На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Прощёное воскресенье

в слободе Мстёре

Масленица чаще всего у нас связывается с поеданием блинов, катанием с гор и на лошадях, сожжением чучела зимы. Проще говоря, с языческим разгулом. Но в народной среде бытовали и христианские традиции, приуроченные к этому празднику.

Своеобразный обычай был записан в 70-е годы XIX века в известной своими иконописцами слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии. Относится он к последнему дню масленичной недели – Прощёному воскресенью.

В этот день даже обедня духовенством отслуживалась раньше обычного времени, чтобы дать возможность жителям обойти и объехать всех близких и знакомых. Было принято ходить «прощаться» младшим к старшим: детям и дочерям, выданным замуж, – к родителям, крестникам – к крёстным отцам и матерям, прихожанам – к своим духовным отцам. Затем домохозяева и старшие в семействах шли к волостному начальству, родители учащихся детей – к учителям, служащие и работники – к своим хозяевам. А заканчивалась эта церемония посещением могил близких на кладбище.

Итак, первыми хождение начинали «креснята» (маленькие крестники), начиная с 5-6-летнего возраста. Малыши шли в сопровождении кого-то из старших. Крёстным они вручали подарок (конфеты, изюм, чернослив, баранки и прочее) и большой – фунтов на 5 или 8 калач, который нарочно пекли к этому дню. В ответ получали пятиалтынные или двугривенные монеты.

Взрослые крестники приходили «прощаться» тоже с подобными приношениями. Кроме того, брали с собой ещё и большие пряники, которые в прежние времена были основными подарками на «прощании».

Эти обрядовые пряники, как и большие калачи, пекли только к Прощёному воскресенью. Они имели форму четырёхгранника: в длину – до 1 аршина, в ширину – 8-9 вершков, на лицевой стороне формой были вытиснуты сплетённые травы, цветы и птицы. Весили пряники от 5 до12 фунтов. Пекли их кислые и пресные. Первые были тяжеловеснее и толще, а вторые – легковеснее и тоньше. Чем больше хотели выразить почёт, тем объёмистее и тяжеловеснее пекли или покупали пряник.

На «прощании» каждый целовался сперва с хозяином и кланялся ему со словами «простите, Христа ради!» (младшие кланялись в ноги), а потом со всеми, кто находился в доме, даже если это были совсем незнакомые люди.

 

Источник: Владимирские губернские ведомости, 1874, №5.

Владимир Дмитриев (г. Владимир)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"