Разделы обозрения:
Проекты портала:
Дружественные проекты:
|
|
10.01.2018

Пустынь Преподобного Нила
Очерк
В Гиржавке, украшающей самый крайний предел нашего великого Отечества, весьма недавно осчастливленный присоединением к его составу, справедливое удивление возбуждается достохвальным соединением смиренной иноческой жизни с блистательными успехами общеполезного, просвещенного трудолюбия и хозяйства. Но сколько подобных примеров разбросано по всему неизмеримому пространству святой, православной Руси, в особенности во глубине ее северных лесов, издревле наполненных отшельническими обителями!...
Николай Надеждин
|
|
17.11.2017
Путь на Чёлму
Записки паломника

21 декабря день памяти преподобного Кирилла Челмогорского. Самое время вспомнить прошлогоднюю поездку, которая состоялась в этот день. Добирались до места, где подвязался преподобный на буранах, получился своеобразный крестный ход. Любое такое мероприятие, связанное с передвижением – это путь, иногда подвиг. Помню, мне очень захотелось поехать, когда я узнал, что праздник организуют люди, которые когда-то побывали в Челмогорской пустыни и теперь не могут не бывать там хотя бы раз в год...
Сергей Мурашев (г. Каргополь)
|
|
20.07.2017

Вифания
Из «Энциклопедического Лексикона»
ВИФАНИЯ, второклассный мужеский и вмести училищный монастырь Московской епархии, иначе называется «Спасо-Вифанским», и находится в трех верстах от знаменитой Троицкой Сергиевой Лавры, на самой границе Московской и Владимирской губерний, на углу, который образуется большими дорогами из Москвы в Лавру и из Лавры в Александров. Эта обитель одолжена бытием своим митрополиту Платону Левшину, который, бывши вместе архимандритом Лавры, полюбил нынешнее место Вифании, и в 1783 году основал здесь, на собственном иждивении, кладбище для Лаврской братии, с тем, чтоб и самому иметь убежище, где бы мог вполне наслаждаться миром уединения...
Николай Надеждин
|
|
10.07.2017
Дивеево как диво, то есть чудо,
или чётки христовой сестры Неониллы

С чего начать? С конца? С середины? Или всё же с начала, по хронологии? В сущности можно начать с любого места, как отсчёт на чётках, которые подарила христовая сестра Неонилла, настоящих монастырских чётках, где в каждой плетёной горошине – крестик. Главное, чтобы, ступая по Богородичной канавке, не сбиться в Песне Пресвятой Богородице...
Михаил Попов
|
|
13.04.2017

Рукописные столбцы Юхновской обители
Новые исследования
Юхновский Казанский Мужской монастырь, или Юхнова пустынь, стоял на правом берегу р. Угры, при впадении в неё р. Кунавы. Его территория до конца XVIII в. находилась в Мещовском уезде, с 1777-78 гг. – Юхновском уезде Смоленской губернии, с 1940-х гг. и до сегодняшнего дня – в Юхновском районе Калужской области. В настоящее время монастырь относится к Песоченской епархии Калужской митрополии. Сейчас место бывшей обители на окраине Юхнова находится в запустении. От четырёх каменных храмов, разрушенных в 1920-30-е гг., остались лишь основания с небольшими фрагментами стен...
Маргарита Бирюкова, краевед
|
|
26.07.2016
Хотмыжская духовная святыня
Очерк

В начале семнадцатого века Московское государство укрепляло южные и юго-западные границы Руси: возводились города-крепости с православными монастырями, которые являлись жизненно важными центрами для привлечения населения по обустройству московских окраин. На Руси было принято основывать новые поселения на реках, где на склонах пойменных и сухих балок обнажались водоносные слои, из которых били ключи. Родниковую воду использовали для питья, приготовления еды, ею поили домашний скот. Живописные долины спокойных рек Готни и Локни с широкими луговыми поймами, с большими площадями черноольшаников и ивняков, с дубравными лесами, с низинными болотными топями, трясинами, мочажинами, с большим количеством родниковой воды, с богатыми рыбными и охотничьими угодьями были привлекательны для переселенцев из центральной России...
Петр Мальцев
|
|
03.07.2016

Валаам. История картины Ладожского монастыря
Отрывок из воспоминаний
Документальный материал из истории Русской Зарубежной Православной Церкви интересен вне политических коллизий и спекуляций ярким, правдивым отображением последних дней великой православной святыни, старого Валаамского монастыря, оказавшегося в фокусе социальных катаклизмов, на пути беспощадных войн. Воспоминания о последних днях обители написаны насельником монастыря, одним из его монахов, бывшим нашим соотечественником, ставшим впоследствии архиепископом Финской Православной Церкви...
Архиепископ Паавали (Хельсинки, Финляндия)
|
|
15.04.2016
Расстрелянные храмы
Очерк

12 июля 2014 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, начались обстрелы Петровского района, причем, по храму наносились удары намеренно. В начале августа, снаряд «Града» не долетел до церкви метров 20 – до сих пор в огороде чернеет воронка. Через неделю прилетело уже с другой стороны: угодив в дерево, взрыв прогремел над кухней и хозяйственными постройками, обрушив крышу, выбив стекла и двери. Последний обстрел вели из гаубицы: снаряд упал за воротами, потом, метрах в 50-ти, в парке, третий угодил в купол. Судя потому, что крыша быстро занялась, снаряд был фугасным, храм выгорал, выскочившим из подвала настоятелю, отцу Александру Матвееву, с пономарями и сторожами под обстрелами удалось погасить пламя на крыше прилегающей крестильни, где сейчас продолжаются богослужения. 7 февраля 2015 года храм опять подвергся бомбардировкам...
Наталья Батраева
|
|
06.04.2016

Афон и Россия
Монастыри – образы Святой Горы на Русской земле
Много веков крепкие узы благоговейного почитания и любви связывают Святую Русь со Святым Афоном. В начале XI века на Святой Горе уже существовал русский монастырь Богородицы Ксилургу (Древоделия) с церковью в честь Успения Божией Матери (ныне – общежительный скит во имя Успения Пресвятой Богородицы, Панагия Ксилургу, приписанный к Русскому Свято-Пантелеимоновскому монастырю). Согласно преданию, монастырь Ксилургу был основан попечением святого князя Владимира Киевского († 1015 г.) и его супруги, византийской царевны Анны († 1012 г.) В 1080 году по указу императора Алексия I Комнина (1057–1118) двадцатую часть Святой горы передали в собственность русским. К началу XII века число насельников монастыря настолько возросло, что пришлось просить дополнительное место для расширения...
Галина Чинякова
|
|
27.02.2016
Дивеево как диво, то есть чудо или чётки сестры Неонилы
Очерк из совместной книги архангелогородцев Александра Роскова и Михаила Попова «Дальняя обитель»

С чего начать? С конца? С середины? Или всё же с начала, по хронологии? В сущности можно начать с любого места, как отсчёт на чётках, которые подарила христовая сестра Неонилла, настоящих монастырских чётках, где в каждой плетёной горошине – крестик. Главное, чтобы, ступая по Богородичной канавке, не сбиться в Песне Пресвятой Богородице: «Богородицё Дево, радуйся, /Благодатная Марие, Господь с Тобою: /Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, /яко Спаса родила еси душ наших». – Тогда и рассказ, пусть, может, и непоследовательный, всё-таки окажется связным, как эти горошины в чётках. А потому начну так...
Михаил Попов (г. Архангельск)
|
|
05.02.2016

Святые Горы
Письмо с хутора
Позвольте мне ещё написать вам о Святых Горах... «Святый да святится еще», – беру я слово из уст нашего Слободско-Украйнского, Харьковского архипастыря, чтобы начать говорить о торжественном освящении храма на высоте высот Святогорских гор. Ещё выше чудо являющейся Никольской скалы, на самой над нею, из-за темени островерхих сосен, вознеслась бело сияющей главою новая Святогорская церковь Спаса-на-горе. Так в своём образном и метком поговорном языке народ умел назвать праздник Преображения Господня, который находится в ряду трёх праздников: Спаса-на-воде и Спаса-на-холсте (1 Августа, когда бывает водосвятие и 16 Августа, когда празднуется Нерукотворенному образу на убрусе), составляя самую торжественную середину Спаса-на-горе...
Надежда Кохановская
|
|
28.01.2016
Русский Афон
Заметки к 1000-летию нашего присутствия на Святой Горе

25 января 2016 года в Москве открылись сразу нескольких международных форумов, которые проходят в рамках празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. ...Переоценить значение Афона для русской цивилизации, для возникновения феномена Руси, которую народ назовёт Святой, попросту невозможно. Примеры не единственные, но яркие: название обители, в которой преподобный Антоний принял на Афоне постриг, будет им воспроизведено в Киеве при благословении строительства Великой церкви – храма Успения Пресвятой Богородицы. Успенские церкви из Киева распространятся по всей Руси. Киево-Печерскую лавру, как и Афон, мы именуем уделом Пресвятой Богородицы...
Олег Мономах
|
|
30.11.2015

Величайший из утраченных навек
К 650-летию Чудова монастыря
Обитель основана святителем Алексием, митрополитом Московским. Название монастырь получил по церкви Чуда архангела Михаила в Хонах. История этого чуда такова.Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности Херотопа, в древние времена находился храм во имя Архистратига Михаила. Около храма бил целебный источник. Храм был сооружён усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому архистратигу Михаилу. У этого человека была немая дочь. Архистратиг Михаил, явившись во сне отцу немой девушки, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Так оно и вышло: дочь лаодикийца начала говорить…
Наталья Лясковская
|
|
17.07.2015
Троице-Сергиева лавра
Исторический очерк

Прошло болеe пятисот лет с тех пор, как в шестидесяти верстах от Москвы была заложена, во имя Св. Троицы, маленькая церковь никому неизвестным, покрытым рубищем пустынником. А почивает теперь тот пустынник в серебряной раке, среди великолепного храма, и из далёких, далёких стран стекаются к нему на поклонение нищий и богатый, простолюдин и вельможа, царь и крестьянин. Есть что-то особенно трогательное в этом великом человеке. Он был не завоеватель, не учёный, не художник, и одной нравственной силой успел покорить себе и современников, и отдалённое потомство. Церковь причислила его к лику святых. Не наша доля писать о жизни Святого. Люди благочестивые оставили нам чудные повествования о ней; но мы хотим ознакомить наших читателей с другой стороной его истории и рассказать о судьбах обители, основанной им, и о великих делах, которые в ней совершились...
Т. Толычева (Е.В. Новосильцева)
|
|
31.03.2015

Предания Новодевичьего монастыря
Одна из главных Московских святынь
Одна из главных Московских святынь – Новодевичий монастырь, это живая память славного Московского царства и свидетель нашей древней державной истории. Он теперь возрождён, и здесь с новым благолепием раздаётся колокольный звон, и слышатся усердные молитвы. И, конечно же, как каждая великая святыня, Новодевичий монастырь окружён благочестивыми преданиями и таинственными сказаниями. Часть из них записана и стала достоянием Московской были, усвоенной людьми. Писательница Т. Толычева собрала несколько интересных монастырских сказаний и впервые опубликовала их в 1873 году отдельным оттиском, теперь уже почти не находимом...
Т. Толычева (Екатерина Новосильцева)
|
|
20.02.2015
Спасо-Бородинский монастырь и его основательница
Посвящается всем почитающим память Маргариты Михайловны Тучковой

Боевое поле России – Бородино! Как сильно забьётся сердце, как живо всколыхнутся исторические воспоминания при виде этого Поля славы, на котором сражались и полегли храбрые защитники Отечества. Восторг и молитвенное устроение одновременно овладевают всеми людьми, кому из них удаётся посетить этот героический простор. За величественным памятником, возвышающимся на батарейной высоте, открывается умиротворяющий вид на Спасо-Бородинский монастырь. Здесь протекала жизнь по-своему героическая. Обитель основана вдовой героя Отечественной войны генерала Тучкова – Маргаритой Михайловной. Колокольный звон и молитвенное пение издавна оглашают здесь Божью ниву, хранящую память о воинах-богатырях, доказавших свою волю, повергая полчища захватчиков...
Т. Толычева (Е.В. Новосильцева)
|
|
27.01.2015

Гиржавский монастырь в Бессарабии
Очерк
Путешествуя по Бессарабии в 1842 году, Николай Иванович Надеждин не мог не посетить Гиржавский монастырь, уединённый среди лесов и крутых гор, в долине реки Гиржавки – отсюда и название обители. Всего четверть века, как начал созидаться этот монастырь, но как он разросся и как стал благолепен, крепнущее хозяйство здесь процветало. И храм Божий высоко вознёс золотой крест в лучезарное небо Бессарабии. История монастыря и его благоденствие целиком связаны с деятельностью настоятеля архимандрита Спиридона. В долгих беседах с ним Н.И. Надеждин многое узнал о том, как неослабно усилиями братии и трудников укреплялась и полнела православная жизнь обители в некогда диком и непривлекательном краю...
Николай Надеждин
|
|
21.07.2013
Колочский монастырь
в рукописи середины XIX века

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому монастырю. Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы...
Иеромонах Даниил (Сычев)
|
|
27.09.2012
В Дивеево,
к батюшке Серафиму
Я была в Дивеево раза три, но уже очень давно, лет пятнадцать назад.В первый раз меня пригласила наша Люся, старшая по храму «Всех скорбящих Радость» на Ордынке – туда ходила моя мамочка, как в самый близкий. Уезжали они вечером и взяли меня с собой, билет удалось купить в тот же вагон. Мне давно хотелось в Дивеево. Несколько лет назад оно начало возрождаться, особенно с перенесением туда мощей преп. Серафима Саровского. Всё случилось по его предсказанию, что по воскресении своём перейдёт он из Сарова в Дивеево и откроет там проповедь всемирного покаяния. Казалось – как? когда? Но всё сбылось. В Елоховском соборе прикладывалась к его мощам и вместе с дочерью ходила на проводы преподобного, когда его мощи увозили в Дивеево...
Наталья Попова-Яшина
|
|
|
|
|