На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Человек должен жить на природе, на виду у Господних небес...

Любимые стихи

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

 

Почему я плачу в День Победы,

почему бывает горько мне? –

не терял я ни отца, ни деда,

ни кого из близких на войне,

и весь год живу, не вспоминая,

(будто так и надо), про войну…

А приходит день в начале мая,

день, когда молчит на всю страну

гулко поминальная минута,

то в минуту эту каждый раз

сам не понимаю – почему-то

слёзы сами катятся из глаз.

Катятся – и не могу иначе…

Каждый год девятого числа

в День Победы я, наверно, плачу

за всех тех, чьи жизни унесла

та война, за многих кто не дожил 

до Победы, плачу вместо них,

и в стране, наверно, плачут тоже

миллионы – павшие в живых.

Отгремит салютами столица…

Триста шестьдесят с довеском дней

будет жизнь сумбурная катиться

по набитой колее своей.

Будут вновь проблемы и задачи

от войны минувшей в стороне.

…Май придёт, и я опять заплачу,

не стыдясь, о павших на войне.

 

* * *

Человек должен жить на природе,

на виду у Господних небес,

где прямая тропинка уводит

от крыльца прямо в поле и в лес.

Где над крышами изб и скворешен

ветви старых берёз шелестят.

И он должен быть чуточку грешен,

но не более, нежели свят.

Человек должен жить и трудиться

на себя - не на светскую знать.

И не знать, что творится в столицах,

иль стараться об этом не знать.

Он, в ладу и в согласьи с природой,

на виду у лесов и полей

должен дважды в течение года

за деревней встречать журавлей.

А когда по окрестностям свищет,

сеет вьюга морозную смерть,

человек должен в тёплом жилище

на огонь возле печки смотреть.

И, наверное, так, между прочим,

о неблизкой мечтая весне,

он в февральские длинные ночи

должен ангела видеть во сне.

А когда по скончанию века

он покинет отеческий край,

ангел душу того человека

унесёт, как положено,- в рай...

 

Родину мою оплакать...

 

Надоел мне город-глыба

и бетонная тоска.

Я в свою деревню прибыл,

на недолго, в отпуска.

Вот он - я, дымящий "Примой",

у избы стою родной,

у берёзы у родимой

с яркой сумкой за спиной.

Деревянные мосточки -

хоть бегом по ним беги.

На окошке - два цветочка,

на крылечке - сапоги.

Вот стою я у крылечка

возле этих сапогов:

"Затопи-ка, мама, печку,

напеки-ка пирогов!"

С догоревшей сигаретой

сяду прямо на ступень.

А вокруг - трава и лето,

солнечный и тёплый день.

Мне сосед махнёт в окошко:

- Подойди, я руку дам!

Не жалей моей картошки -

топай прямо по грядам!

У соседа в огороде

хмель растёт по всей меже.

И сосед уже на взводе,

то есть выпимши уже.

На столе - краюха хлеба,

сорок градусов с огнём:

- Провались земля и небо -

мы на кочке проживём!

Чёрно-белый "ящик" пашет,

детки рядышком сидят.

На экране девки пляшут

по четыре штуки в ряд.

Задирают девки ноги

так, что трусики видны.

А в избушке - быт убогий,

телезрители бедны.

Нету счастья, денег нету,

жизнь - поганка, жизнь - нужда.

Тем - в кремлёвских кабинетах -

Русь мужицкая чужда.

Сосед стопку засобачит,

луковую съест траву,

опьянеет и заплачет:

- Погляди, как я живу...

Разведёт сосед мой слякоть.

...Если говорить всерьёз -

родину мою оплакать

никаких не хватит слёз.

 

Обычно землю обживают так...

 

Обычно землю обживают так:

в глухом краю безлюдном и унылом

вдруг чья-то появляется могила

и крест над ней, как поминальный знак.

А кто уходит от родных могил?..

И вот уже косматый ветер носит

над кронами высоких, шумных сосен

стук топоров и лёгкий посвист пил,

и первая изба встаёт... А там

через года над выросшей деревней

по-над погостом выше всех деревьев

кресты взметает белоснежный храм.

На золоте церковных куполов,

искрясь, играют солнечные блики.

И жизнь кипит в краю, когда-то диком,

и раздаётся звон колоколов.

И в праздники, и в будни свой пятак

и ломоть хлеба получает нищий.

Растёт селенье. И растёт кладбище.

...Обычно землю обживают так.

 

АНАТОЛИЙ АБРАМОВ,

ПРОСТОЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ МУЖИК... 

Горние звёзды как ро́сы. 

Кто там в небесном углу 

точит лазурные ко́сы, 

гнёт за дугою дугу? 

                Николай Клюев 

...Анатолий Абрамов – простой деревенский мужик,

патриот своей родины, ею же битый и мятый,

просто так – ни за что – защищавший её рубежи

с автоматом в руках с сорок первого по сорок пятый,

до Берлина дошедший ещё безбородым юнцом,

положивший начало холодной войне (но не миру),

в грудь и в правую щёку отмеченный вражьим свинцом,

сорок лет «отпахавший» в деревне своей бригадиром,

в сенокосные дни выводивший народ на луга,

что тянулись вдоль тракта – грунтовой шоссейной дороги, –

он умел и любил аккуратные ставить стога –

на абрамовских пожнях скульптуры стояли – не стоги!

Он в любую жару «самолично» взбирался на стог,

брал за длинную ручку стальные трёхрогие вилы

и при помощи вил и – стог надо утаптывать – ног

создавал «монумент», да такой, что взглянуть – любо-мило!

Как стога украшали подстриженный наголо луг!

(Он их сам у себя принимал по бумажному акту.)

Из кабин любовалась твореньем абрамовских рук

(ну, и ног) шоферня, проезжая по этому тракту...

Анатолий Абрамов, болевший всегда и всерьёз

за добро за народное, честный, простой, как лопата,

ныне спит под крестом и под сенью весёлых берёз –

не дала посмотреть застарелая рана солдату

на развал той страны, где он жил и где ставил стога,

за которую кровь проливал на сражения поле.

Он сумел бы поднять Горбачёва на вильи рога,

на трёхрогие вилы, – была бы возможность, а воля

у него бы была. Хорошо, что под крест он свой лёг

в 90-м году при живом ещё СССРе.

Он на этот бардак равнодушно смотреть бы не смог,

он бы горькую запил и запер ворота и двери,

чтоб не видели люди запойного вида его,

чтоб действительность вся обернулась на время кошмаром.

...На абрамовских пожнях теперь не увидишь стогов –

там торчат среди трав одиноко сухие стожары.

На стожарах в плохую погоду сидит вороньё,

будто время само здесь на многие годы застыло.

Луг не кошен стоит. Зарастают тихонько быльём

сенокосные дни и трёхрогие длинные вилы.

Но мне хочется верить, что нынче не здесь, а в раю

Анатолий Абрамов стога аккуратные ставит,

на небесных лугах ему ангелы песни поют

и он Господа видит во всём Его блеске и славе.

И когда в жаркий полдень по небу плывут облака

над жильём городским, над крестами старинными храмов, –

я умом принимаю, что это и есть те стога,

что поставил в раю мой земляк Анатолий Абрамов...

 

 

РЕКВИЕМ В СВЯТОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ  

                                             

                                                 Л. 

 

Под весёлый свист и щебет птичий

посредине мая и весны

вот стоим мы на горе Синичьей

возле белой каменной стены.

А точнее если – возле входа

в Божий храм, у самых у ворот.

А погода… В это время года

лучшая, наверно, из погод.

Зелень только-только пробудилась –

травка молодая и листва.

И почти по-летнему светило

греет… Ветерок, едва-едва

залетев на гору, замирает,

в прошлогодней прячется листве.

И кресты на солнышке сияют

глубоко в небесной синеве.

Мысли все мои – о человеке

(между нами – времени провал),

что бывал тут в позапрошлом веке.

Впрочем, мягко сказано – бывал.

Он вот в этом храме (не в обиду

православным людям), факт есть факт,

заказал монахам панихиду

по Гордону Байрону. А так,

так как сам не шибко верил в Бога,

хоть носил Всевышнего печать

на челе, он далее порога

этого старался не ступать.

Но, надев крестьянскую рубаху,

от высоких отрешившись дел,

Божьего ничуть не зная страха,

Лазаря в престольный праздник пел

с нищими, прикинувшийся нищим,

прямо у ворот монастыря.

А за год до смерти на кладби́ще

здешнем, как  анналы говорят,

выкупил землицы два аршина

для могилы будущей своей…

А потом сюда вот, на вершину

сей горы, в один из февралей

люди молчаливые, как тени,

в этот храм подняли на руках

по крутым заснеженным ступеням

в новеньком гробу тесовом – прах.

А за гробом – ни жены, ни друга,

никого из близких и родных –

кучер, да жандарм, да снег, да вьюга,

да ещё один из крепостных

преданный слуга  Козлов Никита –

он ещё в лицейские года

и до дня того, как быть убиту

Пушкину, с ним рядом был всегда.

Он – Никита – лишь один и плакал,

всю дорогу стоя на возу:

«Барина в рогоже, как собаку,

как собаку, хоронить везут».

А из Петербурга расстоянье

до пределов псковских, по зиме…

Хоронили Пушкина крестьяне

в камень промороженной земле.

И в могилку бросили по горстке

сами крепостные – той земли.

Да ещё две дамы из Тригорска

постояли молча и ушли.

Господи! Представить только это –

слёзы сами катятся из глаз:

гения, российского поэта,

НАШЕ ВСЁ, как говорят сейчас,

без цветов и без надгробной речи…

Слов, как говорится, просто нет…

Хорошо, что хоть по-человечьи

Пушкин в этом храме был отпет…

Имя его связано незримо

с детских лет ещё с любым из нас

и до смерти в памяти хранимо…

Боже, неужели вот сейчас

мы пройдём чуть-чуть вдоль стенки этой

по широким плитам и вот тут

вдруг  увидим памятник поэту

и последний на земле приют

предка африканца Ганнибала –

русского душою и умом…

Здесь  Наталья Пушкина стояла

года через два уже, потом,

после похорон её супруга.

Да и кто тут только не бывал

за почти два века, в зной и вьюгу,

искренне здесь кто не горевал

над судьбой погибшего поэта

и не клал на памятник цветы…

А сегодня  никого здесь нету

из народа – только я да ты.

День сегодня не экскурсионный,

вот и ладно, вот и хорошо:

можно с низким  подойти поклоном

не спеша к могиле… Подошёл,

сам в себе вдруг став таким серьёзным,

я к оградке, далее – нельзя.

И не знаю, почему вдруг слёзы

так и накатились на глаза,

и всего пронзило, будто током,

горько-горько стало на душе…

Вчитываясь в пушкинские строки,

я и не надеялся уже,

что когда-нибудь в мои-то лета

выпадет мне вдруг счастливый шанс

поклониться  гению поэта

на его могиле. Здесь. Сейчас.

И такую грустную картину

я увидел, словно наяву:

белая бескрайняя равнина,

тучи по-над ней летят-плывут,

бледный месяц в тучах сквозь разрывы

смотрит на почтовый санный тракт,

где бегут лошадки – не ретиво,

мелкой рысью, рыси этой в такт

ямщичок подёргивает вожжи.

Ящик деревянный на возу,

в нём лежит на ворохе рогожи

гроб тесовый – Пушкина везут

по России. Гроб лежит закрытый,

месяц на него с небес глядит.

И стоит слуга – Козлов Никита

на полозьях – гроба позади.

Ночь, как и положено, с морозом.

И Никита – плакать есть о ком –

вытирает старческие слёзы

в рукавице грубой – кулаком.

Кучер на лошадок: «Но, скотина!»

Только тяжело лошадкам вскачь… 

-

Как представил я сию картину

у могилы… Самому хоть плачь…

Александр Росков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"