На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Из Дивеево

Цикл стихотворений

Супруге моей Людмиле посвящается…

1

На ж/д вокзале в Арзамасе,

на автобус в три часа утра,

очередь стоит в билетной кассе.

жидкая – десятка полтора,

человек, ну если два – от силы.

А откроют кассу ровно в пять.

Тут же, рядом, крутятся водилы –

частники: «Эй, кто не хочет ждать –

двести «рэ», как говорится, с носа,

четверо коль наберётся вас,

в целости доставим – без вопросов

в монастырь, к акафисту – как раз!»

«Так чего, народ? Кому в Дивеев?» –

глаз уже намётан у водил…

Ну и люди – те, что посмелее,

покидают кассу – впереди

столько ждать, а там ещё автобус

скоро ли к вокзалу подадут.

…Наш водитель – негде ставить пробы,

видно – ас, нам объясняет: «Тут,

в Арзамасе, есть такие храмы,

я вас специально провезу

посмотреть…» И вправду – панорама!...

Мимо них на небольшом газу –

этих белокаменных громадин,

помнящих Гайдара – не того

«Плохиша» (будь он, Егор, неладен)

а, конечно, дедушку его,

автора «Мальчиша-Кибальчиша»

мы в последней марке «Жигулей»

прокатили… Купола и крыши

заново побеленных церквей

в зеркальце, торчащем на капоте

ещё долго виделись в пути.

Мы с женой, две пожилые тёти –

богомолки – всех «Жигуль» вместил

без проблем. И вот мы едем-катим

с ветерком по гладкому шоссе.

Вдруг водила объявляет: «Кстати,

с кем не ездил в монастырь я, все

заезжают посмотреть на камень,

где молился старец наш святой, –

и развёл обеими руками, –

камень там здоровый, в-о-от такой!

И на нём два круглых углубленья,

каждое – с два кулака моих.

Батюшка молился на коленях,

так, что в камне отпечатал их.

Ну, так что – на камушек? Хотите?

Рано ещё, утро на дворе,

в монастырь успеете… Кладите

мне в карман ещё по двести «рэ».

Тут до камня двадцать километров,

а туда-сюда, так сорок все,

прокачу, как говорится, с ветром,

вот и отворотка от шоссе…»

Я взглянул: «Поедем?» на супругу –

плеч пожатье было мне в ответ.

Вдруг одна из тётенек с испугом,

очень громко заявила: «Нет!

Будьте так добры, езжайте прямо.

Мы бедны, по правде говоря…»

И пока не встала панорама

в лобовом стекле монастыря,

мы молчали как-то очень плохо.

Наш водила мыслил, может: «Ох!

Дал мне чёрт сегодня этих лохов…»

Я ж, наоборот: «Как терпит Бог

вот таких ловчил, как этот дядя,

делающих деньги на святом », –

думал, в его сторону не глядя…

Но вот показался первый дом,

самого Дивеева. И быстро

въехали мы в самый центр села.

Отразила солнечные искры –

был восход – роса на куполах

двух огромных каменных соборов.

Высадил молчком водитель нас

у ворот обители. И споро

улетел обратно в Арзамас.

2

Акафист старцу Серафиму

поётся рано, в семь утра.

Одета в траурную схиму

стоит монахиня-сестра

над ракою с его мощами

у изголовья. А у ног

стоит другая. Между нами

толпой и ракой – низкий блок,

переносной такой заборчик

поставлен – не перешагнёшь!

И хор – то глуше, а то звонче

поёт… Я чувствую, как дрожь

под ложечкой вдруг ниоткуда

возникла, начала расти.

А дальше, дальше было чудо…

Мы все на жизненном пути,

не смысля в вере ни бельмеса

по молодости, в души к нам

впускаем разномастных бесов.

Душа – она ведь тоже храм,

где только ангелам и место.

Но недруг человека – бес

хитёр… Мне в душу, если честно

он не один туда залез.

И вот пред ракою святого

(что значит – Божья благодать!)

она – душа моя готова

изрыгнуть бесов и изгнать.

Как на ногах держусь – не знаю,

но надо – люди же кругом.

А к горлу – к горлу подступает

тяжёлый и противный ком.

Кошусь – не видят ли соседи,

ищу опору, вот – стена…

«Да что с тобою, ты так бледен!?» –

тревожно шепчет мне жена.

И вот при всём честном народе

она берёт ладонь мою

и за руку меня выводит,

к двери сажает, на скамью.

Ах, только б духу мне хватило

изгнать, изрыгнуть этот ком!

И я борюсь с незримой силой

дышу надрывно и с трудом.

И вот, с последним звонким гласом

акафиста, я всё же смог

всё это выдохнуть. И сразу

мне легче стало. А дымок

чуть видимый, что с комом вышел

не из груди, а из души

поплыл к дверной открытой нише…

Живу я нынче не в глуши,

а в городе большом, и в храмах

бываю часто. Но такой

чудесный случай, если прямо

сказать, впервые был со мной.

И объясненья нету проще

на первый и последний взгляд:

«виной» всему – святые мощи,

что в раке, под стеклом, лежат

Какой же это силой надо

мощам святого обладать…

А на душе – такая радость,

и благодать. И благодать!

3

Кто Дивеево видел, тот знает –

здесь обитель от внешних врагов

защищает канавка такая,

что скорее похожа на ров.

В годы давние рвами такими

окружали себя города.

Крепостями вставали над ними

земляные валы. Иногда

враг, в осаде растратив всю силу,

в свои степи ни с чем отступал.

Ну а здесь, как задумано было

вещим старцем, канавка и вал

по-над ней защищают границы

Государства Российского, и

здесь Небесная ходит Царица

по ночам и следочки свои

оставляет на каменных плитах

(ими выстелен вал), и Покров –

над несчастной Россией защиту –

простирает… Вал этот и ров

виртуально – границы России…

Вот и мы, майским солнечным днём

позабыв про заботы мирские

по канавке с молитвой пройдём,

по следочкам Царицы Небесной,

что не видимы глазу почти.

День и, правда, весенний, чудесный.

Хорошо по канавке идти,

ни на право смотреть, ни налево,

а в себя только – тут и сейчас,

и читать «Богородице, Дево...»

полтораста, не менее, раз,

как завещано нам Серафимом

и при жизни как сказано им:

тут встают перед нами незримо

и Афон и Иерусалим

и Печёрская, в Киеве, лавра –

все четыре удела Ея –

Богородицы-Девы. И главных

нет средь них… По бокам, по краям

и на дне, где нет солнца, канавки

(будто лето уже – не весна)

зеленеет весёлая травка.

Кто не знает – канавка длинна,

восемьсот – точно смерено – метров

и длину, (видел сам Серафим)

Богородица здесь незаметно

пояском отмеряла своим.

Можно нынче и нам погордиться:

с группой тихих монахинь-черниц

по следочкам Небесной Царицы

мы прошли вкруг российских границ

как мне помнится, раза четыре

в эту майскую зелень и синь.

Да пребудет в покое и мире

наша родина с вами. Аминь!

4

Так, наверно, на Руси и было,

так и шло всегда из века в век:

где места святые, там кормилось –

возле – много нищих и калек.

Вот и здесь – едва-едва к ограде,

к кованым воротам, подойдешь,

как уже: «Подайте Христа ради!»

слышишь вкруг себя. И подаёшь

(стыдно не подать же) сколько можешь,

раз обычай на Руси такой.

За оградой, возле храмов, тоже

много их – с протянутой рукой,

большинство причём – из здешних, местных.

Милостыню дав, все просят их:

помяните в Царствии Небесном,

души наших близких и родных.

Кто-то не на хлеб берёт – на водку –

тоже наша русская беда.

Я одну и нынче помню тётку…

Мы когда приехали туда,

тётка та лежала за канавой

у ворот обители, в грязи.

Днём она сидела – Боже правый! –

на канаве пьяная. Вблизи

выглядела баба безобразно,

но была не в меру весела,

в грязной юбке, в телогрейке грязной.

«Да она из нашего села, –

пояснил общительный прохожий, –

как тепло на улицу придёт,

тут она всё лето с пьяной рожей

днюет и ночует у ворот».

Мимо тётки этой проходили

мы, не раз, конечно, и не два.

А она, вся белая от пыли,

говорила ласково слова:

«Милые, подайте, ради Бога

на похмелье мне, живой душе!»

И мы подавали ей – немного –

жалко тётку… А когда уже

уезжали, видели – у бабы

мужичок, хоть сам пьяней вина

знать по праву сильного над слабой

отбирал бутылку. А она

«Караул! – кричала – Помогите!»

И ей водка на ноги текла.

А за ними высилась обитель,

золотом сверкали купола –

блеск! – Преображенского собора,

облака буравили кресты…

Русь, Россия… Пьяный под забором,

рядом – храм небесной красоты,

купола, как золотые чаши

в лужах отражённые – пять все.

Вот – душа загадочная наша,

в безобразье этом и красе.

5

Серафимов источник в весёлом весеннем лесу,

дерева только-только прозрачную зелень одели.

Соловьями обжиты здесь каждая ветка и сук,

и звенят на весь лес соловьиные звонкие трели.

Русло узкой реки изгибается полукольцом

под крутым бережком, на котором белеют купальни,

оставляя под ним с родниковой водой озерцо.

И бежит себе речка, теряется в зарослях дальних.

Здесь – любимое место отца Серафима, и он,

лик иконный его со стены невысокой часовни,

что руками умельца в оклад, под стекло помещён

смотрит пристально в мир, и сурово глядит, и любовно.

А купальни – три сруба из брёвен – один к одному

с небольшими оконцами, с крышами из черепицы.

Дверь берёшь на себя и ступаешь туда – в полутьму,

на порожке успев – «Спаси Господи!» – перекреститься.

И стоишь в мокром срубе, раздевшись, растерян и гол

с иорданью один на один, и один сам с собою,

ощущая босыми ногами неструганный пол,

что лежит наравне с родниковой холодной водою.

Вот же – прорубь в полу, то есть это она – иордань,

вот и лесенка в воду – на дно убегают ступеньки.

Ну не бойся, давай, на ступенечку верхнюю встань,

на вторую ступай, и спускайся в родник помаленьку.

Ах, по телу – озноб! Как, однако, вода холодна!

Вот – по пояс она, вот по грудь, и по плечи вдруг сразу.

А с последней ступеньки нога не хватает до дна.

Ну, теперь с головой, покрестись, и, давай же – три раза.

Первый раз с головою под воду: «Во имя Отца!»

и ещё раз и – «И Сына!», и снова – «И Духа Святаго!»

И, как пробка – на солнце, наверх, не теряя лица,

быстро-быстро одевшись, пускай под одеждою влага

всё ещё холодит. Но восторг уже зреет в душе

и как телу легко, так, наверное, птицы летают.

Вот и очередь к срубу, вопросы: «Ну, как вы? Уже?»

Улыбнёшься в ответ: «Ничего! Процедура простая»…

А восторгом объяты уже и все чувства твои,

будто снова на свет появился, родился вдруг снова.

Ах, как зелень прозрачна, как славно поют соловьи!

Как исполнен сей мир благодати и Духа Святого!

А, чуть-чуть приглядевшись, увидишь: отец Серафим

не с часовенки смотрит, а с берега, вон – с того места:

лапоточки и посох, и нимб золотистый над ним

и рука его правая поднята в знаменье крестном…

6

В трапезной обители – народу! –

За столами мест свободных нет.

Трудницы разносят по проходам

постный, как положено, обед –

суп капустный, гречку без подливы,

подслащённый фруктами компот.

И, перекрестясь, неторопливо

ложками орудует народ,

сидя в тесноте да не в обиде,

как большая дружная семья.

Юная послушница – внемлите! –

у окна читает жития

Александры, Марфы и Елены –

преподобных монастырских жён.

… Кто придёт в обитель – непременно

как и мы,   бывает поражён

подвигом дивеевских монахинь:

в новый век, в последние года

монастырь, поднявшийся из праха

по молитвам их и по трудам

и в убранстве храмов, и снаружи –

издали – прозрачным майским днем

смотрится, наверное, не хуже,

чем в начальном облике своём.

Нет, мужские руки, безусловно

и немало потрудились тут.

Но ещё ведь есть и труд духовный,

кто бы знал, как тяжек этот труд!

Поощреньем, а не наказаньем,

знать не зная, что такое лень,

сёстры здесь считают послушанья

и несут их каждый Божий день

и в работе чёрной, и в молитве,

женское смиряя естество,

побеждая в ежечасной битве

князя мира грешного сего.

И, наверно, преклонив колена

перед Богородицей, в раю

Александра, Марфа и Елена

за обитель кровную свою

не одно молитвенное слово

молвили, и за сестёр – за всех.

Вот и монастырь поднялся снова,

и восстал во всей своей красе.

Купола сияют золотые,

каждый – будто в солнце отражён.

И сегодня мощи их святые –

преподобных монастырских жён

Александры, Марфы и Елены

(прославленья были, торжества)

поруганья избежав и тлена

почивают в храме Рождества –

по заслугам их! – Пречистой Девы.

Сёстры им акафисты поют,

и сии духовные напевы,

радуют их души там – в раю.

И за общей трапезой, прослушав

трёх святых скупые жития,

поминаем светлые их души

с остальным народом – ты и я.

7

У матушки Иеронимы,

приют недолгий давшей нам,

иконы старца Серафима

висят по стенам – тут и там

и без окладов, и в божницах.

И образы других святых.

А вот портреты – царь с царицей,

при жизни писаные с них

и сберегавшиеся чудом

на матушкины риск и страх

на чердаке, в углу, под спудом…

Но век сменился, и монарх

с супругой царственною вместе

(людскую память не убить!)

стоят на самом видном месте

и на почётном, стало быть.

И Александру с Николаем,

всю венценосную семью

Иеронима поминает

за упокой не раз на дню.

У матушки Иеронимы

находят пищу и постой,

живут-ночуют пилигримы

со всех концов Руси Святой.

Их тут перебывала масса –

недавно здесь семья была –

мать с сыновьями – из Кузбасса

теперь вот – мы… Молва пошла

а вместе с ней и адрес этот

и номер телефона сей

из уст в уста – по белу свету,

короче, по России всей.

И то! – чем ехать в неизвестность,

да ещё если в первый раз,

узнать приятно, что есть место,

где ждут уже и примут вас.

А там… Обитель вот – под боком,

ходи, смиряйся и молись

и Преподобному, и Богу

и покидать не торопись

Дивеево – а вдруг не будет

оно уже в твоей судьбе?

Здесь проживают божьи люди,

здесь, в этой небольшой избе

кладут поклон царю с царицей

от всей души – ни как-нибудь.

Ну а когда уже случится

собраться вам в обратный путь,

вам матушка Иеронима

благословенье даст во след,

в пути вы будете хранимы

от неприятностей и бед.

А посчастливится в обитель

ещё приехать (жизнь длинна!)

вот – этот дом, вот – дверь, стучите,

и вам откроется она…

8

И ещё одно Господне чудо

нам тогда явили небеса,

и его я долго помнить буду –

жизнь – она скупа на чудеса,

вот живёшь, не видя и не слыша

Божьего присутствия вокруг,

а потом вдруг знак бывает – свыше,

не врасплох, а именно, что – вдруг.

Для кого-то это – с неба манна

в долгом изнурительном пути

по пескам к земле обетованной.

Для других… Других вдруг осветит

лик Господень ясным днём с Фавора,

словно солнце просияет им…

Близ Преображенского собора

мы, им восхищённые, стоим,

мастерством строителей любуясь:

известь, будто снег, белым-бела,

как красиво в бездну голубую

золотые смотрят купола,

как углы, и арочки, и стены

и оконца – ввысь устремлены!

Обходя вкруг храма постепенно

смотрим на него со стороны

и вдруг – р-раз! – в какое то мгновенье

(это – чудо, это – свыше знак!)

оба, (не обманом, значит, зренья

было это) увидали, как

каменная белая громада

(сколько тонн в соборе, о-ё-ё-й!)

поднялась и, словно так и надо,

плавно воспарила над землёй

может на два, может, на три метра…

Кажется, что вот ещё чуть-чуть –

ветерок подует – лёгким ветром

унесёт её куда-нибудь,

на другую, может быть, планету,

силе притяженья вопреки…

С полминуты продолжалось это

и вернулось на свои круги

и на место встало… И покуда

этот день весенний не погас,

ощущенье явленного чуда

промыслом Господним, жило в нас.

Архитектор лишь одним искусством

над землёй собор поднять бы смог?

…Непередаваемое чувство –

знать, что нашим миром правит Бог…

9

Как там жизнь повернёт – неизвестно,

приведёт ли судьба снова нас

во владенье Царицы Небесной –

во Дивеево?... Нам в этот раз

повезло и с жильём, и с погодой,

(нераскрытым остался твой зонт)

и что было немного народу –

мы попали сюда не в сезон,

не в наплыв в монастырь пилигримов –

летом было б здесь много тесней.

И у раки отца Серафима,

удалось посидеть – рядом с ней,

перед самой обратной дорогой,

не минуту, не десять – а час.

Две сестры в одеянии строгом

со скамейки не выгнали нас.

Это видимо, чувствует всякий,

кому так, как и нам, повезло:

ощутил я – исходит от раки

в самом деле исходит! – тепло

чуть заметно и чуть уловимо –

эти мощи исполнены сил!

А о чём я отца Серафима

здесь, у раки святого, просил

не всё тайна – одно из желаний

исполняется тут и сейчас:

из-под правой руки (из-под длани

как сказали бы прежде) рассказ

о четвёртом, российском, Уделе

Богородицы – вышел, готов…

Пусть не всё он вместил… В самом деле –

ёщё столько и строчек и слов

а, быть может, и больше в три раза

надо, чтоб обо всём рассказать:

о нелёгком труде богомазов,

что сподобились вновь расписать

изнутри два огромных собора.

И о том колоссальном труде,

что вернул монастырь, и столь скоро,

в жизнь духовную… И о воде

о живой в трёх источниках, где нам

не пришлось в этот раз побывать.

И ещё есть сюжеты и темы –

их поэтам другим раскрывать,

если будет Господняя воля.

Всяк талант – он к Нему вознесён.

Ну а я… Я и этим доволен.

Бог велик! Слава Богу за всё!

2008 год, г. Архангельск

Александр Росков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"