На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Раритет  

Версия для печати

Грех земле

Письмо к другу

В монастыре ударили к вечерне. Я пишу тебе, сидя в своем мезонинчике в две комнаты, с розовою геранью на окне, с привычной, старой тишиной, дополна наполняющей мои две комнаты. До меня здесь жила какая-то старушка. На стенах висят старые генералы в синих рамках и пожелтевшая олеография «Буря» в золотой блеклой раме. Стенные часы одни хрипло шумят в комнате. Колокол зовет к обычной воскресной вечерне, а я вспоминаю то, что рассказывал мне недавно кладбищенский священник. Слушаю колокольный звон и вспоминаю.

В покаянные дни у него на кладбище была всенародная общая исповедь. Кто пойдет исповедоваться к кладбищенскому батюшке? У всякого свой приход. Но пришли все-таки и каялись: это были – или кто к кладбищу привыкли, частые хаживатели на милые могилы, или кто знает, как идет общая исповедь. Батюшка перечислял грехи по заповедям, объясняя, как и чем кто прегрешает против заповедей – и все каялись.

Завидовали? – Да, конечно, завидовали: как не завидовать – у одного много, у другого нет ничего.

Осуждали? – И осуждали. Грешны. Помним, все помним: «Не судите, да не судимы будете», но не можем, не можем не судить. Осуждали, и какая-то проклятая легкость закрадывается в душу, как осудишь: точно что сбросишь с души, и полегчает. Конечно, это обман, это от дьявола, но падка душа на эту легкоту от осуждения. Грешны. Осуждали.

И говорили, и роптали на Бога, и отчаивались в Его силе, и лгали, и гордились. Всякому греху было место, было время, была воля. И все, все, сколько ни было в церкви, как в одном.

До чего подлинно и, несомненно, это бесспорнейшее из равенств, – равенство, действительно, достигнутое, прочное, всеобщее – равенство в грехе.

Как тяжело! Вот общность, вот объединение, – и в какой тоске смотришь на себя. Вспоминается горькое слово Апостола: «Единем человеком грех в мiр вниде и грехом смерть. И тако смерть во все человецы вниде, в нем же вси согрешиша» (      ) [2] , – вспоминается с тоской, с отчаянием. О, как чувствуется это горькое братство по греху с каждым, – вот с этой плачущей старушкой в штопаном платке, вот с той худой женщиной с грудным ребенком, вот с тем замкнутым, почти угрюмым мужиком в поддевке, что стоит у старого Николы и смотрит в землю! Все, все в грехе – и всё одно и то же, одно и то же.

И всякому греху свое место: в заповедях тысячелетние и нерушимые даны ему определения. Мера греха определена – и в течение тысячелетий его мерит своим падением человечество.

Тут нет власти истории: одно и то же, одно и то же.

Первая заповедь – и плачь, и кайся, что нарушил ее. Вторая – и опять время слезам твоим и сокрушению.

И третья, и четвертая, и все десять.

Так шла общая исповедь – и кончалась, и вдруг один из исповедников – солдат, еще молодой, красивый, сильный, и одет чисто и складно, – встал на колени у левого крилоса и сказал с тоской, со скукой тяжкой и давящей в голосе:

– А я еще, батюшка, грешен.

– Так кайся, – отвечал священник.

– Я без заповедей грешен. Я земле грешен.

– Может быть, отдельно скажешь?

– Нет, я тут же, где уж все. Со всеми.

Положил фуражку на пол.

– Я земле грешен. Слушал я – в заповедях об этом не сказано – а грех у меня этот есть. Каюсь.

Священник не понимал, не понимали оставшиеся в храме исповедники, какой это грех, а солдат мучился, все пытался объяснить и не мог, а все твердил упорно:

– Я земле грешен. Каюсь.

И было видно: это-то и томило его, это-то и есть главный грех, а те, другие грехи: крал, обидел, завидовал и проч. – только добавок к этому главному греху.

Покаешься в этом – и отпадут все остальные.

Священник не знал, как ему помочь. Потом догадался:

– Ну, рассказывай, как жил: на земле жил, на земле грешил. Все, что тебя мучает, тут и обнаружится. Говори все по порядку.

– Вот, вот, – обрадовался солдат. И стал рассказывать свою жизнь – с тех пор, как ушел из деревни на войну.

Его жизнь – совсем не его жизнь, т.е. в ней не было ничего отдельного, ничего своего, особого, с другими не общего.

Солдат рассказывал обыкновенную русскую солдатскую жизнь последних четырех лет.

Ты помнишь строчку современного поэта:

Мы – дети страшных лет России?

Вот это и рассказывал один из таких детей. Назови его как хочешь: для Церкви он – просто грешник, как я, как мы, как все мы.

Он был на войне. Он ушел с войны в деревню и опять в город для войны. Он убивал и мог быть убит. Он ненавидел и его ненавидели. Он зарился на вещи, на легкую, богатую жизнь и добывал ее себе, что-то пел, что-то кричал, от каких-то побед ликовал, чьим-то слезам радовался – и вот теперь тоскует на каменном церковном полу, и в заповедях, на тысячелетия отмеривших меру грехам человеческим, не находит места своему греху, и мучается бессловный, бессильный сказать, что же он сделал такого, что самое слово не вскрывает томящего греха, и только объявляет с тоской:

– Я землю обидел. Я земле согрешил.

Что же он сделал?..

(1918)

Публикации подготовили А.А.Аникин и А.Б. Галкин



[1] РГАЛИ, ф. 2980, оп. 1, д. 185, л . 31–34. Печатается впервые.

[2] В рукописи оставлены пустые скобки; источник – Рим. 5, 12 (публ.)

Сергей Дурылин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"