На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Никон Радонежский

Глава из книги

8 октября – день памяти Преподобного Сергия Радонежского, великого и смиренного радетеля за человека. Вот и решил в эти светлые дни для неравнодушных людей поместить на странице главу из своей книги об ученике Сергия Радонежского – Преподобном Никоне Радонежском.


НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ

Глава первая

 

К закату клонился год 1352. И уж как во Владимирской земле ждали первого снега, а за ним морозца – устали люди от страха, слез и горя. Казалось, по всему белому свету гуляло моровое поветрие, выкашивало семью за семьей, дом за домом.

Владимирский князь Симеон Иванович Гордый каких только грозных приказов не рассылал по народу, а толку не было – моровая язва праздник праздновала.

– За грехи наши, – шептались в Юрьеве-Польском, страшились, но шли к крепостной стене. Там скопились прохожие и нищие, а теперь вот надо собирать умерших и придавать их земле. Боялись заразиться, да что поделаешь: христианские души, настрадавшись, должны обрести покой.

Дождались люди – с утра выпал пушистый снег, неровно так лег на тонкий ледок реки Колокши, а застенчивое солнышко вызвало улыбку: даст Бог, с холодком и болезнь уляжется. Вымерзнет. Сойдет на нет.

– Ты гляди-ка, матушка, каким ярким утром младенец наш на белый свет явился. Зайчики прямо с креста святого Георгия в наших окнах играют.

– Дождались мы с тобой, сберегли младенца.

Хозяин с лавки поднялся, к зыбке подошел, а в ней долгожданный ребенок лежит, улыбается, пухлыми губками причмокивает.

– Имя, поди, уж давно ему надумала, только скрытница ты у меня, в потаенке его держала.
– Никоном его надумала назвать, если против не будешь. По святцам посчитала, Никоном и выходит.

– Так что же? Крепкое имя.

А во Владимирском княжестве, да что там в княжестве – в небольшом их родном городке, этой радости никто и не заметил, и только когда счастливые родители вышли с живым кулечком на улицу, да направились в сторону Георгиевского собора, все соседи, а потом и совсем незнамые люди тихо поздравляли молодых родителей.

– Вот и помощник появился, – не стесняясь, говорили одни.

– Что бы ни случалось, а жизнь продолжается, – задумчиво произносили другие.

– Жить нашему Юрьеву и дальше, пока в нем живые души нарождаются, – сходились во мнении люди. – Это к хорошему.

Батюшка прослезился, увидев младенца. За последнее время ему все больше заупокойную службу приходилось творить, а купель стояла, будто сирота круглая. Сегодня в ней голубится святая вода, переливается в приглушенном солнечном свете, что тихо и застенчиво льется из-под купола собора.

С сыном Никоном вышли из храма родители и пока шли, пока дома любовались на крестик, что прильнул к детской груди, все говорили и говорили, каким будет сын, чем будет заниматься, какой помощник из него вырастит.

Да что говорить об этом. Суздальское ополье, на котором стоит Юрьев-Польский, и горожан к крестьянской работе приучает. Землю пахать, хлеб сеять – это ли не занятье для настоящего мужика?

– Вот и будет он у нас оратаем, – прильнула к мужнему плечу молодая мать.

– Как подрастет, к Колокше его поведу. Пусть в копне душистого сена поваляется, а ты нам в холщевое полотенце ржаного хлеба завернешь, лукошко с яичками да с луком зеленым, да жбанец родниковой воды, от этого человек к земле прирастает.

– А может, в гончарство отдать? – робко проговорила женщина. – Да что это мы? Лишь бы вырастить его здоровым, трудолюбивым, а Господь управит, кем ему стать.

С тем и порешили.

Время незаметно бежит. Глядишь, только березу под окном посадили, а она уже тень на голову бросает. И не заметили родители, как поднялся и окреп Никон. Косой в заливных лугах укладывал в валки душистую траву. Топором помогал поднимать к небу избу. Неводом ловко управлялся, а по вечерам подолгу простаивал перед иконами. Вместе с батюшкой и матушкой вставал утром и ложился вечером с молитвой, а в свободную минуту перед ним раскрывали свою радость священные книги.

– Это куда у нас хлеб подевался? – интересовалась мать.

– Прохожие шли, милостыню просили. Как не дать? – ответствовал сын. А потом уже и спрашивать не стали, видели, как торопится он в храм, где с батюшкой подолгу беседует.

– Хорошо мне в церкви, сердце замирает, – оправдывался Никон. – Слышу молитву, и такое на душе, будто она только для меня и звучит.

Любое дело по душе Никону, но храм притягивает отрока. Он там свой, родной.

– И чего люди придумали, что Бога надо бояться? – говорил он сам с собою. – Иконы научают, как надо землю любить и людей, на ней живущих.

Жил так до отроческих лет, пока не встретил у дома согбенного старика с мальчуганом.

– Куда направляетесь? – спросил он их.

– К Сергию идем, в Троицкий монастырь, – отвечали те с поклоном.
– Не слыхал о таком, – присел на лужайку Никон.

– Заступник наш, молитвенник. А уж труженик, каких не видно сегодня. Все княжества пешком исходил – князей совестит, говорит, так и будет народ страдать, покуда вы родства себе не вернете. С ним поговорить, заново рождаешься. Есть ли еще молитвенники такие, не знаю, – крестился старик.

Да много говорил о Сергии.

Услышав об ангельском житии блаженного Сергия, который собрал братию и основал общежитие в окрестностях города Радонежа, Никон будто захворал. О чем бы ни думал, какое бы дело ни делал, а сам там, среди частокола, на горе Маковец, в неведомом Радонеже.

Говорил же старик, что игумен Сергий с братией скорби радостно терпит, думал Никон, и я желаю этого же.

Об этом не раз заводил речь с родителями. И жалко было отцу с матерью отпускать единственное чадо от себя, да понимали: сын тянется к Богу, к единению. Сами выросли и жили в благоверии и благочестии, таким и Никона вырастили.

Не устояли перед просьбами сына, отпустили в дальнюю дорогу. Только и сказал отец на прощание:

– Ты помни, сынок, слова апостола Павла и живи яко чадо света.

С этим отцовским напутствием и отправился Никон в Троицкую обитель. Дорога легко отсчитывала версту за верстой. То лесная, то полевая, она вывела на простор, и на маковке высокого пригорка путник увидел монастырь. Частоколом обнесены приземистые избушки, к ним прильнули огородные грядки, а вокруг травостой душистый.

Сразу же поспешил путник к настоятелю Сергию, и что удивительно: тот оказался в обители. Припав к его стопам, Никон усердно стал упрашивать, чтобы он постриг его в иноческий чин.

Отче по сердцу пришлись благоразумие и душевная чистота отрока, и душа его потянулась к Никону.

Необычный проситель пожаловал ко мне, думал Сергий, духовник будущий, старатель, и отправил пришедшего на испытание – отослал в научение к ученику своему Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, славившемуся добродетельною жизнью и искусившемуся в иноческих подвигах.

– Иди без всякого размышления, – сказал он отроку, – и, если Богу угодно, ты примешь там иноческий образ.

Со смирением повиновался Никон.

Иван Чуркин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"