Трое
Трёхчастное стихотворение
I
Как монастырская стена,
тянулась по земле зима.
Снег излучал первичный свет,
как в день, когда был назван свет.
Тот снег бескраен и глубок,
и как проткнуть его ни целься,
он, будто шерстяной клубок
весь – от поверхности до центра.
Природы память коротка.
Что станет завтра – неизвестно.
Она безвольна, как невеста.
Её дыханье – в полглотка.
II
Набухая,
без края,
глухая,
бухая,
вповолок,
а потом – через дно,
в потолок –
утром сырость
пробилась,
и дрогнула свая,
и с размаху
размотан был
белый клубок.
Землю вдруг обложило
туманом глубоким,
дымовая завеса
цеплялась внизу,
чтобы от мироздания
и от Бога
скрыть
разгул и бесчинство,
хулу и бузу.
В захребетном своём кураже
захрипело,
повело,
понеслось,
клокоча,
развалясь…
тело ломит на тело
отвалились,
отбились,
расползлись
и разрушили
сходства и связь.
Заворочались горы.
Небо прячет глаза.
Как сугробы дымятся соборы.
Оседая, скулят голоса.
А леса?
В мельтешне несусветной деревья
исхлестали друг друга,
забыв о родстве.
В сером мороке этом
не помнило время,
где конец,
где начало,
где ночь,
где рассвет.
Ветры сталкивались,
глыбы мерялись лбами,
мелкота норовила
кольнуть,
ущипнуть.
Над оврагами,
балками,
между стволами
в стылом паре
кипела отравная муть.
И над варевом,
над замороженным пеклом,
где зима искупала
всевластье своё,
хищной песнею,
тучей холодного пепла,
чёрной пеной
кишело вверху вороньё.
А когда сквозняками
туман разметало,
то земля,
как икона,
при слабых лучах,
вся покрытая копотью жирной
лежала
в свежих язвинах,
лишаях
и рубцах.
III
Тянуло горечью с лесных пожарищ
и первою листвой. «Уже пора, –
сказал тогда товарищам товарищ, –
летим туда, где стол и где гора».
Они слетели, шелестя крылами,
и сели тихо. Посреди стола
стояла чаша, полнилась краями
и одного из них она ждала.
Известно было ангелам, что если
шепнуть предметам, то они уйдут.
Но во вселенной вещи нет телесней
и очевиднее, чем сей сосуд.
По бережной поверхности напитка
курились их родные облака.
Троих желанье мучило, как пытка,
узнать, насколько чаша глубока.
И двое посмотрели на соседа,
как с тонких губ он слизывает соль.
Сквозило тополиной почкой сердце,
согласное принять людскую боль.
Оно теперь стучало еле-еле,
готовясь всё по телу перегнать,
предчувствуя волокнами похмелье,
которому веков не занимать.
Он знал уже, какого будет вкуса
хладеющее под рукой питьё,
но думал: хватит ли его, Иисуса,
чтобы до капли осушить её.
Просвечивая каждое особо,
слоились в чаше отверху до дна
вся мировая медленная злоба,
вся желчь, вся нетерпимость, вся слюна,
всех кабаков прокиснувший осадок,
вся ненависть, грызня и клевета,
всех умерщвлений тошнотворный запах
и всех смертей стерильных чистота.
И с юношеской сладкою надеждой,
что этим шагом всё преобразит,
Он чашу неминуемую держит
и на весну в последний раз глядит.
1965
Примечание. Рублёвская «Троица» по содержанию этого великого образа соотносится не только с Пятидесятницей, но, прежде всего с евангельскими событиями Страстной седмицы. Вот почему у меня в заглавии не «Троица», а «Трое». Это трёхчастное стихотворение я, как и поэму о Сталине «Ночь» и как поэму о Катулле, тоже по редакциям не носил. С одной стороны такое занятие в 60-е годы и позже не имело смысла из-за явной религиозности сюжета. А с другой, я не был уверен именно в том, что описание смысла иконы с религиозной точки зрения безупречно, а, значит, допустимо. Сейчас бы я так не написал. Но и переписать по-иному не получилось бы. Собственную молодость не переиначишь. Пусть останется так, как сказалось.
2009
Юрий Лощиц
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа "