На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Плач души

Русские народные духовные стихи

Святая Русь зовется святой не потому, что русский народ был свят и безгрешен, а потому, что избрал в незапамятное время своим идеалом не какую-то одну добродетель, но именно святость, находящуюся высоко над ветхим состоянием падшего человека, над обыденной, подверженной греху и страстям жизнью. И этот выбор побуждал русский народ каяться в своих грехах так, как не каялся никакой другой народ в мире.

Лучшее доказательство этому – покаянные стихи из огромного моря русской духовной поэзии, которая создавалась народом – странниками и паломниками по святым местам, «каликами перехожими» и «поклонничками» – на протяжении тысячелетия. Этой дивной поэзией восхищались, собирали ее, посвящали ей исследования и издавали в многочисленных сборниках 19-го и в первые годы 20-го вв., начало чему положил сборник Петра Киреевского «Русские народные стихи», изданный в 1848 году. В советское время традиция составления, издания и изучения духовных стихов была прервана.

Стихи эти побуждают человека воздохнуть поглубже о душе своей окаянной и хотя бы ненадолго выйти из обычного состояния «диавольского поспешения», что особенно уместно сделать в Страстную седмицу. (Из сборника «Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX веков». М., 1991).

 

СТИХ О ДУШЕ ГРЕШНОЙ

 

Как на вольном свету душа царствовала,

Душа царствовала, душа праздновала.

Уж топеря душа переставилася.

Повели душу да за три горы,

За три горы, за Сиянские.

Уж за первой-то горой тут смола кипит,

Тут смола кипит да все кипучая.

Уж ты хошь ли, душа, во смоле сидеть?

Душа плачется, отбивается.

Повели душу за втору гору.

За второй горой тут черви гимзят,

Тут черви гимзят ядовитые.

Уж не хошь ли, душа, во червех сидеть?

Душа плачется, отбивается.

Повели душу за третью гору.

Уж за третьей горой там огонь горит,

Там огонь горит да вельми палит.

Уж ты хошь ли, душа, во огне гореть?

Душа плачется, отбивается.

Вот тебе, душа, вечное царствование,

Вечное царствование, вечное празднование.

 

СТИХ О ТРЕХ ДАРАХ

 

Проспали, продремали

Небесное Царство!

Прошел наш век ни зА что!

Чем-то нам будет

Господу Богу подъявиться?

Чем-то нам будет

Пред Господом оправдаться?

Поднесем мы Господу три дАра,

Три дарА потайные:

Первые дАры –

Ночное моленье;

Другие дАры –

Пост, воздержание;

Третьи дАры –

Любовь, добродетель.

Уж и нонече на сем свете

Все книги сгасли;

Одна книга не угасла:

Святое Его Евангелие.

Уж и чтет эту книгу

Иван да Креститель;

Он чтет ее, а сам плачет:

«Господи, Господи!

Прости души грешные,

Многогрешные, беззаконные!»

 

СТИХ О СМЕРТИ

 

Господи, Господи,

Покажи день-числа кончины моей.

Взойду я на гору высокую,

Погляжу во тьму глубокую, –

Вижу я там гробы, свои гробы,

Привечные наши домы.

Сколь я в мире не ликую,

Я гроба не миную.

Камени – суседи мои,

Песок-источник – постеля моя,

Черви – друзья мои;

Мати сыра земля,

Прими на вечную жизнь меня!

Господи, слава Тебе!

 

ПЛАЧ ДУШИ

 

Тужит-плачет душа наша

Перед Спасовым перед образом,

С чем прийти нам, подъявитися

На Страшной суд нам на праведной,

На второе на судное пришествие.

Не поможет душам нашим

Ни злато, ни серебро,

Ни именье, ни богачество,

Ни цветное наше платие,

Ни прелесть нам лицемерная,

Ни скупость нам лукавая,

Ни гордость безумная.

Толико помогут душам нашим

Все дела, дела наши добрые,

Смирение, большое наше терпение,

Слезы с плачем, с покаянием,

Есть поклоны наши полуночные,

Тихомирна тайная милостыня.

Славен Господь Бог прославился

За великое имя Господне! Аминь.

 

РАССТАВАНИЕ ДУШИ С ТЕЛОМ

 

Два ангела, два архангела,

Где вы были? Куда летали?

«Мы были на Святой Руси,

На конечном на расстаньице,

Где душа с грешным телом

 расставалася».

Расставалася, не прощалася,

Воротилася, поклонилася,

Слова молвила:

«Ты прости, прости, тело грешное,

Тело грешное, с земли взятое!

Уж тебе ли, телу, не на суд идти,

Не на суд идти к Судие Царю,

К Судие Царю, Христу Божию,

А идти тебе, телу грешному,

Телу грешному, праху смертному,

Во сыру землю, землю-матушку,

А я, душа, на ответ пойду

К Самому Судье – Христу Божию.

Уж как мне к Нему подойти будет?

Уж как мне Ему поклонитися,

Поклонитися, предъявитеся?

Чем я, грешная, оправдаюся?

Окаянная, чем порадуюсь:

Как на свете жила

Один грех приняла?

Из-за тела зЕмного пропадаю я,

Из-за немощи погибаю я.

Не крепка я была в добродетелях,

А низка я была в прегрешениях:

Поддавалась я телу зЕмному,

Телу зЕмному, праху тленному!»

 

ПЛАЧ ЗЕМЛИ

 

Как расплачется и растужится

Мать сыра земля перед Господом:

«Тяжело-то мне, Господи, под людьми

 стоять,

Тяжелей того людей держать,

Людей грешныих, беззаконныих,

Кои творят грехи тяжкие:

Досады чинят отцу, матери,

Убийства и татьбы деют страшныя…»

Отвещает земле Иисус Христос:

«О, мати, ты мати сыра земля,

Всех ты тварей хуже осужденная,

Делами человеческими оскверненная».

 

СТИХ О МАТЕРНОМ СЛОВЕ

 

Вы, народ Божий, православный,

Вы по-матерному не бранитесь, –

Мы за матерное слово все пропали,

Мать Пресвятую Богородицу прогневили,

Мать мы сыру землю осквернили.

А сыра земля матушка всколебается,

Завесы церковные разрушаются,

Проидет река к нам огненная,

Соидет Судия к нам праведный.

 

 

ПРО МАРИЮ ЕГИПЕТСКУЮ

 

Пошел старец молиться в лес,

Нашел старец молящую,

Молящую, трудящую,

На камени стоящую.

Власы у нея до сырой земли,

Тело у нея – дубова кора,

Лицо у нея, аки котлино дно.

И тут старец убоялся ея.

«А и кто если, жена страшная:

Или скотия ты, или лютый зверь,

Или мнение мне, иль престрашная смерть?»

Она же ему возглаголовала:

«Иди, старец, не убойся меня, –

Я не скотия и не лютый зверь,

Я не мнение тебе, не престрашная смерть,

Я богатого купца Киприянова дочь,

Я тридцать лет во пустыне живу,

Я тридцать лет на камени стою –

Замоляю грехи великие,

Замоляю грехи великоблудные».

А и тут жена просветилася,

Видом ангельским старцу открылася,

И велела она вспоминать ее,

Величати Марией Египетской.

И дала она письмена ему,

Что писала она на камени:

Житие свое ноготочками.

И пошел старец в великий град,

И принес старец житие ея,

И взошел старец в церковь Божию,

И велел старец вспоминать жену, –

То святую Марию Египетску, –

Во пятой четверг Велика поста.

Публикация Лидии Мешковой


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"