На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Избранный Серб

Из книги для русских

Сожженная земля

(Отрывки)


***

Этой дорогой скитался сам Кралевич Марко,
(когда выходил из пещеры, чтоб выказать мощь свою)
и сабли кривые ломал, и сыпались искры во мраке.
А я – в сенной повозке, ломающей колею.

И шли мы на кладбище, в Радуницу и в именины,
клали еду под крестами, где буквы блестят, как слюда,
и возвращались бодрее, меньше голов кручинных,
и осознал я, что должен однажды вернуться сюда.

И спросил я у деда: «Дедушка, смерть – что это?»
А он на меня с улыбкой, с презрением даже, машет,
и понял я, – это сад, где только чуть меньше света,
сад, в котором не видно в потемках яблоню нашу.

И праздновали мы Славу и свечи в дому зажигали,
и крестный день прославляли: мой и моей сестрицы, –
звезды в такие ночи легко собирали дали –
и каждая, как свеча, золотится.

А телевизор... все то же: стрельба, и кровь, и горе,
одна и та же программа в годовой круговерти,
молчат родные, будто они меж собою в ссоре,
и я узнал: есть то, что страшнее смерти.

***
Лауреата читал я: книга – блестящий глянец.
Лондон… и бла-бла-бла… прекрасная пора.
Выглядывает из хлева в окошко блаженный агнец.
Льет, будто из ведра.

Лондон прекрасен. А здесь – храм ни один не сберечь.
Здесь трупы находят во рвах, где придорожные ели.
Исхода нашего путь, следы давно побелели.
И воздух вскоре забудет сербскую речь.

Кассетная: пламя извне, яд изнутри палит.
Стискивает обруч стощупальцевый гад.  
Тщетно на поле сраженья поет для погибших солдат
сошедший с ума митрополит.

 

***

Снова родное – бросово.
Век нас проклял во многом:
прощай, Сербское Косово,
может, навечно… С Богом!

Мостки у пруда дощаты,
волны под детской ногою…
Древние земли, прощайте;
детство – прощаюсь с тобою.

Дед мой арбузы с усердием
садил, одолев усталость…
С Богом, старая Сербия,
Ты без сербов осталась!

Горизонт

 

Открывал, и не раз, я избушки оконце,

что глядело на плавность холмов впереди,

на картинку-открытку в обилии солнца,

чей уют нас от гибели мог бы спасти.

 

Но взметнулась жестоко смертельная битва,

каждый день обращая в предгибельный фронт.

Заколочены окна. Умолкли молитвы.

Избы кривы, мертвы. Жив один горизонт.

 

Оливера

Настал час проводов. Лишь турки полны спеси.
Весь Крушевац** шумит. В глазах людей тоска.
Жалеют; в ужасе сочувствуют принцессе:
вся челядь, мать, родня... – народная река.

Её удел скорей несчастен, чем удачен.
Внимает шуткам провожающих повес:
мол, что за куш султаном был уплачен
за христианку, взятую в неволю,
чья кожа пахнет, будто скошенное поле,
не то, как обнажённый зимний лес.

Её судьба – ласкать убившего ее отца,
пропахшего бараньим салом молодца,
жить в горьком рабстве, помогая братьям,
хоть лоно восстаёт, противясь тем объятьям.

И небо легче отворится, чем утроба,
когда любовь молчит и тело – вроде гроба.
Ты горько плакала от горести – хоть вой – 
и прах в молчанье порастал травой.

В глубокой тишине, под солнцем и под тенью,
ты обрела своё всесильное терпенье.
Земля за сотни лет впитала море слёз.
Твой скорбный путь народ устлал коврами роз.
Не будь дождей и рос; пусть реки бы текли –
и так от наших слёз те розы расцвели.

Так обними же мать. Прости, что не сильны,
что не желаем злить лихого изувера...
Останься в памяти, стань гордостью страны,
стань нивой, озером, стань храмом, Оливера.
_______________

*Княжна Оливера (1372-1444) – историческое лицо, младшая дочь князя Лазаря Хребеляновича, погибшего в Косовской битве. Оливера была взята в гарем победителя – турецкого султана Баязида I. Заняла в гареме почётную 
позицию в качестве одной из четырёх главных жён и имела большое влияние на султана, благодаря чему могла облегчить судьбу своих побеждённых
родичей. Детей в браке с Баязидом не имела. В 1402
году султан был разбит Тимуром в битве при Анкаре и взят в плен вместе с
Оливерой. Он умер в плену, а Оливере удалось вернуться в Сербию к сёстрам и братьям. Ей удалось также с
охранить в плену свою православную веру.

*Крушевац – древняя столица Сербии.

 

 

Тем, кто хочет осчастливить


Мы все неизбежно – кто землю, кто в небо – канем,
Но вам говорю, кто спешит осчастливить всех:
Я буду последним, кто в ближнего бросит камень,
Страшней, чем бессилье, насилия смертный грех.

И это не поза… Я молча прикрою двери,
Не ловким умом, а святой простотой храним,
Лишь звездам и женщинам тихий свой плач доверю,
Постигну свой космос, по-детски сливаясь с ним.

В обыденном мире, как в адском отеле общем,
Где каждый стремится потомкам оставить след,
Мы мчимся по кругу – и, в общем, совсем не ропщем,
И даже согласны, что лучше пространства нет.

Из суетной гонки меня исключите, братья!
Закрою глаза и персты приложу к устам.
Я верю лишь в то, что всегда непорочно зачатье.
А дальше – не знаю… Тут каждый решает сам.

Домохозяйка

                        Бабушке Каравилке

В трудах она не знала нормы.
Ей было некогда присесть.
И, лишь бы не губили штормы,
что вырастит, то будем есть.

В селе была в почёте сила –
не всем ученье по нутру.
Она же надрывала жилы,
чтоб в школу взяли детвору.

А чем расходы покрывала ?
Своей прилежностью, шитьём.
Сыры и сливки продавала.
В полях батрачила внаём.

Кормила свёкра-инвалида,
а муж был тот ещё ходок.
Она, забывши про обиды,
жила, как повелел ей Бог.

Сыскать покой была химера.
Всё – для мальцов, и кровь, и пот....
Вы спросите: откуда вера
и взор с мольбою в небосвод?

 

Дедова кончина

 

Когда умирал дед, осень так долго злилась,

мутился у старого ум, будто он впал в немилость.

 

То узнавал меня, то забывал мое имя

и, странник, кой-как добрел до самой до стужи зимней.

 

Возле его одра, на спасение не надеясь,

сидели старуха жена, внуки и дети…

 

Мокрым тяжелым снегом облепляло ворота.

Когда вскочить порывался, укоряли: «Ну, что ты?»

 

Прождали еще седмицу – не остывает тело.

Стала родня отлучаться – своё у каждого дело.

 

Разве излечишь старость? Чем? Зачуланным зельем?

Призыванием духов? Каких? Да и где им!

 

«Был он всегда упёрт», соседка врачу сказала –

и отойдёт не враз. Душа слишком к телу припала».

 

А когда заглянул поп, словом прощенья утешить,

он, смеясь, закричал: «А попадья твоя где же?»

 

Знать, свою юность позвал, что на́ люди выводила.

Да он ей теперь чужак, будто вовек не любила.

 

С кровавой мутью в глазах, – не пес ли с цепи сорвался? –

бранью в старуху свою непотребной швырялся,

 

грозя на мороз и снег вытолкать как бывало.

Всю зиму – одно и то ж. Но смерть – не принимала.

 

И кто бы поверил нам, что этот буян кудлатый,

лют и, как бес, упрям – был дитятей когда-то.

 

Но вот и порог весны солнце переступило,

И клятва давняя в нем вдруг вошла в свою силу.

 

(Когда-то обет преступил он в годы лихие,

что жен забудет чужих и пить перестанет ракию).

 

И вот, как ягненок тих, никого уж не узнавая,

небрит, но мирен лицом, смирней таких не бывает,

 

почил. Тотчас голубь порхнул, а куда, мы не знали,

и не знаем, кому стало легче: ему ли, нам ли?

 

 

 

Смерть в библиотеке

Почти музей – свидетель прежней веры,
реликт коммунистической страны,
библиотека – след шумерской эры.
Теперь те книги людям не нужны.

Здесь тесные ряды набитых полок,
уставленные вплоть до чердака,
и пёстрый список авторов. Он долог:
вся мудрость, что скопилась за века.

Здесь гениальнейшее самозванство
(с каким мне знаться больше не с руки) –
пророки и горланы без жеманства,
не сильные в науках "знатоки".

Вот тут-то я и влип в землетрясенье.
Возник жестокий шторм, сменивший штиль.
Тома слетают с полок, как поленья.
Трясу башкой – вытряхиваю пыль.

Вдогон читателю вершат кульбиты
и сыплются, как спелые плоды,
творения Иосипа Броз Тито
и прочие марксистские труды.

Упал под книгами, завален грузом,
верчусь-кручусь, мотаю головой,
стараюсь выползти вперёд и юзом.
Уже боюсь – не выберусь живой.

Я прежде часто был в пылу сражений:
ни снайпер не убил, ни бомбардир.
Теперь умру под грудой сочинений
о том, как нам устроить лучший мир.

 

 

Будущее

Кому Европа не желанна ?
Как бык, вступлю в её эскорт.
Она – богата, не жеманна.
Пойду за ней и буду горд.

С отвагой истинного серба
я ей подставлю прочный стан
и безо всякого ущерба
домчу царевну до Балкан.

Но вспомнил местные дорожки,
и до сих пор неясно мне,
как будут царственные ножки
ходить по варварской стране.

И даже не в обувке дело:
ведь хороша лишь на коврах.
А просто мысль во мне созрела,
что та любовь потерпит крах.

В воспоминаниях солдатских
границы рушились, дымясь,
и тучи испарений адских
ползут и душат нашу связь.

Я слышу слово "Еуропски".
Я сам за дружеский союз.
Увы ! Без "ЕУ", выйдет "ропски".
Он – рабский. Он – как тяжкий груз.

Нас ждёт лишь новая недоля.
Я той Европе – не жених.
Чем эта будущность в неволе,
уж лучше рабство у своих.

 

Караджичу

 

Когда ты, Радован, был в силе,

меня шумиха не влекла.

Теперь, когда нас разгромили,

к тебе зовут колокола.

 

От сербских областей так мало

ты спас в растерзанном мешке.

Но нужно, чтоб страна собрала

всё вновь – в  святой руке.

 

Одним прохвостам нет убытка,

и весел только негодяй,

зато в душе поэта – пытка,

расстройство и раздрай.

 

Пускай в узилище, в опале,

но  ты лишь закалён  борьбой.

Твой голос Мойры услыхали,

и сердцем я – с тобой.

 

Ответ на вопрос о моих делах

Я сочиняю переводы
с озёрного и с дождевого,
со свистов птичьего народа.
Привык с любого.

Будь слякотный, будь снежный,
сорочий или воробьиный,
сердитый или нежный,
будь хоть утиный.


Могу с собачьего, с кошачьего,
хоть рачьего;
будь то язык коня или быка,
сонливца или бодряка,
пусть наша речь из уст соседа босняка.

Перевожу мелодии и скрип.
Вникаю в ласки и угрозы,
в язык дубов и в песни лип,
и в шелест вяза и берёзы.
Неважно, ангел или бес –
во мне рождают интерес
любой их спор и политес.

По речи вижу, кто таков,
из рая вышел или ада,
кто пахарь, кто из моряков,
в ком есть порода, в ком бравада.
Любой язык мне – как родной,
пещерный или племенной;
язык друидов и шаманов –
прозрения в чаду дурманов;
пифийской – еле внятный – вскрик;
язык религиозных книг,
язык космических дерзаний
среди времён и расстояний.
До сей поры не стихла речь
шовинистических предтеч
и бескорыстная элита –
платоновские неофиты,
и  каждый нынешний пророк
твердит, что нам прогресс не в прок.

Толмачу волчий, понимаю жабий.
Вникаю в существо речей –
во все их плещущие хляби;
в речь каторжан и палачей,
шашлычников и кашеваров,
в язык задворков и бульваров. 

Толкую кодировки Лэнгли.
Перевожу метафизический и дельный.
Вхожу в асфальтовые джунгли –
в язык прицельно-скорострельный.
Вступаю в мир еретиков
и слышу "Крик" с картины Мунка.
А от молчальников в течение веков
ни звука нет. У них прижата струнка.
Перевожу слова монахов,
хранителей священных прахов.
Сам к шуму ясеней привык.
Мне б жить да ими любоваться.
В ушах звучит Ясеноватский –
концлагерный язык.
Я слышу речь с особым тоном –
то языки, не разрешённые законом.

Перевожу – их духом вдохновляемый,
ценя родное и бессмертные примеры,
пусть не Марину – земляков Цветаевой,
пусть не Бодлера – с языка Бодлера.

Как вздумаю, а то по вдохновению
перевожу хоть заревое, хоть осеннее:
прославленное – и презренное;
что полнокровно – что ущербно и в слезах;
и вознесённое – и брошенное в прах;
и вовсе бесполезное – и ценное;
что можно взвесить – что всего лишь дух;
что бережём – что сдунем, будто пух;
и то, что проклято и в песнях и в стихах.

Пусть с местного, пусть с мирового –
могу переводить с любого,
будь языки хоть с Эвереста, хоть с Тибета,
но с Сербией связал свои обеты,
и лишь о ней вся горечь и восторги.
Мне снятся Милош и Крагеоргий.

Вникаю в каждый вздох и в бормотанье,
в несбыточные ожиданья,
в покорность и в упорное ворчанье,
в насмешки, колкости и лесть,
потом в признанье пораженья.
Перевожу, что нелегко прочесть, –
выискиваю объясненья.

Где подступа иного нет,
где часто важен сам предмет,
а скрытая в нём тайна велика,
переводя, я достаю для вас секрет,
что скрыт от вас внутри чужого языка.

 

Диссертация Ильина*

 

В обширном зале нет пустого места,
но думаешь, среди аплодисментов,
про обыски, облавы и аресты,
и каждый из студентов и доцентов
сочтёт себя вполне резонно
заложником в пиру Платона.

Здесь думают о доме и стране,
подмятой новой властью-самозванкой.
И каждый из собравшихся вполне
до ночи может познакомиться с Лубянкой.

Слова профессора здесь были всем ясны:
он защищал тот строй, что выковала вечность,
не диссертацию, а святость старины,
свою страну и человечность.

______________

* Защита диссертации русского философа Ивана Александровича Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» состоялась в Московском университете весной1918 г.

 

 

Коло 

Слышишь ли музыку эту ? 
Ту, что звучит ежедневно 
с коих времён по свету, 
то веселя, то напевно ? 

Только её заслышу, 
ноги плясать готовы. 
Руки вздымаю выше, 
чтобы с них снять оковы. 

Нас забивали в цепи 
в виде особой ласки. 
Мы срываем те крепи 
в нашей отважной пляске. 

Музыка громко грянет, 
ритма и темпа ради. 
Кто-то ведущим станет, 
кто-нибудь станет сзади. 

В пляски включаюсь смело, 
с радостью откровенной. 
Вижу в них опыт бесценный, 
и восхищён всецело. 
Верю в благое дело – 
и для нас, и Вселенной. 

Прильну к девичьему стану – 
и не поверю чуду: 
жаждой томиться не стану, 
все кандалы забуду. 

Чем бы меня ни кололо, 
но раз приглашают в коло – 
в каком бы ни было ритме, 
будь я в любой передряге – 
но, как обычай велит мне, 
я тоже примкну к ватаге. 

 

Любовь 
(Сонет)


Если любишь – Её и себя не щади. 
Как винтовку в бою прижимают к груди, 
крепче руки на стан оголённый клади 
и губами горячие губы найди. 

Глаз влюблённых с Любимой своей не своди. 
Будто варвар гречанку, – с собой уводи. 
Как Колумб, угляди континент впереди. 
Не моли о любви! Завоюй. Победи. 

Претендуя на гордое звание мужа, 
чтоб закончить скитания в пекле и стуже – 
на чужбине – сражайся, взяв меч свой и щит, 

атакуй, чтоб добыть, что хотел, напоследок, 
как сражался с германцем и турком твой предок – 
бейся с Тою, что в битве тебя победит.

Владимир Ягличич


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"