На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православные обители  
Версия для печати

Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь

Православный религиозно-нравственный и просветительский центр

Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь в с.Кицканах является уникальным памятником истории и культуры Молдавии второй половины XIX - нач. XX вв. Значимость этого монастыря для культуры нашего края трудно переоценить. Ведь с его историей связаны многие события в Бессарабии второй половины XIX века.

Кицканский, как принято называть его в народе, монастырь был действующим менее ста лет. Но и за столь короткий срок он стал свидетелем многих интересных событий и исторических перипетий.

Возьмем в руки изданную в 1911 году книгу "История Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря ", которую составил архимандрит Гурий по рукописям бывшего настоятеля монастыря архимандрита Андроника. Читаем: "В Бессарабии, на правом высоком берегу судоходной реки Днестр, ниже впадения в нее реки Ботна, в 12 верстах от города Бендеры, а от города Тирасполь в 6 верстах, стоит монастырь, называемый Ново-Нямецким. Величественный, поднимающийся к небу купол соборного монастырского храма, посвященного памяти Вознесения Господня на небо, издали виден подъезжающим по железной дороге из Кишинева и Одессы к станциям: Бендеры и Тирасполь. Ново-Нямецкая Вознесенская обитель богомольцам больше известна под именем "Кицканы", так как монастырь построен в с, Кицканах Бендерского уезда, на монастырской вотчине "Кицканской". Ново-Нямецким этот монастырь назван основателями его в отличие от древней Нямецкой лавры, находящейся в Румынском королевстве, в Карпатских горах, недалеко от границы австрийской провинции Буковины"(1).

Действительно, Ново-Нямецкая обитель образовалась не на "пустом" месте, а была преемницей традиций православной Нямецкой лавры - религиозно-нравственного и просветительского центра земли Молдавской. Нямецкая лавра в За-прутье ведет свою историю с 1367 года и пользовалась покровительством молдавских господарей. Доподлинно известно, что устроителем соборного храма лавры в 1497 году был господарь Стефан Великий. Этот монастырь, по мнению многих авторитетных историков, имел для молдавского края такое же значение, как Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры для России. В течение пяти столетий Нямецкая лавра служила источником религиозно-нравственного просвещения для православных молдаван. Из стен монастыря вышло много молдавских епископов и митрополитов.

Большое место в истории Нямецкой лавры занимают жизнь и деяния известного в Молдавии и России преподобного Паисия Величковского (1722-1794), о котором сказано в тропаре:

"...преподобие отче Паисие, добротолюбия по-движниче, верных научил..." Известный славист А.И. Яцимирский в конце XIX отыскал рукописную автобиографию старца Паисия. Начиналась она так: "Аз монашества и священичества недостойный иеросхимонах Паисий рожден и воспитан есмь в преславном малороссийском граде Полтаве от благочестивых и православных родителей". Старец Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) прошел жизненный путь от полтавского подростка до обогащенного духовным опытом игумена Нямецкой лавры. В поисках знаний и истины Паисий странствует по России, югу Украины, Молдавии, долго живет на святой горе Афон, постигая тайны исихазма. На святой горе он собирает вокруг себя единомышленников, с которыми в 1763 году переселяется в дальний молдавский монастырь Драгомирна. А с 1778 года и до самого смертного часа исправляет обязанности игумена Нямецкой лавры. Вокруг него объединяются иноки, желающие проходить послушание в соответствии с традициями древнего православного монашества. В Нямецком монастыре преподобный Паисий создает своеобразную духовную школу. Его ученики сыграли большую роль в возрождении православного монашества. Среди монахов Нямецкого монастыря, собравшихся вокруг Паисия, были молдаване, русские, украинцы, болгары, сербы и лица других национальностей. Поэтому Паисий устанавливает параллельное богослужение на молдавском и церковно-славянском языках. По указанию Ясского митрополита, Паисий составляет монашеский "Устав и чин общежитейской жизни". Данный устав соблюдался в Нямецкой лавре и в последствии был полностью перенят монахами Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря в Кицканах. Широко была известна просветительская деятельность Паисия Величковского. Наиболее полный компендиум сочинений старца и произведений, ему посвященных, был собран архимандритом Андроником. Среди них: "Житие Паисия Величковского", "Житие Паисия Величковского от рождества до 25 лет", "История о начале общежительной жизни, установленной Паисием Величковским на Афоне, и потом в Молдавии", "История, содержащая переписку с духовными и гражданскими лицами" и т.д. К 1898 году А.И. Яцимирский выявил примерно 300 рукописей с переводами Паисия Величковского и его учеников. В 1794 году старец Паисий окончил свой жизненный путь. В 1845 году благодаря славянофилу И.В. Киреевскому и оптинскому старцу Макарию в научно-литературном журнале "Москвитянин" вышло "Житие" старца. Интересен тот факт, что уже в 1858 году велась служба с житием Паисия Величковского, составленная нямецким монахом Каллистратом, хотя Паисий был канонизирован лишь 130 лет спустя. В 1988 году Русской Православной Церковью старец Паисий Величковский был причислен к лику святых. К этому остается только добавить строки, написанные Ритой Клейман в ее работе "Житие и труды Паисия Величковского в контексте славяно-молдавских культурных связей": "Не утратили своей гуманистической силы идеи Величковского и сейчас, два столетия спустя после его смерти. Осмыслить их - наш святой долг перед предками, и главное! - перед потомками" (2).

В конце 50-х годов XIX столетия над знаменитым монастырем, как и всей православной церковью Молдавии, образно выражаясь, разразилась гроза, последствия которой привели к основанию Ново-Нямецкого монастыря в России (т.к. с 1812 года Бессарабия входила в состав Российской империи).

В 1859 году происходит объединение княжеств Валахия и Молдавия в единое государство во главе с господарем Александром Кузой. Правительство Александра Кузы принимает решение о подчинении Молдавской православной церкви, т.е. министры и их подчинение свободно могли распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами, не спрашивая на то разрешения митрополита. Также было решено провести секуляризацию монастырских имений -конфискацию имений церкви и монастырей в пользу государства. Для проведения этих решений в жизнь правительство создало особую комиссию из пяти светских и двух духовных лиц, в обязанности которых вменялось заведование монастырскими делами в княжестве. Иеросхимонах Андроник, который был свидетелем этих событий, назвал данную комиссию "разбойничей". С 12 июня 1859 года комиссия без предупреждения нагрянула в Нямецкую лавру в сопровождении жандармов и объявила настоятелю монастыря архимандриту Герасиму, что они явились с целью отобрать монастырские имения, на что благородный старец ответил: "По доброй воле я не отдам монастырских имений. Правительство может их отобрать только силой, так как братия не имеет оружия, чтобы противиться" (3). Возмущенные на столь твердый ответ члены комиссии приказали собрать всю братию в трапезной монастыря, где прочитали указ о изъятии монастырских земель. Все иноки были поражены этим сообщением, а комиссия тем временем с помощью жандармов опечатала двери монастырской канцелярии и архивы, где хранились документы и дарственные грамоты. Опечатана была также и библиотека, располагавшая книгами и рукописями на разных языках.

Затем комиссия посягнула на вековые правила церковной жизни монастыря. Дело в том, что по уставу лавры богослужение в ней велось на молдавском и славянском языках. Комиссия забрала и закрыла все книги на славянском языке. Было запрещено вести службу на славянском языке и поминать русских святых. Протесты монастырской братии не привели ни к какому результату.

Постоянные гонения привели к тому, что иноки тайно стали покидать лавру. Некоторые отправлялись в другие монастыри, в основном на святую гору Афон, многие, перейдя границу на Пруте, подались в Бессарабию, ища покровительства православного императора России.

Стоит отметить, что в Бессарабии у Нямецкой лавры осталось много земель: Копанка, Кицка-ны, Котово, Немцены, Шолканы, Кричкоуцы, Ми-решты, Валя-Русулуй и др. Управлял ими особый уполномоченный лавры. В этот период им был иеромонах Феофан Кристя. Интересна его биография. Он родился в 1812 году в Сучаве, от православных родителей Василия Кристи и его жены Марии. В детстве получил имя Федор, в шесть лет его отдали в школу в Сучаве, где он учился молдавской и немецкой грамоте. В 1828 г., в возрасте шестнадцати лет, Федор Кристя поступает послушником в Нямецкую лавру, а через два года принимает постриг и монашеское имя Феофан. Уже в 1832 году митрополитом Ясским Вениамином Костаки он был рукоположен в иеродиаконы, а в 1833 г. Феофан принимает решение отправиться по святым местам Афона и Иерусалима. Начиная с 1836 года, уже в сане иеромонаха, отец Феофан занимает различные должности: инспектор монастырской типографии, старший поверенный по делам монастырей Нямцу-Секул, инспектор построенной в Нямце больницы, поверенный монастырей Нямцу-Секул в Яссах, а отсюда в 1858 году назначен управляющим лаврскими имениями в Бессарабии. Отец Феофан был человеком высокообразованным, прекрасно знал языки, типографское и докторское искусство, обладал хорошим голосом. Про него говорили: "...муж образованный и преисполненный ревности по Боге и любви к людям" (4).

Феофан Кристя, узнав об ограблении имущества лавры и притеснении монастыря, немедленно выходит с прошением к архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с ходатайством найти способ в защиту лавры, а если выхода нет, то просить перед Святейшим Синодом Российской империи построить в Бессарабии новую обитель, которая стала бы дщерью святой Нямецкой лавры. Также с прошением отец Феофан обратился к митрополиту Софронию Миклеску. Защитник святой православной церкви в Молдавии, митрополит Софроний, наделяет его особыми полномочиями на право ходатайствовать перед Российским правительством в защиту молдавских православных монастырей. В 1860 году с данными полномочиями иеромонах Феофан отправляется в Санкт-Петербург. Одной из задач, которые поставил перед собой отец Феофан, было возвращение имений Кицканы и Копанка во владение Нямецкой лавры.

11 апреля 1861 года иеромонах Феофан ходатайствует перед архиепископом Кишиневским и Хотинским Антонием о разрешении устроить в уже возвращенных имениях Кицканы и Копанка, принадлежащих Нямецкой лавре, новый мужской монастырь для размещения в нем монахов, прибывающих из Молдавии. Пока же обитель будет строиться, разрешить нямецким инокам совершать богослужения и выполнять монастырское правило по уставу Нямецкой лавры в приходской церкви села Немцены Кишиневского уезда. Среди иноков был и духовник лавры иеросхимонах Андроник (в миру Андрей Николаевич Баденский, он же и Попович). Родился он в 1820 г. в селе Лунганы в семье священнослужителя. Начальное образование ему дала мать Мария, урожденная Баденская. Подростком он остается сиротой, и после непродолжительного проживания у родственников в 1831 году в возрасте 11 лет становится послушником в Онче, лаврской вотчине, где и проживал до 1839 года, будучи поваром, кузнецом, плотником, переплетчиком. В 1839 году Андрей с изволения архимандрита Неонила переходит в Нямецкую лавру, где принимает постриг с именем Андроник. В 1842 году в Благовещенской церкви в Яссах он был рукоположен в иеродиаконы. С 1847 года исполняет обязанности уставщика Секульского монастыря. В 1850 году рукоположен в иеромонахи, а в 1855 году утвержден старшим экклесиархом в Нямецкой лавре. После известных событий он принимает "схиму" и становится иеросхимонахом Андроником. Кстати, он должен был быть уполномоченным по делам монастырских имений в Бессарабии. Но он сильно болел, и в Бессарабию был отправлен о. Феофан. Как многие иноки, о. Андроник переправился через Прут и оказался в Бессарабии.

Именно эти два мужа стояли у истоков основания Ново-Нямецкого монастыря.

13 января 1864 г. последовало "Высочайшее Его (императора Александра II - прим. авт.) утверждение проекта об основании в лаврских вотчинах Кицканы и Копанка Свято-Ново-Нямец-кого Вознесенского общежительного монастыря". Итак, на землях, подаренных монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым, в имении Кицканы, переданном лавре в 1527 году господарем Петром Рарешем, началось устроение нового мужского монастыря.

32 инока переезжают из Немцен, где они до этого жили и проводили службы, в Кицканы и совершают богослужения в приходской Свято-Николаевской церкви, пока не будет построен соборный храм. После императорского изволения о. Феофан начал дела по устроению монастыря. Был заказан проект монастыря, определялось денежное содержание, Феофан заказывает известному художнику Ф.А. Верховцеву написать копию иконы Божьей Матери "Нямецкой" подругой копии, снятой иеросхимонахом Андроником. Сам оригинал был подарен греческим императором Иоанном Палеологом в 1401 году митрополиту Молдавии Иосифу, который, в свою очередь, передал ее Нямецкой лавре. Верховцев тщательно выполнил работу, и сам потом был немало удивлен красоте иконы.

В мае 1864 г. начинается постройка первого корпуса келий из 19-ти комнат, в 1865 г. была отремонтирована Свято-Николаевская церковь. Оценены труды и заслуги Феофана - он был назначен игуменом. В сентябре 1867 г. был заложен и освящен фундамент соборной церкви в память Воздвижения Креста Господня, строительство которого закончилось в 1878 г. (5). Храм был вновь освящен в честь Вознесения Господня в 1890 г. В 1883 г., в возрасте 71-го года игумен, Феофан умирает, оставив все труды по монастырю своему помощнику и другу иеро-симонаху Андронику, который в 1885 г. становится игуменом, а в 1890 г. возводится в сан архимандрита.

Из некролога на отца Феофана: "Ко дню погребения, в Ново-Нямецкий монастырь, по распоряжению Епархиального начальства, прибыл из Кишинева архимандрит Варсанофий. После заупокойной литургии, отслуженной архимандритом Варсанофием соборне, происходит при участии братии обряд отпевания. После отпевания тело усопшего было вынесено из храма и обнесено вокруг храма с обычною в подобных случаях ли-тиею, с пением и с колокольным звоном. По окончании всех, установленных по чину обрядов, гроб с телом усопшего вложен был в одно из устроенных мест в склеп под спудом большой новой церкви.

Покойный игумен Феофан отличался при жизни неутомимою деятельностью. Нынешнее благоустройство Ново-Нямецкой обители, им же основанной, есть плод, главным образом, его усилий. Вообще он столько сделал для благоустройства и благосостояния Ново-Нямецкого монастыря, что имя его навсегда останется памятным среди братии этой обители" (6).

В 80-х годах в монастыре появляются новые постройки: трапезная, больница, библиотека. В этом большая заслуга о. Андроника. Он внес огромный вклад в развитие монастыря, а также в создание большой монастырской библиотеки.

13 августа 1893 года, после болезни, архимандрит Андроник скончался. В своем завещании отец Андроник пожелал, чтобы книги, собранные им на молдавском, русском, греческом и других языках, остались для обогащения монастырской библиотеки.

После смерти Андроника, игуменом монастыря с 21 ноября 1893 года утверждается иеромонах Герман. Отец Герман (в миру - Георгий Дмитриевич Еримичой) родился 17 апреля 1841 года в селе Дурлешты Кишиневского уезда. Учился в уездном училище, был приказчиком, но, не получив от мирской жизни духовных запросов, он в 1860 году отправляется на священную гору Афон и становится послушником Ильинского скита. В 1870 г. о. Герман рукоположен в иеродиаконы. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. о. Герман был братом милосердия, за что был отмечен медалью и благодарностью архиепископа Кишиневского и Хотинского. С 1887 г. иеромонах Герман входит в число старейшин братии Ново-Нямецкого монастыря. Благодаря стараниям игумена Германа в начале XX века были построены Успенская церковь (1905 г.), два корпуса келий (1895-1904 гг.), мельница (1906 г.) Кроме того, о. Герман обогатил монастырскую ризницу многими облачениями, а в 1908 г. устроил каменный корпус для мастерских. Обо всем этом можно подробно узнать из книги архимандрита Гурия.

Настоящей жемчужиной монастыря является колокольня, имеющая в высоту 69 метров и состоящая из пяти ярусов. Это самая высокая в Молдавии колокольня. Колокола на ней датированы 1913 годом, ее прекрасно видно за многие километры от монастыря. А с самого верхнего яруса колокольни открывается удивительный вид живописных окрестностей. Ее часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры (можно согласиться, что есть определенное сходство).

В 1959 г. Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь в Кицканах закрывается советскими властями. В 1962 г. монастырские документы и книги попадают в ЦГА МССР и поступают в фонд архива. После закрытия монастыря, его помещения использовались в разных целях: в храмах устроили склады, в колокольне располагался военно-исторический музей, рассказывающий о боях на Кицканском плацдарме, на территории монастыря - больница для больных туберкулезом.

В двадцативосьмилетний период закрытия монастырь сильно пострадал, был поруган и расхищен. Возрождение монастыря происходит в начале 90-х гг. Была открыта для посещения прихожанам и Успенская церковь, службу в которой вел молодой священник Евфимий Робу. В данное время монастырь вновь является действующим. Благодаря заботам настоятеля монастыря архимандрита Доримедонта* произведен ремонт храмов и помещений, построены церковь преподобного Паисия Величковского и часовня. В ноябре 1994 года монастырь отметил 200-летие со дня представления преподобного Паисия, имя которого свято и дорого для Ново-Нямецкого монастыря, ведь старец - небесный покровитель обители. Торжественная Литургия служилась в обоих храмах обители. В Успенской церкви ее правил епископ Бендерский Викентий, а в Свя-то-Вознесенском соборе - митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир. Во время торжеств Владыко Владимир наградил архимандрита Доримедонта правом ношения второго нагрудного креста с украшениями, а епископ Викентий от имени Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вручил ему церковный орден святого князя Владимира II степени. Со словами "Преподобный отче Паисий, моли Бога за нас!" богослужение продолжалось на площади возле храмов. После окончания богослужения к собравшимся обратились митрополит Владимир и епископ Викентий. Потом настоятелю монастыря архимандриту Доримедонту был передан на хранение в Ново-Нямецкой обители посох преподобного Паисия Величковского, который до этого хранился на Украине. Завершился тот день годичным актом в помещении Духовной Семинарии и праздничным обедом. В конце всего торжества епископ Викентий выразил уверенность в том, что отныне день преподобного Паисия Величковского будет отмечаться в монастыре ежегодно (7).

А 27 декабря 1994 года в монастыре состоялся праздник, который собрал 170 священнослужителей. Он был посвящен 130-летию со дня основания Ново-Нямецкого монастыря. Состоялась праздничная Литургия, после которой епископ Бендерский Викентий провел епархиальное собрание в стенах Успенской церкви. Основными вопросами собрания были: дальнейшее религиозно-духовное образование и возрождение православных традиций. Епископ Викентий вручил особо заслужившим священнослужителям медали Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Порадовала к этому дню и монастырская типография, подготовившая к этой дате цветной церковный календарь с видом Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря. В заключение хочется сказать, что у монастыря уже есть свои последователи - в 1994 году состоялся первый выпуск Духовной Семинарии. 55 молодых священнослужителей несут людям православные истины и слово Божье (8).

И завершить я бы хотел словами Н.А. Мурзакевича, которые он написал в 1880 году, но и сейчас, спустя более ста лет они не не утративили своей сути: "И ныне в Ново-Нямецком монастыре строго соблюдается и превосходно исполняется чтение и пение в церкви на обоих языках, как соблюдается Устав общежития. Иноки молдавского языка и славянского живут между собой дружно..." (9).

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. История Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря. Кишинёв, 1911 г.

  2. Клейман Р. "Житие и труды Паисия Величковского в контексте славяно-молдавских культурных связей.//Сборник "И дым Отечества..." Кишинёв.

  3. История Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря. Кишинёв, 1911 г.

  4. Там же.

  5. Освящение соборного храма в Ново-Нямецком монастыре. Кишинёвские епархиальные ведомости, 1879 г.

  6. Игумен Феофан, настоятель и основатель Ново-Нямецкого монастыря. /Некролог/. Кишинёвские епархиальные ведомости, 1883 г.

  7. Описано автором в 1994 г.

  8. Описано автором в 1995 г.

  9. Мурзакевич Н.А. Вознесенский соборный храм в Ново-Нямецком монастыре /в Кицканах/. ЗООИД, 1881 г. том XII.

 


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Монастыри" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"