На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Духовный брат Федора Рыбалкина

Рассказ

***

Как только нас, последователей Святого Федора ни называли: и слугами дьявола, и волками, и чертями, что только ни делали, чтобы извести, на какие только поступки не ухищрялись! Но мы – федоровцы, выстояли, несмотря ни на что. Об этом я постараюсь рассказать на примере жизни одного из последователей Федора Рыбалкина.

Начну по порядку. Родился ваш покорный слуга в 1923 году в селе Козловка Бутурлиновского района. Если вам эти места не очень знакомы, то это по дороге из Воронежа в Бутурлиновку. Вдоль леса тянется огромное село. Отец мой, Евгений Карпович, единоличник, жил тем, что подзарабатывал. Мать Анна Григорьевна, тоже из крестьян, шла за отцом. Детей у них было четверо. Я старший.

В 24 году, когда нещадно раскулачивали, семья переехала в Таловский район в село Осиновое. Я возрастал там. Пошел в школу. В нее ездили со всех сел в округе. В школу меня всегда провожал отец: мы шли и разговаривали. Воспоминания о тех беседах глубоко врезались в мою память.

Отец в колхоз не шел, и за ним была установлена слежка. Человек он грамотный, церковно-приходской грамотности, и старался успеть выучить сына. Я учился хорошо. Четвертый год учился, пятый, наступил 37 год. Людей надо забирать.

Сами коммунисты пробалтывались: «Евгений Карпович, тебя возьмут».

Он воспринял это по-своему: «Детей нельзя больше пускать в школу, научат против Бога».

Тогда во всю орудовал Союз воинственных безбожников.

Отцу говорят: «Открыта борьба науки, а ты не пускаешь детей в школу».

Он отвечает: «Потому что вы против Бога».

Дети не стали ходить в школу.

Отец видит, что его должны вот-вот забрать. И вышел сам –   пускай берут. Идет в сельсовет и запевает:

– И спасибо Ленину,

И спасибо Сталину,

У нас корову забрали,

и поневу (юбку) мамину…

Ведь вымели все подчистую. Отца взяли, но в лагерь не отправили. Он пошел юродством, его содержали в Орловке, в психиатрической больнице на правом берегу Дона под Воронежем. А нас – его детей - оставили с матерью одних.

Я подрос, началась война. Уклонился от войны – меня хотели судить. Потом поняли, что мой отец верующий, что я поступаю по убеждениям, и отстали. В 42-м немец занял Воронеж. А у них всех сумасшедших расстреливали: и своих немцев, и других. Боролись за чистоту расы. И они издали приказ: расстрелять всех в психбольнице. Дошла очередь до отца.

Вмешался врач:

– Это человек глубоко верующий в   Бога. Он здоровый.

Отцу повезло. Его одного отпустили из девятисот человек.

Отец из Орловки   возвращается домой. Немцев-то в Таловой нет. Здесь его снова забирают – теперь уже свои. Мол, чего это остался в живых? Помурыжили и выпустили. Он ведь из Орловки, сумасшедший.

Но теперь забирают меня. Надо пришить мне саботаж, потому что я в праздники не работаю. А у нас это испокон веков. Чем мы и сильны – не отступаем от веры. Метод следствия жестокий.   Вели такое насильственное следствие: стояло ружье в углу, следователь ударил им по кострецу, и приклад отвалился.

Судить меня в Боброве за саботаж. За религию ведь нельзя. Это кончался 44-ый, начинался 45-ый год.

Помню, вывели на Крещение на работу ломать кукурузу.

Она не убрана.

– Праздник! Работать не буду! – говорю.

Охранник поднял автомат и очередь поверху. Только початки взлетели. Я даже не заметил. Больше перепугался тот, кто был со мной. Но все утряслось. Меня за ненадобностью отпустили.

***

Вскоре тучи опять сгустились. Снова забирают отца.   Отправляют в Питер. И я узнаю: интересуются мной.

Я убегал – прибегал.

Мать говорит:

– Сынок! Я нашла укромное место, там поживешь…

Это уже шел 48 год, стояла суровая зима.

Старик лет девяносто от роду, друг моего отца, принял меня. Я сиднем сидел у него в хате, а надо ведь хорониться на чердаке.

И я не выдержал:

– Дедушка, я пойду… Пускай забирают… Зайду в сельсовет…

Решил: поступлю, как отец.

Он:

– Да ты что! Вот матери достанется…

Ведь мать спрятала меня. А сам больше боялся, что расскажу про него.

Но я пошел. Захожу в сельсовет. Сидят девушки моего возраста. А я со снега, в плаще.

Они узнали меня:

– Сашка! Как дела?

Думаю: вот сейчас и заберут, надо с матерью проститься.

И ходу с порога.

Забежал к тетке.

Та всплеснула руками:

– Да что ж ты!

Иду домой проститься с матерью, встречается ярый коммунист, в зипуне и с оружием. Он жил возле нашего дома, звать Никита Федотыч. Остановился, ружье поставил. На меня смотрит - я на него. Я вижу: не берет меня. Но ведь знает, что ищут.

И я не стал ждать, пока он в себя придет, и пошел.

И он пошел. Заходит к инвалиду.

– Я Сашку увидал… – говорит.

Инвалид смелый был:

– Молчи…

И он смолчал.

Я пришел к матери:

– Был в совете… Никита Федотович встретился с ружьем… Сейчас придут…

Мать заплакала. Бедная, сколько же ей досталось. Не счесть бед.

Сижу, жду. Рассвело – не приходят.

День прошел – нет.

Второй – нет.

Мать идет в совет   узнать: что там будут говорить?

А там:

– Был какой-то в белом плаще. А что за человек, мы не поняли…

Мать обрадовалась: не узнали!

А в других комнатах совета ведь шло совещание, но девушки не выдали. Так бы мне от сельсовета не позволили и на десять шагов удалиться.

Живу месяц. Второй. И уже по весне пришли.

Чекисты человека четыре.

– Пойдем… - требуют.

Я тогда шел с верой: «Да воскреснет Бог!»

И все делалось не без Бога. Меня судили по 58 статье за религиозные убеждения. Как меня отец воспитывал, так я и действовал. Отстаивал все обычаи, соблюдал праздники религиозные.

Попал в пересылочную тюрьму в Усмани. Тюрьма переполнена. Жуть. Подошел состав с бычьими вагонами грузить нас. А в городе был расквартирован полк. Солдаты слышат: «Зэков будут грузить». И повышли из казарм. Кто папиросы кидает, кто:

– Я тут, а моя мать в тюрьме. Не видели такую…?

Чекисты начали на них:

– Вы что! Может, еще оружие бросите. Убежать поможете…

Солдаты огрызаться.

Чекисты очередь.

И те очередь.

Кое-как нас погрузили.

Привезли в Башкирию. Там новые прииски. Весна. Но еще морозы. А в палатках холодно. Охраняли нас внутренние войска. И тут некоторые солдаты:

– Мы вот вас ведем, а моих родных где-то ведут…

И:

– А куда мы денемся…

Слышно кругом:

– Вот, пол Европы завоевали, а попали в тюрьму…

Тяжело слушать такое.

Я шел за веру. Заставляют в праздники работать. А я не иду. Меня гноили, били, пришили выступление против советской власти. Саботаж.

Издевались надо мной. Даже сдавали в дикую бригаду:

– Урки тебя воспитают.

Я не могу работать – они работают. Уркаган берет лом и мне поперек спины. Не знаю, почему не прибил.

Я упал. Они меня увечить.

Конвой видит, меня бьют:

– А ну отойдите!  

Рабочий день кончился. Надо вести всех обратно в лагерь. Я не могу идти. Меня волоком. Притащили в лагерь. Поместили в больницу. Из больницы сообщили начальству: в дикой бригаде меня изуродовали. Нужно поднимать следствие.

Но были врачи, которые все понимали, они говорят:

– Мы тебе припишем болезнь, ты полежишь в больнице.

А то бы меня в тот же день уничтожили.

Я пролежал двадцать дней.

Опять меня выводят работать. А я отказываюсь.

Сидело много священников православных, католиков, протестантов… Они все работали, подчинялись. А я – не могу: меня отец учил.

Разговорился с одним православным батюшкой, называю его «Отец…» А он:

– Тебя тоже заставят подписаться под их идею. Всем им, – показывает на других священников, – сказали: распишись, что нет Бога, нет загробной жизни. Иначе убьют, расстреляют. И все подписались. И я сам. Так что не называй меня «отцом». Я подписался…

Один нерусский, мулла, видит такое дело и говорит группе бородатых заключенных:

– Возьмите его к себе, держите, скрывайте, что он будто работает.

Строго на них.

А я смотрю – наши священники молчат.   А мула заступился.

Бородачи взяли меня под опеку, что я будто работаю.

А за мной следили.

Вызывали:

– Давай на нас работать, Мы тебя за это освободим…

Я не соглашаюсь.

Но какое там!

Начали давить, чтобы им помогал.

Но я:

– Какой же я православный, если буду помогать насильникам? Я Иуда…

В отместку меня решили отправить на Колыму:

– Ты еще на пересылке пропадешь…

Это шел 49 год.

***

На Колыму отправили через бухту Ванино. Оттуда путь на «Дальстрой». Это Колыма.

Когда в бухте сажали на товарный пароход, включили репродукторы.

А из них:

– Дорогу дальнюю,

дальнюю идем…

С судна никуда – вокруг одна вода. Были среди нас с политическими статьями большие люди. Были суки – «красные шапочки» – они служили чекистам. Были «махновцы» – они всех били. «Законные воры» – те никого не обижали. «Незаконные» – обижали. Я держался таких, кто помогал мне. А с преступным миром дело не имел. У блатных и деньги, и продукты, и вот сядут кушать, но обязательно кричат:

– Вот что, хлопцы, там верующий сидит! Его надо обязательно накормить.

И передадут пайку.

Пришли в Магадан. Оттуда нас баржами отправили в бухту Пеструю. Привезли нас на бухту – не бухта, а название одно. Пароходы к берегу подойти не могут. Нас навезли две   тысячи человек.

Когда ссадили, выходит навстречу полковник и говорит:

– Здесь мы от Советской власти на двенадцать тысяч километров. Здесь прокурор – сопка. Судья – тайга.

Мол, что хотим, то с вами и сделаем.

Нас колоннами собирают и гонят кого за сто пятьдесят, кого за двести километров.

Меня погнали на Голимый – за сто пятьдесят.

Ведут по каменьям. Вокруг ни души. Вечная мерзлота.   Ну страсть: ни лечь, ни сесть. У меня как раз украли фуфайку. Я гол, чувствую, помру.

Меня пожалел один политический, бросил пальто.

Так в него стрелять:

– Ты что это?

А он:

– Человек погибает…

Доходим до Голимого. Двадцать-тридцать километров оставалось, и видим: кости лежат, черепа.

Мы спрашиваем у людей, что дорогу делают:

– Отчего это?

Они:

- Придете, узнаете…

А охрана очереди, чтоб не спрашивали.

Мы из сил выбились. Я молод был: на мне повисло двое.

– Браток, держи, погибаем, – просили.

Хорошо началась дорога.

Подъехали машины.

Привезли нас в Голимый. Там наш лагерь. Вызывают в зону каждого по фамилии и сразу сзади шлангом тяжелым вдоль спины. Как коров загоняют.

Мы возмущаемся:

– За что? Ведь сказал фамилию…

– Чего огрызаешься!

Нас загнали.

Там сидят заключенные.

Мы спрашиваем:

– Как вы тут?

– Да вот, две тысячи привезли, пять сотен осталось…

А нас ведь тоже две тысячи с корабля ссадили.

Мы: раз нас так встретили, надо бежать, умрем, но без муки.

Я не соглашаюсь.

Ребята:

– Пойдем!

Я:

– Нет. Я не знаю, что с вами будет. А я свой крест должен нести.

Отговорил кое-кого. Из Воронежа земляка. Он был на фронте, в Чехословакии женился, ему пришили измену Родине.

Он тоже:

– Пойдем Саша, бежать.

Я:

– Не побегу. Не видишь, бежать некуда.

А кое-кто пошел, тех постреляли.

Утром нас поднимают – лежит гора трупов. Бежали, и их всех постреляли.

Нас обводят вокруг:

– Вам такая участь ждет каждого, кто захочет…

На другой день нас разбили на бригады и погнали в шахты добывать касситерит, похожий на коричневое стекло минерал. Его в земле меньше, чем золота. И получился обвал. Меня воздухом выбросило, я попал в санчасть.  

Врач говорит:

– Это человек верующий, он погибнет. Ну вот что заберем его, здесь будет строиться маленькая больница…

И вошел в мое положение, и я в шахту не пошел. С полгода протянул на строительстве. Потом меня посылают на работу за зону. А там строить   склад аммональный. Мороз до 65 градусов. Нас ведут. Мы друг за другом смотрим: не побелел ли кто? Если побелел, то тереть нельзя, надо замерзшее место переворачивать, чтобы кровь пришла.

Там труба – от моря тянул ветер и дуло невозможно. Сжигал. Мы передом не ходили. Только задом. Натянешь на себя бушлат? А что он? Насквозь пронизывает. Не каторга, а назвать, не знаешь как. Какое-то невыносимое издевательство. Мы строили склад больше года. Над нами измывались. Доходило до того, что ведут в баню и обреют всех – шапку наденешь, а она не греет – шапка без опушки.

Жуть!

А ведь были кто соберется и – бежать. Уйдут, но с голоду съедят одного, второго, третьего. Останется один. Так его когда собаками окружат, они к ходячему трупу не идут.

Что там было, описать невозможно. Там все шло на костях. Там я не рассчитывал вернуться домой. Видел, сколько людей гибло. Бросил писать письма. Пускай забывают один раз.

Но мать слала телеграммы.

Меня вызывают:

– Чего матери не пишешь?

Я и написал – как хорошо живется. А иначе не дойдет.

А жили как. Раскидали нас в палатки. Кухни военные на улице. Рыбы по тридцать грамм, хлеба по шестьсот – на день. А их растащат разные блатные, и остается с гулькин нос. Суп да вода. Мы видим, доходим - и жаловаться.

А нам:

– А вы что свое не отстаиваете? Взялись бы и дали им…

Ребята:

– Давай!

Я:

– Не пойду на это дело.

Лежу на нарах.

Они:

– А мы пойдем…

Взяли, кто кирки, кто палки, кто кирпичи. И пошли друг на друга заключенные. Получилась страшная драка.

После судили. А судить как. Там у большинства срок двадцать пять лет. Сколько еще давать? Смертную казнь одно время отменили. Бывало, зарежет человека и придет с ножом на вахту:

– Вот, зарезал!

И ему ничего.

Куда еще добавлять.

А когда в 50-м восстановили смертную казнь – сразу все прекратилось.

Человек на Колыме ничего не стоил. Дороже был кобель.

***

В лагере «суки» продавали воров, воры ловили «сук», «махновцы» – не признавали никого, били всех, кто им попадал под руку. А потом начальника «Дальстроя» сняли за то, что зэков распустил. Там ведь власти не было никакой.

В шахте буришь: жила купороса. Он разъедает организм. От этого куриная слепота, дизентерия, силикоз, желтуха.

Нас, кто по 58-ой статье, называли фашистами. Как унизительно. Мало того, что ты уже не человек, но еще и предатель. Многие по 58-ой отчаялись, и говорили даже на Сталина. И исчезали.   

Я пробыл на этой каторге полтора года и заявляю:

– В праздники я не работаю. В такой день работать буду. А в праздники нет.

На мое счастье сменился начальник, жесткого полковника сменил другой.

Надзиратели меня за руки   и к начальнику:

  – У нас Богомол! Не хочет работать…

Он отправил охранников и мне:

– Та вправду православный?

– Да…

Посмотрел дело и:

– Откуда ты?

– Из Воронежа…

– А откуда там?

– Из Бутурлиновки…

– И я….

Разговорились…

И начальник:

– Я тебя защищу.

Как мне повезло! Иначе бы давно бросили в мох. Там ведь умерших вытаскивали на сопку за ногу и под мох.

И надзирателям:

– Он человек верующий. Свое сделает. А в праздники пусть не работает.

На четырнадцатом уклоне шахта на полкилометра глубины. Добывался касситерит, и там была вода. Надо воду выкачать. При прежнем начальнике вычерпывали воду и поливали ею верующих, те превращались в ледяной столб.

Ну а этот меня спас…

И ко мне стали:

– А, верующий человек…

И я как бы оказался под защитой.

Мне все удивлялись. А я счел это за чудо: надо же приехать туда такому человеку! Там погибло верующих ужас сколько. И вдруг я могу спастись. И не утащили меня за ногу и не спрятали под мох.

Там таких до сих пор сколько лежит. Вечная мерзлота.

Это вольным везло: взрывали землю, расчищали грунт и туда в могилу.

Все шел 50-ый, 51-ый, 52-ой, 53-ий года.

Умер Сталин. Таких репрессий не стало. Даже приезжали из Москвы и выступали:

– Теперь жидам не будет жизни!

Мол, жиды управляли страной, они убили Сталина, и их теперь к ногтю.

Во главе стал Маленков. Заговорили о большой амнистии. Но отпускали бытовые статьи.

Мы стали кричать:

– Хоть бы еще кто подох!

Чтобы вспомнили о политических.

Наши дела, кто по 58 статье, отправили в Москву.

И только в 1955 году отпустили.

Я сначала не поверил, что такое возможно.

Мне начальство - знакомые были:

– Саша, поработай здесь. Мы поможем. Деньги будут.

Я вру:

– Нет, мой отец богатый (А он тоже сидит). Поеду домой…

Лишь бы уехать.

Поехал домой. В бухту Пеструю пароход приходит раз в год. Надо было дожидаться. Можно ехать машинами. А дороги там одни камни. Шестьсот километров до Магадана.

Я:

– Все равно поеду. А то год ждать.

Ехали – убийство. Дороги нет. Бездорожье. Но приехали в Магадан. Там нас встретили. В лагерях грабят, и не уедешь оттуда. Но там человек оказался по 58 статье, и нас взял под опеку. Я пробыл месяц в Магадане. Пришел пароход. Садимся на пароход и не верим: неужели домой?

Нас привозили товарным пароходом, а тут пассажирским назад.

Добираемся до Сахалина, приплыли в бухту Находка. Высаживают нас. А вокруг блатные, они все пропили и рыщут, кого бы ограбить. Убивают, в уборной трупы находят. Милиция старается скорее избавиться от всех. А амнистия – людей много. Восемьдесят процентов отпустили. Я кое-как взял билет. Сел в поезд – и на Москву.

***

Приехал домой, а уже МВД знает, встречает меня.

Вызывает секретарь совета и с подходом:

– Саша, ты пострадал….

Пытается выпытать: Как? Что?

Я подумал: он себе на уме, артист хороший, но все откровенно рассказывал.

И закончил:

– Эх, Колыма, Колыма,

чудная планета,

двенадцать месяцев зима,

остальное лето…

Как с Колымы приехал, меня по гостям – одногодки выбились в местные начальники. Ведь работали, карьеру делали. И я им рассказывал. Они рты не закрывали. Дешевые люди…

За мной сразу следить.

Мне говорили:

– Саша! Над тобой работают…

Даже некоторые из милиции:

– Будь внимателен, будь внимателен…

Вскоре отец пришел из Питера – находился в сумасшедшем доме. Мы принялись хлопотать по хозяйству, ожила моя мать.

Наступил 1961 год

Вышел указ Хрущева о тунеядстве. По нему нужно всех верующих заставить, чтобы они занимались общественно-полезным трудом. Кто не подчинялся, их ссылали.

Мне говорят:

– Тебя возьмут первого.

Меня, правда, первого и взяли.

Я уже женился, ребенок был. Жена собралась ко мне на свидание с ребенком. Отец приходит проведать. Верующие. Никого не пускают.

А там в Бутурлиновке милиция, и напротив скверик.

Отец:

– Что ж не пускают! Давайте запоем…

Рядом рынок и храм.

Ну, они пятеро человек запели. По своему убеждению…

– Пришел Христос на землю,

Не в том венце,   что был в крови,
                                          А он пришел – владыка смерти,

Чтоб осудить мир на земле.

Люди останавливаются. А они поют:

– И всюду за правду гонимы

Страдаем по тюрьмам сырым,

Но верим твоим обещаниям,

Заветы свои сохраним.

Народ собирается. Интересно слушать.

Едут на машинах, слышат голоса, подъезжают, становятся: «Что там пятеро поют, что за городом слышно?»

На перекрестке образовался затор.

Сообщили: Евгений Карпыч отец Александра Перепеченных – устроил такое дело.

И отцу:

– Ты что поднял?

– Я ничего не поднял. Сына забрали. Мы пришли к сыну. Запели…

– Как запели?

– Ну а что делать?

Такое получилось, что не могли разогнать людей, пока не стало смеркаться.

А из пятерых певших забрали отца и еще старика.

Меня скорее из Бутрлиновки выслали, чтобы люди больше не собирались.

А отца судить. На весь район объявили: в Бутурлиновке остановилось движение – отец   позволил себе…

Народ шумит:

– Осудить! Такие-сякие, в колхозы не идут!

Народ натравили – он глупый.

– По десять лет каждому! – кричат.

А преступления нет.

Хотели у моей жены забрать дочку – ей 4 года. Лезут отбирать, а дочь кричит:

– Мама! На нем роги! Мама на нем роги!

Он услышал «на нем роги», ужаснулся и отпустил.

Видимо на самом деле были рога!

И одна женщина тоже зашумела:

– Что ты делаешь?

Ее забрали, что до сих пор нет.

Отца осудили на пятнадцать суток.

Не получилось десять лет.

А меня привозят в Воронеж и:

– Что там у вас в Бутурлиновке?

А я:

– Не знаю.

Я же не видел ничего.

На второй день отправили на Свердловск.

Приезжаю – а у меня:

– Что у вас было в Бутурлиновке…

А в Свердловске забор, и набили уйму людей. Вынуждены были сразу подать состав, чтобы дальше везти на Томск.

Приезжаю в Томск:

– По картотекам вызывают. Что там в Воронеже?

Я:

– Не знаю

Вот, думаю, поднялось.

***

Привезли меня в самый отдаленный район Томской области. Там за мной страшная слежка. И некоторые из милиции:

– Смотри – за тобой следят…

Я там пробыл семь лет. За эти семь лет не выходил на работу совсем. Не то чтобы в праздник.

Они:

– Отрабатывай.

Я:

– Дома по семнадцать часов по договору работал. За что меня сюда привезли?

– За веру…

– А за веру! Я не согласен работать.

Десять дней проходит.

  – Устроишься?

Я не устроился.

Суд состоялся: дали четыре месяца.

Сидел в камере со смертниками.

Те удивлялись:

– За что сидишь?

Они-то за убийство, а я…

И вот меня в лагеря.

– Я не буду отрабатывать… У нас свобода совести…

– А, не хочешь работать?

Мне пятнадцать суток.

– Посидишь пятнадцать, снова пятнадцать дадим…

Посадят. Сидишь в одной нательной рубашке, спиной друг к другу на железе, чтобы не замерзнуть. Казнь! Это даже не то что расстрелять.

Судья судил, дельно отстаивал советскую власть. Но вынесет вердикт и говорит:

– Я Вас, как христианина (показывает на меня)… А вы пойдете на удобрение (показывает на других отказников)…

Так и сидел в изоляторе. И держали на штрафном пайке. Доводили до обморочного состояния. Я однажды упал в обморок, голову разбил. Надзиратели в «волчок» заметили и за врачом. Прибегают врачи. Я без памяти. Вольные медсестры отхаживали меня и отходили.

– На нас не обижайся! – оправдываются. - Мы видим, что тут творится…

Слышу, приехали с области.

Я врачам:

– Спросите, может, разрешат с ними побеседовать?

Те к проверяющим:

– С вами заключенный хочет поговорить.

Они:

– Давайте

Приводят меня.

– Я   не хочу работать… Упал… Нетопленный изолятор…

Они:

– Да что ты?!

Будто сами не знают.

И обратно меня в изолятор.

Как затопили! С потолка бетонного запало, потом потекло, полило. Все сыро. На железных нарах. Жуть. Уж лучше бы в холоде!

Они уехали.

И перестали топить.

И так семь лет!

Судили меня девятнадцать раз, а вместе со сталинскими приговорами - двадцать один.

Уже стал Брежнев, меня отпускают. Еду домой. А мои родные – отец уже отошел в иной мир - решили изменить место жительство, собраться все верующие и жить вместе, и съехались в Таловский район в село Тишанку.

Только мы приехали, как на пороге милиция:

– Вот дело за вами идет…

Мы:

– Что ж мы за враги такие?

Они:

– Нам сообщили, что вы приехали.

И опять на учет.

Слежка – уже на воле.

И все, как в народной сказке поется:

– Яблочко, куда котишься,

Попадешь в КГБ,

Не воротишься.

Приехал брат Георгий из Красноярска… Другие…

У нас спрашивали:

– Вас много?

А нас во всей России сто человек осталось. Вот похороним друг друга, поухаживаем, а там...

Мы живем, работаем. А соберемся на праздник – нас разгоняют. Молодежь бросает камни, и даже был среди нас инвалид Отечественной войны, и в него камнями. Наших детей в школе мучают. Мы видим такое, что народ настраивают, и народ может нас побить.

Начальство нам советует:

– Вы веруйте. Но поздно вечером не выходите. Закрывайтесь, иначе вас убьют…

С нами вели ожесточенную борьбу.

А мы как съехались, приходим к любому начальнику и заключаем договор. Но там упоминаем, что будем работать по своему убеждению. И нас специально брали – мы работали на честность, праздники празднуем, и все равно лучше сделаем.

Но сверху настраивали руководителей, чтобы нас не брали на работу. Так бы за тунеядство и привлекли, но мы отбивались, жалобы писали.

***

В 1984 году у нас умер один старик, на следующий день другой. Мы пошли в больницу:

– Вчера умер, а вы не пришли засвидетельствовать…

Врач:

– Что вам нужно?

– Нам нужна справка…

– Я позвоню главврачу…

А после звонка:

– Может, вы их отравили…

– Вот наглость!

И мы все шестьдесят человек написали, что хоронить не будем. Раз обвиняют нас…

Прошло двенадцать суток – съехались по жалобам.

А мы:

– Делайте экспертизу при нас… Что мы ни в чем не виноваты… Тогда схороним…

Приехал эксперт, осмотрел тела:

– Смерть наступила от сердечно-сосудистого заболевания…

И тогда только похоронили.

Власти не могли угомониться. Соберут на свекле людей и:

– Они приносят детей в жертву…

Настраивают против. Нас предупреждали: двери не открывайте. Народ нас не знает, мы же приезжие. Им внушают: федоровцы – это главари Тихона, были главарями у Федора Рыбалкина. Но не говорят, что Патриарха Тихона канонизировали.

Однажды у меня собрались помянуть отца. Но тут приехал с Совета по делам религий Шапиро.

– Эй, Таловский Аввакум! Какое ты имеешь право?

– С чего меня так? А что до отца, все время буду поминать. Это вот откуда вы?

– Из Москвы…

– И не из Москвы! У нас свобода религий… Конституция…

– Но нельзя собираться!

– Это вам написано, а не нам…

Нас тогда не взяли.

Но камни полетели. Вышло сорок номеров районной газеты, видимо, свыше обязали. Приходят местные власти и милиционеры, забирают из нашего дома одного – Филиппа – и ведут. Я смотрю: начальства много. К нам если занесет, на машине не проедешь. А тут снег – и тьма людей.

Сажают Филиппа.

И мы вышли. Человек шестьдесят…

Легли на дорогу…

И как хотите, так и везите…

Они за голову схватились и отпустили Филиппа.

Но наскоки на праздники религиозные не давали покоя.

К нам приезжал Арсений Емельянович, известный сиделец.

Ему начальство:

– Давай дед, иди сюда! Ты зачем приехал?

Дед:

– Ваше время уже кончилось…И будете в дураках…

Пошумят, и уезжают.

Было такое, что ума не дашь. Хотели натравить народ. По закону нельзя. А по просьбе народа…

Только стал во главе страны Горбачев. И мы решили – раз идут такие номера: мы волки чужие, давай, выйдем на Красную площадь…

Мы собрались двенадцать человек (половина мужчин, половина женщин). Кто покрепче, кто поет. Помню, стояла ранняя весна. Приехали на Казанский вокзал. Оттуда в метро на Красную площадь.

Было еще рано: посоветовались, решили подождать, пока соберутся люди.

Подождали.

И часов в двенадцать вышли к памятнику Минину и Пожарскому, и пошли с пением.

Видим люди, иностранцы. Из Америки были. Молодежь какая-то.

А мы пели:

– Мы всюду за правду гонимую

страдаем по тюрьмам сырым,

мы верим твоим обещаниям

заветы твои сохраним…

Не прошли и метров двадцать, как откуда-то подскочили люди в гражданском:

– Вы что, а ну замолчите!

А мы:

– А что?

И поем…

Рот не закроешь.

Нас отвели к ГУМу.

Во двор. Под ГУМом в подвал.

Видим – попали.

Рассчитывали, отсюда выхода нет.

–Кто старший? – спрашивают нас.

– Нет старшего.

Первого записали.

– Зачем пришли?

И мы вытаскиваем сорок номеров газет. Они посмотрели…

Нас держали до четырех часов дня. Одного допросят, другого…

– Можно тут запеть? – спрашиваем.

– Нет…

Приехал с Совета по делам религии:

– Что вы надумали, сектанты чертовы, на Красной площади… Вы бы на Казанском вокзале пели…

– Пусть слушают! Вот сорок номеров не хотите?

А при Горбачеве «роги» у них были сбиты.

И:

– Езжайте, подавайте на обидчиков в суд…

А мы видим: что подавать, когда понимаем, что у них все делается вместе.

Поехали на вокзал и домой.

***

Мы думали, нас заберут, как раньше. Но не забрали. Братья встретили: рады - радешеньки. Мы поступили наобум – на Божью волю полагались.

А местная власть:

– Ой, додумались…  

После этого не стали нас трогать.

Нас реабилитировали. А фактически как было, так и есть. И никто: ни церковь, ни народ не обращают на нас внимание. А если взять историю, на Руси, как теперь, было смутное время. При Иване Грозном убили царевича Дмитрия. И был послан от Бога Василий Блаженный – юродивый. Он говорил всю правду. Представляете, Василий Блаженный сидит на Красной площади, весь   в лохмотьях, и кричит:

– Украли копеечку!

Идет Борис Годунов и с ним Шуйский.

Борис спрашивает:

– Кто украл копеечку?

Василий кричит Годунову:

– Ты убил царевича!

А Шуйский бьет ему в ногу:

– Молчи, дурак!

И наше духовенство обратило внимание на юродивого, он пророчески говорил. И поставили храм Василию Блаженному!

  А в наше время, когда все перевернуто, убивают с кровью, о памятнике юродивому ни-ни.

Я верю, что был такой Христос в облике Федора. Ведь вели с ним такую борьбу! Выпускали сорок номеров газет с заголовками, что мы «чужие волки». Обреченные. Мы такие враги. Сидим за какого-то Федора…

А мы свидетельствовали и по тюрьмам и всему миру, что второе пришествие совершилось.

Как говорит писание, Он должен прийти. Юродством спасти верующих. Имя его новое. Мы с этого видим: пришел Христос в образе Федора, нового имени. Это был Федор Рыбалкин. Его от жены и детей в 1914 году забрали на фронт. Проходит много лет, и, вдруг в 1922 году он возвращается, как приехал Илья Пророк к вдове. И так точно и пришел к вдове ее муж Федор. Но он не муж. Он сказал: «Узнаешь меня?» Она: «Узнаю». Он: «Но постельки у нас будут порознь». Она: «Ну как же я одна?» Он: «Ну и что».

Она слышит: он в комнате запоет, в комнате вроде один, а поет хор. Потом   стал юродствовать. Ходить босым. Люди идут на Иордан. Он по льду – а от ног пар…

Духовенство видит: это не просто Федор…

Потом чудеса: глухие услышали, незрячие увидели.

Епископ пошел за ним, благочинный монастыря…

Многие тихоновцы последовали за Федором, и это никакой не Федор, а Христос в образе Федора. И там получилось разве что сравнимое по ярости веры с Аввакумом – федоровское движение. Не только в нашем крае, а и в других областях и даже в зарубежье.

Атеисты всполошились. Стали забирать священников. Забрали Федора Рыбалкина и поместили в Богучарскую тюрьму. Раз ходит босым, давай ему баню: раскалили и поставили его на плиту. А он невредим. Тогда его отправили в Воронеж. А в Воронеже ломают голову: что делать? Отправили в Москву. Там посадили в замок.

Он выходит из замка, а все замки невредимы, а он приходит к властям на совещание и говорит: «Дети, не знаете, что со мной делать? Отправьте меня на Соловецкий остров». Они: «Что ж, раз такой неестественный».

А там были лагеря.

Решили отправить.

Он сказал: «Я поплыву на одежде по воде, а вы езжайте на пароходе»… Он поплыл на одежде. Они поплыли на пароходе.

Они доплыли до острова. Он встал на воду, и они увидели – стал Христос.

Он:   «Видели дела мои?»

«Видели», – отвечают.

И стал невидим.

О чем мы и свидетельствовали, что второе пришествие Христа совершилось в образе Федора.

И за это надо было всех выселить и пострелять!

А сейчас и власть молчит, и священники молчат.

Я шел добровольно в тюрьму. Знал, за что. За Рыбалкина Федора. За сохранение веры. За ее чистоту. Незапятнанную продажными батюшками.   И иду. Надеюсь послужить стойким мостком, по которому исконное православие переберется через эпоху советских запретов и казнокрадов-воров и засияет во всем благочестии.

11 января 2007 г.

Михаил Федоров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"