На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Малахов курган

Очерк

От публикаторов:

Весной 1876 года Надежда Степановна Кохановская (1823 – 1884) вместе со своею спутницей отправились в Крым, чтобы самим осмотреть развалины Севастополя, следы ожесточённой битвы наших воинов с полчищами иноземных пришельцев, стремившихся унизить Россию, лишить её собственного флота. Замыслы врагов героически срывал Севастополь – русская твердыня на Чёрном море. Коалиция стран-захватчиков столкнулась с беспримерным сопротивлением защитников, вдохновлённых всенародным сочувствием и помощью. А когда город-герой всё же пал, вместо него остались опаленные огнём руины на перепаханной взрывами земле, где два десятилетия спустя потом ничто не росло. Такой в прямом смысле убитой и предстала перед глазами писательницы-патриотки поверженная Севастопольская земля, взывающая к возрождению.

Не прошло и года, как в газете «Русский Мир» начали появляться крупные публикации Н.С. Кохановской с описанием впечатлений от посещения Крыма. Пропитанные терпкой горечью обиды очерки затрагивали читателей правдивостью и сожалением. Чувства писательницы переполнялись, очевидно, стойкостью и храбростью севастопольцев. И впечатления эти усиливались при осмотре Малахова Кургана, изрытого воронками от взрывов снарядов, оборонительными сооружениями и не извлечёнными пока тяжёлыми пушками, затащенными на высоту с затопляемых кораблей, остатками сметённых с лица земли строений. Богатырская грудь Кургана была изъязвлена ранами и глубокими шрамами, как у побывавшего в бою героя. В своём очерке «Малахов Курган» Кохановская всё увиденное мужественно описала, затем она отправилась на место захоронения героев, и там, в «Стотысячном», оглядела бесконечные ряды могил защитников Севастополя, участливо справляясь о том, как помечают и берегут дорогие братские захоронения. Очерки Н.С. Кохановской внимательно читались по всей России, и повсюду вызывали жажду мщения вероломным врагам и скорейшего прекращения препятствий унизительного Парижского трактата 1856 года, чтобы снова под Андреевским флагом плескалось Русское море.

А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова.

 

(Опубликованный ранее очерк Н.С. Кохановской «Севастопольские впечатления» можно прочитать здесь: http://www.voskres.ru/literature/library/kohanovskaya.htm )

 

Малахов курган

 

– А, Малахов курган? – я будто забыла о нем?

Забыть? Нет! «Аще забуду тебе, Иepyсалиме»... – заклинали самих себя древние израильтяне в плену Вавилонском; а для нас Малахов – даже и не Иерусалим, а сама наша Севастопольская Голгофа, как и назвал его кто-то прежде меня. И забыть нашу русскую Голгофу, на которую одиннадцать месяцев восходили умирать мучениками долга наши братья, отцы, дети!.. Что же ты будешь помнить, после этого, наша короткая, человеческая память?

А ведь странно сказать: Малахов-таки забыли, т.е. не дальние, которые приходят с запада и моря взглянуть на него, а свои, ближние, которые говорят: «Зачем вам ехать на Малахов курган? Там ничего нет и смотреть нечего». Но со мною была чуткая душа, которой можно было сказать: «Поедем, посмотрим это запустелое ничего там, где в кровавую пору войны было все наше! Куда миллионы-миллионов воздыханий, стремлений, помышлений, взглядов душевных неслись такою непроглядною тучею, что она могла бы покрыть видимое солнце и не дать светить луне – неслись и слагались у башни Малахова кургана в иную Вавилонскую башню, несравненно выше и прямее досягавшую небес!».

К Малахову можно проехать морем, вдоль северной бухты; но там далеко и не по силам каждому взбираться на крутизны, и более предпочитают окольный путь в экипаже. Им я и поехала. Из города спустилась в самую вершину южной бухты к Пересыпи и, мимо железнодорожной станции, перебралась с западной на восточную сторону бухты, остатками прекрасной, обработанной дороги, местами прорубленной в береговых скалах, которая все выше и выше, крутыми подъемами забирает в гору – и вдруг вы, как-то незаметно для глаза, потеряли торный путь. Глядите – и видите, что вы двигаетесь по мало-наезженному следу – и какому следу!.. Повсюду, по всей местности – вдали и около – провалы, ямы, бугры, рвы, косогоры... – «Остановись, остановись!» – готовы вы вскрикнуть; но извощик и сам останавливается, потому что дальше ехать нельзя, да и некуда: вы приехали на Малахов курган... Выходите, выходите!.. Остальной путь на вершину нашей русской Голгофы нельзя совершать в экипаже, а должно его пройти пешком. 

Весенний день, ясный и теплый, вечерел в таком пустынном безмолвии на всю даль, на всю окрестность холмов, что ноги тихо шли и мягко ступали по густой зеленой траве; а воображение отказывалось следовать за ними. В самом деле, для внешнего взгляда, какое полнейшее ничего на вершине Малахова кургана! Мне вспомнились ряды наших исторических курганов, которыми древняя Русь стереглась от набегов татар и шаг за шагом приурочивала себе великую ширь теперешних южно-русских степей. Еще царь Грозный и Борис Годунов замышляли эти сторожки на курганах; а наши первые Романовы, сказать бы: просто с киркою и лопатою вышли в степь и, как жемчугом, унизали, этими насыпными сторожевыми курганами все пространство дикого поля Московского государства. Следовательно: молодшей из этих служилых казацких сторожек, покинутых и возвращенных раздолью степей, – молодшей из них будет не менее двух сот с прибавкою лет. А приведите вы стратега, поставьте его на видном месте, и он не заикнется назвать и указать вам чертеж и распределение частей передового казацкого укрепления древней Руси, хотя оно стало сплошным степовым курганом, задичалым и заросшим колючими шиповником и терном.

А здесь, на этом великом кургане, едва ли не последнем, который приурочивал новейшей России не степь, а наше древле-Русское море, – здесь едва ли какой-либо стратег посмотрит и скажет, без плана и чертежей: что здесь и как оно было только за двадцать лет? Невообразимо, как вся поверхность, окружность – вся святая земля Малахова кургана рыта-перерыта, копана-перекопана, вся выворочена и брошена в запустении! Вы думаете войною? Да и нет. После войны явились другие воители – нахлынули целые орды, за объявленную от казны плату, собирать и доставлять военные снаряды, которыми, как нива зерном, усеяно было все мертвое поле Севастополя. Собравши верхнюю жатву, должны были вспомнить и о нижней: о том, что множество бомб, ядер и другого смертоносного снаряда попало в землю и засело в ней. А где та другая земля у Севастополя, в которую бы могло более попасть и засесть неприятельских снарядов, как не в бока Малахова кургана? И вот вся стая мелких любостяжателей, как одна спущенная свора, набросилась на место, к которому приникала вся Россия с трепетом благоговения. На этом смертном одре Севастополя жадные гробокопательские руки поставили все вверх дном. Святыня засыпана, попрана; простая глина поднята на верх и порыты иные, неисчислимые ямы, которые знать не знала и не взрывала война.

И на это безчинство любостяжания, на этот святотатственный грабеж, смешавший все высочайшее жертв с прибылью гроша от добытого чугуна, ты пришла, мать природа, – и на опозоренное святое место простлала свой зеленый ковер! Только зная и веруя, что зиждительным глаголом мироздания дана земле сила из самой себя произращать всякую траву зеленую, можно не остановиться в загадочном изумлении на этом очаге смерти, который пылал, стонал и содрогался, как другой ад; который – мало сказать: «окурен был», а – прокурен, прокопчен именно адским запахом серной вони, порохового дыма – на местности Малахова кургана, которую бороздили выстрелы более ста орудий и конические пули сеялись безсчетно, как сев на ниве, где даже самая земля выворочена была на изнанку и подняла на верх свой подпочвенный непроизводительный суглинок, – где и какою тайною растительной жизни могли сохраниться эти злачные семена, чтобы – пусть и через два десятка лет – но взойти на Малахов курган и по колени утонуть в самом тучном пастбище, густом и шумящем, как камыш под ногою?

Обсеменилась земля?.. С моря, что ли? Но море само для себя хранит свой океан жизни и не делится с сушею жизнодательною силою своей водной стихии. А эти нагие, окружные, известковые холмы – им ли давать семя, когда они сами просят его, и семя не дается им по безплодию почвы? А здесь: на этих ямах, глыбах, рытвинах, холмах Малахова кургана, точно совершено какое-то образцовое травосеяние – не ближе ли всего английское? Но, от самого усовершенствованного английского травосеяния до совершенства природы – еще есть шаг. И вы в-очию видите его на изумительной густоте, ровности, силе зеленеющей, все проросшей травы! Хотя так едва ли говорят, но положительно можно сказать: на запустелом величии Малахова кургана, каждая землинка дала травинку, и одела природа наготу родимого богатыря, как мать наряжает, во что может лучшее, свое мертвое дитя!

Но что это за трава? Хорошо знакомая с обильною разновидностию наших степных злаков, я не встречала травы в более совершенном образе и подобии хлебного растения.

– Вы как называете эту траву, по-своему, по-просту? – спросила я сторожа.

– Да называем ржанец-трава...

В названии звучала рожь, и не сказать ли к слову: что я видела ее, мать-кормилицу нашу, северную рожь – в долинах южно-Крымских гор – это сено, которое косят на цвету, как мы косим траву... И что в том дивного, и ничего чудного нет, что подобие ржи уже настоящей травою запленило весь Малахов курган и, прислушиваясь, от нее слышен был какой-то гармонический неустанный шорох, как который жил в этой мертвой тишине, как он живет, в самый жаркий и тихий полдень, над колосистою нивою ржи великого урожая...

И точно: стоя на лугу в траве, на этом удивительном подобии ржаного поля, я смотрела вокруг по Малахову кургану, в чего-то недоумевала, – чего-то искала и ожидала видеть, и не видали мои глаза... Да башни-то, башни Малахова кургана! ее нет на поверхности ни следа! Ведь башня была. В самую последнюю минуту штурма, в нее засели, или вернее сказать, забежали человек сорок и продолжали упорно держаться и отстреливаться, когда уже Малахов был взят и наводнен неприятелем, и на самой башне развевался французский победный флаг. И неужели это была такая малость, что, через двадцать лет, от башни Малахова кургана не осталось даже жженого кирпича на виду!

– Покажите башню. Где башня была? – обратилась я к сторожу.

И он нас повел тропинкою по самой окраине зеленеющего холма. Тропинка извивалась гребнем южной стороны кургана, которая сохранила здесь свою значительную высоту, обращенную к глубокой лощине, откуда наступали французы. Ямы, провалья, полузасыпавшиеся погреба – зеленые воронки, выверченные каким-то странным буравом глубоко в земле, окаймляли дорожку в две стопы ноги и, когда менее всего ожидалось встретить что-либо воинственное в этой мирной траве – вдруг явилась, глубоко в яме, громадная пушка, вероятно одно из тех тяжелых морских орудий, которыми был вооружен Малахов курган; чрез несколько шагов еще два таких же чудища войны запрокинулись на дно широкой воронки и близнецами лежали и зарастали. Видно, частная промышленность не осилила поднять этих гигантов с их великого смертного ложа, и они оставались в покое воинственного запустения Малахова лежать и громко говорить...

И только благодаря их немой, но местной красноречивой речи, можно было придти на маленькую площадку, усыпанную песком, и поверить словам: что этот четвероугольник, обложенный ядрами и крест, посредине его на песке, есть место, на котором упал смертельно раненый Корнилов; а другая площадка, точно так же обозначенная ядрами, и другой крест из ядер – тот тяжелый крест, который понесла вся Россия в смерти Нахимова, здесь, у самой башни Малахова, получившего свою смертельную пулю. Затем, вот и место башни, как карточного домика, сдунутого с лица земли. Она сохранилась только в подземной части, куда свободно войти и пройти блиндажами; постоять у затворенной двери порохового погреба, почитать несколько имен на стенах и выйти наружу с чувством, похожим на то, с каким русский человек выходит крестясь из святых Киевских пещер.

И мы вышли, и шли в молчании на возвратном пути к сторожке. Что сказать? О чем говорить в этом великом безмолвии места, которое стало всемирным словом... Да! Севастополь и Малахов курган, кто их не узнал и не услышал?.. Ни птички, ни какого-нибудь свистунка – ни даже трещащего кузнечика в траве! Одна она сама собою – один этот колосистый ржанец с каким-то особенно кажущимся шелестом замирал под ногою. И чем меньше было звука и слова снаружи, тем более сама в себе говорила душа.

С силою, с ясностию почти слышимой речи, поднималось со дна памяти где-то и когда-то читанное, предание о святой Палестинской земле.

Усердный средне-вековый поклонник, возвращаясь в свою страну, обратился к одному старцу-иноку высокой духовной жизни, и просил его дать ему на благословение что-либо из Святой Земли, какую-нибудь святыню, чтобы принести ее в свое отечество. «Сын мой! – сказал старец. – Какой тебе нужно святыни, когда ты стоишь на земле, залитой мученической кровию? Возьми этого праха из-под твоих ног...». И с этими словами старец наклонился, взял горсть земли, сжал ее в руке – и из руки показалася кровь...

 

Я шла, ускоряя шаги, чтобы, пока еще не совсем стемнело, осмотреть у самой сторожки памятничек, не то наш, не то французский, который я видела мельком, всходя крестным голгофским путем по приезде к Малахову.

Совсем приближаясь к сторожке и завидев беленькую фигурку памятника, за оградкой, на расчищенной дорожке, обсаженной деревцами, – я обратила туда все мое внимание, как вдруг у самых моих ног, в траве, что-то метнулось, бросилось в сторону; ржанец, в своей густоте, зашелестел, и по нем разбежались как бы струи... Я готова была вскрикнуть от неожиданности; но, удержавшись от крика, я смотрела и не знала: не то рассмеяться мне, или не заплакать ли вместе? Так вот жильцы и возобладатели геройского места: вы, безобидные кролики сторожа, которых в просторечии зовут трусиками, и трусики, вы родитесь и множитесь на Малаховом кургане! Больше этой издевающейся жизненной игры противоположностей не придумать, не пригадать, ни рассказать в сказке нельзя!

Мы направились за оградку памятника. И что же? Это оказалось что-то в роде трусика. На памятнике надпись гласит на двух языках. По-русски просто: «Памяти воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении, 27 августа 1855 года».

Не то по-французски:

Unis pour 1а victoire,

R?unis рar la mort,

Du soldad c’est la gloire,

Des braves c’est le sort.

Перевести эту французскую дребедень на русский смысл я положительно отказываюсь. Кто эти unis и r?unis? Неужели наши пехотные модлинцы и африканские зуавы, дравшиеся на вершине Малахова как рассвирепелые звери? В этой надписи, вероятно, подразумевались англичане... Да и не в надписи дело, когда самый этот памятничек – что он выражает своей глиняною фигуркою? На темени Малахова кургана должен быть поставлен или колосс в удивление всему миру, как и Малахов с Севастополем удавили мир, или простой крест святой, и ничего более! А это что-то маленькое, детски-красивенькое, точно архитектурная конфетка, и этой ли конфетке обозначать какое-то выравненное, оглаженное, выметенное местечко в десять шагов – какую-то дорожку, никуда не ведущую, обозначать там, где все вокруг имеет одно великое и скорбное значение «могилы богатырей»? Все, что видит ваш глаз: и эта зияющая бездна моря, поглотившая наши корабли, и эти известковые горы вдали, Инкерманские высоты – не одно это кладбище на Северной; а куда вы ни глядите, все вокруг историческое или до-историческое кладбище, и поверх всего наша великая новая могила, он, наш русский Малахов курган!

 

II.

 

– А наше Стотысячное?.. Вы были на Стотысячном? Видели вы Стотысячное?

– А что такое эта большая стотысячная цифра, чтобы ее видеть? – в свою очередь, спросила я.

– Так вы, стало, не знаете и не слыхали?

– Не знаю и не слыхала. Но вы скажите: как узнать и где следует искать?

– Э, э! сударыня! С какими малыми сведениями вы приехали к нам!

– Не погневайтесь! и позвольте возвратить ваше – вам... – Э, э, сударь! сидите вы у такого прекрасного моря, сложа руки, и нет того, чтобы подумать: Русь– матушка велика и широка, с одного края до другого не увидишь и не дослышишь... Что бы вам сказать нужное слово погромче, да пояснее, а мы бы услышали и узнали.

– Ну, вашу сестру только задень и не оберешься! Ступайте на Стотысячное.

– Сказывайте дорогу.

– Дорога – Графская пристань. Возьмите ялик с двумя гребцами; договаривайтесь туда и обратно, будет стоить рубль... Ну, прибавьте там, как барыня, и скажите: на Стотысячное!

– Одно это слово?

– Да уж не ваших много!..

 

Этот веселый перекор мне довелось вести, встретившись неожиданно с своим знакомым незнакомцем, под окнами его дома, где он – как севастопольский Цинцинат, контр-адмирал в отставке, с аршином в руках, размерял цветник.

Он не сказал мне ничего более; но я говорю всем, кто имеет русское ухо, чтобы слышать и сердце русское, чтобы принять весть отраднейших слов. Если вы захотите в Севастополе, после уныния и тоски развалин отдохнуть душою и улыбнуться райскою улыбкою, велите себя везти на кладбище, на Северную. Оно и есть Стотысячное.

Действительно ли столько почило на нем? Едва ли возможно решить по подведенному итогу убыли в военном министерстве. Но счет сосчитан и решен вопрос тем высшим счетоводом, который определяет нс одну цифру, а дух события и называется у нас «Гласом Божиим», сказываясь гласом народа, и тот народный вещий голос отлил вместимое Севастопольского кладбища на Северной в страшно-законченную и округленную цифру Стотысячное.

Даже мороз пробегает в душе и кровь захолаживается в жилах...

Мы решили так с моей знакомою.

– Вместе наши пришлая ноги блуждали по Малахову кургану, и мы вместе видели его великое могильное ничего; посмотрим вместе, что даст нам и это другое, страшно-великое Стотысячное?

Пришли мы, по указанному, на Графскую пристань, взяли ялик и отправились по чудно-плещущему морю, на перерез по Большой бухте, к прямо виднеющейся за бухтой слободке Матросской. Можно бы было пристать в ближайшей к кладбищу, Панаиотовой бухте; но там, хотя и не очень большое расстояние, но его следовало пройти пешком; а мы предпочли в слободке взять лошадь и проехать. Слободка имеет вид предместия большого города и, на сколько кажется, вся состоит из грязных кабачков и грязных трактирных заведений.

Ни деревца, ни тени, ни пушистой кустарниковой зелени по всему северному склону к морю, ничего из того не видать. Бодрая лошадка, понукаемая бодрым, разговорчивым хозяином, из всех сил вывозила нас в гору, и прямо с подъема начался длинный спуск, за тем крутой овражек, от овражка – покатость другого ряда холмов, и на одном из них, точно показывается шапка с крестом, стоит подобие темной египетской пирамиды: это Николаевская церковь Стотысячного.

Подъездный доступ к кладбищу с западной стороны обращен на Севастополь и не тяжелые ворота, медленно отворяющиеся, вводят в его святую величественную ограду. Перед вами точно отверзаются Царские сквозные двери, чтобы явить вам алтарь и жертвенник, и жертвы в покое Святых, – чтобы, в этом полунебесном молчании всего земного, вы услышали Апокалипсическое вещание: «Ей, говорит Дух; они успокоятся от трудов своих и дела их идут в след за ними».

И когда, ублажая память этих великих дел, вы переступаете за ограду ужасающего поля смерти – этой жатвы великой, собранной и связанной в снопы стольких могил (показывается: целого царства могил!) – вы удивленно чувствуете свое сердце не в тоске и печали унылой, а какой-то мир светлый, как облако от края неба, тихо и тихо накрывает вам душу. Не горечь смерти – не то, чтобы слезы на глазах, а верите ли? – улыбка невольная, неожиданная, в роде того зазеленевшегося масличного сучка, который голубка Ноя принесла ему на крышу ковчега – подобная, какая-то елейно-сладостная улыбка остается на ваших устах!

С безпредметной, пустынной окружной местности переступить за ограду кладбища, не значило перейти от жизни к смерти, а наоборот: от смерти к жизни роз, ирисов, акаций – разнородных кустарников цветших, зеленевших, благоухавших... При самом входе земля была усыпана розовыми лепестками, только что отцветших, молодых миндальных деревьев. Еще можно было уловить в воздухе отлетающий аромат с опавших цветов.

И на первой площадке от ворот, озирая все живыми, орлиными мраморными очами, вознесен на высокой порфировой колонне, белый из мрамора бюст Хрулева. Это лицо живет энергическим поворотом головы, и глаза поразительно глядят, точно в ту самую минуту, когда Хрулев воскликнул: «Благодетели, за мной!», бросаясь к последнему штурму Малахова кургана. Он был ранен, не умер тогда рядом с благодетелями, но сердце его лежало к ним, и он завещал похоронить себя с ними... И вот, явившись на сборное место и точно желая всех видеть и чтобы его все видели, он встал высоко в своем мраморном лике, и орлиные глаза светятся мраморным взором и только что не говорят сомкнувшиеся уста: «Благодетели! я с вами!».

Изумительный лик, в мраморном подобии жизни, глядящий на все Стотысячное несмежаемыми очами...

Прямо от него идет главная дорога, разделяющая кладбище на две половины. Поднявшись до значительной высоты холма, дорога, у самого памятника Горчакова, поворачивает вправо и приводит к церкви. – Ни я, ни моя знакомая, не могли двинуться тотчас этим открыто-лежащим великолепным путем.

Куда идти и чего стремиться искать, когда, при самом входе, вы стоите и видите эти ряды могил незабытых, украшенных – убранных цветами, как бы торжествующих свою смерть всеми радостными символами жизни: светом, теплом, зеленью, благоуханием роз и памятью великого русского дела: победить, или умереть!

Знала ли я прежде об общих могилах на Севастопольском кладбище, или знание пришло само собою здесь, в виду их? – этого я не могу решить. Но я положительно не знала и русский мир уведомлен – знает ли он то великое по человечеству, то святое и истинное по христианству и по духу русcкого народа  – то имя, которым эти могилы обозначены на севастопольском кладбище?

Мало ли какими нарицательными именами можно бы было их назвать? И «общими могилами», и «солдатскими могилами», и «могилами нижних чинов», и, наконец, мы, такие рабские ученики цивилизованной Европы, могли бы позаимствовать у полубога ее славы известное выражение: 1а chair aux canons, и оставить эти кучи мяса человеческого, уже отслужившего свою службу пушкам, оставить их просто кучами, без всякого названия. Но нет, нет! Наша русская отсталость в обще-европейском прогрессе еще сохраняет нам основные человеческие чувства, прирожденные от Адама, а не от обезьяны, и эти могилы – без различия лиц, имен, чинов и состояния людей убитых и похороненных вместе – имеют одно себе, всем данное и всем равное, название: «Братские – братские могилы»!

Кто мог сочинить, придумать это название? Таких глубоких изъявлений народного духа не сочиняют; а они сказываются сами собою, как свет и дыхание внутренней жизни.

– Но сколько – во сколько можно определить число этих братьев, вкушающих мир одной их Братской могилы? – подумала я громко, стоя с умиленным лицом перед первою, представившеюся глазам могилою. – Вероятно, не менее ста человек?

– Позвольте-с доложить, – отозвался сторож, как и на Малахове кургане, и в музее и при соборе, все они, уцелевшие севастопольские герои. – Мы-с хоронили нашего фельдфебеля – особо-с, значит, сами, своею ротою; а тут и общих-с придвинули. Так своими глазами нагляделись... Счетом по тридцати-с положат под ряд в яму; а другим рядом вдоль тож тридцатью прикроют; а за тем еще тридцать в поперек, значит в три ряда по тридцати – девяносто человек, и больше того не клади. С дохтуром хоронили. При нас-таки, при самих, в эвтом разе, осталось... так солдатиков с двадцать. Служителя к дохтуру. «Ваше благородие! пусть-дескать в одну яму. Малость одна осталася». Так дохтур: «Нет! – сказал. – Нельзя. Потому: мелко будет».

– Но как сохранились эти могилы? Почему их отъискивают, узнают теперь? И на них ли точно ставят памятники?

Я заметила, что ту пору некогда было заботиться насыпать высокие насыпи на могилах.

– Первое время насыпали, – сказывал сторож, – и дерном, бывало, выложат могилку... А потом приметы разные класть почали, больше крест из камушков; а уже под конец – приказ, что ли? был: все колушки забивали. Что могила, то и колушек (скорее значит); а теперь и вестимо начальству: что колушек, то есть самая могила.

Такова судьба великих вещей мира.

(Продолжение будет).

 

* "Русский мир". 1877. № 85 (1/12 апреля). С. 1; № 86 (2/13 апреля). С. 1.

(Примечание редакции "Русского Мира": Этот отдельный очерк составляет как бы продолжение "Севастопольских впечатлений" нашей известной писательницы, печатавшихся в №№ 36 и 37 "Русского Мира")

Надежда Кохановкая


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"