На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Муркин вестник «Мяу-мяу»

Кошка

(1920-е – 1953 гг.)

…Русская домашняя кошка с незапамятных времен была любимицей русского народа, спутницей и собеседницей его на всех путях и перепутьях его жизни. Кошке – честь и место в курной крестьянской избе и в царском дворце, в богатом купеческом доме и в богадельне для убогих старух, в дворянском особняке и в тюремном замке. Кошка жительствовала в монашеской келье, и ей одной был открыт свободный ход не только в храм, но и в алтарь, куда и женщинам ход был строго запрещен. Нельзя было вообразить себе сельской лавочки, торгового амбара, мучного лабаза или магазина гастрономии на Тверской или на Невском проспекте, где не была бы кошка на постоянном почетном жительстве.

В публичных библиотеках, древних хранилищах, музеях и архивах всегда держали кошек, и им полагалось особое казенное довольствие. Единственное невоенное существо, которому разрешалось жить в казармах, была кошка. Ни один корабль – торговый или военный – не отправлялся в плавание без кошки. В гостиной у модной дамы, в будуаре у светской красавицы, как и в детской купеческого или дворянского дома, как и за кулисами театра, как и в подвале городского бедняка – сапожника или портного – всюду кошка была желанной гостьей и сожительницей. Настоящим свидетельством о благополучии и безбедной жизни было призвание: «Слава Богу, и пиун, и мяун есть», то есть «Петух на дворе и кот в доме».

Как не любить и не дружить с кошкой русскому крестьянину, когда она сохраняет от грызунов-истребителей его лучшее достояние – хлеб насущный! Для крестьянина, по слову А.В. Кольцова,   «Хлеб – мое богатство». Вот это единственное крестьянское богатство – в снопах, в стогах, на току, в овинах, на мельнице, в закромах, в амбаре, в избе – всюду сохраняет кошка от юрких и дерзких расхитителей этого крестьянского богатства – от крыс и мышей.

И крестьянин глубоко благодарен кошкам за эту самоотверженную защиту «хлеба насущного». Он знает: «Кошка из дому – мыши в дом». Он на опыте знает, что кошка – самый непримиримый враг крыс и мышей и лучше ляжет костьми, но не выдаст им, разбойникам, крестьянского достояния.

Крестьянин считает кошку чистым животным. Как ни дорожит он собакою, ей у него место только на дворе, в конуре; в избу ей ходу нет. Кошке же, наоборот, всюду ход, честь и место: она и на печке, она и на шестке, она и на скамье за обеденным столом, она и на подоконнике, она и на постели, она и в детской колыбели. Крестьянин знает очень хорошо, что кошке открыт ход и в храм Божий, тогда как, если собака невзначай забежит в церковь, церковь надо святить. Ни одному животному нет ходу в храм Божий, кроме кошки, ни одному нет настоящего хода и в честную избу крестьянскую, кроме его друга – Кота Котофеича с его кошуркой.

Кошке доверяет русский крестьянин самое дорогое, что у него есть, – ребенка своего. Кошке поручает он баюкать детскую колыбель своими песенками, призывая к ребенку сладкий сон, покойный угомон. Никого не подпускает мать-крестьянка к ребячьей колыбели – ни овечку, ни теленочка, ни собачку, ни курочку с петушком. Все они ненадежные сторожа: могут испугать ребенка, кто своим блеянием, кто лаем, кто громким пением. Одному коту с кошкой поручает мать-крестьянка колыбель ребенка, сама, поневоле, часто отлучаясь от нее на работу и по хозяйству.

«Уж ты кот Котонай,

Мово Высеньку качай», – трогательно поручает она свое исконное дело коту, домашнему верному другу, и сулит ему: «Уж как я тебе, коту, за работу заплачу».

Но кошке не надо никакой платы…  

…Кошка – единственный представитель животного царства, который допускается, по обычаю православной церкви, не только в храм, но и в алтарь. Более того: допускаемая в алтарь кошка имеет там преимущество даже перед женщинами рода человеческого, коим доступ в алтарь, как правило, строго воспрещен. Сия почетная привилегия для кошек вызвана как их известною исключительностью, так и преимущественно тем, что кошки самоотверженно борются с мышами и крысами, проникающими в храм, и в алтаре могущими учинить великие преступления не только над просфорами, но и над Святыми Дарами.

Бдительность кошек охраняет храм от злой напасти. На подобную честь могли бы притязать и некоторые другие животные: например, собачки-крысоловы, ежи, также истребляющие мышей, и так далее. Но только одной кошке усвояется честь охранять храм и алтарь от крыс и мышей, ибо только одна кошка обладает для сего не только нужной ловкостью, храбростью, неустрашимостью, но и чистотой, опрятностью, благопристойностью, подобающею всем, кто входит в столь священные места и принужден действовать среди священных предметов.

Пусть же не хвалятся люди: существуют кошки церковные, соборные, кафедральные, монастырские, – и слава их поведения ничем не омрачена в противоположность поведения иных людей церковных, кафедральных и монастырских…

Разговор

– Сколько раз люди встречают Новый год? – спросил Василий Котофеевич Печонкин-Захвостовский.

– Ах, без конца! – отвечал ему почтенный Котонай Котонаевич Мышеловкин. – В древности они встречали новый год в марте, в сентябре, потом стали встречать новый год в январе, – теперь они встречают какой-то новый новый год, потом какой-то старый новый год… Невозможно понять, почему у них два новых года и почему «новый» новый год идет раньше «старого» нового года.

Тут в беседу вступил юный Котофей Котофейкович Непоседкин:

– Скоро они будут встречать новейший новый год – 1 февраля и еще старейший новый год – 1 апреля…

Он презрительно фыркнул:

– Ах, эти люди! Глупость людская ни с чем не сравнима! Скоро…

Но тут почтеннейшая Мурлыка Мурлыковна Мяукинская прервала его:

– Сам ты говоришь глупости! Люди превосходно делают, что много раз встречают новый год. Я желала бы, чтобы они каждый день встречали новый год. Встречая новый год, люди делаются добрее, они желают тогда друг другу самых хороших вещей: счастья, радости, мира, любви (о чем впоследствии забывают, к сожалению), они едят и пьют тогда самые вкусные вещи, и нам перепадает от них тогда много вкусного, а главное, они тогда не ворчат на нас без толку. Нет, пускай люди каждый день встречают новый год! Желаю им нового счастья и нового ума-разума! С новым годом! С новым счастьем!

Всех поздравляем мы на Новый год: с новым счастьем!

А в чем счастье?

Когда спросили об этом почтенного кота Ивана Федосеевича Подмурлыкина, он отвечал, поводя усами:

– Счастье, во-первых, в обилии мышей, во-вторых, в дешевизне печени, в-третьих, в молочке да в сметанке.

– Фи! Какая гадость – в обилии мышей… – ворчала маленькая кошечка Мери. – Кто же теперь ловит мышей? Счастье – в ломтиках сыра, в ветчинке, в колбасках, вот в чем счастье. В крабах, в наваге, в деликатесной рыбке.

– Нет, – отвечала премудрая кошка Лукерья. – Счастье в том, чтобы у меня было много котяток, беленьких, сереньких, рыженьких, черненьких, и чтобы на всех их хватило у меня молочка. А уж что там за пища – этого выбирать не следует. Что Бог послал!

– Это значит: жри, что дадут, как написал один человеческий писатель Чехов… – Ну, нет-с, я не согласен. Это только некультурные коты лопают, что дадут, а мы, просвещенная молодежь, любим только лакомые кусочки. Я предпочитаю куропаток и рябчиков, – это сказал молодой кот Вадим, с перекушенным ухом: след недавнего поединка за прекрасную Мери. И он добавил:

– Счастье – в любви, – и нежно поглядел на кошечку Мери. Она хотела закрыться веером, но так как вееров у кошек нет, то вместо него закрыла мордочку хвостом.

Тут взял слово старый-престарый кот Аким Акимович:

– Все то пустяки, – сказал он. – Самое большое счастье – это хорошенько поспать, так чтобы не будили проклятые телефоны, автомобили, звонки – вся эта чепуха, пес знает, на что придуманная человеком. Теперь старому почтенному коту выспаться хорошенько нельзя:   звонят, стучат, дребезжат, поют, орут! Что может быть лучше крепкого сна? Даже люди (уж на что пустой народ!) говорят: «Отчего казак гладок? – Поел, да и на бок!» Вот в чем счастье – в сне.

Так сказал старый кот, встретив Новый год, – и отправился вкушать новой счастье – крепко спать.

А вы как думаете, дорогие читатели, в чем счастье – в печенке, в баклажанной икре, в ребятишках или в добром сне? Или в чем-нибудь другом?

С Новым годом, с новым счастьем!

Есть у Деда Мороза Кот-Котонай, самый верный его помощник по елочным делам.

Вы думаете под Рождество мало дел у Деда Мороза?

Ошибаетесь: много, очень много! Всем принеси елку – никого не забудь: ни малых ребят, ни старушек-вековушек, которым елка-то еще дороже и милее, чем ребенку. Деду Морозу надо заранее и наверное знать, сколько ему елок наготовить, чтобы никого не обидеть, да и надо еще знать, кому какую елку принести: одни живут тесно, другие просторно, одним елку в две сажени надо, другим в два вершка, немного побольше наперстка. Попробуй угоди на всех!

Вот на все эти дела и есть у Деда Мороза верный помощник – Кот-Котонай.

Он умен и работяга. Он во всякую лазейку пронырнет, во всякую щель пролезет, – и в каждую коморку, в каждый уголок заглянет: где кто живет, какая ему елка нужна, – все это он узнает, все, что нужно, высмотрит, – и все обо всем полный отчет даст Деду Морозу.

Кот-Котонай побывал и у вас, дорогой читатель, – и если у вас есть на Рождестве елка, будьте уверены, – вы получили ее от Деда Мороза не без помощи Кота-Котоная.

Но вы скажете мне: «Никакого Кота-Котоная мы у себя не видели и слыхом не слыхали».

– И не могли видеть, – отвечу вам я. – Ведь Кот-Котонай ходит по людям в шапке-невидимке. Иначе люди его поймали бы и неизвестно еще, что бы с ним было: ведь шуба на нем словно соболиная, с седым ворсом…

Но вы все-таки побаивайтесь делать худо, жить не по-доброму, особенно перед Рождеством: Кот-Котонай, хоть и в шапке-невидимке, но он все видит, все слышит, все чует. Как заметит он, что живете вы не по-доброму, что всегда вы в сердцах на людей, как приметит он, что сердце свое вы черните злобою, душу свою вы черните ненавистью да скупостью, – коли прознает все это Кот-Котонай, то непременно скажет он Деду Морозу:

– Не носи, Дедушка Мороз, елки такому-то или такой-то. Пусть сперва почище будет у него на душе, побелее на сердце, а то он – всю елку загрязнит.

И Дед Мороз всегда слушает советы Кота-Котоная. Дедушка знает: Кот мудр, людей жалеет, но правду любит больше всего на свете.

Вот и я вам даю совет: если хотите, чтоб Дед Мороз принес вам елку, никогда не забывайте про Кота-Котоная, который ходит в шапке-невидимке, но все видит и слышит.

– Ах, какой ветреный день! – сказал кот Иван Иваныч. – Мне всю шерстку ворошит, хвостом вертит, как рулевой рулем…

– А я боюсь, что простужусь и лишусь голоса от этого ужасного ветра, – сказал кот Павел Иваныч. – А сегодня выступление на большом концерте в честь Полины Петровны. Как прелестна она со своими голубыми глазками и золотистым хвостом!

– Желаю успеха. Что Вы поете?

– Серенаду Дон Жуана.

– Тем более желаю Вам успеха. Au revouar . Берегите Ваше горло. Какой же Дон Жуан без здорового горла?

Публикации подготовили А.А.Аникин и А.Б. Галкин



[1] С.Н. Дурылин. Муркин вестник «Мяу-мяу». Симферополь, 2006.

Сергей Дурылин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"