В 22 километрах от Черкасс есть старинное село
Дубиевка. Село старинное, а церковь – как это не редко бывает в наших сёлах –
новая, в 1998 г. построена. По вечерам под самым куполом храма загорается в
стеклянном цветном фонаре лампа. Лишь чуть начнут сгущаться над Дубиевкой
сумерки – вспыхивает: срабатывает реле. Приходской священник отец Евгений,
построивший храм, называет этот светильник – «маяк православия»: «Чтоб люди знали,
где Правда»…
На второй день Пасхи – в Светлый понедельник –12
апреля в Дубиевку к о. Евгению (Крыгонюк, до монашеского пострига о. Василий)
приехали гости из Черкасс и некоторых окрестных сёл. После Литургии и лёгкой
трапезы решено было отправиться в святое место – в Виноградский Успенский
монастырь… В бывший монастырь…
Интересно
описание храма во имя Успения Пресвятой Богородицы (построена около 1730 г.) В
описи 1775 г. о ней говорится: «избою сделанная, весьма ветхая, соломою по
лубью покрытая…; царские и северные двери без резьбы, вовсе обветшалые…;
колоколов 3 по 7 Ѕ пуда. Книг Богослужебных довольное количество». В 1851 г. на
её месте по благословению митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) была
построена каменная, покрытая железом, церковь… Славился монастырь своими
яблоками, которые росли не на обыкновенных яблонях, а на яблонях, привитых к
липовым пням. Не даром знаменитый купец Ф. Семиренко из соседнего Млиева на
протяжении многих лет покупал в монастыре фрукты. Утверждают, что и сейчас
можно ещё найти в саду старые яблони, привитые к липовым пням. Выращивали в
монастыре и сливы, и виноград… Послереволюционные гонения монастырь не пережил.
Монахов, как гласит предание, новая власть утопила в монастырском пруду, иноки
приняли мученическую смерть за веру православную. После революции на территории
монастыря располагался лепрозорий. А после Победы в Великой Отечественной войне
обосновался здесь психоневрологический интернат. Действует он и сейчас. Здесь
проживает люди в возрасте от 18 лет и старше – 64 женщины и 66 мужчин. То
место, где стояла Успенская церковь – пусто, травой покрыто. Паломники
привлекают внимание охраны, персонала, пациентов. Все они, услышав возглас о.
Евгения «Христос Воскрес!», расплываются в улыбках, отвечают кто как может: «Во
истину Воскрес!»
Отец Евгений здесь в четвёртый раз. Однажды на
склоне песчаной горы случился обвал и в горе открылся вход в рукотворный
подземный лабиринт. Внутри о. Евгений нашёл небольшое помещение, решил, что
здесь была подземная церковь. Теперь о. Евгений здесь читал Пасхальный акафист.
Все плотно, но не тесно, стояли с зажжёнными свечами. Тонкие корешки свисали с
растресканного песочного потолка пещеры. В какой-то момент неведомо откуда в
подземелье появилась бабочка-шоколадница, она порхала, виртуозно облетая острия
свечей, иногда присаживаясь на головы людям. Лица детей сияли от восторга…
Обратной дорогой о. Евгений рассказал о себе, о
том, как стал монашествующим священником.
«Родился я в 1956-м… Я шёл в священство, –
говорит он, бодро вышагивая по дороге, – с целью вымолить себя, вымолить жену
свою, которая очень была больна. И детей привести к Богу. Через болезнь жены я
и сам к Богу пришёл. Из больницы на руках её вынес, ходить она уже не могла. Я
спросил врачей: куда мне с ней? Они отвечают: «Никуда не надо ехать: проживёт
два-три дня…» В пятницу я её забрал. И вспомнил, что в воскресенье собирался с
детьми идти в церковь молиться о её здравии. У нас трое детей. Детям я сказал,
что нам неоткуда больше помощи ждать. Батюшка Борис приехал к нам домой из
Свидивка, поисповедывал её, причастил. А через неделю она стала подниматься с
постели. Ещё через неделю – мы жили тогда в Дахновке, квартира на третьем этаже
– она стала спускаться во двор. И поднялась! И, слава Богу, прожила после этого
почти шесть лет. У неё была болезнь печени… Однажды батюшка Борис (Бродовский)
сказал мне, чтобы я стал пономарём. А я тогда не службы не знал, ничего не
знал. Он меня ввёл в алтарь, я стал молиться Богу, стал исповедоваться и
причащаться. Батюшка видел, что у меня есть голос и слух, что я всё быстро
схватываю. И я как-то попал с ним на службу в Черкассы, владыка (архиепископ
Черкасский и Каневский) спросил о. Бориса обо мне и сказал: «Готовь его». То
есть, во священники. И после мы с батюшкой всюду ездили, стали вместе строить
церковь в Свидивке. И куда не поедем, о. Борис всем на меня говорил: «Это
будущий батюшка». А я думал, что это он говорит, чтобы я охотнее пономарил… И
стал священником. Получается,
стал я священником потому, что мне, как
говорится, припекло. А так бы я и Бога не знал. И я Ему благодарен за всё. Мне
все говорили: идёшь в священники, а жена больна, останешься без жены – молодой,
и жениться второй раз нельзя. Все знали, чем такая болезнь кончается. А я стоял
на том: зачем мне другая, мне эта нужна. А если эту Господь возьмёт, так за то,
чтобы спасти мою душу. И никто не мог меня переубедить. Меня отговаривали люди
близкие, которые действительно мне добра желают, не посторонние люди. Нет, я
говорил, это мой путь. Будет она жить – хорошо. Уйдёт из жизни – пусть, потому
что знаю, это путь к Богу. Матушка моя преставилась 1 сентября 2000 г. Вот уже
четвёртый год. В прошлом году 20 апреля на вход Господень в Иерусалим владыка
меня постриг. Шесть месяцев я служил в городском монастыре. А люди просили,
чтобы меня вернули в Дубиевку. И владыка со временем вернул…»
Одна из паломниц – девочка лет восьми – как
зайчик без устали проскакала и в одну сторону эти 10-12 км и в обратную. И
пожилые женщины прошли путь, не отставая. В святых местах нет усталости.
Олег Слепынин
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"