На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Крупным планом невидимое

Этюд

Первым стихотворением Дианы Кан, которое произвело на меня особенно сильное впечатление, было вот это, без названия:

В России холодное лето две тысячи третьего года.

В глубинной России, озябшей от смут и обид,

С букетом чужого укропа уныло бредет с огорода

подраненный бомж и беззлобно судьбу материт…

Начинается стихотворение как серьёзное, масштабное историческое произведение. Очень быстрый, уложившийся в одну строчку, взгляд из космоса, на мгновение охватывает всю Россию, всё её «холодное лето»… И взгляд этот мгновенно переносится в глубинную Россию…

Кстати, этим приёмом, сопровождаемым ещё и звуковым эффектом, подчёркивающим «скорость» смены исходной точки взгляда, пользуются современные киношники и телевизионщики. Получается впечатляющий зрительный эффект.

Но, одно дело, когда используется современная компьютерная графика, и этот эффект зрителем воспринимается визуально. И совсем другое дело – в стихотворении Дианы Кан читатель своим воображением должен этот эффект представить и пережить самостоятельно! И ведь ей удалось этот эффект несколькими словами применить!

Всего две строки стихотворения, а они уже характеризуют Диану как высочайшего мастера создания поэтических образов. Подчёркиваю – глубоко современного мастера, использующего современные «технологии образности» в своей поэзии…

Это не просто пейзаж, экстерьерная картинка. Это живая Россия. Современная, 2003 г., и такая традиционная – озябшая даже летом от холодных дождей. И самое характерное и для российского пейзажа, и для глубинки, и для стихотворений Дианы Кан – уже во второй строке – философия! «В глубинной России, озябшей от смут и обид…» Да, дожди дождями, а зябнет Россия не от них…

А дальше – резкое приближение деталей – и чёткая, крупным планом, сочная, хотя и невзрачная, картина: «…С букетом чужого укропа уныло бредёт с огорода/ подраненный бомж…» Не с пучком укропа, а именно с букетом – сразу же «видно» как он несёт этот укроп – как букет, и укропа довольно-таки много – не букетик, а букет! Но самое характерное – вот что значит: взят точный образ! – заметьте: не зелёного, не пушистого, не свежего, а именно чужого! Да тут опять  философия!

Всё здесь на столько точно выписано: бомж именно подраненный, а не хромающий, не больной, не ослабевший, ни шаркающий и никакой иной, а именно подраненный! Этот образ опять подчёркивает историческое время изображаемой картины…

Мини поэма переходит от почти статичной картины к развитию событий, к действию. Тут картина оживает, герои начинают действовать, но, попутно, мы разглядываем окружающее нас пространство.

Вдвоем с ним безропотно ждём переполненный дачный автобус

на сельской невзрачной развилке, где лужи и грязь.

И опять всё сочно, даже местами смачно!

И тут всю эту картину начинают дополнять мои личные, пережитые в таком же пейзаже, в одном из уголков Самарской губернии, ощущения…

И вдруг это стихотворение Дианы Кан непроизвольно стало родным, вышедшим не из-под пера поэтессы, а пережитым мной, и сейчас воспроизведенным неожиданно.  Воспроизведённым и чтением, и собственными воспоминаниями…

И вся эта невзрачность, лужи, грязь – самарские, родные – вдруг подступают к горлу сентиментальной волной. И не понимаю, от чего это вдруг происходит со мной?!

Ах, это Диана зашифровала в этих строчках любовь к родному с детства краю, Родине моей… А получается – к родине каждого, кто прочтёт эти строки…

Вот оно – таинство истинной поэзии! Мурашками пробегает  по всему существу моему, соединив незримо Родину и мою душу…

…Я сам, особенно когда только начинал писать, сочинял стихи длинными строчками, «ломал» их под Маяковского. Дольник! Силлаботонический стих! Ух, какой я крутой знаток! Ещё бы таких вот образов, как у Дианы! Таких сочных красок. Раз – мазок – и точный великолепный образ! И он не статическая картинка (как я уже подчёркивал), он живой! В нём аромат или запах, в нем движение, действие, настроение, характер и что-то едва уловимое, но точно – родное. Не «наше», а именно «моё». И откуда она – Диана – это узнала, ведь она меня совсем не знает,…но знает, что моё…

Вот она – сила таланта, раскрывающая силой поэзии Единство Божьего мира!..

…Читатель интуитивно воспринимает стихи а критик акцентирует тончайшие моменты, и в то же время охватывает глобально целые периоды или же из этих творческих периодов одну какую-либо важную и особенную тему… И тогда уже поэзия видится глубоко, складывается пазлами в единое целое – творчество…

Её творчество многогранное, а главное – глубоко художественное. В нём отражается и историческая глубина, и реальность. И о ней, и о её творчестве пишут. Вот как пишет Вячеслав Лютый:

«…Вторая книга Кан «Согдиана» (1998), несмотря на заглавное среднеазиатское обозначение всего корпуса стихотворений, содержит властный, идущий от сердечного труда, православный и русский акцент. Миросозерцание автора становится православным по существу, а не по букве: «Золотые отшвырнув оковы, / по миру босое – Боже мой! – / русское заплаканное Слово, / ты идешь с поникшей головой. / ...Бедами болезными твоими / Русь живёт и крепнет, не шутя. / Ты у Божьей Матери Марии / тайное любимое дитя» («Слово», 1998). Отношение Кан к Русскому слову, как к тайне и красоте…»

«…Интонационная широта поэтического голоса Кан включает в себя и стихи обостренно гражданского звучания, и исторические реминисценции, и любовную лирику, и сатирический жест, а также фольклорную осеннюю песню, фонетика которой наглядно демонстрирует как сладость русской речи, так и любовное, почти материнское отношение к ней поэтессы…»

И уже лучше, точнее и ёмче никто не скажет!

Ёмкие, практически – поэтические, образы превращают статью в полноценное художественное произведение! Браво! Просто сверх достойно так писать, особенно о творчестве Дианы Кан!

Повезло Диане Кан на друзей! Иметь таких друзей – это дорогого стоит! Так тонко улавливать интонации, ценить их, любоваться, смаковать, наслаждаясь поэзией Дианы, – это уже новый мир вокруг её поэзии. И что очень важно – он не уступает по тонкости поэзии Дианы!

Ведь для поэта так важно осознавать, что твою поэзию не только любят, но и глубоко ценят, поддерживают, подпитывают новые творческие порывы!

Хорошо пишет о творчестве Дианы Кан, исследуются, я считаю – очень удачно! характерные темы, Эдуард Анашкин. В своей статье он сожалеет, что тиражи вышедших книг стихов Дианы Кан малы… Он великолепно исследовал одну из многих тем творчества Дианы Кан – русалочью тему…, подчёркивая присутствие народных поверий, легенд, не только как связь с глубокой историей, но и с мировоззрением поэтессы…

Хочу отметить, может быть даже, «чисто женскую» особенность поэзии Дианы Кан. В её стихах встречаются такие образы, которые невозможно понять. Они кроют в себе нечто настолько загадочное, требующее каких-то невероятных знаний, но вполне возможно, что эти знания известны только одной Диане, поэтому-то их разгадать в присутствующем поэтическом образе практически невозможно, но! Этот загадочный образ, однако, очень даже глубоко чувствуется. Он чувствуется без понимания разумом – только душой. Такие образы – тревожащие душу, но остающиеся загадкой – это, наверное, и есть загадочность Женщины. Она никогда не раскроется до конца. Это же женщина!..

Вернусь к стихотворению, с которого я начал разговор о творчестве Дианы Кан. Чем оно меня так захватило? Что там может понравиться – сырость, слякоть, грязь, бомж, обворовывающий не совсем ещё нищих дачников (на перекладных автобусах добирающихся до своих «укропных фазенд» и обратно…

Вот, вроде бы простое стихотворение. Бытовуха наша, повседневная безысходность и беспросветность, даже без намёка на изменение в лучшую сторону.

Но здесь живёт та самая «тётка», которая не боится «чинить разборки» в одиночку, которая, в конце-то концов, понимает, что не в коем случае не стоит жалеть «…Из сытой Европы в голодную Русь завезённый сорняк», который бомж насобирал по чужим дачам, потому что больше нечего!..

Я веду речь к тому, что в стихотворение особое место занимает духовность. Приводит к ней логика оправданий бомжа. Он лукавит, конечно же, приводя не заповедь «Не укради», а говорит: надобно делиться…

Конечно же это тема совершенно отдельной статьи – различие понятий делиться и отнимать и делить… Со вторым понятием связана целая эпоха, прожитая Россией-СССР-Россией…  

Но сейчас я хочу сказать, что меня поразило так, что я до сих пор под впечатлением – духовность именно в этом стихотворении. Диана Кан как бы мимоходом, не акцентируя внимания, не останавливаясь, не задерживаясь на этом, просто написала: «… и станет мне вдруг от стыда нестерпимо и жарко…»

Казалось бы, что тут такого – особенного?... Диана Кан придала физиологическому состоянию героини гораздо больше внимания, чем духовному содержанию переживания стыда.

И вот тут-то и открывается особое понимание духовности русской женщины!

Пред ней не возник Христос, не упоминается здесь и исполнение завета Евангелия: «Не суди…». И вот этим-то Диана Кан показала, что женщина несёт в себе не приобретённую святость, не воспитанную в ней, не вложенную, как знание, учителем! А присутствие святости в русской женщине врождённое! Только врождённое чувство святости, называемой совестью, переживается физически – и от этого переживания становится «…нестерпимо и жарко…»!

Ай да Диана! Ай да Кан! Многое о женщине говорилось, и, всё больше, о её греховности, ведущей своё начало от Евы… А Диана Кан, как бы мимоходом, ничего никому не доказывая, не оправдывая, не обосновывая, просто показала – женщина обладает величайшим врождённым Божьм даром прощения…

И вот, на этом я, пожалуй, оборву свой этюд. Потому что стоит впечатления и от прочитанного стихотворения Дианы Кан, от её великолепного творчества, содержащего множество интересных стихов, оформить в полноценную статью. Но я не ставил перед собой пока такой задачи, поэтому воспримите эти наброски такими, какими они получились – в виде этюда. И теперь будет понятен заголовок – ведь Диана Кан действительно изображает «невидимое» крупным планом, и ещё как изображает!

А если, после прочтения, Вы захотите перечитать стихи Дианы Кан…

Тут можно поставить улыбающийся смайлик…

Александр Егоров (Анапа)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"