На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

В Чистый четверг сам Господь благословляет хлеб

верили владимирские крестьяне

Четверг на Страстной неделе в народе называли Великим, а чаще «Чистым», и посвящали этот день, как наведению чистоты, так и очищению перед Светлым праздником.

Во Владимирской губернии с Чистым «четвертком» было связано множество обрядов, в которых тесно переплелись православие и более древние верования наших предков, связанные, прежде всего, с основным занятием крестьян – земледелием.

Прихожане села Жилино Александровского уезда верили, что сам Господь невидимо благословляет хлеб, который в этот день подаётся к обеду. Потому остаток этого хлеба убирали, хранили как святыню и вкушали только во время болезней.

В селе Елизарово, в ближайших сёлах и деревнях Переславль-Залесского уезда каждый хозяин считал обязательным подать на проскомидию в Великий четверг просфору, которую хранил до посева. Когда приходила пора сеять хлеб, «четверговую просфору» привешивал на верёвочке к лукошку с семенами и не снимал её до конца посева. Крестьяне верили, что освящённое таким способом зерно принесёт хороший урожай.

И ещё один обряд был направлен на будущий урожай.

В Юрьев-Польском уезде в Чистый четверг хозяйки варили овсяный кисель, с которым выходили на улицу и говорили: «Мороз, мороз, не побей наш овёс, но приходи кисель есть!». Часть этого киселя берегли до первого дня Пасхи, когда им разговлялись прежде пасхи и кулича.

Особая роль в этот день отводилась и другому жизненно необходимому продукту – соли.

В Чистый четверг хозяйки, во время топки печей, приготавливали «четвергову соль» – завёртывали её в тряпицу, опускали в квасную гущу или свежую воду и клали на под печи. Эту соль давали скоту во время болезней, добавляя в пойло или корм. В некоторых же местах четверговую соль ели и люди во время болезней. А прихожане села Алексино Юрьев-Польского уезда берегли эту соль до Светлого дня (Пасхи) – для трапезы с яйцами.

В Александровском уезде крестьянки верили: если встать рано в Чистый четверг ото сна, то весь будущий год не будешь просыпать по утрам. Поэтому они в этот день вставали раньше обычного.

Свои бытовые обряды крестьяне переносили и в церковь. В селе Иваново Шуйского уезда в Великий «четверток» за всенощной при чтении «страстей Господних» после каждого Евангелия отделяли кусочки воска от свечи и прикрепляли их к нательному кресту – для избавления от лихорадки. Сами свечи уносили домой, и зажигали их летом во время сильной грозы. Считалось, что в этом случае стихия не могла нанести ущерба крестьянским хозяйствам.

В Чистый четверг бабы обязательно убирались избе – чистили и мыли. Начинали и стряпать к Светлому дню. В деревне Кониловке Муромского уезда первым делом красили яйца (в луковой шелухе, сенной трухе, сандале, берёзовых липках), пекли ржаную «куличу» и из того же теста пирог просвирке и краюху попу, а также из творога, сметаны и коровьего масла приготавливали «пасху».

Владимир Дмитриев (г. Владимир)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"