На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православные обители  
Версия для печати

Путь на Чёлму

Записки паломника

21 декабря день памяти преподобного Кирилла Челмогорского. Самое время вспомнить прошлогоднюю поездку, которая состоялась в этот день. Добирались до места, где подвязался преподобный на буранах, получился своеобразный крестный ход. Любое такое мероприятие, связанное с передвижением – это путь, иногда подвиг. Помню, мне очень захотелось поехать, когда я узнал, что праздник организуют люди, которые когда-то побывали в Челмогорской пустыни и теперь не могут не бывать там хотя бы раз в год.

Пре­по­доб­ный Ки­рилл Челмогорский ро­дил­ся в кон­це XIII ве­ка. Двадцати лет от роду оста­вил мир и по­се­лил­ся в нов­го­род­ском мо­на­сты­ре прп. Ан­то­ния Рим­ля­ни­на, где при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние и пробыл шесть лет. А по­том от­пра­вил­ся стран­ство­вать по дру­гим мо­на­сты­рям и хо­дил в те­че­ние трёх лет. Пе­ре­хо­дя с од­но­го ме­ста на дру­гое, стран­ник при­шёл, на­ко­нец, в 1316 го­ду на го­ру Чёл­му в пятидесяти трех верстах от Каргополя. В то вре­мя ему ис­пол­ни­лось 30 лет. Возможно, шёл он той же дорогой, что предстояло проехать нам. Зная, что такое путешествие по зимнему лесу, я обзавёлся тёплой одеждой.

Но день начался, конечно, не с крестного хода. В девять утра литургия в часовне преподобного Кирилла Челмогорского, что находится в деревне Печниково. Служит игумен Феодосий (Курицын) из Ошевенского монастыря. Часовня маленькая, в ней жарко натоплено, народу набилось много, хотя пришли не все, кто собрался ехать. И какая же радость – литургия в часовне! Нет здесь алтарной части, поэтому вся служба происходит на глазах у прихожан. На Светлую седмицу в Пасху во всех храмах служба идёт при открытых царских вратах, а тут и вовсе всё открыто. Когда ещё сможешь настолько прикоснуться к живому таинству. Так Кирилл Челмогорский оживил во мне пасхальную радость. Каждому, кто пришёл на службу, подарили подготовленный местными прихожанами буклет с иконой, житиём и молитвой прп. Кириллу.

После литургии трапеза в доме Печниковского прихода. Перед поездкой надо подкрепиться. В старинном доме с отдельной комнаткой и горенкой чисто, топится, пощёлкивая, русская печь. Даже если и не замёрз, всегда хочется погреться около её живого тепла. Накрыт длинный стол – места всем хватит. Многие кушанья приготовлены по старинным, сохраненным от бабушек рецептам. За трапезой разговоры о жизни прихода. Так, летом в доме, в котором мы расположились, часто живут паломники и реставраторы. Иногда паломники из Москвы и Питера приезжают на Рождество и Пасху. Живут в Печниково, но успевают посетить и Каргополь, и Ошевенск. В дальнейшем, после ремонта, в доме планируется организовать православный центр и оборудовать класс для воскресной школы.

Хорошо накормили нас в Печниковском приходе. Теперь надо отрабатывать. Едем на молебен, который пройдет около поклонного креста на Пудожском тракте, где поворачивает в лес едва заметная дорога к Кирилло-Челмогорскому монастырю. Наша машина приехала одна из первых, но вот потихоньку съезжаются люди из соседних деревень и Каргополя. Выгрузил свой снегоход предприниматель Иван Усов и поехал подновить дорогу. Накануне она была хорошо наезжена, но выпало много снега, которым кое-где нагнуло тонкие деревца. Интересно изучить стенд, установленный к 700-летию Кирилло-Челмогорского монастыря. Он кратко рассказывает об истории обители. Пока рассматривал стенд, познакомился с Николаем Корытько из Москвы. У него с давних времен было желание организовать поселение, где бы люди жили по принципам 19 века. И он даже продвигал эту идею. Работа над созданием поселения навела на Челмогорский монастырь, и судьба распорядилась так, что Николай стал одним из радетелей за сохранение памяти об обители.

Один из организаторов поездки – Наталья Варшавская. Она подробно изучает историю Кирилло-Челмогорского монастыря, создала его анимационную 3D модель, пишет книжку «Тайна архимандрита». И ничего удивительного, ее дед когда-то жил в архиерейском доме и похоронен на монастырском кладбище. Наталья может рассказать вам об истории монастыря, кем и где были обнаружены схороненная монастырская утварь, клады, о последних насельниках, о том, кто участвовал в разрушении обители и что с ними стало.

Но вот все собрались на молебен. Стоим со свечами. Служит молебен отец Феодосий, поднимается над лесом пение женского хора храма Рождества Иоанна Предтечи из Каргополя. Они пели и на литургии в Печниково. Часть тех, кто сейчас молится, вернётся назад, часть поедет до самой Чёлма-горы. После окончания молебна отец Феодосий поздравил всех с праздником. Он пояснил, что молитва в любом деле очень важна. По его мнению, люди стали мало молиться, вот и нет на Каргополье настоящей жизни и не восстанавливается оно. А ведь и правда, сколько раньше в нашем районе было одних монастырей, где постоянно шли службы. Вся земля вокруг была святая.

Едем по этой святой земле на нескольких снегоходах с санями. Мне досталось место на снегоходе, тонкие деревья и ветки нагнуло снегом, то и дело приходиться нагибаться, чтоб не скинуло с сидения и не нахлестало по лицу. Иногда оборачиваюсь назад на пластиковые сани. В них расположился на сиденьях от автомобиля глава МО «Ошевенское» Александр Треханин. Он выставил перед собой руки крест-накрест, уворачиваясь от тонких веток, на поворотах его чуть не выкидывает из саней. Александр поёт в церковном хоре Александро-Ошевенского монастыря и много делает для восстановления обители. Что-то движет им, не боится он трудностей в желании побывать на Чёлме.

Где-то впереди каравана на больших санях со скамейками, которые тянет снегоход Кенозерского парка, едет народный мастер России Ольга Фарутина. Её род пошел от мальчика, воспитанного в стенах Челмогорского монастыря. Можно сказать, сбывается ее мечта, возвращается она на свою прародину. Руководитель турбюро «Лаче» Радик Аднобаев идёт на лыжах, ему важно проверить туристический маршрут. И так каждый едет со своими мыслями, со своими чаяньями.

Наконец выбрались из леса, на чистом месте снегоход разогнался, пошел ходчее. Вот она, Чёлма-гора. Невысокая, угорышек, а известна на всю Россию. С нее открывается великолепный вид на монастырское озеро и на реку Чёлму. Марина Милютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка, провела экскурсию. Сейчас на территории монастыря оборудована небольшая трапезная, в виде беседки; над землянкой, которую выкопал преподобный, поставлена часовня (освящена в 2012 году), а на месте алтаря Богоявленского храма – памятный крест. Храм, посвященный Богоявлению Господню, считался главным в монастыре. В нем находилась особая святыня обители: в приделе во имя прп. Кирилла Челмогорского стояла рака над его мощами, почившими под спудом. Возможно, и сейчас они где-то под руинами.

700 лет назад пришел прп. Кирилл на эту землю, выкопал пещерку и стал жить в посте и молитве. Позднее срубил часовню и келью-избушку. К пре­по­доб­но­му на­ча­ли при­хо­дить мно­гие хри­сти­ане за бла­го­сло­ве­ни­ем ра­ди на­зи­да­ния и ду­хов­ной поль­зы. Кроме того, его трудами и молитвами хри­сти­ан­ство ста­ло успеш­но рас­про­ст­ра­нять­ся среди местного языческого племени чуди. 52 года прожил святой на Чёлме и в возрасте 82-х лет, 8 де­каб­ря 1368 го­да, ото­шел к Гос­по­ду. Перед смертью он причастился святых Христовых Таинств из рук пришедшего к нему игумена Иосифа, настоятеля Спасовой Строкиной пустыни, которая находилась вблизи города Каргополя. Спу­стя несколь­ко лет по­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го ста­ли при­хо­дить на Чёл­му ис­ка­те­ли пу­стын­но­го по­дви­га. Над могилой святого была устроена гробница. Позже в пу­стыне прп. Ки­рил­ла по­се­лил­ся иеро­мо­нах Ар­се­ний. К нему ста­ли со­би­рать­ся люди, ищущие уединённого подвига. Об­ра­зо­ва­лась об­щи­на в 24 че­ло­ве­ка. Спо­движ­ни­ки по­стро­и­ли храм во имя Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня, за­ве­ли паш­ни и ого­ро­ды. Так воз­ник мо­на­стырь.

После того как все вместе помолились (подаренные всем участникам буклеты с молитвой прп. Кириллу пришлись как нельзя кстати) – чаепитие с пирожками. Неожиданно выясняется, что один из водителей снегоходов, Василий Попов из Лекшозера – автор фильма «Слово о погибели Челмогорской обители». В нем повествуется о разрушении монастыря в рассказах очевидцев и участников этих событий. Основная мысль фильма в том, что разрушать нам уже нечего, пришло время покаяться в содеянном и восстанавливать утраченное.

Судьбу района и Кенозерского парка участники крестного хода обсудили за общей трапезой, устроенной предпринимателем Любовью Викуловой в Лядинах, и после просмотра фильма – уже в Каргополе. Радует, что мероприятие организовали сами каргопольцы. Пока есть такие неравнодушные люди – району жить. Мне кажется, каждый из участников крестного хода вынес из поездки что-то важное для себя.

 «Преподобне отче наш Кирилле, услыши нас, грешных, предстоящих ныне пред тобою и умильно молящих тя: помолися о нас, рабех твоих, ко Всемилостивому Владыце Иисусу Христу Богу нашему и Его рождшей Матери, владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, еже отпустити нам согрешения наша, яже содеяхом». 

Сергей Мурашев (г. Каргополь)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"