На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Да будет воля Твоя...

Повесть

Вознеох избраннаго от людей Моих…

елеем святымМоим помазах его.

(Пс. 88, 20-21).

 

Над нами сумрак не минуем

И ясность Божьего лица

А. Блок

 

Судьба одного из загадочных людей позапрошлого века волновала и волнует вот уже более двух столетий.

Им интересовались цари и вельможи, духовные лица и простые миряне. Дар его предвидения важных событий поражал воображение. С ним искали встреч и отстранялись от него, к его словам прислушивались и пугались. Жизнь каждого человека неповторима, но подобной не сыскать на всем белом свете. Его удел – глухие келии монастырей и мрачные казематы, а когда выходил из них, дышал вольным ветром странствий, находя защиту и крепость духа в богомолии и богомудрии. Так кто же он на самом деле – прорицатель, затворник или духовное чадо церкви? И то, и другое, и третье.

Ореол таинства монаха Авеля до сих пор довлеет над его нелёгкой и праведной жизнью.

Изредка в советский период появлялись в печати небольшие заметки и статьи, но они чаще всего грешили вымыслами, а главного не говорилось. В атеистическом государстве не разрешалось писать об Истине, о Боге и его служителях.

В дореволюционных архивах хранились две небольшие тетради, на первой исписанной церковно-славянским шрифтом, обозначено: "Житие и страдания отца и монаха Авеля". Повествование идет от второго лица, хотя, как предполагают его первые исследователи, писал он сам.

Выходец из крепостных крестьян. Родители земледельцы и коноводы, принадлежали графу Дмитрию Нарышкину. Жили они в Тульской губернии Алексинского уезда села Акулова. Год своего рождения пометил – 1757-й. "Жизни отцу Авелю от Бога положено восемьдесят и три года и четыре месяца". Знать всё и обо всех, а о себе – то сам Бог велел. Обозначил не дату своей           смерти, а переход из материального мира, в мир духовный. Такое дано немногим – будущим святым отцам церкви. Авель не причислен к лику святых, но дела его святы.

Насторожили следующие слова: "Процарствует одну тысячу и пятьдесят годов». Это относится не к нему, а к царям. Беру 1917 и вычитаю 1050, получается 867 год. Сверяю со справочником. Призвание Рюрика (862-879) именно с этих лет берёт начало русское государство, начало царствование первого князя.

Другая дата, записанная вездесущими монахом, обозначает конец мира. Ныне живущим не удастся её проверить, ибо это совершится через много столетий: когда "мёртвые восстанут и живые обновятся, и будет всем решение и всем разделение, которые воскреснут в жизнь вечную и жизнь бессмертную, а которые предадутся смерти и тлению в вечную погибель". Таков будет согласно Святому Писанию суд Божий. Сколько нашей планете быть, только Богу известно. Все зависит от нас, какие мы будем. "По грехам вашим, да будет вам". Не торопим ли мы, своими многогрешными делами опрокинуть нашу родимую Землю в бездну?

Почему единицам Господь дает столько разума и видения, сколько миллионам сограждан, при их сложении умов даже приблизиться не удается. Ответ лежит при вдумчивом рассмотрении жизнеописания духовных чад живущих в послушании, смирении и молитве – в служении Богу. Труд тяжелейший, труднопереносимый и благодатный. Далеко не каждому дано стать монахом. Жизнь Авеля "достойна ужаса и удивления".

В 19 лет юноша, вернее молодой человек, с мирским именем Василий Васильев отправился странствовать по градам и весям, монастырям и церквям непроезжей России. Через девять лет скитания и молитв привели Василия в Валаамский монастырь, расположенный на живописном острове Ладожского озера. Игумен Назарий – "жизни духовной и разум в нем здравый" – определил келью, назначил послушание. Спустя год, скорее всего, при пострижении в монашество с именем Адам, он взял благословение у игумена и удалился в пустыню. Нет, он не ушел с острова, а забрался в тихое и неприступное место, находясь в полном одиночестве – "един и со единым", – совершал каждодневные молитвы. Подобное подвижничество дается не многим – людям сильным и крепким духом. "И в той пустыне прилагал труды ко трудам, и подвиг к подвигу, и явился от того ему многие скорби и великие тяжести душевные и телесные".

Стаей кровожадных драконов обрушились на него демоны зла, терзая беспощадно и днем, и ночью, душу и тело. Авель изнемогал, приходил в отчаяние, но держался, молился, уповая только на Бога. Каверзы нечестивых не ослабевали, а усиливались, в какое-то время он стал их видеть и разговаривать с ними. Под каким видом они только ему не являлись; но монах не сдавался, и более того показал себя как неустрашимый воин Христов.

Изучая жизнь вещего Авеля, порой замечаешь самые неожиданные явления в его судьбе. К примеру, его знаковой цифрой думается стала единица. Посудите сами, 1 октября (1785 г.) пришел на Валаам. Пройдя неимоверные испытания, он "получил великий дар прорицателя судеб будущего". Первое дивное видение пришло 1 ноября (1787 г.) и продолжалось 30 часов.

В это время Авелю было поверено, чтоб делился своими знаниями, только с теми, кто все эти слова может вместить и "токмо избранным моим". С 30-летнего возраста он стал все "познавать и уразуметь", «сказывать тайны Божия и судьбы Его". В монастырь монах вернулся 1 февраля.

Рассказал ли он о своем преображении, нам неведомо. Известно, что через некоторое время он пришел на Волгу и поселился в Николаевском Бабаевском монастыре, что находится в 38 верстах от Костромы. Игумен Савва в "жизни простой" встретил нового монаха благосклонно. Служба в монастыре шла своим чередом, в постоянных бдениях и молитве. Тем не менее Авель выкраивал время и написал "книгу мудрую премудрую" о царских судьбах, тогда как было замечено, что человек он "простой без всякого научения, и видом угрюмый".

Наступил 1796 год. Книгу Авель показал одному иноку, тот передал настоятелю, "и сотворил совет, ту книгу и отца Авеля отправили в Кострому, в духовную консисторию". Цепочка потянулась. Архимандрит с духовенством, хорошенько расспросив, передали его "сказку" архиерею. От него доставили монаха к губернатору и его советникам.

Никто не мог ничего решить. Поражались росписи "царских секретов". На почтовых, под охраной переправили в Петербург, в сенат. Больше всего главу сената, генерала Самойлова несказанно поразили и разозлили слова рукописи, где говорилось о скорой кончине императрицы. "Как о ты злая глава смела, писать такие титлы на земного бога!", ударяя монаха, все допытывался, кто его научил сему.

На что Авель тихо и смиренно разъяснял, что научил его тот, кто сотворил небо и землю, тот и повелел секреты составлять.

Ну, это уж слишком, такое мол слушать. В Тайной экспедиции работали люди покрепче и посуровей. Они умели обращаться со всякими арестантами, но ответ монаха-расстриги видимо и их заставил задуматься. Василий не просто говорил, а называл конкретные даты, в том числе, смерти державнейшей матушки Екатерины. Был ему из воздуха глас: «Посем же иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля».

Нельзя забывать, что императрица, хоть и глава русского государства, но все же – женщина. Доклад генерала, о каком – то, лишенного сана монахе, шибко взволновал ее, вывел из царственного равновесия. Не вникая в суть дела, в расстройстве чувств повелела отправить в Шлисельбургскую крепость "и там быть до смерти живота своего".

В начале ноября этого же года царица покинула сей мир. К тому дню Авель провел в крепости 9 месяцев и 10 дней. Покорно сносил тяготы каземата.

Воцарился Павел, но кто знает о секретных арестантах? Император наводил свой порядок. Сменил генерала Самойлова, на князя Куракина. Просматривая документы бывшего руководителя, обнаружил он мудреную книгу Авеля и показал государю. Последовал приказ, опросить всех арестантов за что сидят, а монаха немедленно представить во Дворец.

Видно бывший монах своим видом поразил императора. Прозорливец про себя же отметил, принял "со страхом и радостью". Разговор затянулся.

С годами, после ухода из жизни императора, у историков выработался стереотип, видно с подачи матущки Екатерины и придворных заговорщиков, насаждалось в общество мнение будто бы Павел Петрович, в некотором смысле слова, недоумка, пустоватый или несколько шальной. Наговоров на убиенного царя – мученика хватало. На самом деле он старался исправить многие пороки, унаследованные дворянством при жизни его царственной матери. Избалованные роскошью прежним правлением, они роптали и плели сети заговора. Павел I единственный из царей, кто с достоинством и вниманием выслушал и поверил Авелю. Ему самому было открыто некоторое откровение Божие.

Слушал с верой и благоговением. Никаких строгостей к прозорливцу не предпринял. Более того, поинтересовался не только собственной судьбой, но и продолжением своего рода – до конца царствования Романовых.

Глубоко запала в душу царя собственная судьба, как определил Авель, что число лет его, будет столько, сколько он начертал букв на фронтоне только что построенного Михайловского замка. "Дому Твоему подобаетъ святыня Господа въ долготу дний". Всего 46 букв.

В конце беседы Павел I распорядился, чтоб вещий монах все сказанное им о династии Дома Романовых, запечатлел на бумаге.

Когда Авель представил свою рукопись императору, тот просмотрел ее, положил в богато – отделанный ларец и начертал на конверте: "Вскрыть Потомку нашему в столетний день моей кончины".

Аудиенция закончилась. Князь Куракин по соизволению монарха отвез гостя в Невский монастырь, где он был включен в число братства и вновь подстрижен в монахи под именем Авель. Как там складывались отношения братии с новым монахом, имеющим такую известность трудно предположить. По прошествии года Авель с разрешения императора переправился на Валаам. Подальше от сумрачной столицы, от любопытствующих лиц, от косых настороженных взглядов.

Не сподобилось Авелю пожить спокойно в монастыре. Казалось бы, живи, как все монахи, исправляй службу. Да нет, не мог он этого допустить, дар предвидения не оставлял его. Написана следующая книга. Мудрость монаха и видение будущего не покидала, наученный горьким опытом, он стал более осторожен, скрытен, но все тайное становится явным. Игумен прознал, осмотрел и сообщил, что книга написана неизвестным языком.

История повторилась. Рукопись пошла по эстафете к митрополиту. От него к генерал-прокурору. Упрятать монаха без ведома царя не представляло больших трудностей. Он слишком много знает и видимо кое-чем поделился с императором. Петропавловская крепость встретила Авеля с приговором: "За возмущение душевного спокойствия Его Величества".

За те месяцы, что Авель находился в крепости, одно из событий оставило заметный и трагический след в историю отечества. Ушел из жизни 70-летний прославленный небом и землей великий полководец Александр Васильевич Суворов – 6 мая (ст. ст.) 1800 года на Иова Многострадального. Это день рождения (через 68 лет) последнего императора России.

Отношения между Павлом I и Александром Суворовым были не простыми и до конца не выясненными, однако в искренности слов царя адресат не сомневался, когда получил поздравления на новый 1800 год. "Князь! Поздравляю Вас с новым годом, желаю Вам его благополучно препроводить, зову вас к себе. Не мне тебя, Герой награждать: ты выше мер моих; но мне чувствовать сие и ценить в сердце, отдавая тебе должное".

Император отдал должное, за полгода до кончины, полководцу было присвоено величайшее звание – генералиссимус всех русских войск.

В этой истории привлекает факт информированности народа о дне похорон полководца. Как быстро распространяется слух среди народа.

Толпы соотечественников заполонили все улицы, по которым медленно двигалась похоронная процессия. Народ отдавал дань человеку, ставшего символом непобедимости русского оружия. Весь Петербург в трауре.

Император Павел встретил кортеж, "снял шляпу, перекрестился и заплакал". Так отметил известный писатель, журналист Николай Греч в своем дневнике.

Ах, как нужен был царю при дворе преданный человек, непревзойденный воин. Может он помог бы выявить заговорщиков, хотя знал Павел, что не любил генерал интриги и придворные маскарады. Не его стихия. "Упокой Господи душу раба твоего Александра". Чья теперь очередь?

Дни самодержца подходили к закату. 11 марта 1801 года, как зафиксировал очевидец, "в половине девятого ужин кончился и, по принятому обыкновению, все выходили в другую комнату и прощались с Государем. В этот день Павел Петрович также вышел в эту комнату, но ни с кем не простился, а сказал лишь: "Чему быть, тому не миновать".

Доля Царя мученика предначертана. Императрица Мария Федоровна выполнила последнюю волю обожаемого супруга, положила послание Авеля в ларец и запечатала.

Павел I провел на российском троне 4 года, 4 месяца и 4 дня, как и предрёк Авель 46 букв поместилось на девизе и 46 лет от роду. В результате заговора он был убит в ночь с 11 на 12 марта.

В этот 1801 год ранняя Пасха (24 марта) на Руси была омрачена похоронами императора и в этом, народ усмотрел знак Божий. "Христу сопогребенные – совоскреснут с Христом". Похороны Павла Петровича состоялись в страстную субботу.

Перед Пасхой, после 15 марта, высочайшим повелением молодого монарха Александра I возвращены на службу и восстановлены в своих правах заключенные в крепость или без суда, или по делам Тайной канцелярии. Под амнистию попал и монах Авель, правда его не освободили, как других, а переправили в Соловецкий монастырь, где только в октябре 1801 года он был наконец – то освобожден из-под стражи.

В свободном проживании удалось побыть всего один год и два месяца. За это время закончена третья книга. Как она дошла до императора трудно сказать.

Сам Авель из рукописи своей не делал секрета. Все кто держал её в руках и заглядывал – ужасались. Кому понравится, живя в благополучии и тепле, услышать о нашествии Наполеона в страну, да еще о сожжении первопрестольной. Это тогда, когда французским императором увлекались, восторгались, некоторые вельможи украшали стены домов его изображением.

Кстати сказать, рукопись или как ее обозначили "Книга Бытия", была для видевших ее – весьма загадочной.

Если многое понятно для сограждан о возникновении жизни на Земле, то многие иллюстрации просто не поддавались расшифровке. Что означают многочисленные круги и кружки, четырехугольники и другие геометрические фигуры. Видимо никто из расследовавших его писания не удосужился вникнуть и понять сущность, как самой книги, так и самого непредсказуемого монаха.

На этот раз Соловецкий монастырь надолго закрыл тяжелые ворота и прорицатель оказался в холодном и тесном затворе.

Потянулись ужасные дни и ночи в темнице. Неимоверные, нечеловеческие испытания выпали на долю страстотерпца. За 10 лет и 10 месяцев проведенные в монастырской тюрьме, он 10 раз находился при смерти, сотни раз приходил в отчаяние, не сдавался, уповал только на Бога, совершая каждодневный молитвенный подвиг.

Претерпел, вынес, пережил мученическое бремя затвора и издевательств, сравнимые разве что с подвигами первых христиан.

Верь – не верь от судьбы не уйдешь. Предсказание исполнилось. Когда русские войска перебрались на территорию Европы, император Александр I вспомнил о давно забытом узнике-монахе. За подписью обер-прокурора Св. Синода Александра Голицына (1773-1844) отправлена депеша, чтоб исключить отца Авеля "из числа колодников и включить в число монахов на всю полную свободу" и отправить в Петербург.

Письмо пришло 1 октября 1813 года на Покров Пресвятой Богородицы. Архимандрит удивился и ужаснулся, что вспомнили о секретном преступнике. Ведь по его приказу Авеля не раз морили голодом и ужесточали муки. Делать нечего, отписал – монах болен, и не в состоянии прибыть в столицу.

Царь послал архимандриту именной указ о полной его свободе с выдачей паспорта, снабжением одежд и деньгами: "отпустить честно со всяким довольством". Указ выполнен. Как и предсказывал Авель, архимандрит слег, пораженный "лютою болезнью" и вскоре скончался.

О несправедливых действиях настоятеля монастыря по отношению не только к самому предсказателю, но и к другим колодникам, частью уже умерших, не выдержав тягот – обо всех этих злоключениях знал отец Авель. Он совестил офицеров, капралов и солдат за их жестокое отношение к осужденным. Предрекал им неминуемую погибель, если себя не жалеют, так хоть подумали бы о своих женах и детях. Судьба их также была плачевной.

В Петербурге предсказатель первым делом навестил князя Голицына – "господин благочестив и боголюбив". Беседовали долго. Некоторым нынешним читателям трудно понять, как это можно говорит "о судьбах Божьих и о правде его". "От конца веков и до конца, и от начала времен и до последних". Образованному и просвещенному князю не все было понятно, вернее сложно было во все сказанное поверить, вместить в себя. Это проведал Авель, но расстались дружески, по православному.

Была ли встреча с царем – загадка. Сам монах явился в Невский монастырь, виделся с митрополитом Амвросием и получив благословение, вновь отправился странствовать по городам и весям. Посетил величайшие христианские святыни – Царьград, Иерусалим, Афон и оттуда вернулся в Россию.

Некоторое время он проживал в Москве. Встречался и переписывался со своими покровителями из высшего света: с графиней Прасковьей Андреевной Потемкиной и с графиней Анной Павловной Каменской, статс-дамой супругой фельдмаршала.

В частности, графине Потемкиной он доверительно сообщил, что ему запрещено пророчествовать именным указом (надо полагать от Александра I), где сказано: "ежели монах Авель станет пророчествовать вслух людям или кому писать на хартиях, то брать тех людей под секрет и самого монаха Авеля, и держать их в тюрьмах или острогах". Я согласился, ныне лучше ничего не знать да быть на воле, а нежели знать, да быть в тюрьмах и под неволей. Итак, я ныне положился лучше ничего не знать, а если знать, то молчать".

Дар пророчества у него величайший. Именно, видение будущего и давно прошедшего. Этим он отличался от многих известных отцов Церкви. Причем дар предвидения они чаще всего скрывали, но при этом исцеляли от болезней через молитвы, святую воду и прочие святыни, и во славу Божию помогали укрепиться в вере на радость людям.

Случаев исцеления прорицателем не описано или не зафиксировано.

В 1820 году графиня Каменская, вместе с Авелем, навестила свою родню (кузину) графиню Толстую, маленький внук которой, (Михаил Владимирович, впоследствии историк, духовный писатель), единственный раз увидел гостя-монаха, чья наружность потрясла его до глубины души, он убежал в дальнюю комнату и спрятался. "Чувство страха оставалось во мне несколько лет".

Суровые условия казематов, переживания, недоедание – все через что пришлось пройти прорицателю, сказалось на его внешнем облике: густые всклоченные седые волосы на голове и бороде, большие блестящие черные глаза, смуглое строгое лицо и громкий грубый голос, производили сильное впечатление на всех, с кем он общался. Но те, кто знал его близко, не пугались. Как и подобает монаху, Авель был кроток и незлобив. Он нес свой крест спокойно и миролюбиво, и к людям относился дружелюбно. Через три года согласно его прошению, он определен в Серпуховской Высоцкий монастырь. Небезынтересна справка, характеризующая монаха при поступлении его в монастырь. "Обучен российской грамоте, читать, петь и писать умеет, в штрафах не был".

Имеются сведения, что и в обители отец Авель не то говорил, не то написал о грядущем заговоре 14 декабря и смене императоров. Однако на этот раз никаких тяжких последствий не последовало. Более того, он в 1826 году ушел в свою родную деревню Акулово, о чем сообщал в письме архимандрит Амвросий митрополиту Филарету. Свидетельство самого митрополита проливает свет на дальнейшую судьбу отца Авеля. Из его письма от 25 апреля 1829 года викарию (своему помощнику) Иннокентию следует, что судьба прозорливого монаха была известна Филарету. "Слух о предсказателе в Серпуховском монастыре, без сомнений относится к самому Авелю, который там был, но который в 1826 году за то, что, как говорили, предсказывает – заключен в Спасо-Евфимиев монастырь, где и доныне остается. Жаль, что всего не знали и не сказали, кому следовало".

Что же собой представлял монастырь, в котором 69-летнему монаху предстояло провести отведенные ему Господом еще 14 лет.

История древнего Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, с одной стороны, необычайна и удивительна, с другой – мрачна и жутковата. Мощные стены с двадцатью башнями, протяженностью более одного километра, стали с конца XVII века крепким оплотом Владимирской земли. После вражеских набегов и междоусобиц монастырь, кроме основной духовной службы, использовался с конца XVII века в качестве места заключения провинившихся. Здесь проводили месяцы и годы в покаянии именитые сановники и простолюдины, бунтари и сектанты. Неслучайно, его называли русской Бастилией.

В монастыре нашли свой последний приют род князей Пожарских и сам Дмитрий Пожарский – руководитель ополчения и освободитель Москвы от поляков. Здесь он был похоронен. Святые могилы известных и безызвестных людей были уничтожены в вихре безумной революции после 1917 года.

Вначале царствования Николая I вещий Авель каким-то образом заточен в Спасо-Евфимиев монастырь. Упрятан, отстранен от людей, лишен свободного передвижения и встреч. Здесь одна загадка накладывается на другую. За что? Может слишком много знал? Откуда такие строгости? Почему никто из влиятельных лиц с ним больше не общался.

Возникает другая версия, не связано ли заточение Авеля с мнимой смертью императора Александра I. Да, имеются записки врачей, по дням болезни, и другие свидетельства о его кончине. Известен траурный четырехмесячный путь от Таганрога до Санкт-Петербурга, где в соборе Петра и Павла он нашел упокоение рядом со своими царствующими родными. Однако, известно и другое, через десять лет после ухода его из жизни, в Сибири появляется старец Федор Кузьмич по облику похожий на ушедшего императора. Он заинтриговал окружающих знанием всех придворных особенностей и отличался благородными манерами и аскетическим образом жизни.

Личность Федора Кузьмича, так и осталась неразгаданной, таинственной и не постижимой.

Много лет назад один известный журналист встретился со старейшим работником музея и тот поведал о событиях 1929 года, когда большевики реквизировали музейные и церковные ценности. Видимо до революции уже народилось новое поколение людей, для которых не существовало таких тонких понятий, как почитание святынь, как уважение к родной истории. В Петропавловском соборе они вскрыли надгробие царей. Взяли, что смогли найти и унести По рассказу архивиста Петр I находился в целостности. Каким-то чудом, спустя два столетия тело его оказалось нетленным. У Екатерины II сохранились отдельные лоскуты материи. На черепе Павла I зияла дыра, от удара убийц. Гробница Александра I оказалась пустой.

Получается, загадка остается в силе. В Таганрог, часто путешествующий император (не сиделось ему в Петербурге), приехал, чтобы подлечить свою супругу императрицу Елизавету Алексеевну. Она пережила своего благоверного всего на полгода. Так что же случилось с Александром I? Куда он делся? Вопросы, вопросы, вопросы!

Трудно поверить, чтоб император смог взвалить на себя тяжелейший крест и как богомольный странник, как обычный мирянин пошел по Руси, под именем Федора Кузьмича. Такую  выдающуюся личность как большую гору можно прикрыть лишь с одной стороны, а другая сторона останется открытой. Сохранить таинственность при широком круге осведомленных придворных весьма трудно. Рано ли или поздно это проявилось бы в воспоминаниях современников.

"Нет ничего тайного, чтоб не было явным". И тем не менее загадка остается.

Первая треть XIX века оставила нам немало нерешенных и до конца неисследованных вопросов. Собственно в истории России подобных проблем не занимать.

Михаил Лермонтов прожил на белом свете всего 26 лет, а сведений о его жизни сохранилось достаточно, чтобы исследователям его творчества выпустить многочисленный ряд трудов.

Монах Авель прожил 83 года и ушел из жизни также в 1841 году.

Известий о его жизни мало и они грешат разночтением. Из одного источника мы узнаем, что отец Авель провел 17 лет "в скорбях, тесноте, гонениях и бедах", т. е. в казематах. В другом, уточняющем в трех крепостях и шести тюрьмах и содержался 21 год. Сопоставляя известные данные, то получается, что прорицатель только до 1814 года находился в затворе 14 лет. Далее до 1826 года жил на свободе и как выше сообщалось Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь принял его под свой покров, где он помещен в арестантское отделение. Так что к 14 годам стоит прибавить еще 15 лет, проведенные Авелем в одиночной камере. Сохранились краткие сведения о последних месяцах его нелегкой судьбы. Поведано: сильно болел и скончался 29 ноября 1841 года "и погребен за алтарем арестантской церкви Св. Николая".

Граф Михаил Толстой не без удивления заметил, что на его могиле нет памятника. Значит его похоронили не как вещего монаха, а как одного из арестантов. Хотя он по духовному завещанию пожертвовал монастырю "пять тысяч рублей ассигнациями и две с половиной тысячи рублей на устройство нового иконостаса в храме Святителя Николая». Выходит, эту церковь он хорошо знал и часто молился в ней.

Именно, у ее стен нашел свое последнее пристанище непостижимый миром Богославный отец Авель.

Возникает законный вопрос, почему никто из писателей Пушкинской поры не обмолвились о нем не единым словом в письмах, дневниках, заметках. Земля слухом полна, громадная масса народа собралась и сопровождала Александра Суворова в последний путь. Тогда не было такой широкой информационной связи, как в нынешнее время. А где были и что знали о таинственном монахе Вяземский, Жуковский, Карамзин, Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Гоголь, Баратынский, Погодин, Шевырев и другие. Не могли они пропустить мимо себя Божественный дар отца Авеля, чтоб долгими зимними вечерами не обсудить, не переговорить, не заинтересоваться его судьбой?

Потому поиск продолжается. Память о вещем прорицателе в течение столетия не затихала. Нет-нет да появлялись в прессе небольшие сообщения о его необычной судьбинушке.

 

Судьба царя – судьба России

Холодным ранним утром 2 марта 1901 года император Николай Александрович вместе с императрицей и окружающими их лицами прибыл в Петропавловский собор на божественную литургию по случаю столетней годовщины гибели своего прапрадеда Павла I.

Не только царская семья, но и народ почитал царя – мученика. Приходили к его гробнице со своими горестями и чаяниями, просили о заступничестве. Верили в его ходатайство перед Богом.

После литургии Николай II со своей свитой отправился в Гатчинский дворец. В нем находился загадочный с красивой отделкой ларец и какое – то послание, которое по завещанию прапрадеда надо было вскрыть через сто лет после его кончины. Из поколения в поколение сохранялась эта реликвия и не один самодержец не посягнул на него, чтобы полюбопытствовать о внутреннем содержании ларца.

И вот наступил этот день. Не без внутреннего волнения вскрыл его Николай Александрович, взял в руки бумаги и неторопливо стал читать, разбирая слова, написанные церковно-славянской вязью, вещего отца Авеля. Неизвестный монах более ста лет назад расписал его будущее, предрек кончину Романовской династии и крушение Российской империи. О загадочном ларце долгие годы ходили разные слухи среди окружения государя. Наиболее правдоподобно описала это событие М. Ф. Герингер, состоявшая камер-фрау при императрице Александре Федоровне.

"В Гатчинском дворце, постоянном местопребыванием императора Павла I, когда он был наследником, была одна небольшая зала, и в ней на середине на пьедестале стоял довольно большой, узорчатый ларец с затейливыми украшениями. Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг ларца на четырех столбиках, на кольцах, был протянут толстый красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ зрителя. Было известно, что в этом ларце хранится нечто, что было положено женой Павла I, императрицей Марией Федоровной, и что ею было завещано открыть ларец и вынуть в нем хранящееся только тогда, когда исполнится сто лет со дня кончины императора Павла I, и притом только тому, кто в тот год будет занимать царский престол".

Судя по описанию камер – фрау была хорошо осведомлена о послании и не раз бывала во дворце, и видела этот ларец, хранящий тайну века. Скорее всего в данной рукописи Авеля не было переписи всех царей, что было поведано им Павлу I. Для последнего императора он отдельно составил сие послание.

"Николаю второму – святому Царю Иову Многострадальному подобному. (Николай Александрович родился 6 мая в день, когда церковь чтит память этого святого – прим. В. А.) На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая... По воздуху люди, как птицы летать будут, под водою, как рыбы плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину тьма египетская... А потом будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую: грабить Святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от Святого Царя. О нем свидетельствует Писание, Псалмы, девятнадцатый, двадцатый и девяностый открыли всю судьбу Его... Свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет Крест Православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин (лилия – прим В. А.) небесный".

Было над чем задуматься. Ведь нечто похожее он уже слышал десять лет тому назад. Воспоминания захватили. Он 22-летний цесаревич посетил далекую и мало известную Японию. Поклонился праху русским морякам, захороненных на этой земле. Старый смотритель русских могил во время трапезы, посоветовал побывать у известного отшельника монаха – Теракуто I. Он далеко не всем доступен. Может удастся повидаться. Его взору открыты тайны мира и судьбы людей. Для него нет времени, потому он дает только признаки событий и сроков.

Предложение заинтриговало молодого наследника престола. Недалеко от столицы Японии Киото находилась роща, где жил буддийский отшельник. Их было трое: цесаревич, греческий принц Георгий и переводчик – ученый, маркиз Ито. Они издали увидели монаха, стоящего на коленях и склонившего голову к земле. Николай помог ему подняться. Теракуто медленно заговорил, смотря в пространство, словно читал неземную книгу, открывшуюся его взору.

– "О ты Небесный Избранник, о, великий искупитель, мне ли проречь тайну земного бытия Твоего? Ты выше всех. Нет лукавства, ни лести в устах моих пред Всевышним... – Переводчик Ито тихо, но внятно переводил. – Два венца суждено тебе, Царевич: земной и небесный... Наследие предков Твоих зовет Тебя к священному долгу. Их голос в Твоей крови. Они живы в Тебе, много из них великих и любимых, но из них всех Ты будешь Величайшим и любимейшим. Великие скорби и потрясения ждут Тебя и страну Твою.

Ты будешь бороться за Всех, а Все будут против Тебя... но нет блаженней жертвы Твоей за весь народ Твой. Настанет, что Ты жив, а народ мертв, но сбудется: народ спасен, а Ты свят и бессмертен".

Нам мало, что известно о святых живущих в других странах и исповедующих другую религию. Японскому монаху дано величайшее откровение Божие – ему открыта Книга Судеб. Все, что он предрек, впоследствии свершилось.

На молодого наследника слова Теракуто произвели сильное впечатление. Ведь это было для будущего монарха первое пророчество. Причем вскоре оно подтвердилось. В тот день он спокойно ехал на джип-рикше по улице, приветствуемый столичными жителями. Нежданно из толпы выскочил японский полицейский с обнаженной саблей и набросился на цесаревича. От удара он увернулся и выскочил из коляски. Быстрее всех оценил ситуацию кузен Георгий. Будучи от природы крепкого телосложения, он одним ударом трости сбил на землю злобного фанатика. Наследник отделался легким ранением. Вот тогда – то он и вспомнил одну из начальных фраз буддийского монаха. "Опасность витает над Твоей головой, но смерть отступит и трость будет сильнее меча".

Теперь, когда два пророчества соединилось в одно целое, когда небо отверзлось, и император узнал не только свою будущность, но и будущее своего народа, своей страны. Он не впал в отчаяние, а продолжал твердо, честно и неукоснительно исполнять свой священный царственный долг. Долг главы империи и помазанника Божия. Никто из близких не знал и не догадывался, что творилось в душе Николая Александровича. Он уповал на Бога и шел по стези, предначертанной свыше.

Правда, при любой возможности он старался почаще бывать в храмах и оказывать помощь, будь то ремонт или строительство новых церквей и монастырей.

Прошло три с половиной месяца, как государь ознакомился с посланием незнакомого отца Авеля. Строки из рукописи он хорошо помнил. И вот очередное подтверждение. Прибыло посольство из Тибета. Встреча делегации произошла в Петергофском дворце. Ее глава почтенный лама представил перед взором царя тяжелый, громоздкий сундук. В нем находилась священная одежда самого Будды, одного из почитаемых религиозных мыслителей Востока, жившего в V-VI веках до Рождества Христова – к этой одежде никто и никогда не прикасался, кроме Будды. Слова старца многого стоят. "Тебе одному принадлежат они по праву и ныне прими их от всего Тибета". Это ли не высочайшее признание Его Величества, полученное при прозрении буддийских лам.

Святое Богоявление. Крещение – один из великих двунадесятых праздников, отмечаемых Православной церковью ежегодно 6/19 января. Нам неизвестно окунался ли Николай II в Иордан, но архиерейскую службу посещал исправно и вместе со священством шествовал к купели.

В тот светлый день начала 1903 года Государь, вместе со свитой и духовенством, находился возле беседки, что у Зимнего Дворца. По заведенному порядку прозвучал выстрел из пушки с Петропавловской крепости. "Близко просвистела картечь, как топором срубило древко церковной хоругви над царской головой, – так записал один свидетель этого события. Протодиакон подхватил падающий хоругвь и могучим голосом запел: "Спаси, Господи, люди Твоя", видимо Николай Александрович подхватил эту молитву. "Спокойствие, с которым Государь отнесся к происшествию, грозившему ему самому смертью, было до того поразительно, что обратило на себя внимание ближайших к нему лиц" из его свиты. Кто-то из них поинтересовался: " как подействовало на него происшествие". Царь ответил:

– До 18-го года я ничего не боюсь.

Собственно, что случилось? Оказалось по злому умыслу или по невнимательности один из салютовых зарядов был начинен боевой картечью. Картечь ударила по Зимнему Дворцу и по беседке. Никто из окружения царской свиты и духовенства не пострадал. Только легко ранен один городовой по фамилии Романов.

Царь смилостивился – командира батареи и офицера, руководивших стрельбой, простил. Он уверовал в предсказание вещего отца Авеля и осознавал, что время его гибели еще не наступило.

За двадцать три года царствования Николая II, при его содействии, Русская Православная церковь причислила к лику святых большое число Угодников Божиих, чем за предшествующие годы царствования его предков в XIX веке вместе взятых.

Открыто более 200 монастырей и более 7,5 тысяч церквей.

Для поколения наших прародителей стало заметным, одухотворенным явлением торжества в Саровской обители в честь прославления преподобного Серафима Саровского. На всенародном богомолье, состоявшемся с 17 по 19 июля 1903 года, присутствовали Августейшая семья, с родными и близкими Его императорского двора, высокое: духовенство, военачальники, а также многочисленные паломники из простого народа. При посещении царем Дивеевского женского монастыря, Елена Ивановна – супруга Николая Александровича Мотовилова (служка батюшки Серафима) передала письмо, написанное преподобным более 70 лет назад по откровению Божию. К письму мы еще вернемся, но то, что старец знал о последнем Государе российском известно из воспоминаний его окружения. "Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя и его Самодержавия, но Бог царя возвеличит". Пророчество запало глубоко в сердце императора. Спустя 15 лет, будучи в Тобольске он поделился воспоминанием с учителем английского языка Чарльзом Гиббсом, занимавшегося с его детьми, как о предании, которое дошло до него от родителя. Похоже, что в рассказе Николай II частично процитировал кое-что из письма преподобного Серафима Саровского. "Существует легенда, что царь Александр I Благословенный посетил Старца (батюшку Серафима) и тот сказал ему: Продлится род твой триста лет и три года. Начался он в доме Ипатьева и кончится в доме Ипатьева. Начался с Михаила и кончится Михаилом... Император Александр I знал от старца, что Россия будет затоплена кровью за грехи ее. Но Господь милостив, он даст России восстать из руин и пепла, о чем предупредит всех русских людей чудесными знамениями в святой день Преображения Господне".

Выходит и Александр I знал о горькой будущей судьбе своего рода Романовых и всего русского народа. И вот его правнуку суждено было пройти крестный путь и взойти на русскую голгофу.

Между тем, когда Дивеевское торжество по случаю прославления батюшки продолжались, царь с царицей навестили известную в те годы старицу, блаженную Парасковью Ивановну. При встрече она им предрекла и повторила то, что уже Николай II знал, но более подробно: и о конце династии, о погроме страны, об атеизме, о великом уничтожении народа, а царице предсказала о скором рождении сына.

Родственники и приближенные царской семьи, обратили внимание на печальные лица их Высочеств, когда они вышли из домика блаженной Паши Саровской.

Более всего услышанное опечалило Александру Федоровну, хоть и ей видимо вкратце и говорил супруг о пророчествах других святых мужей, но ей все это не очень верилось. Велико Боголюбие императрицы и оно имело под собой твердую почву, встречаясь с благочестивыми отцами церкви и со многотысячными богомольцами, пришедшими поклониться молитвеннику за землю русскую батюшке Серафиму. Не могла она поверить, что этот народ может отвернуться от церкви и пойти против Помазанника Божия, порушить родную отчину.

При рождении сына Александра Федоровна еще более утвердилась в Православной вере и убедилась в правильности предсказания. Не раз царская семья при возникновении тех или иных вопросов посылала гонца к блаженной Параскеве и та помогала им советами и молитвами до своей кончины (1915 год).

Прожила старица 120 лет в строгом посте, в беспрерывных молитвах, юродствуя на людях и одиноко смиренномудрствуя в глухом Саровском лесу, в пещерах, вырытых ею в разных местах.

 

Иоанн Кронштадтский о Царе и России

В конце XIX века великую любовь верующей России приобрел праведный отец Иоанн Кронштадтский. При жизни его почитали за святого. Скольким тысячам прихожанам он помог, исцелил, облегчил участь, привел к свету Божьему не счесть. Видя волну безбожия, накатившую на страну, батюшка сохранял душевное спокойствие, горячо молился, обличал, наставлял, проповедовал. "Не в мирное, а в беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих. Во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе через меру: ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению". Глубокое знание и видение современной жизни отцом Иоанном, а именно разложение народа, безверие, уход от Святой Руси, сильно волновало праведника и он до последних дней своих боролся за спасение душ.

"Измельчалась жизнь людей, носящих Христово Имя, измельчали умы, осуетились сердца, износилась воля; все осуетилось, осквернилось – умы и сердца, и дела. Посмотрите: пьянство, блуд, курение табаку, карты, конские бега, народные дома и театры". Подобные людские страсти огорчали императора. О падении общества он узнавал из книг, выпускаемых протоиереем Иоанном, а также из докладов чиновников и другой литературы. Все те, кого угодник Божий обличал, питали к нему неприязнь и злобу, изливаемые ими на страницах печати, как при его жизни, так и после. Верующая Россия любила и почитала батюшку за святого. К их числу относился царь Николай II. Наиболее сильное впечатление произвел отец Иоанн на будущего императора в 1894 году, когда этого необычайного молитвенника пригласили в Ливадию, к постели уходящего из жизни Александра III. Не мог не знать Иоанн Кронштадтский завещание державного отца к сыну, цесаревичу Николаю, произнесенное на смертном одре. Только из одних этих слов видится его ум, боголюбие, дальнозоркость и отеческое попечение о народном благосостоянии. Таков мироносец император – Александр III. Вникнем в его слова: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжкий груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне порученное… Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло спокойно и свободно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц.

Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России… Ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Будь тверд и мужественен. В политике внешней – держись независимой позиции. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

В этот тяжкий 1894 год закончился выход шеститомного духовного дневника Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе". Благодеяний пастыря Николай Александрович никогда не забывал, благоволил ему и почитал его. Встречались в последующий период они не часто, но по особенно торжественным случаям и по необходимости душевной, Государь обращался к Кронштадтскому молитвеннику. Наиболее запоминающим событием стало бракосочетание Их Высочеств в 1894 году в церкви Зимнего Дворца, в Петербурге и в 1896 году при их коронации в Успенском соборе, в Москве, где батюшка, вместе с высоким духовенством исправлял необычную службу. Знал ли духовный пастырь, что эта коронация будет последней в Доме Романовых? Знал и предвидел.

"Царь у нас праведный и благочестивой жизни, – вразумлял пастырь соотечественников, – Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: "Кого я люблю, тех обличаю и наказываю" (Отк. 3, 19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами". Сказано ярко и образно, сказано для того, чтоб задуматься и образумиться. В 1907 году праведник вновь и вновь обращается к народу. "Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония". Он протягивал руку спасения, помогал подняться, был одним из удерживающих от скатывания России в бездну. Это понимал царь, ценил его.

 По молитвам праведного Иоанна Кронштадтского, по его необычайно крепкой и сильной вере, Господь сподобил ему в ночь на 1 января 1908 года обрести чудное видение. Это был последний год пребывания на бренной земле. Находясь в легком забытьи, он в сопровождении преподобного Серафима Саровского, совершил прогулку в будущее нашей страны. То, что увидел пастырь, не только взволновало, но и ужаснуло. Ведь он увидел, узнал о том, что предстояло пройти русскому народу в 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1934 годах.

Видение подробно записал. "Господи благослови! Я многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие видение". Нет, мы не будем здесь повторять все те ужасы, которые видел праведник и через которые прошел русский народ в кошмарные эти годы, тем более, все о чем он предрекал, предупреждал, свершилось.

При уходе из жизни всенародного любимого пастыря Николай II скорбел со всеми верующими.

"Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, что бы угас великий светильник церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя... мы проникаем желанием дать достойное выражение сей совместной скорби. Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события...» Любая потеря человека невосполнима, а праведника, да еще такого недюжинного молитвенника земли русской, да еще в такое неспокойное и одурманенное атеизмом время – тяжела и тревожна. И чем чище и благородней человек, тем сильнее темные силы зла, обрушиваются на него неимоверной клеветой и другими несусветными вымыслами и поруганием. Так было в советское время. Прошли тяжкие годы атеизма и безверия. Луч света коснулся и нашей страны. Очистилась земля, как после весенней грозы от грязных наслоений. К православным вернулись праведники.

 

Григорий Распутин, как есть

Подобная история произошла и с небезызвестным Григорием Распутиным. Нет нужды повторять все эти злобные выходки, направленные, как на самого старца, так и на Царскую семью. Бог судья тем господам и революционерам за их ложь и злодеяния.

В данном контексте нас интересует один вопрос – вопрос пророчества. За годы, прожитые Николаем Александровичем на царском троне, Господь сподобил ему открыть тайну, собственной жизни, так и судьбу России. Он все это нес в себе, твердо и неукоснительно управлять страной и достойно нести свой крест.

Безусловно Григорий Ефимович Распутин обладал необычайным даром. За дар целительства и дар предвидения его ценила Августейшая семья. Окружающие, а таких большинство этого не видели или не замечали. Для придворных он был простой мужик. Кому как не учителям царевен и цесаревича знать больше, чем кому другому в частности. Гиббс (1876-1963 гг.) в последствии перешедший в Православие, рукоположен и умер в сане архимандрита, опубликовал письмо Распутина к государю. Это было не письмо, а скорее всего завещание старца.

"Я пишу это письмо, последнее письмо, которое останется после меня в Санкт – Петербурге. Я предчувствую, что умру до 1 января (1917 г.). Я обращаюсь к русскому народу, к Папе, Маме и Детям ко всей русской земле, что им следует знать и понять. Если буду убит обычными убийцами, особенно своими братьями – русскими крестьянами, то ты Русский Царь, не должен бояться за Детей своих – они будут править в России еще сотни лет. Но если я буду убит боярами или дворянами, если они прольют мою кровь, и она останется на руках их, то двадцать пять лет им будет не отмыть моей крови со своих рук. Им придется бежать из России. Братья будут убивать братьев, все будут убивать друг друга и друг друга ненавидеть, и через двадцать пять лет (будет 1941 г. прим. В. А.) ни одного дворянина в России не останется. Царь Земли Русской, если услышишь ты звон погребального колокола по убитому Григорию, то знай, в моей смерти виновен кто – то из твоих родичей, то скажу тебе, что никто из твоей Семьи, никто из твоих Детей и Родных не проживет более двух лет. А если и проживет, то будет о смерти молить Бога, ибо увидит позор и срам Русской земли, пришествие антихриста, мор, нищету, порушенные храмы Божии, святыни оплеванные, где каждый станет мертвецом. Русский Царь, убит ты будешь русским народом, а сам народ проклят будет и станет оружием дьявола, убивая друг друга и множа смерть по миру. Три раза по двадцать пять лет (будет 1991 год) будут разбойники черные, слуги антихристовы, истреблять народ русский и веру Православную. И погибнет земля Русская. И я гибну, погиб уже, и нет меня более среди живых. Молись, молись, будь сильным, думай о своей Благословенной Семье". Таковы последние слова Григория Распутина.

 

Царь и царица

Подошел последний год царствования. Всеми силами и дарованной властью, император старался возродить идеалы святой Руси, сохранить единство между церковью, Царем и народом, ибо это основа мощи и благополучия любого государства. Вспоминая последнюю треть XX века, тогдашние учебники, газеты, политинформации; не без удивления думаешь, как же так мог много тысячный отряд политработников, однобоко преподносить учения классиков марксизма. Задумались хотя бы на одной только фразе Ф. Энгельса: "Ни одна революция в Европе и во всем мире не может достигнуть окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство". Подобные и более русофобские излияния выплескивал на Россию и К. Маркс.

Мешал царь – батюшка бесовским силам вершить зло. Он был удерживающим. Еще в 1905 году Николай II заметил своему окружению. "Если я показался вам почти беззаботным, то это лишь оттого, что я твердо и абсолютно убежден, что судьба России, моя собственная судьба, а также судьба моей семьи в руках Всемогущего Бога, уготовившего мне то место, которое я занимаю сейчас. Чтобы со мной ни случилось, я преклоняюсь перед Его волей".

В этом – весь царь. Это его смысл жизни, его направление, его философия, его убеждение. Этого никогда не понимали, не принимали многие его оппоненты, невоцерковленные исследователи, авторы монографий о царской семье.

Велика и широка была матушка Россия. В ней нашли отеческий приют великое множество монастырей, церквей и часовен. Молись на радость. И молились! К сожалению настоящих ревнителей Православной веры для такой большой страны было хоть и много, но недостаточно для того, чтобы сдержать узду падения многомиллионного народа. И то, что должно случиться с Россией знали глубоко духовные чада церкви. Об этом они рассказывали своему окружению. Не мало свидетельств сохранилось и до наших дней, многое было известно обитателям Зимнего Дворца. В данной работе приведены наиболее значимые пророчества.

Подстать государю была его супруга императрица Александра Федоровна. Воспоминания современников, письма к близким людям, как никто лучше рисуют ее облик: внутренний мир, доброе сердце, воспитанность и образованность. Достаточно привести несколько цитат из писем, чтобы познать ее:

«Религиозное воспитание самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством».

«Мой бесценный, да благословит и хранит тебя Господь! Никогда не забывай ту, чьи самые, горячие желания и молитвы – сделать тебя счастливым».

Это была одна из редких счастливых венценосных пар, живших в любви, согласии, взаимопонимании. У них не было друг от друга секретов. О всех пророчествах императрица знала, но как и супруг уповала на Господа.

"Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи – день, а после бури – тишина".

Шестнадцать месяцев находилась Царская семья в заточении. Это их крестный путь восхождения на Голгофу. Дом Романовых уходил в вечность. И как справедливо заметил епископ Мефодий в записках "Из духовного сокровища Царской семьи" (журнал "Вечность". Париж. 1956 г.) "Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник... становясь перед неизбежною смертью, сохраняли тоже самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно на встречу смерти поэтому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом".

Лучшим подтверждением слов епископа, служит письмо царицы к Анне Вырубовой из Тобольска, (от 20 марта 1918 г.) по сути дела за четыре месяца до кончины.

«Милая моя. Год, что с тобой и Лили простились. Много все пережили, но Господь своей милостью не оставит своих овец погибнуть. Он пришел в мир, чтобы Своих в одно стадо собрать, и Сам Всевышний охраняет их. Душевную связь между ними никто не отнимет, и свои своих всегда узнают. Господь их направит, куда им нужно идти. Промысел Божий непостижим человеческому уму. Да осенит нас Премудрость, да войдет и воцарится в душах наших, и да научимся через нее понимать, хотя говорим на разных языках, но одним Духом. Дух свободен. Господь ему хозяин; душа так полна, так живо трепещет от близости Бога, который невидимо окружает Своим Присутствием. Как будто все святые угодники Божии особенно близки и незримо готовят душу к встрече Спасателя мира. Жених грядет, приготовимся его встречать; отбросим грязные одежды и мирскую пыль, очистим тело и душу. Подальше от суеты, – все суета в мире. Откроем двери души для принятия жениха. Попросим помощи у Св. Угодников, не в силах мы одни вымыть наши одежды. Поторопимся Ему на встречу! Он за нас, грешных, страдает, принесем Ему нашу любовь, веру, надежду, души наши. Упадем в ниц перед Его пречистым образом, поклонимся Ему и попросим за нас и за весь мир прощения, за тех кто забывает молиться, и за всех...

Как тебя Боже благодарить? Я не достойна такой милости. О Боже, помоги мне не потерять, что Ты даешь! Душа ликует, чувствует приближение жениха; грядет Он, скоро будем Его славить и петь Христос Воскресе!»

 Здесь надобно остановиться, осмыслить сказанное и преклонить голову перед ее потрясающей силой духа, высочайшей веры в Бога, твердой веры в Его славу и милость к милующим. В письме нет скорби, уныния, нет жалобы и обиды на всех и на все. Какой светлый и любящий образ мы находим в лице Александры Федоровны. Как-то флигель-адъютант Мордвинов откровенно признался: «Я до сих пор теряюсь в догадках, каким образом государыня, выросшая в среде совершенно чуждой и противоположной русскому "народному" Православию, сумела впитать в себя самые характерные и глубокие его черты. – Ответ к генералу пришел сам по себе. – Склонен думать, что, помимо наследственного расположения к сложным духовным переживаниям, полученного от матери Государь оказывал в этом отношении немалое влияние".

Необычайная Августейшая семья. Какое родственное сочетание душ, помыслов, благих дел и намерений.

Трудно представить каждого из нас ныне здравствующих, как бы мы среагировали, если услышали от благочестивого старца предсказание о нашей судьбе с плохой и тяжкой кончиной. Что делали, как дальше жили?... Да, что говорить о нас грешных, отвечающих сами за себя. У Помазанника Божьего, груз ответственности лежал за всю страну, за весь народ, и пронести его надо было достойно и праведно, что и делал русский царь.

 

«Нас ради человек...»

Во всей жизни императора и его семьи видится промысел Божий. Из пророчеств, он знал не только год и месяц гибели, но и скорее всего число. Тем временем, условия их содержания ожесточились. Ни в храм пойти, ни священника пригласить на дом. О неудобствах и оскорблениях уже не говорим.

Однако за три дня до ухода из жизни, по просьбе Николая Александровича, получено разрешение и приглашается священник. Все семейство усердно и сосредоточенно молилось. Соборный молебен захватил всех так сильно, что когда священник при поминовении усопших запел слова кондака "Со святыми упокой Христе душу"... и вместо хора, коей отсутствовал, царственные затворники пропели эти трогательные строки с необычайной душевностью. Это было прощание их с земной жизнью.

Ночные выстрелы в Ипатьевском доме Екатеринбурга 4/17 июля 1918 года острой болью пронзили сердца верующих, почитающих царский престол. Не одно хорошее дело не может начинаться с преступления и крови, тем паче с убийства Помазанника Божиего и его Царственной семьи. Революционеры открыли не новую эру, а бросили Россию в бездну, в пустоту, повергли народ в голод и нищету, в разруху и погибель. Тяжко жить без главы, без правды, без движения к Истине. Отсюда неисчислимые и бессмысленные жертвы, отсюда порождение несчастий.

Первым, кто это осознал и лучше кого – либо понял, первый, кто отреагировал на расстрел царских мучеников и заявил во всеуслышание был Патриарх Московский и всея Руси Тихон. "Мы к скорби и к стыду нашему дожили до времени, когда явные нарушения заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – исполнительный комитет – одобрил это и признал законным.

Но наша Христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его,.. наша совесть примириться с этим не может и мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это нас называют контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28.).

Царь ушел не сломленным, не побежденным. Он не хлопнул дверью, не впал в отчаяние, не бросил трона, а передал его следующему брату. При прощании Николая II с личным составом Ставки резюмировал: "Сегодня я вижу вас в последний раз; такова воля Божия и следствие моего решения". А другу семьи Фредериксу доверительно признался: "Я берег не самодержавную власть, а Россию". Нет, не было у императора ни гордыни, ни тщеславия. Он руководствовался одним стремлением помочь Родине, быть ей полезным, быть справедливым. "Да поможет ему (Временному правительству – прим. В. А.) Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага. В продолжение двух с половиной лет Вы несли ежечасно тяжелую боевую службу, много пролито крови, много сделано усилий и близок час, когда Россия, связанная со своими доблестными союзниками одним общим стремлением к победе, сломит последнее усилие противника. Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы". Последние слова к армии, последнее напутствие к правительству. Сказать – сказал, написать – написал, но глашатаи революции испугались благочестивых слов императора и не зачитали в войсках, и не опубликовали в печати. Новые вершители судеб народа России, оказались жалки и трусливы и без сопротивления отдали власть большевикам, а страну на порушение и разграбление.

Вслед за императорской семьей трагическая участь постигла их родных и близких. В сибирском городе Алапаевске были преданны мученической смерти княгиня Елисавета Федоровна, родная сестра императрицы. Не пожелавшая расставаться с ней – инокиня Варвара. Великие князья: Сергей Михайлович; Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей. Месяцем раньше был убит великий князь Михаил Александрович, родной брат Николая II, так торопливо отрекшийся от престола в пользу временного правительства. Началось великое уничтожение русского народа. Сломлено родословное дерево Дома Романовых, произошла ужасная катастрофа, гибель миллионов – уничтожены все сословия, на которых держалась империя. Вслед за царем стали гибнуть: военные всех рангов, интеллигенция, духовенство, купечество, казачество, крепкое трудовое крестьянство.

 

Таким образом прервалась цельбоносная связь с Исторической Россией. По сию пору отчину нашу трясет и лихорадит, по сию пору ею управляют временщики, для которых собственная шкурность далеко и на много превалирует над судьбой Родины и ее народа. Императорская Православная Россия создала великую культуру, великое царство и оно на свое же горе порушилось.

Зыблемость монархии показала первая революция. Болезнь вылезла наружу. Проникновенно, образно и с горечью о происходящих событиях поведал архиепископ Никон при встрече нового 1906 года. "Люди обратились в зверей, зверей лютых, беспощадных, для, упрощения коих не было других средств кроме оружия. И вот загремели пушки, пулеметы... и в древних храмах русской столицы мы молимся при громе этих выстрелов, как – будто в осажденном городе...

Так закончился год, этот мрачный, черный, позорный год – год великих скорбей и гнева Божия... Что пережило бедное русское сердце? Что перестрадало многострадальное, воистину мученическое сердце доброго, кроткого, любвеобильного Царя. Не были ли муки Его сердца томительнее мук великого ветхозаветного страдальца Иова?"

То, что не дано было увидеть окружающим, то увидел и прочувствовал архиепископ искренно и с любовью, охарактеризовав помазанника Божия – Николая Александровича, родившегося 6/19 мая 1868 г. – в день памяти святого Иова Многострадального. Путь скорбей, пройденных святым, праведным Иовым, живший задолго до Рождества Христова, – прошел стойко и праведно последний русский царь. И вслед ему государь мог повторить и повторил: "Ибо ужасное, чего я ужасался, то постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне". Ужасная смута, ужасное разрушение страны, братоубийственная война и гибель Дома Романовых.

Машина растления народа, запущенная в прошлые века, на удивление всего мира сработала. О чем многажды раз предупреждали святые отцы Церкви.

Фарисеи и книжники – иудеи – распяли Господа, а через 1885 лет Православного Русского Царя, удерживающего весь Мир.

 Об этом не без злорадства в Ипатьевском доме они сделали каббалистическую надпись: "Здесь по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы". Приказ Ленина – Свердлова сделал свое дело – зло свершилось.

Подобно Христу, распятому за грехи мира, распят русский Царь, так же всеми оставленный, принесен в жертву за грехи всей России.

Русская Православная церковь в 1981 году заграницей канонизировала царскую Семью вместе с сонмом других новомучеников от безбожной власти пострадавших.

В августе 2006 года Русская Православная Церковь причислила Царя и его Семью к лику святых.

 

Что нас ждет?

После того, как мы познакомились с отдельными пророчествами касающимися святой Августейшей Семьи, возникло естественное желание заглянуть и в наше будущее, что ждет нас в грядущем. Из многих предсказаний, доступных каждому православному, читающих книги святых отцов церкви, позволю себе остановиться на пророчестве архимандрита Лаврентия Черниговского, жившего в Советское время (умер 1950 г.) и рассказавшего, что будет с нами через 40 лет.

"Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить, а когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтоб Господь продолжил нам это время... Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой и вас Господь укрепит.

Когда появится малая свобода будут открываться церкви, монастыри и ремонтировать, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы – самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать"...

Ученики и собеседники батюшки Лаврентия сохраняли его поучения и записали его пророчества. Особое внимание обратили на сбережение таких родных и важных слов, как Русь и русский. И еще, "надо помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России не мыслим ни в каком и ни в коем случае".

Все что предрек архимандрит, по сути дела, свершилось. А что дальше нас ожидает? Прежде всего, как сообщали наиболее крепкие в вере и одухотворенные старцы, жившие в прошлую и нынешнюю пору, "мы живем во времена апокалипсические", т. е. безудержно гоним время, приближая к последним дням Света. Какие они будут эти последние дни? Все, кто предрекал сходятся на одном.

Будет мощный поток огня или изверженной из недр земли огненной лавы, которая уничтожит мир, как некогда древний мир истреблен водою. Епископ Арсений (Жадановский) в свое время записал одну проповедь Иоанна Кронштадтского, где по этому поводу сказано: "Когда воды земного шара потеряют свое равновесие с подземным огнем, и огонь пересилит водную стихию, непрестанно убывающую, тогда произойдет огненный потоп, предсказанном в Священном Писании и особенно в послании апостола Петра». И настанет Второе Пришествие Господа и суд всему миру. К тому времени нравы чрезвычайно развратятся. Верьте, что Второе Пришествие Господа Иисуса Христа со славою – при дверях". Это уже настолько серьезно и трагично, что всем пора остановиться и... задуматься и конечно очиститься и продолжать очищаться.

Ветхозаветный праведный Ной, многим соотечественникам пытался открыть глаза на катастрофу, приближающуюся к их жилищам за растленную жизнь. Никто не слушал его. А он строил ковчег, и единственный, кто со своей семьей спасся. Род человеческий пошел от него. Нынешний ковчег православные видят и находят в церкви, в Доме Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы и всех Святых.

Валерий Алексеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"