На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

В сумерки

Рассказ художника

Давно было. Лет двадцать назад. Я тогда кончил школу и впервые оказался на Волге. Родители отправили меня к родственникам в Васильсурск. Плыл я в каюте третьего класса. Находилась она внизу, рядом с машинным отделением. В окно иллюминатора видно было краешек неба, высокую волну, бегущую от парохода, и брызги, ударяющие по стеклу. Смотреть было не на что, и свободное время я проводил на палубе.

Здесь было куда интереснее. Кричали чайки, подлетая к самому пароходу и подбирая брошенный им пассажирами хлеб. Раскачивались на волнах вдоль берега, привязанные к корягам, черные смоленые лодки. Появлялись и проплывали мимо незнакомые деревни. Паслись на лугах стреноженные лошади.

Пароход мерно подрагивал и изредка оглашал воздух протяжными бархатными гудками. Деревенские ребятишки на берегу махали руками ему вслед. Пассажиры проводили время по-разному. Кто загорал в шезлонгах на верхней палубе, отложив на колени книгу или журнал, кто прогуливался по средней палубе, а кто-то коротал время в музыкальном салоне или в библиотеке в ожидании обеда или ужина.

Плыли на пароходе вместе со всеми и актеры одного из московских театров. Пассажиры узнали через команду, что они направлялись на гастроли в Саратов. Некоторых я увидел еще в Москве, на речном вокзале, но тогда и подумать не мог, что окажусь в числе их попутчиков. О молодежном театре, в котором они служили, в ту пору много говорили в Москве. Рассказывали, люди по ночам стояли в очередях, чтобы купить билеты на спектакли. Об этих очередях, нашумевших спектаклях и каком-то необыкновенном режиссере я слышал, но где находится театр, не знал, да, признаться, меня это и не интересовало. В ту пору я любил живопись, не расставался с акварельными красками, и мечтал об одном – о поступлении в Суриковский институт. От природы сдержанный, замкнутый, в незнакомых компаниях я терялся, держался особняком и лишь с обостренным вниманием вглядывался в окружающих, интуитивно отыскивая тех, кому бы мог довериться.

Шумные, даже в чем-то озорные, актеры держались вместе. Подтрунивали друг над другом, отпускали шпильки, но могли вдруг замолчать, подолгу наблюдая за красивым пейзажем на берегу, и этим привлекали к себе.

В один из дней, увлеченный рисованием, я не заметил, как остался на палубе один. Вечерело. Заходило солнце. Заметно свежело. Река становилась особенно красивой: вода то белела, затем желтела, то вдруг окрашивалась в красный цвет, затем вновь белела. По верхушкам деревьев вырисовывались крупные тени, над водой поднимался редкий туман.

Кончив работать, я спустился с темнеющей палубы в ярко освещенный музыкальный салон и увидел актеров. Они о чем-то спорили. Это было необычно для них. Меня они не заметили. Слегка продрогший, я сел в уютное кожаное кресло, утонув в нем, и глядел в окно на темнеющие берега, избы, в окнах которых зажигался свет.

Наблюдая за надвигающимися сумерками, я вдруг понял, что становлюсь невольным слушателем чужого разговора. Это было не в моих правилах и чуждо моему характеру. Я сидел спиной к актерам и готов был уже подняться и уйти, но что-то, помимо моей воли, задело меня и заставило остаться на месте. Говорили об отношениях между мужчиной и женщиной, и разговор шел об актрисе, ушедшей от мужа к известному кинорежиссеру.

– Не ожидал от неё, – сказал кто-то за моей спиной. – Были у неё на свадьбе. Любят друг друга. Дружная семья.

– Да он талантливый режиссер, – возразил актер, сидящий за пианино. Было ему лет тридцать. Худощавый, с красивыми руками, какие бывают у пианистов. В окно я видел его отражение. – Любит дело и выкладывается весь. А темперамент? Бешеный. Такому увлечь не проблема.

– Не для того же дается талант, чтобы разрушать чужие семьи, – услышал я женский голос.

– А-а, никак зависть заговорила? – пошутил худощавый, но тут голос его переменил интонацию: – А если серьезно, еще неизвестно, кто из них более виноват в этой истории.

– Что ты хочешь этим сказать?

– В жизни всякое происходит. Могу рассказать одну историю, связанную, кстати, с именем Хмелева.

– Николая Павловича?

– Да-да, нашего гениального Николая Павловича.

– Интересно послушать.

– Послушайте, история поучительная, – он помолчал, собираясь с мыслями, и, закрыв крышку пианино, продолжил. – В начале войны театр «Ромэн», которым тогда руководил Михаил Михайлович Яншин, был в эвакуации в Нальчике. Туда же приехал на гастроли МХАТ. Всех актеров поселили в одной гостинице. В ней и увидел Николай Павлович Хмелев супругу Яншина – красавицу Лялю Черную. Её тогда называли цыганской Любовью Орловой. Хмелев был так поражен её красотой, что сделал то, что сделал. Узнал, в каком номере живут супруги, постучался к ним, а, войдя, прямо на глазах у изумленного Яншина подхватил его жену на руки и вынес из номера. А вскоре она вышла замуж за Хмелева, и у них родился ребенок. А Яншин, который очень любил жену, вы только подумайте, стал крестным отцом ребенка.

– Не факт, что Хмелев её умыкнул, – раздалось за моей спиной. – Не дай она ему повод, ничего бы не было.

– И я о том, – произнес худощавый. – Не мужчина выбирает женщину, а она его. Он это в последнюю очередь понимает.

– Но цыганки не изменяют мужьям, – заметил кто-то.

На слова его никто не отозвался.

– Поклонники всегда рождают соблазн, – продолжил худощавый, – А женщины существа слабые.

– Считаешь, женской верности не существует? – спросила молодая актриса, сидящая рядом с ним.

– Отчего же. Вопрос, чем она вызвана.

– В России до революции расторгалось лишь пять процентов браков, – послышалось из угла.

– К чему это ты? – спросил худощавый.

– К статистике.

– Хочешь сказать…

– Хочу сказать, чем более человек отходит от своей религии, тем более он безнравственен, как всё наше нынешнее общество, начиная с самых верхов.

Все вдруг замолчали. В наступившей тишине стали слышны отдаленные голоса пассажиров, направляющихся на ужин.

– А я вам скажу одно, – раздался шутливый голос, – увидим теперь её на всех главных ролях.

Но тишина поглотила эти слова.

– Берешься отрицать, что между ними могли возникнуть глубокие чувства? – спросил актер, стоящий у двери и до этого молчавший.

– Там где деньги, всегда расчет, – ответил худощавый. – А в кино крутятся крупные суммы.

– Он прав, – послышался женский голос. – Мы живем и судим старыми категориями. А мир давно поменял ценности. Были мы в Европе. Видели. Прагматизм, слава Богу, приходит и к нам.

– С цинизмом вместе, – резковато заметил кто-то.

  – Братцы, ну, а если всё же здесь глубокое чувство?! Да забудем, что он режиссер… Как в жизни чаще всего бывает? Взглянули друг на друга, и вдруг поняли – родная душа рядом.

– Почему бы и не взглянуть, – услышал я все тот же шутливый голос. – Он фильм новый снимает, и полгода как в разводе.

– Но мы не знаем, какие у неё отношения с мужем. Уйти из дома – для этого нужна веская причина, и на такое не каждая решится.

– Женщины все прощают, кроме одного – неприятного общения с собою, – сказала актриса, сидящая за моей спиной.

– И чтобы там ни случилось, она всегда старается сохранить семью, – как бы про себя, произнесла её соседка.

– А как же не сохранять, если у неё, скажем, муж в МИДе работает, как, у тебя, к примеру.

– Господи, о чем ты?!

– И вообще, вы когда-нибудь задумывались, что людей в семьях связывает? Условность! Да-да-да. Она самая. Брак лишь на время держит человека в узде. Но он зверь по натуре. Животное когда-никогда прорвется в нем, и он начнет жить...

– По-скотски, без Бога, хочешь сказать? – оборвал его кто-то.

– Не знаю. Возможно и так.

– Без него полмира живет. Может, с того нас, русских, и не балуют. Прагматизм, о котором вы говорили, – следствие войны. Он пришел к нам с Запада, в какой-то степени и с нашими же солдатами-победителями. А русских, как таковых, ни деньги, ни вещи никогда не интересовали. Они жили и живут, слава Богу, другим.

– Да потому и живут, что никогда ни денег, ни вещей не видели. А ты их дай им. И посмотрим.

Слова эти вызвали у актеров оживление. Все как-то зашумели, загалдели, но скоро разговор иссяк и затих. Теперь надолго.

– Николай Николаевич, ну, а вы-то что об этом думаете? Вы же драматург, мы пьесу вашу играем, – обратилась молодая актриса к пожилому человеку.

– А знаете, откуда родом моя жена? – спросил тот. – Из Сигулды. Есть такой городок в Латвии. Я ведь в Риге родился. Мальчишкой, меня каждую осень туда отвозили. С Сигулдой связаны мои самые светлые воспоминания. Если не утомились, расскажу одно любопытное предание. Точнее – быль.

– У вас всегда всё интересно. Расскажите.

– Дед мой жил в Сигулде, там русских много было, и частенько водил меня к старому Турайдскому замку. Однажды привел к одинокой могиле, которую я, признаться, запомнил на всю жизнь. В ней похоронена девушка, с которой и связано это предание. Найдены теперь и документы, подтверждающие его.

Он помолчал. Все смотрели в его сторону.

– А произошло весьма и весьма любопытное. В мае тысяча шестьсот первого года шведы захватили замок. Наутро после битвы местный писарь отправился на поле битвы и увидел среди трупов живую девочку. Кто её родители, рассказать никто не мог, и он взял крошку в свою семью. Воспитывал как родную. Образование она получила у местного пастыря; освоила Закон Божий и стала настоящей помощницей в семье. Подрастая, поражала всех красотой. Её так и прозвали в народе – Турайдская Роза, хотя имя её было Майя. Ведь нашли-то её в этом месяце. К девятнадцати годам у неё от женихов отбоя не было. Многие сватались, но всех она отвергала, пока не встретила своего желанного – юного садовника, служившего в Сигулдском дворце. Молодые полюбили друг друга, и на осень намечена была их свадьба. Встречались жених и невеста в большой пещере в скале на полпути между Турайдой и Сигулдой. Встречались каждый вечер. Она всегда приходила пораньше, чтобы увидеть, как спешит на свидание ее желанный.

Драматург замолчал, и я поразился тишине. Она была какая-то таинственная.

– Обычно они встречались, повторюсь, по вечерам, – продолжил он. – Но в один из августовских дней девушке передали просьбу жениха придти к пещере в полдень. Она удивилась, но пришла. Пришла с восьмилетней родной дочерью писаря. Велико же было её удивление, когда она увидела не жениха, а двух поляков-дезертиров, нанятых Сигулдским управляющим два года назад на службу. Оба бежали из польской армии после какого-то скандала. Служили сносно, но были не дураки выпить и подебоширить. Один из них, Якубовский, грубоватый, суеверный, с первых же дней службы в Турайде, влюбился в девушку и домогался её внимания. Но тщетно. Она была предана своему жениху. Отказ разозлил его и он решил, во что бы то ни стало, овладеть непокорной девицей. Подговорил приятеля и хитростью заманил ее в пещеру. Приятель же и передал Майе известие, якобы, от жениха.

Кто-то из актеров прикрыл дверь в коридор, чтобы не слышны были голоса пассажиров.

– Едва она вошла в пещеру, – продолжал рассказчик, – Якубовский загородил вход и разорвал на ней одежду. Она отбивалась, как могла, но на помощь наглецу пришел его приятель. Схватил ее за плечи и повалил на землю. Девушка громко взывала к Богу, потом поднялась из последних сил и в большом волнении крикнула Якубовскому: «Оставь меня! Я отдам тебе самое ценное, что имею. Королевский дар – ничто по сравнению с этим!». Тот на мгновение отпустил жертву и поинтересовался: «Что за ценность?» Майя сняла с шеи красный платок и протянула ему. «Возьми, он волшебный. Если повяжешь себе на шею, тебя не сразит ни меч, ни копье». «Что за чушь! – возразил тот. – Даже доспехи, бывает, не спасают. При чем здесь какой-то платок!» И накинулся вновь на девушку. И тут Мая вскричала: «Стой! Сейчас ты сам убедишься в силе платка. Я повяжу его себе на шею. Меч при тебе, так ты ударь изо всей силы и увидишь, что не причинил мне никакого вреда!» Якубовский схватил меч, а она повязала платок, скрестила руки на груди, и, глядя в небо, принялась что-то шептать. Поляки посчитали, – это заклинание. «Ну, что ж, попробуем, – сказал Якубовский. – От меня тебе все равно не уйти». И с силой ударил мечом по платку на шее девушки. Хлынула кровь, и Майя безмолвно осела наземь. Приятели остолбенели. И тут только Якубовский понял, что произошло. Тело девушки вздрогнуло еще раз, и душа ее отошла в вечность. «Боже, не ожидал!.. Она решила остаться верной своему жениху! – закричал Якубовский. – А я..? Я зверь, зверь бешеный!..» Он кинулся из пещеры, бросил меч в родник и закричал приятелю: «Не подходи, – убью!» и убежал в лес.

Совесть не давала покоя приятелю убийцы, и он через некоторое время явился к управляющему с повинной. На вопрос судьи, почему не пытался удержать Якубовского от рокового удара, он признался, что поверил словам девушки о волшебном платке, и что только потом понял замысел её – лучше принять смерть, чем бесчестие. А Якубовского позже нашли повесившимся в лесу. Через некоторое время нашлась испуганная маленькая дочка писаря, которая видела всё, что произошло в пещере. Она подтвердила рассказ поляка. Через четыре месяца его освободили из заключения и отправили заграницу.

На могиле невесты садовник поставил деревянный крест и вскоре исчез из Сигулды. Никто не знает куда. Вот, собственно, и вся история. Если не сказать еще об одном. В Сигулде красивые девушки. Там и отыскал я в девятнадцать лет свою суженую. Мою Наташу. На лыжных соревнованиях. Ну, а теперь, пора и нам идти на ужин.

Все стали подниматься, задвигали креслами и, пропуская один другого, направились к выходу.

Я остался один. Надо было идти и мне, а я все смотрел и смотрел в черное окно на давно наступившие сумерки.

Лев Анисов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"