На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Из дальней обители

Стихи

                                   Посв. Людмиле

       1

В неурочный ранний час, в который

спать бы сладко, лёжа на боку,

вдруг проснуться в городке Печёры

и не по будильника звонку,

а от колокольного набата…

Пять утра. Рассвет встаёт в окне.

Надо подниматься значит, надо

к исповеди и тебе и мне,

а коли допустят – и к причастью.

Ничего что рано, на заре.

Это бы, конечно, было б счастьем

причаститься здесь, в монастыре.

На окне раздёрни занавески,

пусть за ними дождь и полумгла, –

там он, монастырь Псково-Печерский,

где гудят-поют колокола,

где из келий строгие монахи

в Сретенский уже ступили храм,

чтоб служить заутреню. Со страхом

Божьим в этот храм пора и нам.

Да, пора, хотя, конечно, страшно,

(знаю беззаконие моё),

что с того, что в вечер весь вчерашний

и позавчерашний мы вдвоём

к исповеди будущей готовясь,

покаянный много раз канон

прочитали? Есть же ещё совесть…

Вспомни — царь Давид, как плакал он

слёзно перед Богом: «грех мой выну…»

клялся: «паче снега убелюсь…»

Милует Господь же и скотину,

а мы – человеки… Ну и пусть,

что идти в обитель страшновато,

но когда же, если не сейчас?

Пусть мы перед Богом виноваты,

неужели не простит он нас?

К исповеди всё же – не на плаху…

Номер наш гостиничный – на ключ,

и – вперёд, под дождик, с Божьим страхом,

вон – туда, где среди серых туч

купола небесно-золотые

держат православные кресты.

… С нами вы, угодники святые?

Ангел наш хранитель – рядом ты?

       2

Молящихся взглядом окинув

внимательно, и вдругорядь,

на службе заутренней инок

мне толстую подал тетрадь.

На корочке общей тетради

«ЗА ЗДРАВИЕ» — надпись. И он

«Читайте, — сказал, — Бога ради», —

и лёгкий отвесил поклон.

Ну что ж, за других помолиться –

то Богу угодно вдвойне.

Вот — список на каждой странице

людей, что неведомы мне.

За именем следует имя –

всё — почерком ровным, одним:

здоровые рядом с больными,

здесь воин (солдат), а за ним

муж чей-то иль сын – заключённый,

младенцы – и он, и она.

В тетради, вот тут, поимённо

вся наша большая страна

от А и до Я – вся, по Святцам.

Сюда среди прочих имён —

чему, впрочем, тут удивляться? –

тем почерком самым внесён

насельник обители здешней,

причём далеко не один.

Они тоже люди, конешно –

вот, сколько белеет седин

в косицах монахов, стоящих

на утренней службе – не счесть.

Средь них есть немало болящих.

И мне нынче выпала честь

за здравие каждого, имя

чьё вписано в эту тетрадь,

в порядке с другими — мирскими —

не вслух, про себя, прочитать.

Заутреня служится долго,

часа и четыре, и пять,

немеют, конечно же, ноги —

попробуй на месте стоять

считай, от зари до обеда —

монашия жизнь нелегка…

Тетрадочку общую эту

два раза прочёл я, пока

звучали акафисты в храме.

И каждое имя, что в ней,

услышано Тем, Кто над нами…

Не знаю я этих людей,

не знаю… И всё ж не случайно

читал имена эти я.

И в этом – великая тайна.

Спаси, Боже, люди твоя…

      

       3

После сводов храма – свод небесный,

под ногами – мягкая земля.

Мы идём не в ногу ходом крестным.

Ход – на монастырские поля.

С края и до края небосклона

пасмурные виснут облака.

Впереди – хоругви и иконы,

братия в высоких клобуках.

Я, сказать по-честному, в восторге,

хотя груз мой тяжек и велик:

на моих руках – святой Георгий,

лик его, иконописный лик.

У дверей, по выходу из храма,

мне вручил монашек образ сей…

Вот она, по ходу – панорама

монастырских вспаханных полей.

Нынче в нашей матушке-Рассее,

что собой безмерна вдаль и вширь,

мало пашут, так же мало — сеют…

По пути из Пскова в монастырь

(почитай, полсотни километров)

ну и из столицы в город Псков

по полям окрестным только ветры

переносят семя сорняков,

и не видно ни бороздки пашни,

май хотя — горячая пора.

Не в пример тому – поля монашьи:

славно потрудились трактора,

чёрная вкруг нас лежит землица,

жаждет семена принять в себя.

У монахов – благостные лица.

Кисточкой рогожной окропя,

горсть семян, монах рыжебородый

в борозду, наотмашь – бросил их.

И народ запел всем крестным ходом

радостный – Христу — пасхальный стих.

И слова, как Он воскрес из мертвых,

смертию своею смерть поправ,

разнесло вокруг на километры

майским ветром…

        Кажется, вчера

шёл я крестным ходом, нёс икону.

На пути обратном, у ворот

колокольным благовестным звоном

монастырь встречал наш крестный ход.

И сегодня этот день вчерашний

вновь перед глазами у меня…

И сейчас на монастырской пашне,

надо думать, зреют зеленя,

в рост идут картошка и капуста…

Пусть пока что далеко зима,

но придёт она — не будет пусто

в щедрых монастырских закромах.

Монастырь (а он открыт для многих),

как должно у православных быть,

каждому паломнику с дороги

первым делом даст поесть-попить.

Между прочим, так и было с нами,

первым делом нас кормить повёл

старый инок с добрыми глазами,

и не скуден был монаший стол.

Это значит, что и прошлым годом,

Господа о милости моля,

братия ходила крестным ходом

на свои весенние поля.

И, согласно правилам-канонам,

как и было на Руси в веках,

кто-то нёс ту самую икону,

что и на моих была руках…

       4

За нами захлопнулись двери,

и тьма обступила вдруг нас

вот тут, в богоданной пещере,

такая, хоть выколи глаз.

И если б не теплились свечки,

зажатые в наших руках,

то нас охватил бы, конечно,

уж если не ужас, то страх

понятный вполне — заблудиться

под толщей песка и земли…

Господь нам послал проводницу –

старушку-послушницу. И

с молитвой подземным кладбищем

тихонько пошли мы за ней.

Не сотни, конечно, а тыщи

окончивших путь свой людей.

лежит под пещерным покровом:

дворяне, князья и купцы

и граждане города Пскова –

посадские люди, стрельцы,

и иноки, что и понятно —

минувшие помнят века

их подвиг духовный и ратный…

В проёмчике узком рука

нащупает дерево гроба —

печерского старца приют…

Избавить себя от хворобы —

любой – просит немощный люд,

гробов тех касаясь руками.

А сколько их, старцев святых

в пещерах лежит… Перед нами

вдали из густой темноты

там, в самом конце галереи

послышалось пение. Свет

вдруг мрак подземельный рассеял:

архимандрит Филарет —

келейник отца Иоанна1

и хор из послушниц поют

и слаженно так не осанну —

заупокойную… Льют

в руках их горящие свечи

огня золотого поток

и тени причудливо мечут

на низенький свод-потолок.

Гроб с прахом отца Иоанна –

за стенкою, в нише, стоит.

И коротко так, не пространно

архимандрит говорит

о нём поминальное слово

и ладаном сладким кадит.

И хор возрождается снова,

и светлый акафист летит

в обратный конец галереи

едва слышным эхом… А мне

вдруг грезится: мы в Иудее,

мы в ветхозаветной стране,

и не Филарет перед нами —

апостол – святой человек,

и первые мы христиане,

и первый на улице век.

И стоит нам выйти отсюда,

узрим, оглядевшись окрест:

висит на осине Иуда,

и цел на Голгофе тот крест,

с которого сняли недавно

умытого кровью Христа.

А город, великий и славный,

библейские эти места

имперские топчут когорты

и ищут язычников – нас…

* * *

Воздав, что положено, мёртвым,

мы вышли на свет… И сейчас

коль спросят: «А можешь за веру,

как те христиане, уйти

от мира под землю, в пещеру?» –

мне быстрый ответ не найти.

Сказать сразу «да» — это глупо,

кто сразу в пещеру пойдёт

то — подвиг уже, не поступок.

Но если Господь призовёт…

1 Старец Иоанн Крестьянкин, известный всему православному миру, похоронен в одной из пещер Псково-Печерского монастыря.

       5

В светлом храме Сретенья Господня

В блеске золотом икон и риз

Там, наверно, ходит и сегодня

на вечерне дедушка Борис –

не монашек – старичок блаженный,

что прижился тут, в монастыре.

Весь народ стоит, такой степенный,

а Борис – весь волос в серебре —

ходит меж с печальными глазами

отмечает вновь приезжих и

спрашивает: «Вы не из Рязани?»

ищет, видно, земляков своих.

Те, кто знают дедушку Бориса,

шикают на старца: «Встань и стой!»

Но ему на месте не стоится…

Так и было на вечерне той —

Он спросил меня: «Не из Рязани?»

огорчился: «Нет?» И вдруг потом

подошёл вплотную: «Ну а сами,

сами по профессии вы кто?»

Я сказал: «Работаю в газете».

Он кивнул и тут же отошёл.

Но, держа, как видно, на примете

мой ответ, потом меня нашёл,

после помазания елеем,

поманил в сторонку, в уголок…

Вот – передаю я, как умею

сбивчивый Борисов монолог:

«Вы – газетчик. Можно обратиться

к вам с моей печалью и бедой? —

Почему не пашется землица,

почему крапивой-лебедой

заросли поля во всей России,

а не рожью и не ячменём?

Вот настанут времена лихие –

голодать и умирать начнём.

Вы своим рабочим инструментом,

раз владеть умеете пером

напишите прямо президенту,

напишите: скоро все помрём,

коль не будем ни пахать, ни сеять,

хлеб растить не станем на земле,

президент – он голова России

он сидит не где-нибудь – в Кремле

и, наверно, просто знать не знает,

что у нас не пашутся поля,

и что сорняками зарастает

повсеместно русская земля.

А она – земля – всему основа.

Как же ей – без ржи, без ячменя?

Вы – газетчик. Дайте же мне слово

что вы не обманете меня,

что письмо отправите в столицу,

чтобы повернулось время вспять,

чтобы наша русская землица

снова стала хлебушек рожать.

Обещайте…»

       Может, слишком гладко

передал я дедов монолог,

главное – по сути… Шоколадку

протянул старик мне — всё, что мог,

всё, что за душой у деда было —

шоколадка. Я её ношу,

ничего чтоб память не забыла,

в потайном кармане. «Напишу!» —

я пообещал тогда Борису,

пожалев, – понятно, — старика.

Тот, кто на Москве в Кремле прописан

знает обо всём наверняка,

что поля бурьяном зарастают,

что деревня кончится вот-вот

президент и все министры знают…

А передо мной сейчас встаёт

как тогда, в том храме, сам блаженный:

кроткий вид, седая голова.

«Вы уж напишите непременно», —

слышу те же самые слова.

Я пишу и каюсь, что промедлил

с написаньем этих самых строк.

А прочтут их президенту, нет ли

ведает об этом только Бог…

       6

Жаль покидать места святые,

что снова станут далеки…

Как хорошо, что есть в России,

пусть маленькие, островки,

где нет людей, тебе знакомых,

и ты совсем не знаешь их,

но чувствуешь себя, как дома

и здесь ты свой среди своих,

где без вопросов обогреют,

дадут и пищу, и ночлег,

где о душе своей радеет —

не о богатстве – человек.

Где ты с волнением и страхом

под тяжестью грехов своих

подходишь к строгому монаху,

отходишь благостен и тих —

он, облечённый вышней властью,

надежд твоих не погубя,

благословил идти к причастью

уже прощённого тебя.

В ребяческие наши годы

в слезах, с заплаканным лицом

свои обиды и невзгоды

несли мы матери с отцом.

А взрослыми свои проблемы

и много прочего всего

несём сегодня, пусть не все мы,

Христу и Матери Его.

За стенами, которым сотни

их укрепивших долгих лет,

ты прочно защищён сегодня

от внешних горестей и бед.

А завтра, помолившись Богу

в обители в последний раз,

пойдёшь в обратный путь-дорогу,

и до тех пор, пока из глаз

не скроются за кромкой леса

и в тучах грозовых кресты,

на них из-под руки навеса

посмотришь, обернувшись ты

не раз, не два… И где б ты не был,

твой взгляд везде искать готов

на фоне облачного неба

резные абрисы крестов.

И пусть встают по всей России

и достают до облаков

кресты – как символ ея силы,

и страха для её врагов…

2008 год, г. Архангельск

Александр Росков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"