На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Винтарь

Рассказ

До отправления парохода местных линий рейсом до Черного Яра оставалось более часа. Стояла августовская несносная жара. Был обычный будничный день, поэтому пассажиров, ожидавших отправления и без дела слонявшихся по дебаркадеру, было не много. Одни курили, стоя на мостках, перекинутых по понтонам с берега на дебаркадер, другие со своими зембелями и оклунками расположились в   зале ожидания на деревянных диванах, на спинках которых красовался вензель, указывающий их принадлежность к «ВОРП МРФ». От воды тянуло пусть небольшой, но все же прохладой. Не то, что от городских асфальтированных улиц, пышущих жаром и запахом расплавленной смолы.

Пароход стоял пришвартованный к пристани и был готов к рейсу, трап подан и на нем стоял вахтенный матрос в ожидании посадки и проверки билетов у пассажиров. Но посадку еще не объявляли: капитана на борту не было, и все вопросы по предстоящему рейсу задавались вахтенному. От этого авторитет и значимость его на пароходе увеличивалась в разы. Хотя вопрос-то был всего один: кто же нынче их повезет. Молодой красавец и уже в капитанах Костя Климов – свой земляк с приволжского хутора Сенной или же фронтовик Илья Тимофеевич Юрин. Тоже свой, из села Солодники, стоящего на горной стороне Волги. Правда, оба уже стали городскими, проживающими нынче в самой Красной Слободе –   негласной столице водников.

– Вообще сегодня вахта Тимофеевича, – отвечал матрос, – но оба капитана сейчас в Речкомфлоте у начальства. А что и почему мне неизвестно. Поживем – увидим. Больше к сожалению ничего сказать не могу. Но точно без капитана пароход не отчалит .

Пассажиры, успокоившись, отходили, рассаживались по диванам, скучно зевали, изморенные жарой, и замолкали. Да и что без толку языками чесать? Распродались, слава тебе Господи, еще до обеда. И неплохо взяли по нынешним жарким дням. Рыба тухнет чуть ли не сразу, как вытащишь из воды, а про мясо и говорить нечего. Арбузы, дыни, ранняя картоха, да яблоки с дулями – вот и весь товар на августовский базар. Накупили домой гостинцев разных, но в основном кренделей, пахнущих тмином и базиликой. Кускового сахара по паре головок, да сосательных «лампасеек» детям по баночке. А уже трусы, майки, калоши – это в счет не идет, их к самовару не подашь. Вязки золотистых подрумяненных кренделей лежали всюду – на лавках, зембелях, оклунках, висели на шее, пересекались на груди, как пулеметные ленты у революционных матросов.

Деньжата, какие ни есть оставшиеся от покупок, надежно спрятаны. А уже чаевничать все будут только на пароходе, и то после Красноармейска. Только после этой пристани бывает готов крутой кипяток в круглых, начищенных до блеска, медных баках, расположенных для удобства пассажиров по обоим бортам парохода, так что очередей за кипятком не бывает. Вот тогда и поговорить о том, о сем можно. Спешить некуда, до дома далеко, ворья городского нет. Кругом все свои хуторские, вплоть до капитана.

Отдельно от других, с противоположной от парохода стороне дебаркадера, на лавочке, как бы уединившись, сидели два седовласых старика. О чем-то оживленно разговаривали, жестикулируя руками, хлопая ими по коленям. Было видно, что они хорошо знали друг друга, но давно не виделись, и только что случайно встретились. Одного, у которого «в ногах» стояли два пузатых, забитых чем-то «под завязку», зембеля, я видел у матери на хуторе, куда направлялся этим рейсом. Он торговал по прибрежным селам, хуторам и станицам чувяками разных фасонов, размеров и расцветок. Повседневными, выходными, городскими, покосными, пастушьими и смертными. От этого и стоимость у них была разной. Привозил он их «из городу», так говорили на хуторе. Там же, по видимому, и «тачал». Но могло быть, что представлял он какую-то артель и был ее распространителем.

Моя мать звала его дядей Никитой. Их родители жили когда-то в Солодниках по соседству. Позже я узнал и о том, что приходились они друг другу родней: после гражданской войны женился он на материной тетке по отцу Дашухе Северьянковой. В ее роду были попы, эсеры и белогвардейцы, и, чтобы «не сердить» новую власть, перебрались они в займище, в отцовский хуторской дом на Плесе. А уже после Отечественной, дождавшись сына с войны, переехали на Бобыли, что напротив Сталинградского завода имени Петрова. Сам он на войне не был; в детстве «от младенческой» вырос у него небольшой горб, отчего дразнили Никиту убогим. Но человеком он был грамотным и даже   начитанным по тем временам. Мать говорила, что дядя Никита в Бога не верил. Выходя из-за стола, не крестился, а только лишь произносил свое неизменное «покорно благодарю». И это воспринималось близкими и родней как нечто большее, чем «спасибо» или «спасет Христос». Второго старика, у которого в ногах стоял жиденький холщовый оклунок с завязанным клочком рыбацкой сети «махром», я не знал. Но обветренное, почерневшее от солнца, ветра и волжской воды лицо наводило на мысль о его рыбацком занятии в прошлом.

Я стоял к ним спиной буквально в двух шагах, облокотившись на деревянные перила дебаркадера, смотрел на воду, где у понтонов стайками резвилась плотва-верхоплавка и потому невольно слышал их разговор.   Никита, судя по голосу, заметно нервничал:

– Если пароход поведет Илюшка,   я тогда ноне не поеду. Мне спешить некуда, мой товар не протухнет. Утром побазарю в Ельшанке, а к обеду на пароход. У них как раз команда сменится.

– А что так, Никит? Чем тебе Илюшка Юрин не нравится? Капитан старый, опытный. Да и нашенский он, Солодниковский.

– В том-то и весь вопрос. Виноват я перед ним, Кузьма, и ишо как виноват. Ни одной молитвой не замолить. Поэтому и в церковь не хожу. Стыдно в глаза людям смотреть, не то что святым. Не верую я, Кузьма, ничуть не верую. Если Бог видит все, почему не покарает меня за грехи мои? Живу, как видишь, на свете с грехом тяжким своим.

– Да ты что, Никит, какой грех? Из-за Дашухи твоей что ли? Так это по молодости было.

– Ну ты скажешь такое, Кузьма. Зачем же мне из-за нее грех тяжкий на душу класть. По согласию у нас тогда все было. Без принуждения за меня замуж шла. И до сих пор живем.

– Так что тогда?

– Отца я Илюшкина, Тимофея, в августе девятнадцатого года вместе с остальными солодниковскими мужиками на яру у взвоза расстреливал. Почти сотню уложили.

– Да ты што, Никит? Правду что ли говоришь? Их вроде тогда того, красные морячки порешили. Слух такой по Волге шел. Я-то в бегах был, у табунщика в калмыцких степях прятался. Не дай Господь, что творилось тогда. Д-а-а-а…

– Был такой слух, был. И морячки были с «Товарища Маркина» и с других кораблей. Только палили из их винтарей по своим сельчанам мы – желторотые пацаны – новоиспеченные коммунары. В девятнадцатом мне только что пятнадцать исполнилось, с четвертого года я. Ты-то, Кузьма, года на два постарше будешь?

– Да, я со второго.

– Вот видишь, всего на два года, а умнее оказался, деру дал и живой остался. Ровесников твоих, которых мобилизовали, почти всех уложили. Гражданская-то вовсю гуляла, все Поволжье по обоим берегам пылало, села по нескольку раз, бывало, на неделе из рук в руки переходили. То красные, то белые, то эсеры, то анархисты, а то и просто банды разных мастей. И все они были наши, русские, и у всех правда была своя. Поди разбери кто свой, а кто чужой, если сын на отца, а брат на брата шел. А было это, как сейчас помню, в конце июля. Захватили тогда село белые. Немного постреляли для страха, комитетчиков разогнали, какие не успели спрятаться. Войско их было, помню, не ахти какое. Народишку мало, вооружение абы какое. Да и одеты были бедновато. Слух прошел – из калмыцких степей пришли. Хвастались, что воюют под командованием самого генерала Савельева. Может, брехали для острастки – кто это слух проверял. Стали шнырять по дворам, проводить срочную мобилизацию. Сгоняли на площадь к церкви Казанской. Гребли всех подчистую, кто остался от прежних мобилизаций. Хромых, горбатых как я, безногих, лишь бы руки целы были, чтобы винтарь держать. Ну, и конечно, пацанов от 14 лет, кто оказался при родительском доме. Оружие, коней, амуницию не давали. На все вопросы был   один ответ: «у красных отберешь». Нагребли они тогда в Солодниках и по соседним хуторам больше сотни православных. Из них нас пацанов человек пятнадцать-двадцать. Старших-то ребят раньше по разным «войскам» разобрали. Правда, их на то время уже поубивали, незнамо где. Другие дали деру, за Волгой в займище или на островах попрятались. Построили, значит, нас у церкви кое-как. Зачитали приказ о зачислении в белую освободительную армию и пешкодралом погнали в степь оружие собирать. Там его было – тьма не считанная. И винтовки, и пулеметы, и даже тачанки. А патронов разных целыми ящиками валялись. С лошадьми было хуже. Как только начали их «изымать», хозяева сразу «смикитили» что к чему и переправили своих лошадок кто в займище, кто на острова под присмотр к «беглым» родственничкам. А степняки угнали своих лошадок в степь. Ищи свищи ветра в поле. А всякую «армию», что село занимала, это злило, от этого больше и расправы шли. Мобилизуют людей в свое «войско», а сажать не на что. Пешком-то не очень навоюешь.

– Ну и что, оружием запаслись? – спросил Кузьма.

– Не успели. Вышли мы, значит, за село. Перешли большак, разошлись подальше друг от друга. Только начали собирать «урожай», слышим – со стороны Ушаковки и Сальян стрельба идет. Артиллерия ухает – не поймем откуда. Конвоиры наши забеспокоились, по сторонам озираются. Тут верховой из села: «Велено, – говорит, – вернуть всех назад в село на площадь. Будем держать оборону». Спрашиваем: «А чем держать-то. Не успели ни винтарей, ни патронов насобирать». Все шумят. Сгуртовались вокруг верхового и конвоиров. Те   тоже: Что делать? Стоим, рты   разинули. Тут дядька Алексей Зернюков…

– Да знаю я его, мы по соседству жили, я его хорошо помню, – махнул головой Кузьма.

– Ну вот. Подходит он и говорит: «Чешите, пацаны, отседова поскорей, сейчас бойня начнется. Мы, – говорит, – старики уже, пожили, а вам еще жить и жить». Ну мы незаметно в камыши, балками, стороной села, да в «низы» к Волге, в Зеленые сады. Только отдышались, портки от страха постирали, глядим – в затон корабли военные заходят под красными флагами.

– Много?

– С десяток, не меньше. Мы в талах сидели, их названия читали. Как сейчас помню: «Володарский», «Коммунист», «Гром», «Неяда», «Расторопный». Остальные запамятовал. Годов-то сколько прошло. И началось! Ад кромешный! Говорили, шестидюймовками лупили по селу. Аж земля под ногами дрожала. После матросы на берег высадились и нас из кустов – «за шкирку». Пришел их главный командир. Помню, фамилия у него была не наша. То ли Векман, то ли Вокман. Наган у него в деревянной кобуре до самых колен на боку висел.

Стали допрос вести. Что, да как, кто такие? Отвечаем: мол, местные, от белых прячемся. Хотели мобилизовать, но мы деру дали. Вот, прячемся. Не верят. Один морячок с черными усами,   ленты у него на груди пулеметные крест накрест, все намеревался в расход нас пустить. Мы в рев, божимся, крестимся, мамаш вспомнили. Они ржут: – Бога, – говорят, – нет. И пустили бы в расход точно, если бы не дядька Иван Кашлев откуда ни возьмись. Подходит, здоровается с ними, обнимается. Братишками называет. Ну, тут маленько отлегло у нас. Потом оказалось, он им зеркалом из села сигналы подавал – куда стрелять. Он тоже моряком служил на Балтике и световые сигналы знал. Помню, когда на побывку приходил, девки табунами за ним ходили. Красавец был, царствие ему небесное. Спас тогда нас. Не сидел бы я тут с тобой в холодке, не теребил прошлое. «Галки» наши Солодниковские   тогда сожжены были подчистую. А вот церковь не тронули. Дядя Иван и рассказал им про мобилизованных, закрытых в церкви. Сами-то белые вояки по коням – и в степь. А мобилизованным сказали: как красные уйдут – вернутся за ними. Может, с белыми-то ушли, так живыми бы остались. А так…

– И что потом? Расстреливали-то когда?

– Расстреливали дня три-четыре спустя. Все это время их допрашивали и измывались. Побитые были сильно. Батюшка церковный, дядька моей Дашухи, все время при арестованных был. Помогал чем мог. В основном молитвой.

Тот морячок с усами оказался комиссар. Собрал нас, пацанов, и приказал создать в селе ячейку, чтобы, значит, Красной Армии помогать. Всех переписал и выписал мандат, удостоверяющий нашу ячейку.

– Завтра, – говорит, – у вас будет первое революционное задание. Посмотрю на что вы способны.

Раздали винтари, патроны и черные ленты, чтобы мы их прикрепили к домам, где есть сочувствующие белым. А красные ленты мы прикрепили «англейками» себе на рубашки. Утром следующего дня, «до жары», привел он нас на площадь к церкви. Приказал вывести мобилизованных. Всего их было около сотни. Страшно было на них смотреть. Избиты были до полусмерти, еле   ходили, друг за дружку держались. Выстроили в колонну и повели к взвозу. Комиссар с морячками впереди колонны, мы с винтарями наизготовку по бокам и сзади. Думали, что их вниз к затону приведем, где корабли и пароход «Товарищ Маркин» стояли, погрузят и в Царицын повезут, а там уже как Бог даст. Но вышло все по-другому. Морячки колонну к яру повернули и всех на обрыве выстроили. Тогда-то и стало ясно, что к чему. Рев вокруг стоял нечеловеческий. Вой звериный. Волосы на голове дыбом. Жителей к мобилизованным не подпускали, морячки оттесняли их на площадь к церкви. Стали приказ зачитывать: за связь с белыми всех, что на яру стояли, и их семьи   – к расстрелу. Нам скомандовали – готовсь! Мы винтари вскинули, приготовились к залпу. Но тут из церкви выходит батюшка и   просит, чтобы православных сельчан причастить, их последнюю просьбу на этом свете. А комиссар на него показывает: «Попы и буржуи по декрету новой власти подлежат уничтожению как класс», и сам его первым застрелил. «Вот так будет со всеми, кто против нас». Стреляли по команде залпом. Он махал рукой, мы палили.

– Так что, ты прямо и стрелял в Илюшкина отца?

– Да прямо, кажись, нет. А там кто ж его знает. Пуля ведь дура, а винтарь железка. Только у этого винтаря какая ни есть совесть человеческая должна быть. Тогда у многих из нас ее, по-видимому, не было.

Разговор прервался. Наступила несносная, давящая на уши, тишина. Я стоял в оцепенении. Не мог повернуть даже голову в их сторону, чтобы взглянуть на собеседников, этих убеленных сединой и жизненной трагедией стариков. А волжская вода у понтонов тихо журчала, унося последние слова кающегося больше перед собою, чем перед Богом, человека.

С берега по скрипучим мосткам на пароход шел капитан, Юрин Илья Тимофеевич, сын расстрелянного своими же сельчанами Юрина Тимофея Владимировича, простого сельского мужика, не понявшего тогда, что творилось в его родном отечестве.

– Ты говоришь, что и семьи их тоже расстреляли. А как же Илюшка в живых остался?

– После расстрела на яру пошли мы с   матросами и комиссаром по дворам, где черные ленточки прикрепляли. Ну, кто поумнее и порасторопнее, ночью детей в охапку – и в степь к табунщикам. В займище не убежишь – корабли по Волге патрулировали. Чуть какую лодку увидят – сразу расстреливали вместе с людьми.   Кто не успел уйти – убивали, а дома поджигали, иногда вместе с немощными стариками и детьми. Илюшку нашли в собачьей будке, когда дом уже вовсю полыхал. Собака выла. Наверное, на помощь звала. Пожалели. Годика два-три ему было, не больше. Сирота остался круглый. Всю родню из винтарей положили.

– А как же он в капитаны выбился?

– Этого не знаю. Говорили, из сиротского дома попал он в Астрахань, в речную школу. Оттуда, наверное, и в капитаны вышел.

– А хромает что? Ногу где повредил? Тогда в девятнадцатом?

– Нет, целы ноги руки были. Я это видел сам, когда из собачьей будки его вытаскивал. Это уже в отечественную его, на Сталинградской переправе ранило. Капитанил он на баркасе «Сокол». Был такой, я видел, знаю.

Объявили посадку. Собеседники поднялись, прилаживая свои ноши на плечи. Я отошел от перил, уступая дорогу.

– Ну что, Никит, поедешь?

– Нет, Кузьма, не поеду. Не могу перешагнуть через себя. Получается «битый» «небитого» везет.

– Да, дела-а-а-а, – произнес Кузьма. – Он-то хоть знает, кто отца убил?

– Вряд ли. Хотя, все может быть. Но никаких угроз мне за все эти годы не было. Наверное, простили.

Они попрощались, не пожав друг другу руки. Никита, взвалив два зембеля с чувяками на свой уже старческий горб, держась за поручни мостиков, опустив седую голову, сошел на берег. Что творилось у него в душе после этой исповеди, известно было только ему и Господу Богу, в существование которого он никогда не верил. Пароход дал последний отвальный гудок. Мне надо было спешить.

Рейс до Черного Яра прошел без происшествий. Хотя после невольно услышанного я долго не мог осмыслить, понять, вообразить: Как же так? –   задавал я себе вопрос. И не находил ответа…

Александр Терлянский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"