Так называется новая книга стихотворений Елены Кузьминой
Елена Кузьмина – автор пяти поэтических сборников и одной книги прозы, лауреат нескольких премий, в том числе всероссийской Большой литературной премии России (2006) и международной литературной премии «Полярная звезда» (2012).
В настоящий поэтический сборник Елены Кузьминой вошли в основном стихотворения, публиковавшиеся в периодической печати, а также новые и не публиковавшиеся ранее стихи. Во втором разделе сборника собраны стихотворения разных лет, в основе которых лежат воспоминания о детстве поэтессы и семейные воспоминания.
Стихотворения Елены Кузьминой наполнены «и реалиями нашего времени, и всем тем грузом земных забот, который пригнетает нас, не даёт душе восстать, и… неизбывной и насущной потребностью в мире горнем, порывами к нему, сердечной устремлённостью к Небесному Иерусалиму», – говорит профессор Елена Шамильевна Галимова.
ПЕЛАГЕЯ
Памяти Фёдора Абрамова
и его героинь
А по северным рекам стояли тогда деревни.
Не были берега кисельными, реки – молочными.
Чтобы жизнь текла и земля не твердела кремнем,
работали бабы денно и нощно.
Пели, бывало, сердца грея,
мужиков вспоминая, отданных военному лиху,
И жила в деревне одной Амосова Пелагея,
золотоволосая пекариха.
Статью слыла богатырской, а как же и́наче.
Без богатырской стати столько хлеба не выпечешь.
Хлебную буханку, как младенца, надобно вынянчить,
а буханок тех – тысячи!
Слава о хлебе Пелагеином шла повсеместно,
из дальних краёв приезжали, Христа ради просили,
и кормила Пелагея хлебом все деревни окрестные,
врать не буду, может, и пол-России.
Ветер из века двадцатого приносит скупо
запахи клевера сладкого, чаще – полыни.
Была мне в юности Пелагея, что гамлетовская Гекуба,
прочитанной книги литературная героиня.
Когда и выросло мифа сего золотое дерево?
Не заметила – неба коснулось ветвями.
Вижу: идёт Пелагея с работы в свой терем,
травы ночные стелются под ногами.
Ныне дни убывающие считая скаредно,
поминаю её со сродники, душой светлею:
упокой, Господи, в селениях праведных
пекариху абрамовскую, Амосову Пелагею.
САНТА ЛЮЧИЯ
Помнится только: матушка пела…
Константин Скворцов
Мама пела «Санта Лючию»
в маленьком клубе деревни Медведково,
где в избах светились – пусть не лучины,
но керосинки – нередко.
Ах, какие здесь жили девки – царевны!
Только их томные взгляды пропали втуне:
первый парень (и первый баянист) на деревне
навсегда московскую выбрал певунью.
Практикантку, «артистку», столичную «кралю»,
и увёз на Север от Москвы подальше…
Может быть, невзгоды холодного края
не делали её краше,
но мама пела «Санта Лючию» –
и лицо становилось нежным-нежным,
а баян уже зачинал «Лучину»,
«Стёжки-дорожки», и «компас земной» – «Надежду».
Она пела, папа играл на баяне –
далёкое время, счастливое самое!
Помню – с детства своего раннего,
как смотрел отец на поющую маму.
Она могла быть в потёртом халате,
губной помадой пользовалась неумело,
да какое дело – до помады и платья,
если она – пела!..
Песням дивилась лесная округа,
недаром в юности сцену и славу пророчили,
а пропела всю жизнь для милого друга,
для семейного круга, для нас, для дочек.
Вот дочки и помнят: голос её и голос баяна,
как слитно грустили они и радовались вместе,
как смотрел отец на поющую свою Татьяну –
до конца, до последней их общей песни.
Соб.информ.
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"