На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Проза  

Версия для печати

Пламенный

Главы из романа о Серафиме Саровском

Автор сердечно благодарит за добрые советы

священников Сергия Скузоваткина, Николая Никишина

и писателя И. Чуркина.

ПЕРВОЕ ЗНАМЕНИЕ

– Проша! – крикнула Агафья в открытое окошко.

– Что, мама? – отозвался семилетний сынишка, сидевший на завалинке и пристально рассматривающий ползущую по ладошке божью коровку.

– Пойдешь со мной на церкву?

– Конечно! – обрадовано крикнул мальчик и, вскочив с завалинки, побежал в избу.

– Не забудь помолиться Царице Небесной, а я пока поесть соберу – надолго уходим-то.

Хрупкий, тоненький, будто тростинка, малыш остановился перед образами, сложил в щепоть пальчики, перекрестился и, глядя на иконописный светлый лик Божьей Матери, зашептал привычные слова молитвы:

– О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Прими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти…

По улице они шли рядом – высокая, прямая, просто одетая, в черном платке женщина и худенький сынишка, крепко держащийся за материнскую руку. Проше интересно всё: и лошадь, устало кивающая головой и упрямо тянущая тяжело нагруженный воз, и свора собак, с громким лаем скачущая по пыльной улице, и бородатые, пузатые горожане, степенно вышагивающие по тропинке вдоль домов, и стаи галок, бестолково кружащие над вершинами зеленых лип, и стайки воробьев, купающиеся в дорожной пыли. А уж как радуются глаза кипению цветущих садов, в которых утопают улицы Курска! Купеческие дома стоят друг от друга в отдалении, между ними саженей по пятнадцать сады и огороды. Сами дома добротные, в основном деревянные, но высокие, под железными крышами. Есть и каменные двухэтажные, они солидны и надменны, как и их богатые хозяева.

Сегодня ночью Проше снилось, будто он летает. Разбежался по лужайке, оттолкнулся, шагнул пошире, и – полетел! Так вот, оказывается, как летают птицы, – подумалось во сне Прохору. И почему-то после этого он сразу же проснулся. Но ощущение восторженного полета у него не прошло. Вот и сейчас он чувствовал в теле такую легкость, будто все еще парил над родной улицей. Ох как красиво вокруг, как ярко, как пахуче!

А вон там впереди строится каменный храм, который должен стать на месте сгоревшей деревянной Сергиевской церкви. Именно туда и направляются мать с сыном.

Отец Прохора Сидор Иванович Мошнин распоряжался каменщиками. На строительство храма деньги собирали всем миром – кто сколько даст. И Мошнины вложили немалую долю. Но боле всех вложил капиталу в это богоугодное дело купец Карп Ефремович Первышев. Дом-от его каменный неподалеку от строящегося храма стоит. Первышев тоже был ктитором, то есть строителем, – за ним закреплены отделочные работы. Заложили храм в 1752 году, Прохора еще и на свете-то не было. Когда Прошу впервые стали брать на строительные работы поглядеть, храм уже в небеса вознесся. И потом все строительство новой церкви проходило на его глазах. А вот отцу его Сидору Ивановичу не удалось полюбоваться на дело рук своих – умер он за два года до освящения храма. И было ему от роду всего сорок лет. Осиротели Мошнины, но не пали духом. Агафья Фотиевна подхватила дело мужа. Уважали строители Сидора Ивановича, хоть и нраву он был твердого, спуску и послабления не давал. Но справедлив всегда был и попусту не ругался. Завидев его статную да могучую фигуру и услышав его зычный голос, каменщики сразу вдвое быстрее работать начинали. Всяк старался показать свое мастерство, чтобы от Мошнина похвалу получить.

Уважение к умершему мужу перенеслось и на Агафью Фотиевну. Но она не только мужним именем строительство ведет. И сама – тверда и придирчива, даром что женщина. К ней прислушиваются и другие работники, не только каменщики.

Старшой у каменщиков – Кузьма, могучий русоволосый красавец. Голос у него зычный, густой. Издалека слышно, как он распекает своих работников, которые ведут кладку колокольни.

– Евсей! Ты посмотри, что твои безрукие работнички наделали! У вас же бечевка натянута, а стенку все равно криво вывели! Вы что – пьяные с утра? Креста на вас нет. Еретики!

– Ну что ты, Кузьма, – гудел кряжистый мужичина с черной окладистой бородищей. – Да мы ни граммушки не пили! Только кваску.

– Переделать сегодня же. И имей в виду, за эту работу не заплачу ни копейки.

– Что шумишь, Кузьма? – спросила Агафья.

– Да вот пока о кирпиче ходил хлопотать, работнички мои кладку запороли!

– Где?

– Да вот, гляди – криво сразу от стенки нижнего собора кладка-то пошла. Ну, я им устрою взбучку, они у меня попляшут.

– Ох, Сидора на вас нету, – горестно поджав губы, сказала Агафья. – При нем-то бы не посмели такое отчудить.

– Да, Сидор-то Иваныч Мошнин крут был, царство ему небесное. Так и ты, матушка, хорошо управляешь строительством-то.

– Не льсти, Кузьма, кладку переделай, а денежный начет и тебя коснется. Я к вечеру приду, все проверю.

– Все сделаем, матушка, не гневись.

– Плотники-то все пришли?

– Да вроде все. Авдей там с утра покрикивает – работа идет.

Хоть плотники и не под присмотром Агафьи Фотиевны, это дело купца Первышева, но уж если пришла в храм – все надо проверить: разве разделишь, где чьё, дело-то общее да великое.

– Пойду наверх, посмотрю, как купол заводят. За мужиком глаз да глаз нужен.

– А мальца-то с собой тоже на верхотуру потащишь?

– Проша, останешься с дядькой Кузьмой, поиграешь здесь, – сказала сыну Агафья.

– Нет, мам, я с тобой.

– Нельзя тебе туда. Леса ненадежные, сходни крутые, а я под самый верх полезу.

– Останься, Проша, с нами, у меня такие пряники вкуснющие, – поддержал Агафью Кузьма.

Прохор нахохлился.

– Мам, я с тобой хочу. Сверху даже реку Куру видно. И церкви все как на ладошке. Ну возьми меня, мам.

Материнское сердце что воск.

– Вот упрямый – весь в отца. Ну ладно, пойдем, только держись все время за меня, не отцепляйся, там и правда опасно.

Нижний храм был почти готов, внутри его вдоль стен громоздились леса – уже начала работать бригада штукатуров, а под самым верхом копошились на площадках плотники, крепя ажурную паутину балок.

– Пойдем, Проша, – Агафья крепко взяла сына за руку и шагнула на сходни, которые круто поднимались к лесам. Поперечины были набиты широко – под мужской шаг, поэтому Прохор скользил, спотыкался, но, надежно поддерживаемый матерью, упорно карабкался вверх. Чем выше с яруса на ярус поднимались они, тем сильнее захватывало дух – храм сверху казался глубоким и широким колодцем, в который страшно было упасть. Проша ежился, отворачиваясь от края, но глаза сами косились вниз, словно их тянули за веревочку.

Наконец поднялись на самую верхнюю площадку.

– Здравствуйте, мужики, – поприветствовала работников Агафья.

– Здорово живешь! – нестройно откликнулись плотники.

– Как у вас тут?

– Да все хорошо, с Божьей помощью, Агафьюшка, – ответил бригадир Авдей, маленький, рыжий, с растрепанным жестким волосом мужичонка. – Скоро кровельщикам работу передадим. Глядишь, до дождей укроем храм-то.

– Ну-ну, – сказала Агафья. – А рамы-то все подошли, не покоробило их?

– Ну что ты! Дерево просушенное, все как надо установили.

Прохор отцепился от руки Агафьи и подошел к краю площадки. Он взглянул на родной Курск, и душа его затрепетала, будто сегодня во сне, когда он оторвался от земли и летел над домами, замирая от страха и неземной радости. Встав на раму, Прохор раскинул руки, как птица, и устремил свой восхищенный взор далеко за реку на заливные луга, где изумрудно зеленела трава. Вот оно – счастье! Такого восторга на земле никогда не ощутишь!

– Проша! – встревожено вскрикнула Агафья, увидев сына у края бездны.

  Прохор вздрогнул, обернулся, нога его соскользнула с деревянной рамы, и он выпал в оконный проем.

– А-а-а! – зашлась в крике Агафья. Ноги ее подкосились – она рухнула на доски настила, протягивая руки в сторону окна.

– Что случилось? – обеспокоено спросил Авдей.

Плотники были заняты делом и даже не увидели случившегося.

– Там… там… – прохрипела Агафья, указывая на окно.

– Что? Прошка упал! – догадался Авдей.

– Да! – выдохнула рыдание Агафья. – Помоги мне, Авдеюшка. Помоги… Встать я не могу.

Плотники молча застыли среди балок. Авдей подхватил Агафью за плечи, помог подняться, но на сходнях Агафья опять опустилась на колени и на четвереньках стала спускаться вниз, подвывая и плача:

– Прошенька, мальчик мой. Не уберегла!.. Да как же это!? Да мне же Сидор-то не простит такого.

И было непонятно, то ли она от страха забыла, что муж умер год назад, то ли имела в виду его всевидящий дух, что смотрит сверху на их земные дела.

Кое-как спустившись вниз и вдруг обретя недюжинные силы, Агафья бросилась через доски, кирпичи и груды песка туда, где должно было лежать тело ее кровиночки.

Забежав за храм, она остановилась. Сквозь пелену слез Агафья увидела не распростертое и безжизненное тело ребенка на обломках кирпичей, а живого и здорового сына, стоящего рядом с грудой бревен.

Утерев концами платка слезы, Агафья протянула руки и прошептала:

– Прошенька! Прошенька! Ты живой! Мальчик мой!

Прохор стоял без движения, крепко стиснув кулачки. Глаза его были испуганными. Он смотрел на мать и молчал.

– Прошенька!

Мать осторожно приблизилась к сыну и нерешительно потрогала его за плечо. Прохор уткнулся в материнскую юбку и заплакал:

– Мам, я нечаянно… Я больше не буду, – глухо бубнил он, захлебываясь слезами.

– Мальчик ты мой. Крохотулечка ты моя! – шептала мать, прижимая к себе хрупкое тельце сына, еще не веря в избавление от неминуемой смерти.

Подбежало несколько рабочих. Впереди Авдей. Стали молча, еще не понимая, что же произошло.

– Агафья, ты чего? – наконец нарушил молчание Авдей. – Ты это… того… мальчонку-то положи… Он ведь это… не оживишь уже…

Агафья резко повернулась к мужикам.

– Да живой он! Живой! – крикнула она с яростным восторгом.

– Помешалась, видать, Агафья, – прошептал кто-то из работников.

Агафья подняла Прохора на руки и сказала:

-Глядите, мужики, если не верите. Живой он!

Работники стояли онемев. Зареванный, но действительно живой и невредимый Прошка глядел на мужиков и беспрестанно хлопал мокрыми ресницами.

– Господи! – перекрестился Авдей! – Радость-то какая! Как же это он?

– Не знаю, – ответила Агафья. – Значит, Бог уберег.

– Прошенька, – сказал Авдей, – ты куда упал-то, на песочек, что ли?

– Не… – отрицательно замотал головой Прошка, – я не упал. Это сначала я как будто упал. А потому у меня словно крылья выросли, и я полетел, как птица, а потом приземлился. Я только испугался немножко – вдруг мамка заругает.

– Мамка заругает! – весело крикнул Авдей, повернувшись к мужикам. – Нет, вы посмотрите на него – с такой верхотуры упал и боится, чтобы мамка не заругала!

  Мужики засмеялись облегченно и радостно. Агафья тоже улыбнулась.

– Пойдем, Прошенька, домой. Пойдем, милый. Мужики, вы уж тут сами поработайте. Авдей, пригляди и за остальными, не только за своими. Поторапливаться надо со стройкой-то.

До самого дома мать несла Прошу на руках, то и дело принимаясь целовать его зареванное личико.

К вечеру вся округа перебывала в гостях у Мошниных. Каждому было интересно взглянуть на мальца, упавшего из-под купола церкви и оставшегося в живых. По сотому разу Агафья рассказывала посетителям эту страшную и счастливую историю.

Пришел и Николка Блаженный – маленький, вечно улыбающийся дедок с реденькой одуванчиковой бородкой.

– Это его Святая Богородица спасла, – убежденно сказал он Агафье. – Она бережет младенцев-то. Ее-то сын безвинно на кресте был распят, так Она теперь о других детках заботится. Чай, поди, не помолилась ли Матери Божьей, когда на церкву-то полезла?

– Точно, Николушка, – сказала Агафья, – прежде чем из дому выйти, мы с Прошей-то Пречистой Деве помолились.

-Вот Она и уберегла сыночка твоего, – опять сказал Блаженный. – А это значит, что судьба у него, у Прошеньки твово, будет особой. Значит, для чего-то он приготовлен. Так что береги дитятко да жди знамения, когда позовут его для исполнения его предназначения.

– Николушка, а что же это за предназначение, о котором ты говоришь?

– Э-э… матушка, этого никто не знает, одно слово – жди. Если Пресвятая Богородица удостоила его своим спасением, не оставит Она его и дальше по жизни. Счастье в дом к тебе пришло. Через сына своего ты к небесам приблизишься. Молись чаще, благодари Царицу Небесную за благодеяния Ее.

Николку Блаженного слушали со вниманием – ведь устами юродивых сам Бог говорит.

И побежала слава по Курску о чуде, что случилось на строительстве храма во имя Преподобного Сергия.

ПОЗНАНИЕ

Николка Блаженный частым гостем теперь стал в доме Мошниных. Да больше не старшим время уделял, а с маленьким Прошей беседы вел. Сядут они либо на завалинку, либо в саду, где о чем-то часами говорят и говорят... А Николка, даром, что с мальцом общается, так все равно говорит уважительно да по-простому, как со взрослым, не сюсюкает. Да и Проша привязался к деду.

– Дед Никола, а расскажи мне по Царицу Небесную сказку.

– Прошенька, про Царицу Небесную сказок нет, про Нее всё правда, что говорят.

– Ну правду расскажи.

– Что ж, слушай, дитятко. В городе Назарете, что находился в далеком государстве Израиле, жила девушка по имени Мария. И явился Архангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Архангела, смутилась. Но Гавриил сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына Всевышнего и наречешь Ему имя: Иисус».

Слушает Проша рассказ про Царицу Небесную в десятый раз, а все равно глазенки горят, дыхание перехватывает. Радостно ему, когда повествует дед Никола о светлой жизни юного Иисуса в доме Матери своей. Жалко ему Матерь Божию, когда рассказ подходит к мучительной смерти Спасителя на кресте. Слезы горячие льются по щекам мальчика. Горюет он и досадует на злых и грубых воинов, что предали Спасителя таким мучениям.

– Вот и потеряла Царица Небесная сына своего. Горе Ее было тяжким, страдания невыносимыми. Растила Она и лелеяла дитятко свое, души в нем не чаяла. А тому смерть мученическая по судьбе выпала. От горя силы у Нее подломились. И своя жизнь не мила стала. Вот намедни ты с церкви упал. Так мать-то твоя чуть со страху не померла. Рази бы она такой удар выдержала, ежели б с тобой что случилося? Авдей сказывал – она не в себе была.

– Так я же не разбился вовсе. Живой я. Вот мамка-то и не плачет. А у Матери Божьей сына-то насовсем убили.

– Насовсем да не совсем.

– Как же это?

– Так ведь воскрес наш Спаситель на третий день. И не только для Матери своей, но и для всех людей. И для нас с тобой. Он грехи наши на себя взял. Да и молиться повелел, чтобы Царствия Небесного достичь.

– А какое оно – Царствие Небесное?

– Светлое-светлое!

– Как солнышко?

– Может, и еще шибче…

Идет беседа неторопливо, беседуют два равных человека – обоим интересно.

Деда Николку все зовут Блаженным. А иногда и юродивым. Никто не знает, сколько ему лет. Да он и сам-то, похоже, не знает этого. Дед и дед… Бороденка реденькая, куцая, русая, с сединой. Всё лицо испещрено морщинами, и в каждой из них таится искринка смеха. Глаза маленькие, светлые, сидят рядом с носом, будто воробьи на ветке. И зимой, и летом на голове шапчонка замызганная. Одет тоже не пойми во что – ни цвета, ни формы. На ногах лаптишки потрепанные – как будто он и не надевал никогда новых-то. А может быть, и так – вечно донашивал кем-то выброшенные. Росточку маленького, руки коротенькие, ладошки сухонькие, темные, будто дегтем намазанные. Не человек, а вроде пугала огородного. Но откроет рот этот человечишка – и заслушаешься. То сказку хитрую загнет – все сидят рты ряззявя, то про святых угодников поведает – все про дела свои позабудут, то начнет чьи-то изречения глаголать – напустит туману, не разберешь, где какое слово что означает.

Поглядит вслед какому-нибудь купчине важному, что шествует вдоль по улице ни на кого не глядючи, и молвит ему вдогонку с усмешечкой:

– Прочь грязь, навоз едет!

Порскают в кулак слушатели – громко боятся выражать чувства-то: неровен час услышит господин, навредить потом может. А Николке всё нипочем. Сыпет поговорками по всякому случаю.

Ругаются на базаре два крестьянина, спорят, кому на свободное место лошадь поставить, Николка тут как тут:

– Дурак с дураком сходились, да оба никуда не годились!

Хохочет народ, а мужики сердятся, готовы Николку отдубасить. А тот уворачивается да частит:

– Эх вы, хозявы! Вы только издали и так и сяк, а вблизи-то ни то ни сё! Не горазды вы ни спеть, ни поплясать, ни в дудочку, ни в сопелочку поиграть.

Раззадорит спорщиков, те уж и забудут, из-за чего ссора вышла.

А народу гогочущему Николка тоже перчику подбросит:

– Эх вы, раззявы-ротозеи, на безделицу толпами бежите, а доброго и слышать не хотите.

– Вот ты нам и скажи что-нибудь доброе-то, а не дразнись! – кричит баба девятипудовая с возу:

А он в ответ:

– Тетка, а это не про тебя бают: были бы хлеб да одёжа, так и ела бы лежа?

– Ха-ха-ха!

Но дед не только потешками народ веселит – иногда и серьезное скажет. Соберет вокруг себя ребятишек, погрозит им за баловство пальцем да и молвит строго:

– Храните заповеди отца вашего и не отвергайте наставления матерей ваших, навяжите их навсегда на сердце ваше, обвяжите ими шею свою; когда пойдете – они будут руководить вами, когда ляжете спать – будут охранять вас, когда пробудитесь – будут беседовать с вами.

И откуда что берется. Грамоте не разумеет, книжек не читает, а знает больше любого ученого.

Вот и прозвали Блаженным.

Спросят его любопытные мальчишки:

– Дед Николка, а за что тебя Блаженным зовут?

– Да за то, что богатый я.

– Ха-ха-ха! Да какой же ты богач? У тебя в кармане – вошь на аркане.

– Э-э, мальцы, не про то богатство речь ведете. Истинное богатство не в золоте да серебре.

– А в чем же тогда, в лаптях да картузе рваном?

– В душе моё богатство. Потому я и самый богатый на свете, что мне ничего не надо. А возьми вон купчишку любого – ему всё мало. Он никогда таким богатым, как я, не будет.

Все смеются над Николкой: богач нашелся – ни кола, ни двора, ни одёжи, ни обувки. Живет приживалой при храме Ильинском, тем сыт, что подадут...

Кто позлее, тот Николку и юродивым называет – то бишь глупым, бестолковым. Ну, зовут и зовут. Глупый так глупый. С глупого и спрос маленький. С поговоркой да прибауткой живет дед Николка, сам над собой смеется и других на то провоцирует. Весело ему жить на белом свете. Может, потому некоторые и говорят про него плохо, что завидуют его нехлопотной жизни. Мотается он туда-сюда, когда захочется. То исчезнет на полгода – в святые места, бишь, сходит, то толчется в толпе каждый божий день: и тут его слышно, и там его видно. Неугомонный, шумный, трещит, будто сорока. Тьфу! Это так богатые плюются. А сами побаиваются, в ссору не кидаются. Иногда, бают, юродивые-то беду могут напророчить. Так что впрямую с ним не связываются, пнуть или ударить беззащитного старикашку никто не осмеливается. Вдруг проклянет.

А Николке того и надо. Живет радостно да легко, будто птаха лесная.

Что где случись в славном граде Курске – Николка в первых рядах. Все он знает, все другим обскажет, да еще и толкование этому событию даст.

Не случайно он, видать, оказался у строящейся церкви: будто кто позвал его туда. И смотрел дедок со слезами умиления на счастье материнское, когда Агафья на ручки живехонького сыночка подняла после падения с верхотуры.

Прилепился дед Николка к Мошниным. Полюбился ему отрок Прохор. Почувствовал он в нем искорку Божью.

За домом, в глубине сада, на краю оврага под раскидистой грушей оборудована скамеечка, на которой и сиживали часами старый да малый. Сядут они рядком, дед поясок из мочала вяжет, Проша из веточки свистульку вырезает. И течет, журчит их разговор, словно реченька. Дед с мальцом по-взрослому говорит, будто тот ему ровня. И это нравится малышу. Он тоже всерьез с дедом разговаривает, все ему о своих страхах и переживаниях рассказывает. А у Николки в запасе тыщи историй интересных – слушай, не переслушаешь. Никто всерьез деда Николку не принимает: блаженный – он и есть блаженный. Не бьют, не гонят, хлеба кусочек дают и то хорошо. А слова затейливые, что в голове Николкиной роятся, лучше всего мальчик Проша понимает. Вон глазищи-то какие – голубые-голубые. Как распахнет их, взглянешь – и помолиться хочется, будто пред иконой. И все, что ни скажи, – на веру берет. А уж про Иисуса Христа начнешь сказывать или про апостолов и святых, так дыхание затаит, ручонками в тебя вцепится и слушает… слушает. Изредка только в порыве гнева и недоумения воскликнет:

– А почто же они мученику Адриану руки-ноги молотом перебили? Ведь это же как больно-то!

– Больно, Прошенька, ох как больно. А мучили правители его за то, что он к вере Христовой обратился и отречься от нее не захотел.

– Неужто есть такие люди, которые не хотят Бога слушаться?

– Есть, малыш, есть. Много их. А раньше еще больше было. Вон даже Иисуса Христа распяли. Да и не только его. Вот, например, и ученика его, Андрея Первозванного, тоже на кресте замучили.

– За что же, дедушка, его замучили?

– Веру Христову в народ понес. Из далеких южных стран пришел он на Русь- матушку, чтобы помочь нам к Богу обратиться. Вот поднялся он на гору, посмотрел кругом и молвит: здесь город будет богатый и церквей в нем много будет. И появился тут, как по волшебству, город Киев, где храм на храме, монастырь на монастыре. Хаживал я в Киевскую Лавру, красиво там. Благолепно.

– Дедушка Никола, а я тоже хочу в Лавру.

– А что ж, вот подрастешь малость и пойдешь.

– А матушка моя отпустит?

-Да что же не отпустит, чай, ты за святым делом пойдешь.

– Нет, не получится, дедушка Никола, в лавке надо работать. Меня пока жалеют – нечасто заставляют у прилавка стоять, а Прасковья и Алеша давно уже мамке помогают. Там приказчик вороватый, за ним следить надо.

– Не переживай, Прошенька, мамка понимает, что у тебя другой путь в жизни. Потому и не заставляет в лавке целыми днями торчать. После твоего чудесного спасения, что Святая Богородица сотворила, Агафья Фотиевна уверовала в твою иную судьбу.

– А какая она – Святая Богородица?

– Великая и Чистая, малыш. И Великодушная. Защитница Она русская. Потому иконы с Ее святым ликом чудотворны. Вот однажды, когда Русь татары пожгли да разорили, нашел один человек у сожженной деревни под корнями дерева иконку с изображением Царицы Небесной. Поднял он ее с земли, а из этого места сразу родник забил. Вот как! А было это, как говорят, аккурат в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

– А где это было?

– Да неподалеку, на реке Тускарь, под Курском. И назвали эту икону Курская Коренная, потому как под корнем нашли. Построили на том месте храм для нее, и много чудес от этой иконы было явлено. Прослышал про то удельный князь да и захотел к себе в палаты увезти. Дважды он ее вывозил, а она опять возвращалась. Вот так-то!

– А как же она возвращалась-то?

-Да никто не знает. По воздуху, наверно. По велению Божьему. А один раз вот что с ней приключилось. Напали опять татары да и сожгли церковь-то. А икону ту разрубили надвое и бросили в разные стороны.

– Батюшки, да зачем же это?

– Так нехристи же, вот и глумились над святыней. А охранял ее батюшка Боголюб. Так Боголюба-то в плен увели, и долго он не мог домой вернуться. А как воротился – нашел те две половинки и соединил их, а они и срослись сразу. С тех пор она еще чудеснее стала. С незапамятных времен эта чудотворная икона у нас в Курске хранится – в Знаменском монастыре. Я тебя сведу как-нибудь к ней. Приложишься, поблагодаришь за свое спасение. Ведь чудом не погиб ты.

– Дедушка, а я умру?

– Рано еще тебе думать про это, дитятко, рано. Вот мне уже пора к смерти готовиться.

– Я не хочу, чтобы ты умирал.

– Так ведь и я не хочу, а надо.

– Да зачем надо-то?

– Так Господом заведено. Закончим земной путь и отправимся в другой – небесный. Он, бают, слаще земного.

– Дедушка Никола, а что нужно сделать, чтобы в рай попасть?

– Для этого надо терпеливо и безропотно переносить всё, что перенес Христос, и молиться за обидящих, как Он молился за распинающих.

– Да как это? Как можно молиться за тех, кто других людей обижает?

– А так вот, Прошенька. Милость Божью можно только терпением и смирением добиться.

– А ты, дед, значит, в рай попадешь? Вот над тобой все потешаются, а ты только улыбаешься да благодаришь их.

– А благодарю я их за то, что они, как и Господу нашему Христу, испытания мне посылают. А уж попаду я или нет в рай, то лишь Творцу нашему известно.

– А в аду, поди, страшно?

– Ой, страшно, сынонька, ой, горько.

– Неужели грешникам ничего уже не поможет, и они вечно будут гореть в огне и лизать сковородки?

– Ничто не поможет, Прошенька, ибо они при жизни вели себя скверно, заповеди не соблюдали, Бога не любили да и ближних своих обижали.

– А все люди знают, что есть страдания адские в геенне огненной?

– Знают.

– А почему же они не понимают, что нужно праведно жить, и постоянно грешат?

– Надеются, что минет их кара небесная. Да и не верят, видимо, в Бога в полную силу. Страсти земные сильнее веры оказываются. Вот и наказывает Господь по грехам их.

Летит к скамейке божья коровка, полушалок красный расправила, крылышками, словно веерами крохотными, машет, шлеп – и деду Николке на рукав. Устала. Передохнуть требуется. Дед наладился было щелчком ее с рукава сбить – чего на чужую одёжу позарилась?

Но Проша вовремя заметил намерение деда.

– Стой, дед! Не трогай!

Голосочек звенит, слеза в нем плещется.

Испугался Николка Блаженный.

– Что такое, Прошенька?

– Не трогай, дед, божью коровку, ей больно будет. Иди ко мне, маленькая.

Бережно берет букашку мальчик, кладет на ладошку, дует на нее потихоньку да приговаривает:

– Божья коровка, улети на небко…

Отдохнула букашка, красные скорлупки расправила и дальше полетела.

– Да что же ты так переживаешь, малыш? Это же ведь обычная букарашка.

– Ну и что? Ей тоже больно.

– Так ты всех, что ли, жалеешь?

– Всех, дедушка. И червячка мне жалко, и бабочку, и птичку.

– А птичку-то что жалеть? Она вон летает да чирикает радостно.

– А у нее дома нету, она в дождик под мокрым листочком сидит, и ей холодно.

– Милый ты мой! Да как же ты жить-то будешь, если тебе всех жалко? Да разве ты сможешь ужиться среди людишек-то? Они ведь жадные да злые. Вмиг тебя с твоей жалостью съедят.

– Не съедят, дедушка, я их тоже пожалею, и они добрыми сразу станут.

– Ох, Прошенька, тяжко тебе будет.

– Ну и что? Ты же мне сам рассказывал про мучеников. Им тоже тяжело было, а они все равно всех любили. Дедушка Никола, расскажи мне про мучеников Косму и Дамиана. Давеча матушка начала мне рассказывать да заснула.

– Не про всё я знаю, Прошенька. Тебе пора самому знания добывать.

– А как это?

– Читать тебе пора учиться. В книгах про все описано: и про жизнь праведную, и про то, как с грешниками Бог поступает. Попросись у матушки, чтобы отдала тебя в церковь к отцу Петру, он быстро грамоте обучит.

Агафья не противилась желанию сына – отвела в Ильинскую церковь и отдала дитя любознательное в обучение.

Дьяк Петр был огромного росту, громогласный, с густой черной бородищей. Но нраву незлобивого. Потому детишкам, отданным ему в обучение и в услужение, жилось радостно. Всего их было шестеро. Проша самый маленький, но и самый смышленый. Быстро он догнал в грамоте своих сотоварищей и вскоре стал легко и с удовольствием читать церковные книги. Помимо чтения ребятишкам приходилось и служками работать: то подай, то принеси, туда сбегай, того позови. Проша так увлекся новым делом, что и про Николку Блаженного стал позабывать. А тот и не в претензии. Смотрит, как по приказанию отца дьякона малыш молитву читает, – радуется. Эх, как наяривает постреленок. Молодец!

Книги захватили Прохора. Картины жизни святых разворачивались перед глазами мальчика, будоража его фантазию и поражая воображение. Он вместе с великомучениками мужественно переносил издевательства правителей, вместе с апостолами ходил по деревням и городам, неся слово Божие, вместе с героями библейских притч познавал мудрость бытия. Книжный мир для мальчика стал ярче и реальнее быта. Он осознал, что, кроме однообразной суеты буден, есть мир высоких душевных переживаний, страстей, смелых самоотверженных поступков и самоотречения во имя веры в Христа. И этот распахнувший свои чистые просторы мир был притягательнее и желаннее, чем реальная жизнь.

Еще больше его стала восхищать и радовать церковь. Как только выпадала возможность, Прохор бежал в храм. Там под гулкими торжественными сводами он со слезами на глазах слушал нежные и строгие песнопения и нутром, кожей впитывал благостные слова молитвы. После серости и суеты быта, вони и духоты лавки, после базарной сутолоки и лайни, после грубости и злобы чужих бородатых мужиков, норовящих хлестнуть зазевавшегося пацаненка кнутом, храм представлялся сказочным царством, где правили добрые духи.

Совсем забросил и без того редкие игры со сверстниками Проша.

Мать, как могла, оберегала его от тяжелого быта.

А в хозяйстве ей, вдовой женщине с тремя детьми, приходилось, конечно же, нелегко. После смерти мужа пришлось отказаться от гончарного ремесла – уж больно много сил и внимания требовало это прибыльное, но хлопотное дело. Глины навози, в глиннике перемешай, потом на кругу кринку или горшок сделай, обожги в печи. Дров сколь нужно заготавливать – не приведи Господь. Не потянуть такое дело без мужика в доме. Поэтому в лавке теперь весь товар привозной – и соль, и сахар, и свечи сальные, и мануфактура, и пряности… Благо детки подрастают: какие-никакие, а уже помощники. Проше восьмой год пошел, с него еще спросу никакого, а вот дочке Прасковье одиннадцать миновало, считать умеет – помощница первая в лавке. Да и Алеше десятый годок пошел, тоже опереться уже можно. Ничего, выдюжим.

Но и Проша, конечно же, понемногу приучался к работе в лавке: что-то принести, подать, за чужими людьми, что товар на телегах привезли, присмотреть. Хотя и в лавке умудрялся Проша любимому занятию предаться, выпадет минутка – шасть в закуток, из холщовой сумки книжечку житийных историй достанет и улетает в строгий и праведный мир, где совершали свои духовные подвиги великомученики и праведники. И все никак не понять Проше: почему взрослые, зная про жизнь праведную, никогда не поступают так, как надо, – и пьют, и сквернословят, и обижают другу друга, и воруют, и убивают. Ну как же так? Богом дорога правильная указана – живи по ней и спасение получишь. Нет, живут, как ни попадя. Где же праведники, почему о них только в книжках можно прочитать?

Хорошо хоть батюшка Петр отличается от других, он добр, нравом тих и приветлив. Соберет вокруг себя мальцов Петр, погладит по вихрастым головенкам и давай их поучать, как жить надо:

– Ищущий Господа найдет знание с правдою. Путь праведных – уклонение от зла. Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные. Так что живите по Христовым заветам и обретете Царствие Небесное.

И опять любопытно Проше.

– Какое оно – Царствие Небесное?

Если дед Никола не ответил, может, батюшка Петр обскажет про жизнь небесную.

Но и отец Петр от ответа уходит.

– Никто не знает красоты Царствия Небесного, но оно лучше бытия земного, ибо там правят добро и любовь.

– А почто на земле нет Царствия Небесного?

Это уже Онуфрий спросил, сын дьякона Петра. Он постарше остальных учеников, ему десять лет. Потому уже горечь от несовершенства людского познал и мыслит об изменении мира жестокого.

– Жаден человек и подл по натуре своей, страстям подвержен. Потому как искушаем все время дьяволом. Чтобы к праведной жизни прийти, надо научиться бороться с дьяволом.

– А нас тоже дьявол искушает? – спрашивает шустрый Ванюша Дружинин.

– Конечно. Вот ты намедни пряник от купца Прохорова получил и ни с кем не поделился, даже с двоюродным братом Гришей. Это дьявол тебе сказал – съешь один, тебе больше и достанется.

– А я и не слышал, чтобы мне кто-то говорил, – упирается Ваня.

– Вот потому и силен дьявол-то, что незаметно плохие поступки подсказывает. Ты думаешь, сам что-то сотворил, ан нет – сатана надоумил. Так что следите за своими поступками: если жадность да лень одолевать начнут, значит, проворонили, пустили нечистого в душу.

– А до какого времени бороться-то с ним?

– Да всю жизнь.

– Даже праведникам?

– А им еще хуже приходится.

Тут уже Проша удивляется.

– А почему праведникам хуже?

– Да потому как дьявол сердится, что праведник не слушается его, вот и наскакивает сильнее и искушает чаще.

Сидят ребятишки рядком, ладошки сложили, слушают во все уши, смотрят во все глаза, науку христианской жизни постигают.

С книгами да беседами, что ведут с отроком Николка Блаженный да отец Петр, вылепливается душа Проши – чистая, восторженная, к праведным делам предрасположенная.

И еще одного человека любит Проша – бабушку свою Федосью, мать умершего батюшки Сидора Ивановича Мошнина. Хоть и живет она далековато, но Проша наведывается к ней часто. Уж так уютно и приятно у нее в доме! Пахнет пирогами и геранью, что растет на окошке. Но особенно нравится Прохору сидеть на коленках у бабушки и слушать сказки. А уж она их знает уйму.

– Баба, а про медведя на липовой ноге расскажи.

– А вот и не буду.

– Ну расскажи, баб.

– Не буду.

– Почему?

– А ты опять бояться да плакать начнешь.

– Я нынче не стану плакать.

– Ну смотри у меня… Вот пошел мужик в лес за дровами, а на него и навалился медведь косолапый. «Ага! – говорит, – попался, мужичонка! Славный ужин из тебя получится». Дерёт, ломает крестьянина зверь, вот-вот смертушка придет. Но тут изловчился мужик да и тяпнул топором по лапе задней медведю и отрубил ее.

Крепится Проша, жалко ему медведя. А плакать нельзя – обещал же.

– Рассказывать дале-то? – спрашивает бабушка Федосья.

Кивает мальчонка светлой головенкой, а молвить слово боится – голос дрожащий выдаст жалость его.

– Тогда слушай. Убежал мужик домой, хоть и ободранный да живой. Дома баба его радуется – муж живехонек вернулся, а по виду тяжело ему в лапах медведя пришлось. Ну да ничего – вылечился. Вот живут мужик с бабой, нужды не знают. Но повадился по ночам медведь ходить вокруг дома. Приладил он вместо отрубленной ноги липовую, ходит и скрипит деревянной-то ногой. Да еще приговаривает: «Идет медведь на липовой ноге, несет мужику смертушку». Боятся мужик с бабой, целыми ночами не спят…

Тут уже внук не выдерживает, страх и жалость делают свое дело – из глаз сами собой ручьем слезы льются.

– Ну вот, а говорил, плакать не будешь.

Обнимет бабушка Федосья внучонка, поцелует, накормит пирогами, молочком напоит и обратно домой отправит. Смотрит ему вслед да по сыну безвременно умершему вздыхает. А про внука со светлой радостью говорит:

– Вылитый Сидор. Тот такой же в детстве хрупенький да голубоглазенький был. Ну, ничего, отец высоким да сильным стал, значит, и Прошенька крепким вырастет…

ИСЦЕЛЕНИЕ

Весна выдалась ранней. В середине марта солнце припекло так, что за неделю пышные белые сугробы осели, огрузли, превратившись в рыхлые, оспой битые горбы, из-под которых струились талые воды. По дорогам уже ездили на телегах – там снег сошел быстрее. По колеям текли бурные, говорливые ручьи. Ребятня, уставшая за зиму от шуб и валенок, высыпала на улицу налегке. Серебристый смех и восторженные крики летели в лазурное небо, сливаясь с пронзительными песнями оживившихся пташек.

Любимое развлечение для мальчишек – это, конечно же, пускание самодельных корабликов по ручьям. В легких пальтишках нараспашку, азартно меся жирную грязь сапогами, они бегали вдоль дороги вслед за своими корабликами из сосновой коры или из обычной щепы.

– Мой самый быстрый, гляди, гляди – он вперед вырвался!

– Не хвались, мой сейчас твоего догонит. Что – видишь? Ура! – догнал!

– А ты не подталкивай его. Это нечестно!

– А я и не подталкиваю. Просто он застрял. Надо же ему помочь.

На что Проша Мошнин не любитель шумных игр, но и он выбежал из дому и влился в веселую затею. Ох как весело скачут по волнам самодельные суденышки, сталкиваются, ныряют под корку льда и снова выныривают, чтобы продолжить свой стремительный путь.

– Прошка, а где твой кораблик? – спрашивает соседский мальчишка Колька.

– У меня нет.

– На, у меня запасной есть.

Проша застенчиво благодарит мальчика и бережно опускает щепочку в бурные воды ручья. Ух ты! – полетел!

Проша бросается вслед за корабликом – и грязь не грязь, и вода не помеха! Вон как быстро! Ах, в водоворот попал. Кружится на месте. Все уже вон где! А тут – такая досада! Нет, снова попал на стремнину и – вперед! А теперь под лед утащило. Неужели застрял? Ура! Выскочил! И так волнуется отрок, будто на том кораблике судьба его находится: если пройдет суденышко все водовороты и препятствия, значит, и в жизни так будет.

Радостный смех Проши вливается в торжествующую симфонию весны.

Перед оврагом мальчишки перехватывают свои кораблики, чтобы те не сгинули в потоках мутной воды, которая копится в пенном грязном котловане. И снова все несутся в начало улицы, чтобы повторить восторг увлекательной игры.

Ох, как легко дышится весной! От запаха свежего сырого ветра, от яркого сияния солнца и лазоревой красы небес кружатся головы, делая всех, даже взрослых, немного сумасшедшими.

Проша на обратном пути отстал от сверстников – тяжело бежать по раскисшей грязи в тяжелых сапогах. А не лучше ли по верху снежного бугра? Наст плотный – должен выдержать. И впрямь легче. Вот-вот догонит товарищей запыхавшийся мальчик… И вдруг – бултых! Нога провалилась в снежную кашу. А там, внизу – ледяная вода, которая сразу же залила сапог. Ой, мамка ругаться будет… Что делать-то? Домой идти? Так больше гулять не выпустит. А на улице так хорошо! Не то, что в темной душной избе или в пыльной серой лавке. Нет, еще немного можно побегать.

И снова продолжаются азартные догонялки с летящими по волнам корабликами.

Домой идти все равно приходится – мать вышла на улицу и кричит:

– Проша, пора обедать!

– Сейчас, мам!

– Не задерживайся, я уже на стол накрыла.

Проша бредет домой, то и дело оглядываясь на веселую ватагу, скачущую вдоль ручья.

– Батюшки! Да ты промок совсем! – всплеснула руками Агафья Фотиевна. – Ну-ка, быстро переодеваться! Ведь простудишься, постреленок! Тебе уже десять лет, а ты о здоровье своем не печешься. Если расхвораешься – не видать тебе больше догонялок. Ребятишки на улице будут веселиться, а ты в постели лежать станешь.

Так оно и произошло. Уже к вечеру Проша занемог.

– Ты что, Проша, лег? Пойдем к молитве – ужинать пора, – позвала сына Агафья.

– Мам, голова что-то болит.

Потрогала Агафья – ба! Сын-то в горячке! Скорее уксусом натирать, чтобы сбить жар. Питья горяченького с малинкой навела, меду ложечку скормила – выздоравливай, сынок. Но на другой день еще хуже стало мальцу – мечется, бредит, всё про геенну огненную вспоминает. Лекаря пришлось звать, да и он не помог.

Надолго затянулась болезнь Прошенькина. Извелась вся Агафья. Чем только ни лечила, каких только молитв у иконы Царицы Небесной ни произносила, не поправляется кровиночка. А тут еще и дела в лавке, и строительство храма, и хозяйство… День-деньской у кроватки не просидишь. Да и Прошенька поначалу все просил – посиди, маменька, рядом, расскажи сказочку, а потом и это перестал говорить. Лежит целыми днями пластом, в потолок смотрит и непонятно, видит ли что, или уже совсем в небеса душа-то наладилась. Почернела от горя Агафья. Бледный да худющий стал сынонька. Видать, скоро совсем Господь к себе приберет. Поднимешь тельце, а оно – почти невесомое. Господи, за что же это наказание? За какие грехи-то?

Только чудо могло помочь.

И оно явилось.

На девятую пятницу после Пасхи из Знаменского монастыря в Коренную пустынь шел крестный ход с иконой Святой Богородицы, той самой, о чудесном спасении которой рассказывал Проше Николка Блаженный. Из-за ремонта и затяжных дождей главная улица совсем непроходимой стала: свернули богомольцы к Большому переулку – по травке-то малохоженной улицы чище пробираться.

Совсем рядом оказался крестный ход с домом Мошниных.

Вдруг поднялся ветер, закружило, деревья тревожно зашумели. Богомольцы остановились, пережидая вихорь. Но тут ливанул дождь.

– Икону, икону прикройте! – крикнул кто-то истошно.

Мещане Федот и Пахом, несшие икону Богоматери, поспешили к ближайшему дому. К счастью, ворота оказались не запертыми. Во дворе их встретила хозяйка, которая собирала развешанное на веревках белье. Это была Агафья Мошнина.

– Давайте в дом, мужики, намокнет икона-то, идите – там открыто.

Мужики вошли в просторные сени. Часть народа последовала за ними, другие, постеснявшись, укрылись от дождя в дровянике, в сарае да под деревьями.

– В избу, в избу несите, – поспешно открывая дверь, приказала Агафья.

Федот и Пахом, зашли в избу, поставили икону Божией Матери на лавку, перекрестились на образа в красном углу избы.

– Что, мальчонка-то, ай прихворнул? – спросил густым басом Пахом, указав на Прохора, лежащего на кровати.

– Совсем занемог сыночка, – скорбно подтвердила Агафья. – Уж чем я его ни лечила, ничто не помогает. Чахнет и чахнет. Боюсь, как бы плохого не случилось.

Прохор сквозь дремоту и слабость глядел на нежданных гостей, не понимая, кто такие, откуда и зачем. В груди трепетало от слабости, обильный пот, липкий и холодный, превращал земное существование в муку. Даже днем его преследовал ночной кошмар – яркая спираль крутилась перед глазами, затягивая в бездонную яму. Силясь удержаться на краю этого круговорота, он пытался отчаянно крикнуть, но только легкий стон слетал с бескровных губ.

– А давай его к Богородице приложим, – предложил Федот. – Она, заступница, чай, пожалеет дитя малое, изгонит недуг из отрока.

– И то правда. Что же это я сама-то не додумалась? – всплеснула руками Агафья. -Ведь не зря, поди, Господь вас ко мне направил.

Агафья осторожно подняла легкое тельце сына, поднесла к иконе Матери Божией и поставила Прохора на ноги.

– Постой, Прошенька, встань на ножки.

Но колени отрока подгибались, и голова заваливалась набок – сил у Прохора не было совсем.

– Ишь ты – ослабел, – прогудел Пахом. – Давай, Федот, бери икону-то, поможем.

Взяв икону на руки, мужики поднесли ее к Прохору. Тот бессильно ткнулся губами в одну из разведенных в стороны ладоней Богородицы.

– Помози и спаси молитвами Своими, – прошептала Агафья.

– Поможет Царица Небесная, – сказал Пахом. – Дай срок, поправится твой сынок, не печалься. Ты главное верь и молись.

– Спасибо вам, люди добрые, – сказала Агафья и положила сына на кровать.

Сквозь серую безжизненную маску ребенка вдруг проступил свет, словно бледных щек его коснулся солнечный лучик.

– Вроде как улыбнулся малец-то, – сказал Федот.

И действительно, светлая и нежная улыбка проступала все явственнее. Прохор глубоко вздохнул, как будто всхлипнул, и тут же заснул. И огненная спираль больше не кружила его. А видел он большой зеленый луг, по которому бегали какие-то мальчишки с белыми облачками за спиной. А между ними ходила, нет, плавала по-над травой высокая красивая женщина, от которой во все стороны исходили белые-белые лучи. Она улыбалась и махала приветливо рукою. Тепло разлилось по телу мальчика. Первый раз за многие месяцы он заснул тихо и спокойно.

Через неделю Проша уже сидел на любимой скамеечке с дедом Николкой и вел тихую беседу.

– А я думал, Господь-то тебя к себе позвал. Ан, видать, ты еще для земных дел нужон.

– Меня Богородица спасла.

– Да ну? Неужто Матерь Божия привиделась?

– Да. Она ласковая и добрая. И еще от нее свет яркий во все стороны исходил. Она мне улыбалась и рукой махала.

– Я же говорил, Она тебя по жизни не оставит, Прошенька. Коль раз помогла – и дале так будет.

Окреп Прохор и опять зачастил в Ильинскую церковь к дьякону Петру. Тот с великой радостью встретил смышленого и тихого ученика. Почитали они вместе молитвы во благодарение Богородице за чудесное спасение. Батюшка же помог и справиться с горем, постигшим в этом году Прохора, – умерла любимая бабушка Федосья. Не стало больше сказок в жизни отрока.

Тяжело он переживал смерть близких людей. И отец ему виделся часто. Вспоминались его твердые, но гладкие, словно отлитые из меди, ладони, которые изредка касались сыновних щечек. Вспоминался густой сочный голос отца, когда он садился за стол и давал знать, что пора обедать. Помнилось, как сам с наемными работниками, закатав штаны, мял в топанце огромными ножищами глину для горшков. Как учил мастерить из дерева зверушек. Все это хранилось в памяти и с годами не затихало. А теперь вот и бабушка… В его душе жил теплый запах ее тела, прикосновения нежных рук, спокойный, ласковый, чуть надтреснутый голосок.

Жизнь учила Прошу страданиям. А куда же без них? Земные юдоли не нами определены, не нам от них и отрекаться.

С каждым годом крепла любовь к книгам. Его уже интересовали не только житийные истории, но и науки различные. Что как в мире устроено? Почему это так, а это по-другому? Почему ночью темно, а днем светло? Почему зимой холодно, а летом тепло? Сколько звезд на небе? Почему из лопуха лопух родится, а из одуванчика одуванчик? Что там за лесами дальними? Что за страны? Что за люди? Все интересно пытливому уму мальчика. Отец Петр, видя у отрока жадность до чтения, стал приносить и домашние книги, которых в церковной библиотеке не было. Начитается Прохор историй разных, и живут они в его душе самостоятельной         жизнью – иногда даже он сам разобрать не может, что в его судьбе было, а что из книг пришло. Огромный мир, населенный сотнями ярких личностей, полный удивительных событий, поселился в крохотном сердце маленького курянина. Тесно им в душе, они наружу просятся. Для него и непонятно вовсе: есть, оказывается, на свете люди, которые не знают и десятой доли того, что знает он. С огромной радостью делится мальчик своим знанием со всеми: и со старшими братом, и с сестрой, и с маменькой, и с приятелями, которые вместе с ним при Ильинской церкви обучаются.

Сядут кружком друзья его и слушают, раскрыв рты, о деяниях первых христиан, которые веру свою свято берегли в самых суровых условиях. И даже смерть не могла поколебать их в вере.

– Прош, а я тоже пробовал читать жития святых, но мне показалось это скучным, – говорит ему Гриша Дружинин, плотный мальчуган с черным, как смоль, волосом и карими глазами. – В книжке не так интересно, ты гораздо краше все излагаешь. У тебя все святые будто и сегодня живы.

– Да конечно! Я всегда с ними даже разговариваю и совета у них спрашиваю.

– У мертвых-то?

– Я же говорю – живые они. Это тела их умерли, а души их рядом живут и с нами беседу ведут.

– Никто со мной никаких бесед не ведет, – не соглашается двоюродный брат Григория Ваня Дружинин.

– А ты почитай сам их жития, пожалей их, да и подивись им.

– А чему дивиться-то?

– Тому, что они сильны духом своим, многие из них мученическую смерть за Бога приняли.

– Нашел чему дивиться. Их же замучили, им ведь больно было.

– А если не подивишься – они, конечно, с тобой разговаривать не будут.

– Чудной ты какой-то, Прошка.

Не понимают сверстники Прохора, но с удовольствием слушают его рассказы.

Павел Тужилкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"