На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Ген Иваныч

Рассказ

В класс он приходил последним. Лохматый, с засученными рукавами. Очки в руках. «Духарик», – прозвали мы его. Он начинал урок со спора. Казалось, спор его происходит с невидимым собеседником. До того жарко говорил он. Задавал вопросы, прислушивался чуть и тут же отвечал, и довольный улыбался. Он не называл нас по фамилиям, а в порыве увлеченности вдруг обращался к кому-то одному и спрашивал:

– Ты как считаешь, верна мысль?

Урок его пролетал незаметно, и было жаль этого, и мы завидовали тем классам, в которые он шел после нас. И странно было видеть после него какую-то скучную математичку Феню Беню – Фаину Давидовну, суть урока которой сводилась к изучению журнала, размышлению у кого больше двоек и троек, и кого проверять и вызывать. Отвечающих она, мне казалось, не слушала. Для неё мы все были давно, раз и навсегда, разделены на двоечников, серых середнячков и вечных отличников. Будь я в числе последних, я бы спокойно не делал ничего.

Какая бы непогода не была, стоило открыть ему дверь и быстро, улыбаясь, войти в класс, как я забывал о школе, доме, дворе. Теперь я видел только его лицо и рой рождающихся мыслей в моей голове буянил, звенел, все трепетало во мне. Если было что-то смешное, я хохотал. Прямо до колик. Так же вел себя и весь класс. Мне было замечательно с ним. Только однажды мне было неловко за себя, когда, внезапно повернувшись ко мне, он вдруг спросил:

– Какое, по-твоему, из этих двух предположений верно, ну?

Я точно попал врасплох. Только что, следя за его мыслью, я был согласен с обоими предположениями, так как они оба были убедительны, но одно отчего-то мне нравилось больше. Но я не говорил об этом, а стоял и молчал. Он назвал верным то, что и мне казалось верным, смелость вернулась ко мне, и вслед ему я почти с победой закричал;

  – Я и думал про это!

Он, повернувшись, улыбнулся. Я видел, что он верит мне, и почувствовал себя победителем, точно я что-то победил в себе.

Тем временем приближалось лето. В раскрытые окна доносились чириканье воробьев и обрывки голосов с улицы, ребячьи крики. «Духарик» был также приветлив, но что-то происходило с ним. Он спорил всё реже и в голосе его я чувствовал какую-то отчаянность. Мне казалось, он потерял главного спорщика, собеседника-противника, благодаря которому мы узнавали о Пьере Ронсаре, Артюре Рембо и тут же о «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Он всегда  любил сравнивать зарубежных авторов с древнерусскими писателями, которым отдавал предпочтение.

И тот последний день навсегда останется у меня в памяти. Он вошел чуть грустный и в первый раз долго и ненужно открывал журнал, листал его, что-то смотрел, чему-то усмехался, потом раскрыл на своей странице и, отойдя к окну, попросил, думая о своем, девочку с первой парты рассказать об идейном содержании Евгения Онегина.

– Ген Иваныч, – сказала Людка (это она вышла из-за парты), – можно я лучше расскажу о последних годах жизни Осипа Мандельштама. Я интересные дневники прочла. Он в лагере с ума сошел.

В это время открылась дверь, и вошел директор с незнакомым мужчиной. За ними шла Феня Беня – наш классный руководитель. Стало серо в классе. Ген Иваныч прикрыл окно, зажав пушинку в руке.

  – Продолжайте, продолжайте, – сказал незнакомый мужчина.

Людка молчала. Класс тоже. Директор вопросительно посмотрел на Ген Иваныча.

  – Так в чем же идейное содержание Евгения Онегина? – скучно спросил Ген Иваныч Людку.

  – Идейное содержание… Содержание… – Людка замялась.

– Садись, – Ген Иваныч подошел к журналу, безразлично тронул его, спросил: – Кто скажет?

Все молчали. Незнакомый мужчина попросил журнал. Долго смотрел, затем недоуменно пожал плечами и, наклонившись к директору, что-то сказал.

– Вызовите кого-нибудь, – предложил директор.

Я смотрел на Ген Иваныча. Он был так одинок в эту минуту, что, невесть отчего, я – всегда молчавший – поднял руку. Ген Иваныч с удивлением посмотрел на меня. Я видел ненавистную Феню Беню, директора, которого терпеть не мог за лживые глаза и усталого Ген Иваныча.

– Ну, пожалуйста, – сказал незнакомец. – Слушаем.

– Идейное содержание Евгения Онегина таково, что полностью соответствует нашему духу времени. Иначе его и печатать не стали бы. А когда Пушкин писал роман, то наверняка не думал ни о каком идейном содержании, а писал, что душа хотела.

У директора поднялась бровь.

– А что у нас, мальчик, не печатают? – спросил мужчина.

– То, что может служить интересом для читателя.

– К примеру?

– К примеру, Чаадаева Петра Яковлевича. Хотя бы его философические письма.

– Вы думаете, они могут представлять интерес для публики?

– Для думающей – да.

  – Вот как. Ну-ну.

Феня Беня как-то неловко замерла. Мужчина подумал о чем-то и, видимо, собрался уходить, как Феня Беня, кивнув в мою сторону, сказала директору:

– Это тот мальчик, Василий Никитович, у которого по моему предмету четыре двойки. Я говорила вам о нем. Видимо, надо будет вызвать родителей.

«Ах, так», – сказало лицо директора, и я понял, что сейчас буду приглашен к нему на собеседование. Так оно и случилось.

Мужчина попрощался и вышел из класса. За ним последовали директор, Феня Беня, ведшая меня к директору и Ген Иваныч.

  – Кстати, Василий Никитыч, – сказал мужчина, – надо будет сказать молодому человеку, что Чаадаева у нас все-таки со временем издадут. Нельзя превратно думать о таких вещах.

– Сделаем, сделаем, – ответил директор, и они свернули на лестничную клетку.

В секретарской стучала машинка, стояли фикусы, висели портреты.

– Дождешься Василия Никитыча, когда он проводит гостя, – сказала Феня Беня. – Директор поговорит с тобой. А я должна идти на урок.

Я остался один с секретаршей. Прозвенел звонок. За дверью слышны голоса ребят. Затем снова звонок и – тихо. Дверь открылась, и в кабинет прошли директор и Ген Иваныч. Дверь осталась незакрытой.

– Это невообразимо. За четверть ни одной отметки. О чем вы думали? Неужели эта орава, как вы думаете, все ваши уроки только тем и занималась, что слушала ваши рассказы?! Я вас спрашиваю, Геннадий Иваныч? Недопустимо. В нашей школе! Меня вызовут в гороно, вас со мной… – И уже немного спокойнее: – Понятна ваша молодость, но не понятна одержимость. Что с вами, голубчик? Либо вы устали и вам необходим отдых и я предоставлю его вам, либо… либо такое приходит в голову, что и подумать неудобно.

Разговор был азартный. Я не запомнил всего его содержания, но слова Ген Иваныча, стоявшего ближе к двери и, следовательно, ко мне, были четче и яснее.

– Уважаемый, Василий Никитыч, у меня создается впечатление, – говорил Ген Иваныч, – что люди наши живут скорее по инерции, только потому, что их родили, а не по убеждению жить для чего-то. Если и есть мысли у людей, то они так, подчас, долго лежат без движения в сундуке памяти, что хозяин порой напрочь забывает об их существовании. Не оттого ли так скучно бывает встретиться с людьми твоей юности, обрюзгшими, занятыми постоянными вычитаниями и сложениями сумм семейного бюджета. Где уж здесь говорить о великом – служении Родине, обществу. Слова-то эти, извините, выглядят смешными и нелепыми в их представлении. А мы растим детей, Василий Никитыч. Детей вот этих самых брюзжащих людей, определивших счастье свое банковским счетом, а независимость – умением утаить от домашних лишний червонец. Мир болота и тины, в котором способно уходиться все живое. С каким удовольствием бы я вырвал у людей все их паршивые козыри. Не для того же пришел в этот мир русский человек!

– Не забывайте, Геннадий Иваныч, что Россия – страна сказочная. Кстати, голубчик, прикройте дверь.

– Да, у нас сказки в почете с детского возраста.

Дверь закрылась и голоса исчезли.

Открылась она нескоро. Ген Иваныч вышел, постоял, потом, словно очнувшись, чему-то рассмеялся, кинул взгляд на секретаршу, меня и вышел.

Несколько дней уроков литературы у нас не было. Ген Иваныча в школе больше никто не видел. Потом пришел новый учитель. Кажется, мужчина.

1972 г .

Лев Анисов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"