Четверг на Страстной неделе в народе называли Великим, а чаще «Чистым», и посвящали этот день, как наведению чистоты, так и очищению перед Светлым праздником.
Во Владимирской губернии с Чистым «четвертком» было связано множество обрядов, в которых тесно переплелись православие и более древние верования наших предков, связанные, прежде всего, с основным занятием крестьян – земледелием.
Прихожане села Жилино Александровского уезда верили, что сам Господь невидимо благословляет хлеб, который в этот день подаётся к обеду. Потому остаток этого хлеба убирали, хранили как святыню и вкушали только во время болезней.
В селе Елизарово, в ближайших сёлах и деревнях Переславль-Залесского уезда каждый хозяин считал обязательным подать на проскомидию в Великий четверг просфору, которую хранил до посева. Когда приходила пора сеять хлеб, «четверговую просфору» привешивал на верёвочке к лукошку с семенами и не снимал её до конца посева. Крестьяне верили, что освящённое таким способом зерно принесёт хороший урожай.
И ещё один обряд был направлен на будущий урожай.
В Юрьев-Польском уезде в Чистый четверг хозяйки варили овсяный кисель, с которым выходили на улицу и говорили: «Мороз, мороз, не побей наш овёс, но приходи кисель есть!». Часть этого киселя берегли до первого дня Пасхи, когда им разговлялись прежде пасхи и кулича.
Особая роль в этот день отводилась и другому жизненно необходимому продукту – соли.
В Чистый четверг хозяйки, во время топки печей, приготавливали «четвергову соль» – завёртывали её в тряпицу, опускали в квасную гущу или свежую воду и клали на под печи. Эту соль давали скоту во время болезней, добавляя в пойло или корм. В некоторых же местах четверговую соль ели и люди во время болезней. А прихожане села Алексино Юрьев-Польского уезда берегли эту соль до Светлого дня (Пасхи) – для трапезы с яйцами.
В Александровском уезде крестьянки верили: если встать рано в Чистый четверг ото сна, то весь будущий год не будешь просыпать по утрам. Поэтому они в этот день вставали раньше обычного.
Свои бытовые обряды крестьяне переносили и в церковь. В селе Иваново Шуйского уезда в Великий «четверток» за всенощной при чтении «страстей Господних» после каждого Евангелия отделяли кусочки воска от свечи и прикрепляли их к нательному кресту – для избавления от лихорадки. Сами свечи уносили домой, и зажигали их летом во время сильной грозы. Считалось, что в этом случае стихия не могла нанести ущерба крестьянским хозяйствам.
В Чистый четверг бабы обязательно убирались избе – чистили и мыли. Начинали и стряпать к Светлому дню. В деревне Кониловке Муромского уезда первым делом красили яйца (в луковой шелухе, сенной трухе, сандале, берёзовых липках), пекли ржаную «куличу» и из того же теста пирог просвирке и краюху попу, а также из творога, сметаны и коровьего масла приготавливали «пасху».
Владимир Дмитриев (г. Владимир)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"