На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Уроки добротолюбия

3 января 2015 года исполняется 60 лет, писателю, ученому, священнику Алексею Морозу

Я познакомился со священником отцом Алексеем Морозом, когда он еще только начинал служить в Марёво – небольшом поселке Новгородской области, вблизи которого, по местному преданию, остановилась в страшном 1238 году движущаяся на Новгород татарская кон­ница…

Старые дубовые рощи… Серебряные ключи, бьющие из земли…

И всё равно зияющая пустота ощущалась в прочно обжитом пейзаже.

Только на второй день пребывания в Марёве удалось сообразить, что не хватает церкви…

Нет-нет, церковь была – Успения Пресвятой Богородицы…

Но это полуразрушенное строение, где служил тогда отец Алексий Мороз, хотя и исполняло свое назначение – в нем шли службы, совер­шались требы – словно бы расползалось по земле, и его не существовало в пейзаже, в жизни окружающего пространства оно не участвовало.

И вот прошло несколько лет.

Я слышал от отца Алексея рассказы, дескать, потихоньку восстанавливается церковь Успения Богородицы в Марёво, хотя, конечно, медленно, поскольку ни епархия, ни администрация денег не дают, а приходу тоже не собрать – небогато живут здесь, как, впрочем, и везде сейчас в Российской глубинке…

И вот, этой осенью я снова увидел марёвский храм.

Уже сложили барабан, вывели каркас величественной для Марёво ма­ковки, водрузили на нее крест.

И случилось чудо – сразу преобразился пейзаж. Одухотворенною сделалась марёвская даль. Откуда ни взглянешь, увидишь церковь, парящий в небе восьмиконечный крест, что осеняет округу.

И как-то спокойнее становится на душе, тише, чище...

Отец Алексий Мороз говорит, что очень много народу, необычно много приняли святое крещение в Марёво… И само отношение изменилось к православию, словно только сейчас и увидели местные жители церковь.

Но почему: словно?

Действительно, только теперь и стало видно то, что все эти годы ясно видел своим сердцем священник, писатель, ученый – отец Алексий Мороз…

Я начинаю свой рассказ о творчестве священника Алексия Мороза с восстановления им марёвской церкви еще и потому, что эта тема сквозная и в его жизни, и в его литературном творчестве.

Сам Алексий Мороз – коренной петербуржец, сын профессора, он окончил институт и аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, но вот душа его проснулась, он потянулся к Богу, поступил в духовную семинарию и стал священником.

«Когда мне предложили приход в Мородкино, я, недолго думая, отправился в путь посмотреть место. Мне рассказали, что нужно проехать триста километров до небольшого городка, дальше сорок километров на местном автобусе, затем пешком через болото пять километров.

А еще мне рассказали, что в самой деревне, около церкви, живет семейство бандитов. Отец, просидевший пятнадцать лет в тюрьме, два сына, всячески ему подражавшие, и мать-страдалица, имевшая еще одного слабоумного сына.

Они сильно досаждали прежнему, старенькому, одинокому священнику. Иногда били его, грабили, оскорбляли, а он смирялся – плакал и служил. Умирал он, по свидетельству местных прихожан, со следами побоев на теле»…

 

Так начинается повесть «Верой и молитвой». Так начинался его священнический путь. Так начиналось в конце восьмидесятых годов возрождение православной Руси, которое шло все эти десятилетия параллельно с процессами разрушения нашей страны.

Сейчас уже совершенно ясно видно, что целенаправленное разрушение экономики страны, ее оборонной мощи, культуры, демографического потенциала, потому пока и не достигло конечного результата, что разрушительным реформам, которых не выдержала бы никакая другая страна, по-прежнему противостоят вера и молитва, продолжающие жить в душе русского человека. И, наверное, потому и вызвала живой читательский отклик повесть о. Алексия Мороза, что она совпала по настроению и по ощущениям с тем, что происходило тогда в нашей стране повсюду.

Читаешь, как, проваливаясь в трясину, бредет герой повести по утонувшей в болоте дороге, которую разрушили еще в войну и которую так и не чинили с тех пор, и полумесяц едва освещает тропинку, ведущую в болото, и зловеще ухает филин и, кажется, что это сам ты вместе с героем повести повторяешь слова молитв…

«Пресвятая Богородица! Выручай! Покрой Своим Покровом, выведи на свет Божий!» – вырвалась из сердца горячая молитва. И вдруг тихое и светлое чувство охватило душу. Мир, покой и уверенность, что всё будет хорошо, наполнили мое существо. Я встал и пошел, перепрыгивая с кочки на кочку, вперед, вглубь болота»…

В своей повести, которая снабжена подзаголовком «Записки сельского священника», Алексий Мороз рассказывает о возрождении православия в отрезанной бездорожьем русской глубинке.

В этом заброшенном, споенном, оболганном и всё равно бесконечно любимом уголке русской земли, герою повести открываются величественные народные характеры. Это и Клавдия, пронесшая в своем сердце огонек христианской веры через всю черноту, через все тяготы нелегкой жизни, это и жители деревни, спасавшие иконы, во время гонений на церковь, это и те прихожане, которые помогают молодому священнику возрождать приход.

И происходит узнавание России и самого себя. Возрождение храма совершается не только в конкретном географическом пункте, но прежде всего в душах прихожан и, конечно, в душе самого повествователя. Об этом и рассказывает повесть.

В рассказах отца Алексия Мороза мы находим и изначальную чистоту и простоту народной веры (рассказы «Дед Тимофей и Мишка», «Никола – праздник большой»), и те непреодолимые «сложности», через которые необходимо пройти героям, подвергшимся искусительному увлечению «чужебесием».

Надо сказать, что художественной прозой священник Алексий Мороз начал заниматься, будучи уже автором многочисленных работ, посвященных сектологии и демонологии.

Огромной популярностью пользовалась и продолжает пользоваться его книга «Люди и демоны. Образы искушений современного мира»[1], написанная по благословению митрополита Иоанна (Снычева). Книга эта выдержала десятки переизданий. Чрезвычайно популярна и другая книга Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка».

Кроме этого Алексием Морозом составлена воистину энциклопедическая книга «Новый православный богослужебный сборник» в 2-х томах, а так же учебники «Уроки добротолюбия», «Добрые уроки-наставления» и другие книги.

Отец Алексий все эти годы не только восстанавливает храмы – в последние годы он отдал не мало сил восстановлению домового храма в Александровском лицее в Санкт-Петербурге – но и занимается обширной просветительской и лекционной работой, работает, как теперь принято говорить, с «наркозависимыми» людьми.

Очень трудно представить, что столь многообразная и значительная работа совершается в одном человеке. Она была бы, конечно, невозможна, если бы не было Божией помощи, если бы отец Алексий не возносил молитв, предстоя перед Алтарем. Пастырское служение, конечно же, дает ему силы для научной деятельности, для педагогической работы, и вместе с тем оно служит материалом для его литературной работы.

Значительная часть книги посвящена рассказам в паломнических поездках и встречах со старцами. Рассказы эти повествуют о духовном опыте, необходимом современному православному человеку, и путях приобретения его.

Разумеется, хотя в рассказах и очерках Алексей Мороз рассказывает о своем собственном опыте, о своих собственных встречах, но происходит в них и художественное укрупнение и обобщение частных наблюдений и рассуждений и перед нами возникает образ человека, который утверждают то, что необходимо утверждать Церкви.

Рассказы священника Алексия Мороза, которому 3 января 2015 года исполняется 60 лет – это подлинные уроки добротолюбия, они укрепляют в читателе надежду на то, что даже в наши смутные времена можно жить во всей полноте, совершая очень полезные не только для современников, но и для будущих поколений дела.



[1] Книга печатается под псевдонимом «Священник Родион»

Николай Коняев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"