На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Цветоносный день

Рассказ

Наталья Ивановна Манасеина (скончалась в 1930 году) – детская писательница. В начале XX века совместно с Поликсеной Соловьёвой, дочерью историка С.М. Соловьёва, издавала детский духовный журнал «Тропинка». Рассказ «Цветоносный день» взят из книги Н. Манасеиной «Марфинькины святки» (СПб., 1913). Трогательное повествование из Московской старины с интересом читается и теперь, особенно в Вербную неделю Великого Поста, когда благочестивые люди погружаются в воспоминание о былой жизни предков и светлых сторонах родной истории.

Публикация Маргариты Бирюковой и Александра Стрижева.

 

– Разоспалась не ко времени, царевна-матушка! Хвалилась в Вербное воскресенье до свету подняться, а теперь и не добудишься. Этак и «шествие на осляти» пропустишь, и вербы санной не увидишь. Подымайся скорёхонько! – И толстая, похожая на старый, но крепкий гриб, мамушка потрясла легонько за плечико разоспавшуюся двенадцатилетнюю Федосьюшку, младшую из шести дочерей, оставленных царю Алексею Михайловичу первой женою.

Лицо спящей, в полусвете опочивальни, показа­лось мамушке бледнее, чем всегда. И плечико, кото­рое она тронула, было такое худенькое, слабое.

– Сиротинка! – вздохнула мамушка.

Но медлить было нельзя. По всем теремам царевны давно уже поднялись. К выходу в Гранови­тую палату, поглядеть «шествие на осляти» готовят­ся. Пойдут с мачехой, молодой царицей Натальей Кирилловной. Не годится Федосьюшке, самой меньшой из всех, последней приходить.

– Батюшка-царь сейчас из дворца на Красную площадь крестным ходом с Патриархом пойдёт, – снова начала она, а царевна только на другой бо­чок перевернулась. Тогда мамушка на хитрость пошла.

– Ну что же. Хочешь спать – спи. Я твоему сну не помеха,– притворно равнодушным голосом сказала она.– И одна я на «шествие» погляжу, погляжу и всё тебе потом расскажу: и какая верба была, и какой...

Но царевна, откинув васильковое тафтяное на белке одеяло, уже сидела на постели.

– Что ты, мамушка! – испуганно сказала она.– Да разве в такой день, в Цветоносное вос­кресенье, я в пустом терему усижу? Да я уже кото­рый год из окон Грановитой на вербу гляжу... Еще мамушка родная меня с собой брала... А это что? – вдруг разглядела царевна возле самой постели на полу саночки, обитые красным атласом и золотым позументом. Посередь саночек верба, вся в золотых листиках и бумажных цветах, а между листиков и цветов чего-чего только на шёл­ковых шнурочках не понавешено: и яблочки нали­ва отборного, и изюм, и орехи грецкие, самые круп­ные, и стручки цареградские.

Не успела царевна разглядеть всего как следует, а мамушка уже сенных девушек одевать её кликнула. За сенными девушками боярышни-подружки вошли. Одна бросилась царевне чулочки из алой тафты натягивать, другая жёлтые сафьяновые башмачки на высоких каблуках подаёт.

Подаёт, а сама царевне на ухо шепчет:

– Ну и вербы нынче по теремам разнесли! Загляденье!

А другая боярышня на другое ухо:

– У царевича Петра Алексеевича верба всех краше.

– А уж «санная»-то диво дивное.

– Тысячи две одних яблок на ней понавешено.

– А цветиков-то, цветиков: и рожь, и солнешники, и тюльпаны, и гвоздики разные.

– А ты где видела?

– Сама не видала. Мне сенные девушки ска­зывали, а тем братья – дворцовые сторожа. Они сами вербу искали, сами её на патриарший двор принесли, сами украшенную в санях на Красную площадь на себе отвезли.

Разболтались между собой боярышни, да ма­мушка вовремя на них прикрикнула. Спешить с одеванием надо было, а то и впрямь царевна опоз­дает.

Не успела опомниться Федосьюшка, как ей и умыться подали, и мамушка ей волосы костяным гребнем с бирюзой расчесала, по плечам прядками распустила и жемчужным венцом накрыла.

Вышла царевна в сени, что царицыны хоромы от царевниных отделяли, а там уже сестрицы и большие, и меньшие, и сёстры царёвы –  старые тётки царевны, и молоденькая жена наследника царевича Фёдора,– все уже в сборе, все одинаково в шубках золотных, с бобровыми ожерельями вокруг шеи, все в венцах золотых с жемчугами. С ними мамушки, боярыни да боярышни в телогреях цветных. Не успели все друг дружку как следует оглядеть, не успели словом перемолвиться, как распахнулись рас­писные двери, и вышла из покоев своих вторая жена царя, молодая Наталья Кирилловна, тоже в шубке золотной, с ожерельем бобровым, только на голове вместо венца у нее малая золотая корона надета.

Над царицей боярышни сребротканый солнешник поставили. Впереди мамы, с царевичами на руках, стали. Ничего, что пасынку Натальи Кирил­ловны, царевичу Ивану, уже десятый год пошел. Он всё ещё за малолетнего идёт. Здоровье у него сла­бое, он и рад на руках посидеть. С трёхлетним царевичем-Петром, родным баловнем – сыном молодой царицы, куда труднее.

– Не ребёнок – огонь! – говорит мамушка, едва удерживая на руках черноглазого румяного мальчика.

А Наталья Кирилловна смотрит на своего кра­савца, не по годам рослого и смышленого сынишку, и говорит, улыбаясь:

– Как бы не вырвался он у тебя, мамушка!

Кабы не цепкие руки мамушки, так и застучал бы царевич каблучками своих красных сафьяновых сапожек по всем кремлёвским сеням, ходам и пере­ходам, которыми длинное женское шествие, медленно и чинно, направляется к Грановитой палате.

Скучновато и царевне Федосье. И ей хотелось бы пробежаться, а не выступать шаг за шагом.

Хорошо ещё, что идти недалеко. Вот впереди уже и резные с позолотой двери Грановитой палаты рас­пахивают.

В палате Федосье уже никуда бежать не хо­чется.

Каждый раз, как она в Грановитую палату по­падает, а случается это нечасто, всего несколько раз в год, по особо торжественным случаям, у царевны сразу глаза разбегаются.

Палата огромная, высокая. Такой второй в це­лом дворце больше нет. По стенам палаты, да возле окошек, да на потолке скатном – куда ни глянешь – везде чудеса.

В переднем углу трон государя-батюшки, зо­лотым бархатом крытый, стоит. Над ним балдахин парчовый, на балдахине башенки золотые с ор­лами. Здесь батюшка-государь послов иноземных принимает.

Ещё перед постом Федосьюшка вместе с цари­цей и сестрицами из потайного места наверху, ре­шёткой загороженного и тафтяной занавеской за­дёрнутого, польских послов смотрела. А только че­рез решетку да сквозь занавески разве всё разглядишь. Трон батюшкин,– он как раз напротив места потайного,– Федосьюшка хорошо видела, и Бога Саваофа в облаках, окружённого Силами ангельскими, тоже разглядела царевна, а вот Адама и Еву, и царя Соломона, и Иосифа, как он овец пасёт, как сны ему вещие снятся и как братья его продают – всего этого не доглядела. Да и не только этого – сверху и князей плохо видно. А у окошек на каждом откосе по князю великому: и Ярослав, и Мономах с сыновьями, и Грозный с сыном. Над князьями, по сводам оконным, всё Херувимы.

Как вошли в Грановитую, царица к среднему окну, которое прямо на Успенский собор смотрит, подошла. Подошли к ней мамы с царевичами. Села царица в кресло резное, боярыни ей под ноги ковёр-подножие подостлали, а сами за креслом стали.

У второго окошка старые царевны-тётки разместились. С ними молодая, на девочку похожая, жена наследника, царевича Фёдора.

У третьего окошка все шесть царевен стали, и среди всех шестерых, словно солнышко ясное между звёздочек, царевна Софья красуется. Села между сестёр, брови густые нахмурила.

– Через стёкла на Божий свет поглядеть – и то радостно. В тереме сквозь слюду, цветами да травами закрашенную, словно через воду глядишь.

– А воробьи-то, сестрицы, как расчирика­лись! Весна на дворе,– шепотком говорит царев­на Марья.

На Соборной площади под окошками ни души. Все ушли за Царём и Патриархом с крестным ходом на Красную площадь, к Лобному месту.

– Нарядная верба в этом году больно хороша, говорят.

– Такой и не бывало ещё никогда.

– Дворцовым сторожам лишние лапти за ходьбу пожалованы.

– Уж они ходили-ходили по садам да по огородам московским. Целую неделю всё вербу искали. Да уж и нашли такую, что шестнадцать человек едва её на себе в патриарший дворец принесли.

– Иноземке из Немецкой слободы, сказывают, столько восковых яблок, вишенья да цветов для убора заказали, что одна она справиться не могла. Пришлось на подмогу ей ещё немца дать.

– Только супротив Катерины Ивановны раз­ве кто может!

– Который ведь год она уборы для санной вербы готовит.

Так между собой боярыни переговариваются. Царевны к их словам прислушиваются да на дере­вянные мостки, что от Спасских ворот до собора Успенского расписными кадушками с вербой ус­тавлены, поглядывают.

А царевич Пётр уже соскучился. Все у цари­цына окошка чем только могут его забавляют. Ма­мушка ему яблочко с вербы сулит, одна из боярынь цветиков бумажных, другая – стручков цареградских. А царевич их и не слушает – на улицу просится: под окошком он весенний ручеёк разглядел. Хочется мальчику его палочкой прочистить, чтобы лучше бежал.

– Идут! Идут! – вдруг всполошила всех криком Федосьюшка. Она все глаза на мостки проглядела. А мамушка ей в ответ спокойно да так вразумительно:

– В колокол, царевна-матушка, ударят, когда войдут. Да и не время ещё. Теперь молебен на Красной площади в Покровском соборе идёт.

– А после молебна и пойдут?

– Не сразу, царевна-матушка. Не сразу. Го­сударь здесь же в соборе в самый большой царский наряд оденется. Патриарх облачится. Тогда вдвоём они на Лобное место пойдут.

Повернулась к мамушке Федосьюшка. Видит боярыня, что и другие царевны её послушать готовы, и продолжает:

– Лобное место бархатом-сукном разубрали, налой, покрытый зелёной бархатной пеленой, поста­вили, на него Евангелие положили. Возле Лобного места нарядная верба в санях стоит. Неподалеку от вербы – в белой попоне конь «осля»...

– На «осля» Патриарх сядет,– подсказывает Федосьюшка.

– Погоди, царевна, не спеши,– опять остано­вила её мамушка. – Дай всё по порядку сказать.

– Хоть послушать про то, на что своими глазами не поглядишь, – вставила царевна Софья. Мамушка сделала вид, будто не слышит, и продол­жала:

– Как взойдут Государь с Патриархом на Лобное место, Патриарх Государю пальмовую ветвь-вайю подаст, а потом вербу с черенком, бархатом ошитым. И боярам всем тоже вайи и вербы раздадут. Потом Евангелие о том, как Христос в Иерусалим на осляти въезжал, с налоя Патриарх прочитает, а как кончит – подведут ему «осля», покроют его с головы сукном красным, позади зеленым, на спину ковёр по­ложат. Сядет на «осля» Патриарх с крестом в одной руке, с Евангелием в другой, а Государь возьмёт «осля» за повод и со всем духовенством, со всеми боярами поведёт его в Кремль через Спасские ворота.

И на этом слове мамушкином вдруг как ударят в большой кремлёвский колокол.

Встрепенулись все у окошек, сразу на ноги встали, крестятся. Первый удар все колокола разбудил. За­звонили по кремлёвским церквам. Звоном ответили им колокола московские, и большие и малые. Слов не слышно – такое гуденье над Кремлём встало.

– Вербу везут! Вербу! – вдруг прорвался сквозь гул колокольный звонкий Федосьюшкин голосок.

Медленно и торжественно идут по деревянным мосткам к собору, что как раз напротив окошек Гра­новитой, дьяки и бояре в золотых кафтанах по трое в ряд, все с зелёными пальмовыми ветвями-вайями в руках. За «золотниками» шесть белых лошадей в санях, на колёса поставленных и красным сукном обитых, огромную разукрашенную вербу везут.

Недаром постарались дворцовые мастера и художники. Целую неделю над вербой в особом сарае на патриаршем дворе хлопотали. Золотитли и цветные краски на перила и столбики вокруг вербы накладывали, целый день и целую ночь на шёлковых шнурах яблоки-налив, изюм, винные ягоды, стручки царьградские да орехи развешивали.

Одних яблок две тысячи на вербу пошло, изюму пуд целый, грецких орехов тысяча. Да еще ино­земка, художница великая, Катерина Ивановна сделала 24 тысячи листов зелёных, 20 дюжин солнешников, тюльпанов, да по полтысячи воско­вых яблок, груш, вишен, полсотни гроздий виног­радных в три цвета, лимонов, померанцев по дю­жине. А немец, ей на подмогу взятый, звёзд из меди-шумихи понарезал.

Стоит верба в санях, зеленуется. На ней цветики, будто из земли только что повыросли. Яблок и груш румяные щёчки и всякая снедь сладкая из зелёных листиков выглядывает, оранжевые померанцы и золотые лимоны красуются.

Всего краше на вербе цвет нарядный, на высо­ком железном пруту между других цветов посреди саней поставленный. На нём листики не простые, все золотые и серебряные. А сам цвет – всем цветам цвет. Такие, верно, в небесных садах без числа, без счёта распускаются, а на земле только к вербе раз в году и то один такой расцветает.

Сложила на груди руки Федосьюшка, дыханье в груди у царевны остановилось.

Верба у самых окошек. Яркое солнышко вешнее глаза слепит. Золото на кафтанах блестит. Колокола чистым звоном звонят. Райское пение сквозь звон прорывается. Мальчики певчие, все в белом, под вербой на обитых красным сукном досках стоят, стихиры цветоносные поют.

– Господи! – шепчет Федосьюшка.

А солнышко перед её широко раскрытыми гла­зами уже на золотых окладах икон играет. Духо­венство с иконами в цветных облачениях за вербой идёт. За духовенством сам Царь-батюшка, весь зо­лотом залитый, в большом царском наряде, за конец повода «осля» ведет.

Возле Царя-батюшки братец Фёдор царевич. А на «осляти» – Патриарх в облачении. В од­ной руке у него Евангелие, в другой крест. Стрелец­кие мальчики по обеим сторонам деревянных мост­ков красные да зелёные сукна перекидывают, под ноги Государю и Патриарху стелют, другие, прежде чем ступит на них Царь, ещё ловко сукно цветным кафтаном принакроют.

Подошло шествие к собору Успенскому и оста­новилось.

Поклонился Царь Патриарху. Осенил Патри­арх Царя крестным знамением, а потом в сторону Грановитой палаты троекратное благословение по­слал. Знал он, что царица с царевнами у окошек стоят.

Сразу стих колокольный звон.

– Батюшка-царь во дворец идёт!

Точно вспугнутая птичья стая, отлетели от окошек женщины. Не полагалось в те времена, чтобы заставали царицу и царевен иначе чем в теремных покоях. Наскоро выстроились они, как по чину полагалось. Боярыни помогли мамушке царевича Петра ухватить. Он уходить не хотел. У окошка ему понравилось. Царевна Софья последней на своё место стала.

– Неохота мне в дворцовую церковь за зана­веску идти. Лучше бы я обедню с народом в соборе отстояла,– сказала она, а старые боярыни на смелые царевнины слова только сокрушённые лица сделали и заохали тихонько и заторопились вслед за поплывшим уже впереди солнешником царицы.

Отстояли обедню царица с царевнами в двор­цовой церкви. После света и простора в Гранови­той палате тесно и темно на привычном месте за шёлковой занавесью-запоной показалось. И в низ­ких тесных теремах словно душнее и скучнее стало.

Федосьюшка, как вернулась в свою горницу, сразу к красным саночкам с вербой бросилась. А только, после санной вербы, и сани, и сама вербочка ей уже меньше, чем утром, понравились.

– На ту, с цветами райскими, ещё бы хоть глазком поглядеть.

И полетела царевна к своей сестрице, первой подруженьке, Машеньке.

– Марьюшка,– кричит,– бежим поскорее на башенку смотрительную. Оттуда нарядную вербу на Соборной площади хорошо видать.

– Катеринушка, вербу смотреть! – закричали царевны, пробегая сенями.

И всполошил этот крик все терема. Выбежали из своих комнатушек царевны и большие и малые, за ними девушки сенные. Бросились все за Федосьюшкой на башенку смотрительную.

А мамушка да боярыни им вслед:

– Телогреи захватите, холодно в сенях! – Куда тут, их и след простыл. На башенке царевны от бега все разрумянились, задохнулись.

Из окошек площадь соборная, народом покрытая, перед ними как на ладони видна. Башенка вся в стёклах. Солнце вешнее, яркое со всех сторон её так и пронизывает. Отсюда нарядная верба ещё краше.

– Красота райская,– шепчет Федосьюшка.

– Диво дивное! Ну и верба... Никогда, кажись, такой ещё не было,– шелестят ей в ответ сестрицы.

– Патриарх, Патриарх из собора вышел! Вы­шел Патриарх из собора, подошел к вербе, обрубил от неё большой сук и пошёл с ним обратно в собор.

– Святить вербу взял. Потом её нам веточками по теремам разошлют,– говорит одна из царевен.

И едва она это сказала, как на санную вербу, точно голодные воробьи на овсяной сноп, стрелец­кие дети нахлынули и вмиг единый все её украше­ния золотые и цветные пооборвали.

– Цветиков жалко! – вздохнула Федось­юшка.

На башенке ей сразу что-то холодно показа­лось. Да и всем не жарко было. Башня нетопленая, во все окошки дует, а тут ещё солнышко вешнее, изменчивое, вдруг за облако спряталось.

Припустились царевны обратно в свои теремочки.         

Вечер подошёл. В терему Федосьюшки мамушка в серебряном шандале ярого воску свечи зажгла. Сидит царевна за столом, на столе по золотому полю цветы всякие расписаны. Возле царевны на полу верба в красных саночках. Боярышни царевне вер­бу разбирать помогают. Цветки бумажные мамуш­ке подают, а та ими образ в золотом окладе убирает. Сюда же и вербу освящённую, ту, что от Патриарха на серебряном блюде прислана, поставили.

Царевна яблочки, изюм, грецкие орехи, ягоды винные – всё кучечками раскладывает, восковое всё отдельно, снедь всякую особо и по сортам. Разложит и всех оделять будет.

Сенные девушки ручки сложили, вдоль стенки рядком стали. Скромницами стоят. Губы поджали, глазки опустили, а они из-под ресниц, как мыши, так по столу и бегают, так и бегают, все сладкой снеди подсчёт ведут, сколько кому достанется яблочек, ореш­ков, изюму – в уме прикидывают.

– Люблю Вербное воскресенье! – говорит царевна Федосьюшка и оделяет девушек сладкой снедью. Щёлкают орехи на крепких зубах, угоща­ются девушки.

– Ишь насорили! Так и хрустит под ногами,– ворчит мамушка и велит сенным девушкам вывезти из царевниной комнаты красные саночки с вербой разобранной.

Наталья Манасеина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"