На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Раритет  

Версия для печати

Сановный певец Москвы

Памяти И.И. Дмитриева, 180-летие со дня кончины которого отмечаем 15 октября

В сознании современных почитателей творчества старых русских литераторов имя Ивана Ивановича Дмитриева (1760 – 1837), чьё 180-летие со дня кончины отмечается в этом году 15-го октября, прочно усвоено, как сподвижника Николая Михайловича Карамзина в установлении новых норм поэтического языка и стиля до-Пушкинского времени. Это им созданы образцы изящной словесности в стихах и прозе, оставлен обширный корпус превосходных писем, не утративших и теперь познавательного интереса, как для исследователей, так и для любителей истории родной старины. И.И. Дмитриева неспроста называют вдохновенным певцом Москвы, непременным украшением её культурной жизни, знатоком преданий и нравов. Жива память о поэте и сановнике (был одно время Министром Юстиции) не только в Москве, но и на его родине – в Симбирске, и в Петербурге, где служил, и повсюду, где звучит наша благородная родная речь.

Предлагаем нашим читателям проникновенное слово профессора Степана Петровича Шевырёва, посвящённое памяти Ивана Ивановича Дмитриева.

Публикация М.А. Бирюковой и А.Н. Стрижева.

 

Иван Иванович Дмитриев

 

Нынешний год можно назвать годом утрат для литературы Русской. Давно ли мы оплакали смерть Пушкина? – И вот отошел от нас самый старший из пред­ставителей Русской Словесности, младший друг Державина и старший сверстник, друг и товарищ Карамзина: Москва лиши­лась своего Ивана Ивановича Дмитриева. Мо­сква имеет право назвать его своим. Он издавна был певцом ее; он всегда питал к ней особенную любовь. Кто не помнит стихов его в честь нашей древней Сто­лицы[1]? Кто из нас, еще в детстве своем, не учил их наизусть и вместе с ними не принимал в себя любви к древней родине Царства Русского? – Один из стихов ее маститого Поэта вошел в Московскую пословицу[2]. – Москва имеет право назвать Дмитриева своим еще потому, что он, оставив свое литературное и служебное поприще, на котором действовал для всей России, здесь устроил свой продолжительный и заслуженный отдых. Заняв почетное и особливое, свое соб­ственное место, в первом кругу Русских Поэтов, Дмитриев умел благоразумно положить заранее перо и, уступив гением Державину, превзойти его осторожностию литературных действий и умерен­ностью авторского самолюбия. Достигнув высшей степени сана Государственного, он умел с тем же благоразумием, великодушно и благородно отказаться от дальных видов честолюбия. Он предпочел служебной и литературной деятельности почетный отдых – и жил в любимой им Москве, сохраняя всю сановитость сво­ей особы, все достоинство своего блистательного минувшего, жил как Литератор и Министр на покое, довольствуясь для Москвы званием Почетного Члена при старейшем из Русских Университетов[3].

Отдыхая среди нас, он был необходимым украшением наших Обществ, их почетным гостем, представителем старейшего из поколений литературных. Не было ни одного значительного ученого или литературного собрания, в котором он не принял бы живого участия, которого не почтил бы своим присутствием. Он являлся здесь как один из бывших деятелей Русского просвещения, являлся по сочувствию к нему, которое всегда питал, которое украшало высокий сан его и постоянно поддерживало его достоинство. Мы помним еще недавно, как он присутствовал на ученых диспутах Москов­ского Университета. Но кто из нас, пе­ребирая воспоминания своего детства, при­водя на память первые торжества школь­ной юности, кто не припомнит его ободрительного слова, его ласкового и важного привета, которым он поощрял возникающие таланты? – На концертах, на актах Пансионов и Университета, всюду где только бывал случай заметить первый рассвет дарования, новую надежду литературы или науки, он являлся тут, вменяя это себе в какую-то строгую, нравственную обязанность. Мы с благодарностию помним его неутомимость и точность в подобных случаях; мы представляем еще те­перь, как величавость его особы действо­вала на нашу юность, как внимательный взор его был живителен для несмелого возраста. Министр в отставке не скучал приходить на литературные собрания питомцев Университетского Пансиона, существовавшие со времени Жуковского; он си­живал здесь два или три часа сряду и бла­госклонно выслушивал детские сочинения и переводы, споры о нравственных предметах, произношение образцовых стихов. Сам оставаясь в благоразумном бездействии, он как будто хотел действовать на других и продолжать литературную жизнь свою в новых талантах России. Доступ к его особе и право посещать дом его, были в прежнее время ободритель­ною наградою для начинающего Литератора и придавали сознание сил, первую смелость неопытной молодости.

Многие поколения писателей выросли на его глазах, и проходя перед ним, все от­давали ему, как старшему, долг уважения и признательности. Какой из литераторов, живущих в Петербурге, приезжая в Москву­, не вменял себе в обязанность посетить нашего старейшину? Кто не помнит его изящного дома, украшенного с обеих сторон колоннами в прежнем вкусе клас­сической архитектуры? Этот дом, им самим выстроенный, теперь остался по­следним памятником его жизни у нас в Москве и его классического вкуса. – Кто не помнит его тенистого сада, которого деревья осеняют ветвями улицу? – Поч­тенный старец так им занимался, что еще за несколько дней до своей кончины перед домом своим сажал акацию[4]? Здесь-то был его долгий отдых; здесь со­бирал он иногда круг литераторов и забывался в своем богатом минувшем. Горько думать, что этот дом опустел, что ласковый хозяин его вас уже не встретит, что в первом ученом и литературном собрании мы не найдем уже нашего необходимого почетного гостя, что юность потеряла в нем своего приветливого ободрителя...

Кончина Дмитриева, несмотря на его давнее бездействие, есть важное событие в истории нашей современной Литературы. В лице его отошел от нас последний представитель Поэзии Екатеринина века, – и все наши связи с этим блистательным и рос­кошным временем, навсегда уже прерва­ны. Кто теперь, таким живым и верным словом, перенесет нас в эту эпоху Русской Словесности? От кого уже услышать нам про старинный быт нашей Литера­туры, когда она еще отличалась всею чи­стотою патриархальных нравов, действовала бескорыстно и благородно и чуждалась торгового направления, которое теперь ее унижает. – Слушая живописные рассказы И.И. Дмитриева, мы еще как будто мог­ли жить вместе с Державиным и Карамзиным. Теперь уже нет с нами живого свидетеля этого старого времени, верного повествователя, который нам так искус­но передавал его литературные происшествия и обычаи[5].

По времени и по месту своему, в на­шей литературе, Дмитриев занимал со­вершенную средину между старейшим поколением и поколением новым Русских Литераторов и важно стоял на рубеже двух славных царствований, Екатерины и Алек­сандра, означая собою переход от поколения старейшего к новому. Воспоминания юности Дмитриева восходили еще до Ломоносова, об котором он мог слышать живые и верные предания от своих старших. Рождению Литературы нашей нет и столетия: если бы Дмитриев прожил еще два года, то мог бы праздновать в 1839 году6 юбилей Русской Поэзии, как старший ее представитель. Он родился в 1760 году, 10-го Сентября, за 5 лет до кончины Ломоносова, когда Державину исполнилось 17 лет; пятью годами он был старше своего друга, Карамзина, который как будто назначенный в преемники первого нашего мастера, родился в самый год смерти Ломоносова (1765). Таким образом Дмитриев, живший 77 лет, мог один в своих воспоминаниях обнимать вполне всю жизнь нашей девяносто-осьмилетней Литературы, которая, по своему рождению, старше его была только двадцатью одним годом.

Симбирск был родиною Дмитриева[7] и Карамзина: земляки сохраняли в течение всей жизни неразрывную дружбу. Замечательно, что Волга воспоила у нас три дарования из первенствующих: Державина, Карамзина и Дмитриева. Талант родится везде, но присутствие великих явлений природы способствует к его развитию. Дмитриев, одним из лучших своих стихотворений, засвидетельствовал свою благодарность великой реке земли Русской[8]. По обычаю того времени, Дмитриева записали в солдаты гвардии Семеновского полку. Первое время отрочества до 12 лет, провел он то в Казани, то в Симбирске, обучаясь в частных пансионах[9]. Родители Дмитриева старались дать ему все средства к образованию, какие только предлагала местность, но эти средства, разумеется, были скудны, как покойник сам сознавался[10]. Однако, несмотря на то, большая по тому времени Русская библиотека его образованного родителя была первою и лучшею школою Поэта. К этим годам относится первое его воспоминание о Карамзине; он видел еще ребенком творца Истории Государства Российского[11]. Пугачевское время заставило отца его переехать в Москву. Дмитриев, в Записках своих, передает нам подробно впечатления, произведенные на него казнию Пугачева в Москве. Этот отрывок напечатан в примечаниях к сочинению Пушкина: История Пугачевского бунта. Четырнадцати лет отправлен был Дмитриев в Петербург для явки в свой полк. Семь месяцев пробыл он в полковой школе, где обучался только первым правилам рисования, Математике, Истории и Географии на Русском языке, и потом вступил в действительную службу. В это время судьба свела нашего Поэта в Семеновском полку с Ф.И. Козлятевым, который своим образованным умом, строгим и верным вкусом в литературе имел весьма благотворное влияние на талант Дмитриева. Библиотека Козлятева, богатая произведениями Французской литературы, была к услугам Поэта, – и здесь-то имел он случай по­лучить то классическое направление, которым всегда отличалась его строгая Муза[12]. Первые опыты его в литературе состоя­ли, как он сам рассказывал, в перево­дах с Французского, за которые книго­продавцы платили ему книгами. К этому же времени гвардейской его службы и к го­дам молодости уже зрелой относится начало его приязни с Державиным[13] и друж­бы с Карамзиным. С этого только вре­мени, по его собственным словам, почув­ствовал он, что такое талант и ав­торское искусство[14]. Впоследствии Державин, несмотря на первенство гения и на старшинство свое, следовал его советам и доверял его вкусу[15].

В царствование Императора Павла уволенный с чином Полковника, Дмитриев начал новое, гражданское поприще. В то время, литератору нельзя было не служить. Карамзин, едва ли не первый из Русских писателей, томами Истории Государства Российского считал годы своего служения Государю и Отечеству. Дмитриев, искусно уловлявший особенности своего века, заметил и эту неизбежную в то время связь литературы с службою в одном из луч­ших своих произведений, в Чужом толке:

 

Однако ж здесь в Москве толкался я бывало

Меж наших Пиндаров, и всех их замечал:

Большая часть из них – Лейб-гвардии капрал,

Ассессор, офицер, какой-нибудь подъячий,

Иль из Кунсткамеры антик в пыли ходячий,

Уродов страж – народ все нужный, долж­ностной.

 

Но служба могла в то время нуждаться в литераторах. Это были, по преимуществу, грамотные люди, первые представи­тели Русского просвещения, владевшие языком отечественным. Венценосцы России, под десницею коих выросла Русская Словесность, искони покровительствовали литераторам, как сеятелям просвещения и как людям, полезным в службе. Недаром Державин был Статс-Секретарем при Екатерине, заседал потом в Сенате, и певец правосудия, в Царствование Александра, облечен был в сан Министра Юстиции. И.И. Дмитриев служил сначала в Сенате за Обер-Прокурорским столом, потом занимал места Товарища Министра в Департаменте Уделов и Обер-Прокурора. Вышед в отставку с чином Тайного Советника и пенсионом, он поселился в Москве, где провел несколько лет; но в 1806 году явился снова на поприще службы Государственной. Ему повелено было присутствовать в Сенате. Занимая место Сенатора, он три раза удостоен был Высочайшею доверенностию и посылан, по особенным поручениям, в разные Губернии. В 1810 году он был вызван из Москвы для того, чтобы занять место Министра Юстиции. Во время войны народной и следующих двух годов, он продолжал занимать это звание. По желанию своему вышед в отставку, он снова поселился в Москве, и здесь последним занятием его на поприще Гражданской службы было участие во Временной Комиссии о пособии разоренным в Москве после 1812 года, за чтo и был он награжден чином Действительного Тайного советника и Орденом Владимира I-й степени.

Первые произведения нашего поэта, от которых впоследствии он не отказы­вался как от своих собственных, ста­ли являться в Московском Журнале, который издавался Карамзиным с 1791 г. [16]. В 1795 году напечатал он в первый раз собрание своих стихотворений, под заглавием: И мои безделки, подражая в том другу своему Карамзину. Третие полное издание его сочинений в трех Томах вышло в 1810 году, четвертое в 1814, пятое в 1818, и, наконец, в 1823 году вышло последнее шестое издание, исправленное и сокращенное против прежнего в два томика: скромность похвальная и редкая, особливо в то время, когда страсть к авторской многоплодности начинала господствовать в нашей литературе. К последнему изданию прибавлено известие о жизни и стихотворениях И.И. Дмитриева, написанное опытным критическим пером Князя Вяземского, которому близкие отношения с самим поэтом дали средство узнать многие подробности его биографии. Из краткого предисловия самого автора мы узнаем, что все стихотворения его написаны им или «в продолжение его гвардейской службы, между строем и караулом, или в коротком промежутке свободы между первою его отставкой из гражданской службы и вступлением опять в оную»[17]. В 1826 году наш поэт издал еще Апо­логи в четверостишиях; это был последний опыт его Музы. В остальные годы жизни он составлял свои Записки – и бо­гатые воспоминания его минувшего служили умственною пищею ему в старости и оживляли всегда важный и плавный разговор его.

В Истории Русской Поэзии И.И. Дмитриев, как мы уже сказали, образует переход от старейшего поколения наших Поэтов к новому. Отсюда определяется его поэтический характер. В его стихотворном стиле заметно еще влияние некоторых устарелых форм языка Ломоно­сова, Державина и Хераскова; но от его строгой и благоразумной Музы ведет свое начало у нас это щегольство стихотвор­ной отделки, эта окончанность форм, точная ответственность за каждый стих, выбор слов и какая-то новая простота оборотов, которые потом, через Жуковского и Батюшкова, достались Музе Пушкина и образовали художественный стиль нашей современной Поэзии. Дмитриев обязан был этим качеством стилистической школе Французских писателей, которая его образовала. Критика в то время обращала более внимания на слова, нежели на мысли. Отсюда объясняется нам и та черта, которая резко выказывалась в нашем Поэте в последние годы его жизни и которую замечали, вероятно, все литераторы, имевшие счастие с ним беседовать. С неутомимым вниманием следя новые произведения Словесности, он не пропускал в них ни одного слова, ни одного выражения, которое своею особенностию противоречило правилам его слога, мнениям о языке, ему современным. Он был у нас в этом случае представителем Критики своего поколения. Словесность каждого народа имеет тот период, когда устроивается ее художественный стиль: эта задача у нас была еще важнее нежели где-нибудь, по особенным местным обстоятельствам нашей Литературы. Общество наше не могло в этом случае, как во Франции, предложить своего содействия нашим писателям, потому что или говорило языком чужим или таким отечественным, который не мог служить для писателя, ищущего для избранной мысли и слова избранного: язык наш литературный есть коренная собственность и полное достояние наших писателей, и от них наложен на лучшее общество, а не ими от него принят. Повторяем, что устроить этот избранный язык у нас было труднее нежели где-нибудь, и заслуги писателей наших в этом отношении должны быть ценимы высоко; такой совет полезен особенно для нового выступающего поколения, которое, кажется, находясь под влиянием людей непризванных, не всегда оказывает должное уважение ни к языку своему, ни к писателям, его образовавшим. Освободить язык литературный от всех устарелых форм языка книжного, Славяно-Церковного, который долго находился в такой враждебной борьбе с языком народным; предохранить его от порчи простонародия и положить тому преграду условиями изящного вкуса; устроить его правильность, осно­вав ее на коренных свойствах языка и на употреблении; дать ему гибкость для воспринятия просвещенной мысли и все формы приличия, каких требуют от писателя условия образованного общества, коего он есть лучший и народный у нас представитель – все это вместе есть подвиг великий, пе­ред которым мы должны преклоняться с должным благоговением, мы, пишущие этим приготовленным для нас языком, и часто в непонятной и непростительной неблагодарности обращающие жало этого языка на тех, которые нам его дали. Этот подвиг в отношении к современ­ному языку в его прозаических формах принадлежит Карамзину. Начало того же подвига в отношении к формам стихотворным по всем правам остается за другом его, Дмитриевым.

Характеризуя нашего писателя к отношении к отечественному языку, мы не можем не привести без особенного чув­ства уважения, черты из его жизни, кото­рая приносит ему честь и умножает его достоинства. Воспитанный в том веке, когда Французский язык вошел у нас в господствующую моду, владея им легко и свободно и даже знакомый со всеми его тонкостями, судя по его переводам, И.И. Дмитриев употреблял этот язык толь­ко в беседе с иностранцами, а в Русском обществе и с Русскими, благородно пользуясь правами своего сана, как Русский Литера­тор, никогда не говорил иначе как по-Русски.

Что касается до внутреннего его харак­тера как Поэта, мы сказали уже, что он занимает свое особливое место в на­шей Литературе, не столь славное и блистательное как Державин, но также по­четное. Замечательно, что в то время, когда все с голосу Державина гремело Одой, и всякое стихотворное вдохновение вылива­лось в эту условную форму, Дмитриев по­чти не писал торжественных Од[18] и даже явился остроумным гонителем злоупотреблений этой моды, за чтo навлек было на себя неудовольствие друга своего, Державина[19]. Лирические его произведения в историческом и духовном роде столько всем известные, показывают однако, что он имел блистательный талант Лирика и мог бы отличиться также и в этом роде. Торжественным Одам на случаи, Дмит­риев предпочитал исторические предметы, чтo видно особенно в его Ермаке и Освобождении Москвы, которые остроумный Критик его произведений называет весьма пра­вильно лирическими поэмами.

Но конечно поэзия этого рода не была особенным призванием Дмитриева. Его успех в некоторых пиесах показывает только разнообразие и гибкость его дарования. Тонкая, светская Сатира, в роде Горацианской, была его собственным уделом. Каждый из его знакомых мог заметить в личных беседах с ним мастерство его уловлять смешные стороны жизни светской. Но должно заметить, что шутка его ни­когда не была язвительна и всегда оправле­на в классические формы светского приличия, сообщавшие ей достоинство. Еще смет­ливый его Критик указал на комическое дарование Дмитриева. Это дарование живо про­глядывает в его сатирах, эпиграммах, баснях и особенно сказках, из которых Модную жену можно назвать рассказанною комедиею. Обстоятельства жизни, важность службы Государственной, достоинство сана и отношения общественные не позволили, мо­жет быть, развиться комическому его талан­ту в драматической форме. Не находился ли он в отношениях, подобных Горациевым? Великий Сатирик Рима был превосходным светским наблюдателем: в его са­тирах найдете все элементы комедии – но обстоятельства причиною, почему не развился комик: поэт Рима сам на них жалует­ся. Из всех родов Поэзии драма, и осо­бенно комедия, зависят от обстоятельств случайных.

И так в сатире, сказке и басне раз­вивалось комическое дарование Дмитриева. Он создал для них язык, который в его время был явлением совершенно новым и впоследствии сделался образцом для на­шей комедии. Чтобы постигнуть всю важ­ность тайны этого языка, открытой Дмитриевым, стоит сравнить язык его сатир, сказок и известного перевода Мольеровой сцены: Триссотин и Вадиус, с стихами Ябеды Капниста, которая явилась однако позднее многих произведений Дмитриева. Он отгадал также сродство, кото­рое Басня имела с умом Русским. Сумароков, хотя и писал басни, но не постигал их особенного назначения в нашем отечестве. Хемницер предчувствовал эту тайну; Дмитриев разгадал ее и проложил путь Крылову, который сотворил из басни тип национальный в нашей Поэзии. Басня с запада через нашу Литературу возвратилась опять на восток, на свою родину, и по особенному сочувствию с здра­вым смыслом и шутливостью, свойствен­ными народу Русскому, первая из всех родов классической Поэзии, перенесенных к нам с запада, приняла у нас характер на­родный. С басни, можно сказать, начинается наша художественная национальная Поэзия. Дмитриев, подслушав ее у Лафонтена, создал для нее свой собственный, новый, неслыханный до него язык; Крылов отлил эту басню в народные Русские формы.

Кроме резкой и господствующей черты комического остроумия в характере Дмитриева как Поэта, мы находим в нем и живой след теплого чувства, которое в жизни его выражалось неизменною дружбою, а в Поэзии выразилось в некоторых песнях, в Послании к друзьям и во многих баснях, стихами, которые перешли в пословицы. Это чувство умеряло его сатирическую склонность – и вот причина, почему его сатира, как уже мы сказали, никогда не могла иметь характера неприят­ной язвительности.

Если мы взглянем на сочинения Дмитриева не со стороны эстетической, а в отношении к жизни, если мы теперь, когда настало для него потомство, когда можно говорить об нем без подозрения в лицеприятии, вскроем под писателем человека, то мы должны отдать ему еще бoльшую дань уважения нашего. Во всех произведениях его Музы, при коренных Русских чувствах преданности к Отечеству и Пре­столу, находим мы искреннюю любовь к нравственному возвышению России, прямое уважение к прочным заслугам мимо наружного блеска, и теплое чувство истины, под легким покровом остроумной Басни.

И.И. Дмитриев скончался от воспаления, после непродолжительной болезни. Отпевание покойного происходило в приход­ской церкви Св. Спиридония. Служение совер­шал Его Высокопреосвященство Митрополит Московский Филарет. Градоначальник, знатнейшие сановники Москвы, Ученые и Ли­тераторы присутствовали при погребении бывшего Министра и Поэта, который на двух поприщах, с равною славою и честию, служил своему Отечеству. Тело его погребено, по собственному желанию его, в Донском монастыре. Жизни его исполнилось 77 лет и 22 дни. Он скончался Октября 3-го дня, в 5 часу пополудни.

 

* «Московские Ведомости». 1837. № 83 (16 октября). С. 610 – 612

1. Теперь будет кстати их повторить:

Москва , России дочь любима!

Где равную тебе сыскать?

Венец твои перлами украшен;

Алмазный скиптр в твоих руках;

Верхи твоих огромных башен 

Сияют в злате как в лучах.

От Норда, Юга и Востока Отвсюду быстротой потока 

К тебе сокровища текут;

Сыны твои, любимцы славы,

Красивы, храбры, величавы,

А девы розами цветут.

 2. Что матушки Москвы и краше и милее?

3. Сверх того И.И. Дмитриев был Членом Российской Академии, Почетным Членом Харьковского Университета и многих ученых Обществ.

4. В это самое время, это было в четверг, 30-го Сентября, покойник почувствовал себя дурно.

5. После И.И. Дмитриева должны остаться Записки, которые, как он сам говорил, могут быть обнародованы только по смерти его. Литература Русская должна с нетерпением ожидать, когда напечатаются эти бесценные и едва ли не первые материалы для ее истории. Желательно бы было, чтобы все Литераторы Русские, имевшие счастие пользоваться беседами покойного, собрали в одно рассказы, от него слышанные.
  6. Известно, что первая Ода Ломоносова на взятие Хотина, от которой мы можем вести эру нашей Словесности, относится к 1739 году.

7. Он родился в деревне отца своего.

 Царица, честь и слава!

О Волга, пышна, величава!

Прости!.. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мiре,

Но воспоенного тобой!

9. В Симбирске он учился в пансионе Манже с покойным Платоном Петровичем Бекетовым. Эта подробность сообщена самим покойником И.М. Снегиреву, который, занимаясь теперь изданием Словаря Русских писателей, просил покойного прочесть и дополнить Биографию П.П. Бекетова. 

10. Вот собственные слова его, сообщенные мне из одного частного письма И.М. Снегиревым: «А учение состоит в том, что я начал было учить Французскую Грамматику, но по причине бывшего в нашем краю Пугачевского мятежа не доучился; Руской же и совсем не учен».

11. Это было на втором браке его родителя. Об этом рассказывал он М.П. Погодину.

12. См. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева, написанное Кн. Вяземским и приложенное к последнему изданию его стихотворений (1823).

13. См. предисловие автора к его Стихотворениям и Объяснения на сочинения Державина, изданные Ф.П. Львовым. СПБ. 1834. Стран. II. 

14. См. то же предисловие.

15. На стр. 10-й Объяснений на сочинения Державина сказано, что Иван Иванович Дмитриев участвовал в исправлении самой первой Оды Державина: Успокоенное неверие, которая сочинена и напечатана в 1778 году. Нашему Поэту было тогда 18 лет. Покойник нередко рассказывал о том, как Державин, вознамерившись издать исправленное и уменьшенное собрание своих сочинений, созвал на совет друзей своих, и когда по искренним советам дружбы увидел, что приходилось ему исправлять и убавлять слишком многое, рассердился и готов был рассориться с друзьями. Супруга его, убеждений которой он слушался в порывах горячности, спросила его: за что он сердится? – и Поэт сказал эти замечательные слова: «Да как же мне не сердиться на них? Они хотят, чтобы я полжизни вновь пережил».

16. Здесь в числе первых пиес напечатаны следующие стихотворения: Истукан Дружбы, Червонец и Полушка, Счет Поцелуев, Письмо к Прелесте, Я, Две эпиграммы.

17. Собственные слова автора из предисловия.

18. К Лирическим произведениям его, принадлежат только: Смерть Князя Потемкина, Глас Патриота на взятие Варшавы, Песнь на коронование Его Величества Государя Александра Павловича и еще Стихи на Высокомонаршую милость, оказанную Императором Павлом первым потомству Ломоносова. Последние стихи замечательны особенно благородным чувством, которое их внушило. Нельзя не привести следующих стихов, относящихся к веку:

Герой, Вельможа, Судия!

Не презирайте днесь певцами:

Сам Павел их равняет с вами,

Щедроты луч и к ним лия.

19. Покойник сам рассказывал мне, как Державин рассердился было на него за Сатиру: Чужой толк. Эта сатира написана им дорогой во время поездки его в Симбирск. Моделью для Лирика в этой Сатире служил поэту некто Копьев, неутомимый автор предлинных од, обреченных забвению. Кроме Чужого толка, одна остроумная эпиграмма поэта намекает также на эти злоупотребления лирической Музы того времени: это эпиграмма на дурные оды, по случаю рождения именитой особы.

О тяжкой жизни договор!

О дщерь Полубогов! Нет и тебе свободы!

Едва родилась ты, что твой встречает взор?

Свивальники, сыроп и оды!

Степан Шевырёв


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"