Господнему себя вверяй Смотрению, и со вниманьем Пост проходя, не измеряй Его – от пищи воздержаньем.
Вот – дьявол; он не ест, не спит И трудится, не уставая, А тяжко, между тем, грешит; Грешит он, не переставая.
*** …Ужель такой заботы и вниманья Достойна наша плоть! И почему Желудку дань со всем сбираем тщаньем, – Как будто господину своему?
ЗОВЁТСЯ ИСТИННЫМ ПОСТОМ
От зла – в молитву удаленье, Молчанье, гнева подавленье, Смиренье и неосужденье, Храненье глаз, и отвращенье Телесной похоти при том – Зовётся истинным постом.
Прп. ЕФРЕМ СИРИН
…И САМ ПРОСИ ПРОЩЕНЬЯ
Прости всех в пост и сам проси прощенья, А ты сбираешь в память огорченья. И сам твой труд напрасен и бесплоден, А ты – в упрямом рвении – подобен Хотящему водою тщетной славы Наполнить до краёв сосуд дырявый.
*** О чём ты воздыхаешь, человек? – Пост на дворе и воздыхать не дело: Кресту не покорится дух вовек, Пока кресту не покорится тело.
Авва ЛЕОНТИЙ
ВСЁ, ГРУЖЁННОЕ БЕЗ МЕРЫ
Просил бы ни на что не годных, Ленивых и чревоугодных Усвоить истину одну: Вздохнёт лишь море, глубь ощеря, – И всё, гружённое без меры, Пойдёт ко дну.
Прп. ИСААК СИРИН
ЖЕЛАНИЕ МОЛИТВЫ
Глазам здоровым – кто оспорит это? – Всегда присуще вожделенье света. Так и посту, творимому смиренно, Желание молитвы вожделенно.
СОВЕРШЕНСТВО ПОКАЯНЬЯ
Важней всего в спасенья осознанье И выше – добродетель покаянья, Способная из бездн греха воздвигнуть, Хоть в ней нам совершенства – не достигнуть.
Прп. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
ОГОНЬ НЕ УГАШАЮТ МАСЛОМ
Ты чрево хочешь ублажать, И страсти блудной избежать, Но трудишься напрасно:
Ко видел, чтоб со всех сторон Идущий приступом огонь Да угашали – маслом?
*** Стеснённое чрево во время поста От праздных речей заграждает уста.
Язык наш, насыщенный множеством снедей, – Так часто бывает виною трагедий!
*** Без лукавства покорился Божьей воле – грешный род: Не постился, но смирился, И приял меня Господь.
*** Сердце, – если не утеснено Воздержаньем тела – где витает?.. Чрево же, постом иссушено, – Воды покаянья источает.
Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
ПРЕСЫЩЕНЬЕ
Не сказать об этом по-другому: Пресыщенье – враг всему благому; Ум – глубокий самый – ослепляет; Мысль, и дух, и чувства притупляет; В жизни – без того многострадальной –
Приближает к старости печальной…
*** Постящийся – достоин воздаянья, Но от греха нужнее – воздержанье: Едящий всё, но не судящий ближних, Блаженней, чем клевещущий подвижник.
Бог милосерд, а мысль проста зело: Еда – не зло, а грех – большое зло.
Прп. ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН
БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ
…Она иссушена, как трость, Но не жалеет «постник» плоть, Не видит в этом смысла.
Ни пить не будет он, ни есть, Несчастнейший, – а это есть Сам грех самоубийства.
*** Суровый пост Не принесёт спасенья. Коль вслед за ним – Грех чревообъяденья.
*** Пост благоугодным тогда лишь зови, Когда он украшен плодами любви.
Прп. ИОАНН ДАМАСКИН
*** Когда б, как думают, в посте Всё дело было лишь в еде, То в мире, где ничто не ново, Святыми были бы коровы.
Прп. НИЛ СИНАЙСКИЙ
СОКРУШЕННОЕ СОЗНАНЬЕ
Без сокрушенья в деланье нет проку, – Не разрубить нам собственных пороков.
А сердце – в сокрушённое сознанье – Приводится трояким воздержаньем,
Когда восстать решение созрело: Лишеньем пищи, сна, покоя тела…
Свт. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
СВОИМ УМОМ ГОРДЯСЬ
И Богу, и себе молясь, Живёшь, своим умом гордясь; Размысли ж на минутку:
Коль так, то почему твой ум, Впадающий в паренье дум, Зависит от желудка?
ЗАПОВЕДЬ
В самом раю, где чистота И святость, заповедь поста Касалась запрещенья снеди,
Так что отступникам ея Грозила жизнь вне Бытия, Вне Бога – наказанье смертью…
НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДЛЯ ХРИСТИАН
Отвека и доныне дан Насущный хлеб для христиан – Христос, и ничего под небом Нет жертвеннее сей любви, И, Господи, благослови, Нас этим насыщаться хлебом.
Свт. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
ВОСПЛАЧЕМСЯ ПЕРЕД ВЛАДЫКОЙ
Поста Великого преддверье – Моленье: покаянья двери Отверзи милостью поста.
До камня доходящим криком Восплачемся перед Владыкой, Падём в объятия Христа!
ПЛОТЬ ОБУЗДАТЬ…
Не оказаться чтоб средь «неключимых», – Плоть обуздать и умертвить должны мы: Из наслаждений мира ч т о утешит Во тьме кромешной, где лишь плач и скрежет Зубовный?..
*** Кто воздержаньем плоть распять готов – Лишь тот христианин, лишь тот Христов.
Прп. АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
НЕ ПИЩА, НО ЗАПОВЕДЬ
Вкушенье или невкушнье Не столь важны, а нарушенье, – Что воля прорекла святая, За что и изгнан был из рая Адам…
БЛАГОРАЗУМЕН БУДЬ
Благоразумен будь, со всяким тщаньем Идя путём смиренья; оттого Великому Посту – в уме – молчанье Приличествует более всего.
Прп. ИОСИФ ОПТИНСКИЙ
ПОСТИШЬСЯ?..
Постишься? – помоги Господь! Страшась геенны зева, Удерживай от неги – плоть, От пресыщенья – чрево.
И плоть, и душу – Пост ценя – Возьми разумно в руки, Да избегут они огня, Неугасимой муки…
Прп. АНАТОЛИЙ СТАРШИЙ ОПТИНСКИЙ
ЛУЧШИЙ ПОСТ
…На самом деле, лучший пост – Терпеть всё то, что Бог пошлёт.
ПОСТ С ТОБОЙ ВСЕГДА
Помни же, что пост с тобой всегда: Коль не можешь понести труда – С непокорной плотью тяжкой битвы – Сердцу и уму тогда внимай И телесный подвиг заменяй, Не сумнясь, Иисусовой молитвой.
Прп. АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ
*** Когда мы в пощенье Духовную радость обрящем – Тогда нам и редька становится Сахара слаще.
Прп. НИКОН ОПТИНСКИЙ, исповедник
*** Умеренное воздержание Полезнее всего…
Св. ИОАНН КРОНДШТАДТСКИЙ
*** …И помни: если Господа любя, Постов суровых тщательной заботе Предашь себя, то с долгой скорбью плоти Придут все козни бесов на тебя.
Какое испытание нависнет, В обличии каком предстанет грех Для ревностных и безрассудных, – всех, Несовершенных в христианской жизни.
Свт. ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ
ПРОСТИМ И МЫ
Пройдёт печаль Великого Поста, И Царство долгожданное Христа Отверзнется томящемуся взору.
Земную тяжесть вяжущих обуз С плеч сбросим мы: чем невесомей груз, Тем облегчённей восхожденье в гору.
Дабы не впасть в тягчайшую беду, Изгоним из сердец своих вражду, Восплачем покаянными слезами.
Заступничеством Девы и Жены Очищены, и Богом прощены, Простим и мы виновных перед нами.
ПОСТ
Пост – это должность, кресло, кабинет; Пост – под охрану сданный нам объект, За оставленье коего с нас взыщут.
А также, пост – храненье дум и чувств От находящих тёмной тучей буйств; Храненье уст – от запрещённой пищи.
В КОНЦЕ ВСЕГО ПУТИ…
Столь быстротечно время! И оно Нам только для спасенья душ дано… Дана и память, что не обойти Нам Страшный Суд – в конце всего пути.
СВЕТ ПОКАЯНИЯ
Представьте комнату, что свет Не видела с десяток лет Существованья, – Так брошена, захламлена Жизнь наша, и душа темна – До покаянья.
В ней – тщанье плотского ума, Нерассветающая тьма, Мрак преткновенья. Там будущность объемлет – страх, Там – каждый наш неверный шаг Грозит паденьем.
Покаяться б давно должны, – Но мы в грехи погружены Злой круговерти. Несмысленные, день за днём К своей погибели идём, К духовной смерти…
Но хлынет лишь Господень свет, Свет покаяния, – и нет Мглы разделенья. И все, изъятые из тьмы: И вы, блаженные, и мы – Близки к спасенью.
БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ (из слова свт. Иоанна Шанхайского в седмицу Торжества Православия)
1 На греческом языке слово «анафема» Означает «отделение с вознесением вверх», То есть предание Суду Божьему. Тех, кто не только сам Отступает от Православия, Но и увлекает за собой других, Церковь отсекает от себя, Как заражённую раком Или другою опасною болезнью Часть тела, Дабы предохранить от заражения Здоровую его часть.
2 Всякое отступление от Православия Есть повреждение ясного духовного зрения, А также ослабление духовных сил. Быть православным важно, Ибо православное учение о Боге есть то, Что открыл Сам Сын Божий. Быть православным означает Иметь верное знание о Высшем, Насколько оно доступно человеку. А также знать путь В мир Горний…
ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЙ
Лежит пред нами Сам Творец Земли и неба, всей Вселенной, Прошедший крестный путь мертвец, Покойник необыкновенный.
Те заповеди, что Он дал, Мы преступили, согрешая. Как смертный, Он за нас страдал, Быть Богом не переставая.
И в этот вечный миг весны, В сей, ладаном пропахший вечер, Цветы Ему принесены, И возжжены печально свечи.
А Он, страдальческий венец Избравший, – от Своих избранных Ждёт размягчения сердец, – Бесчувственных и окаянных…
НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ
1 …Ещё немая бездна пролегла До светлого Христова Воскресенья –
От скорби той, от траурных одежд, От храмовых коленопреклонений; От Сада Гефсиманского, где предал Владыку злочестивейший Иуда; От ночи той и от того двора, Где трижды убоится слов служанки Апостол Пётр до пенья петушина, И отречётся Господа; от криков Безумия, Пилата превозмогших Неистовством: «распни Его, распни!
«Свершилось!»
Миг – и надвое завеса Разодралась в ветхозаветном храме.
2 Но что за чудо: словно бы светает Среди вселенской неподвижной ночи, Как будто – где-то ангельские звуки Касаются измученного сердца, И сердце плачет и обнять готово В слезах любое Божие творенье… А, может быть, доносит ветр восточный С собой благоухающее миро, Что жены-мироносицы готовят К помазанью Спасителя… О Боже, За что, скажи, Твоя любовь и милость Твоё неистощимое терпенье К созданью Твоему?.. Помилуй грешных.
Николай Коновской
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"