешному, как например, вот эта словесная карикатура блудницы из его «Книги толкований»: «А прелюбодеица белилами, румянами умазалася, брови и очи подсурмила, уста багряноносна, поклоны низки, словеса гладки, вопросы тихи, ответы мягки, приветы сладки, взгляды благочинны, шествие по пути изрядно, рубаха белая, ризы красныя, сапоги сафьянныяЕ.» И тут же Ц резкий переход к прозе, с библейскими аналогиями и горячей аввакумовой бранью: «Как быть хороша Ц вторая египтяныня Петерфийна жена, или Самсонова Диалила-блядь. Посмотри-тко, дура, на душу свою, какова она красна».

Как видим, стихотворная речь у Аввакума различается без особого труда, даже если мы ее печатаем прозаической строкой. Но можно себе представить и такое издание его произведений, в котором бы поэтические фрагменты набирались именно стихотворной строкой. Вот, для примера, отрывок из письма, в котором Аввакум рассказывает своему собеседнику о святителе Иоанне Златоусте: «От юности возлюбил Бога и работая Христу всем сердцем и всею душею, Мелетием в чтецы поставлен, а Флавиан в той же Антохии совершил во освященство, напоследок же с честию царь Аркадий и Евдоксия царица в Царь-град взяша на престол патреаршеский, и пять лет святый церковь правил. ядый хлеб токмо ячменный и родостаму, еже есть вареную воду, пияше.

Возрастом мал бе,
Главу имея велику.
языком златословесен,
Милости источник,
кипящая во устех его
благодать Духа Святаго,
яко река, изливашеся повсюду,
на гордыя высок,
к кающимся милостив,
заблуждшия обращая,
непокоривыя обличая и потязая,
гладныя питая,
обидимыя заступая,
всем вся бых,
да вся приобрете».

Юрий Лощиц. 22.05.01


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"