На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Вечера русской музыки

Памяти Георгия Свиридова

То, что мы переживаем сейчас, с уходом Георгия Васильевича Свиридова, – близкое к тому! – выразил 90 лет назад Александр Блок. "Часто приходит в голову, – писал он, – всё ничего, всё еще просто и не страшно сравнительно, пока жив Лев Николаевич Толстой... Надо всегда помнить, что сама жизнь гения есть непрестанное излучение света на современников... А если закатится солнце, умрет Толстой, уйдет последний гений, – что тогда?"

(Ясно, что Блок относился к Толстому не так, как сегодняшние фарисеи, путающие свой светский, свой политический статус с духовным чином, коего не сподоблены.)

Это "тогда", пугавшее великого поэта, снова случилось. Уже – с нами.

Ушел тот, кто казался последним высоким столпом русской культуры, гранитной ее опорой, последним бесспорным носителем Творческого Духа.

Что ж теперь?..

Опустим ли руки, расточимся ль в унынии по бездорожью, не видя живых маяков, или же напряжем свою творческую волю, сознавая, что не на кого "переложить" основной груз забот, что прогнулись своды культурного мирозданья – и кто же подставит плечо?..

Рядом с этим вопросом – другой: те великие жертвы, какие приносит Россия, претворятся ль в купель очищения, напитают ли новую, не рожденную еще силу?..

Русский реквием по Свиридову да сверкнет крупицами света, да взлелеет зерно, из которого солнечным звуком прорастет мощный гимн воскрешенной России! И в его колокольное "Славься!..." вплетено будет и величанье Георгию Свиридову.

9 января 1998

 

Вечера русской музыки

 

Совсем не страшно – на свирели,

на лире, лезвии ножа,

пока и в мае, и в апреле,

листами нотными шурша,

 кружат Свиридова метели,

поет Гаврилина душа.

 

И, умилен Вечерней жертвой, т

ы прячешься между колонн.

Какою радостью бессмертной

тут каждый звук посеребрен!

 

Какой смиренною печалью,

какой властительной мечтой...

И плачет ночь под черной шалью,

и пляшет месяц молодой.

 

И сами звезды колядуют,

и вьются ленты голосов,

и музы в лоб тебя целуют,

начётчик букв, подёнщик слов.

 

Тебя коснулось дуновенье

привольных сфер, отверстых недр –

дубрав купальское волненье,

Фавора златоверхий ветр.

12 мая 1994

 

Декабрь

 

1

И вновь свиридовской "Метелью"

твоя спелёната душа –

и дремлешь под мохнатой елыо,

снегами синими дыша,

 

свечами желтыми в церквушке,

как раз затепленной в ночи...

И снова – музыка, и Пушкин,

и вскрик, и струнные лучи.

 

То скрипки – или скрип полозьев

спешит нахохленный ездок.

И никнет вихрь, обезголосев

от этих струн, от этих строк...

 

2

Метель: как смерть, она бела,

как дева Севера, румяна.

А в доме – звуки фортепьяно

и в печке теплая зола.

 

На креслах дремлет серый кот,

мелькают нянюшкины спицы.

А за окном – метель дымится,

истошным голосом поет.

 

Но вот уж бальный ветерок

вспорхнул из снежной колыбели..

Пуржит в лицо, пуржит от ели

сухой серебряный снежок.

 

И набегает из полей,

прибоем плещет колокольчик.

"Кто там пожаловал, дружочек?

Веди к огню его скорей!"

 

3

Всего-то – вальс. Короткий вальс.

А как пропах душистым мехом,

а как свежит холодным снегом,

а как пьянит... И тихим смехом

искрятся звезды синих глаз!

 

Как он старинен. Как он нов.

Как легок лёт медовых скрипок!

Он – из Дубровин, из Подлипок,

напев, ликующий без слов!

 

Еще на выданьи она,

прапрапрабабушка с букетом;

танцует с отроком-корнетом.

И это будет только летом –

не скоро! – день Бородина...

 

4

Еще не вальс, а полонез

и важный, медленный гросфатер

да икры круглые на вате

у легкомысленных некстати,

в камзолах, батюшек невест...

 

Еще не грянула гроза,

"гроза двенадцатого года".

Но как волнуется природа,

и у военного народа

блестят отвагою глаза!

 

Венчанье тайное... Побег...

И эта сельская церквушка –

Иисуса русского избушка...

О, как заплакана подушка!

И мечется метельный снег.

 

Еще не вальс, а лишь метель,

гуляющая непогода,

и древнегреческая мода

в нарядах, и в чести – свобода...

Метели белая купель.

 

И стиль по имени: ампир –

 всё белизна при позолоте...

И в Вильне грезит о походе

гусарский полк... А тут в дремоте

разнежен деревенский мир.

 

Пуховики, дробовики...

Молчат заливистые псарни.

Что там на Немане?.. На Марне?..

Листки подмётные в казарме?..

Летают ядра, как снежки.

 

Еще не вальс... Уже не он...

И эти худенькие руки

навек заломлены в разлуке...

Но реют свищущие звуки

и льется белый шелк знамен.

 

Уже не вальс, душа моя!

Уж отплясала, миновала

сама метель... И стынет зала

в рассвете сером – после бала...

В лесу колонн застряла я.

 

И доживает славный век

крестьянский сын, седой маэстро,

пред кем отверста эта бездна

времён -

                  и звездного оркестра,

метельный взмах, поющий снег...

 

5

Но кто-то пишет мадригал

по ветхим правилам искусства,

внушая сладостные чувства,

и тайно занимая хруста

снегов – в расколотый фиал...

 

Гуськом сбегаются в кружок

гречанки – Музы-босоножки,

и вдоль протоптаной дорожки

на соснах шишки – точно плошки,

смуглеют... Свищет батожок.

 

Одна – крестьянскою рукой

отводит прядь со лба и ясно

глядит... И так она прекрасна!

Почти мертва, почти безгласна.

Вздыхает над твоей строкой.

 

Не то, мол, Господи!.. Не так,

"как их писали в мощны годы"!..

Про что она?.. Про всё! Про оды,

про мадригалы, про гавоты,

про вальсы... Про тебя, простак!

 

Но постепенно что-то там

случается – не знаем сами:

тень ворона на тени рамы

в руинах дрогнула крылами,

и вот не прах уже, а храм,

 

круглясь, возносится в снегах,

хоть в беломраморной метели

виски, под вихрем, поседели,

покуда ангелы запели

в басовых, сумрачных ладах.

 

6

А томик Пушкина в руке

дрожит – вот-вот в камин сорвется,

небось, Жар-птицей обернется,

и разом музыка взметнется,

мерцающая в камельке.

 

Воркующая, словно кот,

дразнящая, как небылица...

Ох, старость: дремлется – не спится!

Метель мятежная клубится.

Белеют клавиши, как лёд.

 

Свое зеркальное крыло

рояль вздымает непокорный.

 Не струны – грозные валторны

в вершинах сосен приозерных...

И арфы-ивы замело.

 

И этот льдистый перезвон

под аркой белой круговерти

о дрогах говорит, о смерти,

о той зеленокудрой тверди,

где Пушкин, музы, Аполлон;

 

где нипочем ответа нет:

кто коновод, кто – исполнитель,

кого метель в сию обитель

прибила?.. Всякий небожитель

тебе и кормчий, и сосед!

 

И несущественно уже,

кто так чеканил филигранно

печаль старинного романа...

Какое нежное пиано!

Какое мягкое туше!

 

7

А тот пленительный романс,

где скрипка жалостная плачет,

еще, как встарь, спасает нас

и боль в рукав метели прячет.

 

Сухой поземкой вьется звук,

то легким посвистом полозьев

слетит со струн – и гаснет вдруг

в морозном шорохе колосьев...

 

То залетит в гусарский полк,

сребря уздечки, сабли, шпоры,

трепля знамен тяжелый шёлк,

чтоб вновь укрыться в лисьи норы…

 

То возле Жадрина-села

взъерошит ив седые гривы...

Как санный след, фата бела.

Чу! Колокольца переливы!

 

И одинокий чернобыл

скрипит, топорщится иод снегом,

и снова – взмах метельных крыл

за конским ржаньем, санным бегом!

 

Слепит, и кружит, и пуржит...

Ужель метель-Сивилла знает,

кто будет в августе убит,

а кто шутя любовь стяжает?

 

Неутолимая тоска

под хохот выог!.. В степном буране

листок свечного огонька,

зачем он плавает в тумане?

 

Зачем дрожит в кадильной мгле,

где снежный прах и пар дыханья,

коль нету казни на земле

лютей, чем огнь воспоминанья?

 

Но то венчанье в ледяной,

ночной, завьюженной церквушке,

в канун годины грозовой,

какой аукнется судьбой –

пропойте, скрипка и гобой,

шепни нам, простодушный Пушкин!

 

8

Какой-то Белкин сочинил,

шутник-поэт пустил по свету,

и повторяет повесть эту

смычок – смычку, сосед – соседу,

Руси заветной старожил.

 

Руси уездной, снеговой,

той, что почти у Лукоморья,

где дуб шумит, с пургою споря,

где слезы счастья, слезы горя

звенят единою строкой...

 

9

Не станет книг, не будет слов,

но предреку – не обессудьте:

он сам соткётся на безлюдье,

склубится яблочком на блюде,

мотив пылающих снегов!

 

Уж распрядется полотно,

истлеют нотные тетрадки,

но в том же праздничном порядке

воспрянет музыка на святки –

с Господней волей заодно.

 

Густой алмазною мукой

припудрит кок и русый локон,

ручьем серебряных волокон

втечет в пролом трельяжных окон,

где вечный зыбится покой.

23-30 марта 1995 г.; февраль 1998 г.

Татьяна Глушкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"