На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Память моих земляков…

Стихотворный цикл

                          «А на кладбище сельском такая стоит тишина,

                          что звенит в каждом ухе, и входишь в ворота с   опаской.

                          Тихо здесь до того, даже слышно, как трескает на

                          ещё свежих крестах голубая и синяя краска…»

        Вместо вступления

…Я вхожу снова в те же ворота,

лет десяток примерно спустя.

Я на родине снова — пролётом

и проездом, увы – не в гостях.

Хоть зовут земляки меня в гости,

да вот времени нету почти.

Только можно ли мимо погоста,

не зайдя сюда, просто пройти? –

тут покоится столько народу,

и знакомых моих, и друзей.

За минувшие месяцы-годы

здесь заметно, что стало тесней

от могил, от крестов и оградок,

хотя места и много ещё.

Я от ряда могильного к ряду

побреду, задевая плащом

за траву, что вокруг колосится,

за штакетники низких оград,

голоса вспоминая и лица

тех людей, что за ними лежат.

И встают в моей памяти годы,

задевая за струны души,

когда рядом вот с этим народом  

здесь, в деревне, и рос я, и жил…

                            I        

Юморной мужик Васильев Валька,

прозванный в деревне «Калышом»

на гармошке и на балалайке

«шарил» равнозначно хорошо.

Валентин работал трактористом

на уборке и на посевной

с неизменной песней про танкистов –

экипаж машины боевой.

Я ему клал печку в новом доме —

русскую с плитой, сам, в первый раз.

Печников в деревне нашей, кроме…

Вот как раз об этом и рассказ.

Мы решили: экспериментальной

будет печь, раз первая она.

Ну, а чтобы дело шло нормально,

Валентин ни водки, ни вина

не жалел, обмыт тогда был нами

каждый, а их тысяча, кирпич,

каждый закладной – для жара! – камень,

всё – под развесёлый Валин спич,

мол, печник – он должен напиваться

в дым, сапожник – в стельку, а ещё

в дребезги – стекольщик. Я, признаться

был тогда и тронут и польщён

Валиным вниманьем: он играет

на гармошке, веселя меня:

«И летели наземь самураи»,

Я кладу кирпич, не в такт звеня

мастерком… И аккурат в субботу

печка затопилась — хорошо!

Так за две недели, за работой

мы и подружились с Калышом.

И тут – баня, праздник дымового,

пир горой – два дня он был у нас!

Ладная кирпичная обнова

и хозяйкин радовала глаз.

И потом хозяйка     —   Антонина

каждый раз меня на пироги,

будь-то праздник или   именины

искренне звала,   и не моги

в гости не прийти, хоть на немножко,

хоть на час. А там: «Куда спешишь?!»

На хозяйском месте, у окошка

восседал с гармошкою Калыш

неизменно. Пироги из печи,

шаньги и калитки – в полстола.

И про печь в застолье были речи —

печь отлично грела и пекла.

Запоёт Калыш про трёх танкистов,

над гармонью голову склоня:

А потом: «Давай-ка грамм по триста!»

И стакашки наши зазвенят,

как-то сами   вспыхнут разговоры,

и подначки – в шутку, не в серьёз

                    * * *

…А потом я перебрался в город

от деревни – за полтыщи вёрст.

Стала жить деревня, как придётся

с диким рынком, хлынувшим в страну.

А Васильев утонул в колодце,

по-дурному как-то утонул.

Тётка Тоня с дочкой, с внучкой Таней

в лес ушли, с обеда, по грибы.

А Калыш   топить   остался   баню,

да фронтон покрасить у избы.

Как уж он носил   там в баню воду,

как с ведром упасть в колодец мог?

Доставали Валю всем народом —

был колодец узок и глубок.

Лет уж семь, как нету Валентина…

На могилке весело цветут

хризантемки — тётка Антонина

видно, что бывает часто тут:

крест недавно сменен и покрашен —

знать Успенским, нынешним, постом.

И лежит пирог из печки нашей

на тарелке белой, под крестом…

                       II

Мой земляк Солодягин Серёга

(вот тут сколько лежит земляков!)

отошедший ко Господу Богу

в пятьдесят полноценных годов,

получил своё прозвище – «Пушкин»   

ещё в школе, так в классе шестом

за   волос   золотых завитушки —

да каких! — над   мальчишеским   лбом.

И мы в классе своём всю дорогу,

до последнего в школе звонка

Солодягина звали Серёгу

только «Пушкиным», больше – никак.

А Серёга был скромник – куда там!

Хоть учился всё больше на «три» —

не ругался, как сверстники, матом,

и «бычков» по углам не курил,

и урок отвечал по бумажке

из-за скромности редкой такой,

и краснел, как девчонка, бедняжка,

когда я или кто-то другой

заводил разговор про девчонок,

нет, не пошлый – простой разговор.

Он и дальше себя как телёнок

вёл с девчатами с тех самых пор,

(так и умер Сергей неженатым

и бездетным – всё скромность его).

После армии скрылся куда-то

Солодягин и жил далеко —

«в городу – у родни», как твердила

деревенским Серёгина мать.

А когда по стране покатила

перестройка, Серёгу держать

той родне стало, видно, накладно.

К власти Ельцин пришёл, и потом

Солодягин вернулся обратно

к своей мамке, в родительский дом.

И покуда была тётка Таня

при здоровье и пенсии – он

(есть работа, да нету желанья)

ел и пил на её пенсион,

пусть на скромный – на хлеб да на воду

им хватало, на большее – нет…

Девяносто трагическим   годом

тётка Таня ушла на тот свет.

И Серёга остался – без денег,

без работы, и если б хотел

подкалымить —   колхоз был худенек

здесь, в деревне, и тот улетел

под откос вместе с нищим народом.

Председатель куда-то исчез.

И теперь чтоб на хлеб на воду

заработать, колхозники   в лес

подались – только те, кто с руками.

Остальные – на биржу труда.

А Серёга поплакал о маме

и стал жить – ни туда-ни сюда:

у старушек поколет дровишек,

им с колодца воды принесёт,

сроет снег и с сарая, и с крыши,

летом частных коров попасёт.

Да коров-то в деревне – немного,

двум да трём   и не нужен пастух.

С голодухи да с горя Серёга

похудел, хорошо — не опух.

Я, на родине кратким наездом

пребывая, Серёге всегда –

- одноклассник! – старался полезным

быть. Узнав про него, что   еда

на столе Солодягина — редкость,

приносил ему ту же еду.

И, конечно, старушки-соседки,

что друг другу пропасть не дадут,

чем богаты – кормили Серёгу.

Да пьянчужки, а их пол-села

протоптали к Серёге дорогу.

Молодёжь, что в деревне была,

пробавляясь техническим «шилом»* —

(клуб закрыт, негде выпить зимой) —

все – к нему, и его приучила

выпивать. Регулярный запой

стал законным в Серёгином доме.

И однажды раз после него

Солодягин вдруг взял да и помер,

и не мучился,   помер легко, —

мне поведал его собутыльник,

сто рублей попросив наперёд

…На могиле Серёги могильник –

распустился и буйно цветёт

золотые качая верхушки

на залётном сюда ветерке.

Я стою, говорю: «Здравствуй, «Пушкин»!

Как ты в дальнем твоём далеке?

Извини — не хотел тебе злого —

за дразнилку, за «Пушкина», за

то, что я обижал тебя словом —

я беру это слово назад.

Где ты нынче? Наверно – у Бога,

там, в раю, золотом-золотом…»

                  * * *

Ну а Пушкина – «тёзку» —   Серёга

не любил ни тогда, ни потом…

                     III

…А уж кто хлебнул из чаши горя,

не стаканом – прямо через край…

Вот могила Гладышева Бори.
Его звали   Боря-Покатай

по деревне, почему – не знаю,

лет на двадцать старше был меня.

Смерть за ним пришла ещё какая —

он погиб в мороз, но от огня.

Дядя Боря дом семье построил,

нарожал достаточно детей –

(трое девок, да парнишек двое)

с тёткой Катей – жёнкою своей.

Говорят, любил Борис подраться

молодым и выпить был горазд,

ему в драке (надо ж постараться!)

выбили случайно левый глаз.

А потом и челюсть вдрызг разбили.

Но шальная минула пора.

Боря с Катериной жили-были,

наживали деток да добра.

Как и всякий любящий мужчина

Покатай супругу ревновал,

и с ружьём за ней – была причина –

бегал и стрелял, но не попал,

а попал в тюрьму. Ружьё изъяли.

Он своё, как надо, отсидел.

И когда мы вместе с ним бывали

на рыбалке, дядя Боря пел

не простые — лагерные песни

у костра с ухой – куда с добром!

А потом мы плотничали вместе.

Он умел работать топором,

и играл отлично   на баяне.

Он себе две новых лодки сшил,

не одну построил людям баню.

…Дядя Боря если и грешил

водочкой потом, то только в меру,

никому ни слова не грубя.

А его два «юных пионера»,   —

так он называл своих ребят,

покатились по кривой дорожке –

сел один в тюрьму, другой – в дисбат**

с флота залетел. И хорошо,   что

дочки папин радовали взгляд

красотой своей и добрым нравом.

Но потом одна вслед за другой

вышли замуж. И имели право

обрести заслуженный покой

дядя Боря вместе с тётей Катей —

дети все живут от них вдали.

Только из тюрьмы да из дисбата

«пионеры юные» пришли.

в отчий дом. И им зажить бы тихо

с «предками» на родине своей.

Но хлебнули папа с мамой лиха

через этих «юных»   сыновей.

Да хлебнули так, что тётка Катя

умерла, оставив на вдовца

дом и сыновей. А тем и кстати –

кто теперь бранить из-за винца

станет их? И жизнь слетела с круга,

завертелась… Года через три

в январе, в мороз да в ночь, округу

разбудили крики: «Дом горит

Гладышев!» Тушить? Да где – куда там!

Хоть и снега много в январе,

зря шумел народ. Спаслись ребята.

Дядя Боря заживо сгорел.

И теперь на этом вот погосте

рядом с тёткой Катей, под крестом

головёшки тлеют, а не кости,

что собрали на пожаре том.

И один из братьев умер вскоре

от палёной водки, и его

скорбный холмик – рядом с дядей Борей,

с тем – что там осталось от него.

Дочери по всем сороковины

справили по-русски, хорошо,

посадили близ могил рябину –

кустик, он теперь уже большой,

он уже и ягоды развесил

на ветвях – бери, во рту катай.

Не споёт в деревне больше песен

под баян свой Боря-Покатай.

На крыльцо не сядет с папиросой,

увидав меня: «Сейчас зайду!»

Не пожмёт мне руку и не спросит:
«Как там, Саша, жизнь-то в городу?»

Мужики другие похохочут

надо мной, «паетом»: «Ох и ах!»

А он — дядя Боря – между прочим

что-то понимал в моих стихах.

И ко мне всегда был – с уваженьем,

и твердил другим, что я – поэт,

и всегда мои стихотворенья

из районных вырезал газет,

говорил: «Смотри-ка, Катерина,

Сашины стихи в газете – вот!»

                 * * *

…Ах, какая горькая рябина

над могилкой Бориной растёт

                    IV

Киномеханик Витька Шубин,

носивший прозвище «Тулуп»

«катил картины» в нашем клубе.

Располагался сельский клуб

в просторном деревенском доме,

причём – с медпунктом пополам,

Хозяин дома то ли помер,

то ль сел в тюрьму и сгинул там,

но бывшую его жилплощадь

присвоил сельсовет   – за так,

устроив в нём – чего бы проще? —

культурно-массовый «очаг»

Я помню время, время оно —

то, что обратно не вернёшь,

когда под звуки патефона

кружилась в клубе молодёжь,

а телевизоров в помине

не наблюдалось, сельский люд

был рад любой кинокартине,

какую только подвезут.

И тут конечно было б глупо,

пусть больше в шутку – не всерьёз

киномеханику Тулупу

не подзадрать немножко нос.

Он и задрал, но не настолько,

чтоб «нас не отличить от вас»,

поскольку увлекался «горькой»

и сквернословить был горазд.

И пошутить любил… Он как-то

привёз в деревню фильм «Мандат»,

а этот фильм, сказать по факту,

был не для взрослых – для ребят.

Но так, как сам писал афишу,

по Витькиной по простоте

короткий заголовок вышел

с еле заметной буквой «т».

Других пять букв – те в пол-аршина

с афиши зрели на народ.

Полдня народ у магазина

не закрывал от смеха рот,

над этой потешаясь   шуткой…

Но шутку, как удар под дых,

сыграла с Витькой кинобудка –

святая, так сказать, святых

киномеханика. Согласно

стандартам некиим, она,

чтобы не стать огнеопасной,

была внутри обнесена

асбестом мягким, сверх асбеста –

железом толстым листовым.

Стучаться в будку бесполезно,

в ней стук извне – увы, увы! —

коль различим, то еле-еле

иль вообще неразличим…

И вот однажды на неделе

Привёз Тулуп в деревню фильм

убойный – «Брак по-итальянски» —

«не до шестнадцати» годов.

Народу в зале – под завязки

Тулуп к показу был готов

во всеоружье: две бобины,

(фильм в двух частях был в те года),

кинопроектор «Украина»,

и в уголочке, как всегда —

для допинга – бутылка горькой.

В «бойницу» глянув на народ,

настроив аппарат и только

бобине первой давши ход

на сорок пять минут показа,

Тулуп «Московскую» открыл

и выпил всю бутылку разом.

А так, как перед этим был

уже на взводе, то сморило

механика – уснул Тулуп.

Зря кулаками колотила

толпа людей, покинув клуб,

и в дверь, и в стены кинобудки —

рабочий Витькин «кабинет»

Тулуп и трезвый спал нечутко,

а пьяный – тут и речи нет…

Была уж ночи середина

когда Тулуп восстал от сна

с желанием сменить бобину

на остальные «пол-кина».

Сменив её, взглянул в «бойницу»

и раз, и два, протёр глаза:

ну, как тут не изматериться

увидев опустевший зал?

Сельчане, просмотрев пол-фильма,

но продолжение – увы,

свистели   и ругались сильно,

и были, в принципе, правы.

И разошлись ни с чем по избам…

А что же – Витькина судьба?

Тогда в стране с алкоголизмом

хотя велась уже борьба, —

десяток лет   ещё, однако,

«катил кино» в деревне он.

Но случай с «итальянским браком»

ни разу не был повторён.

… Лихие ельцинские годы,

когда страна была во мгле,

в ней поубавили   народа,

в моей деревне – в том числе.

Хоть Витька «квасил» всю дорогу,

всю жизнь земную, то бишь, пил –

не пьяный отдал душу Богу –

другой недуг его свалил,

нет, не цирроз, отнюдь – саркома

не печени, а головы.

«Вы все в гостях ещё – я дома», —

такой девиз прочтёте вы

на простенькой его   могиле

на перекладине креста.

           * * *

Такие люди жили-были

в родных душе моей местах,

простые – проще не бывает.

Проходят дни, текут года.

Моя деревня умирает,

умрёт, и кто уже тогда

и как о ней оставит память,

и на скрижалях на каких?

Я как могу, прощаюсь с вами,

односельчане, пусть мой стих

ушедших вас запечатлеет

во времени, и время – в вас.

Вдруг сидя с книжкою моею

безвестный имярек рассказ

читать вот этот самый будет,

прочтёт, задумается он,

и скажет: «Надо ж! Жили люди…»

               * * *

Мои вам память   и поклон.

 Осень 2009 г., Архангельск

* «Шило» – спирт по-местному.

** Дисбат – дисциплинарный батальон.

Александр Росков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"