На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Россошь. Родина. Россия

Были Слобожанского края

Давнее, давнее имя

 

Давнее, давнее имя!

Славная, славная Россошь!

Что за холмами твоими –

Русская росстань иль роспашь?

 

Что за холмами твоими,

Ты расскажи мне по-свойски –

Пенье Бояново или

Игоря храброе войско?

 

Были и будут в столетьях:

Мгла – и небесные крепи,

Битвы – и думы о детях,

Бури – и думы о хлебе…

 

Веруя в силы родные,

Доброй судьбой прирастая,

Стой, моя Россошь – Россия,

Древняя и молодая!

Сергей Луценко (г. Павловск)

 

Россошь, Родина, Россия – слова близкие, светлые и напевные по звучанию и дорогие по смыслу. Это наше Отечество, наш край, наш дом. Россошанский район Воронежской области – малая крупица России, но по занимаемой площади (2,4 тысячи квадратных километров) лишь немногим уступает европейскому государству Люксембург. Город Россошь второй по численности населения в Воронежской области. Здесь проживает более 62 тысяч человек.

Современная Россошь – промышленный городок среди полей, по-домашнему уютный, тихий и гостеприимный, со смешанным русско-украинским населением. Он полностью соответствует своему ласково певучему имени, которое произошло, вероятнее всего, от названия речки или места расположения. Воды Россоши текут по «ростоше» – равнине, разделяющей невысокие холмы. А поселение возникло на «россохе» – у слияния речек, на «росстани» – на перекрёстке дорог, среди «роспаши» – некогда распаханной под посев целинной земли.

Правда, существует более красивая версия происхождения названия – от слова «роскошь». Как отмечали наши первые краеведы – священники Илья Соколов и Тихон Олейников, природа наших мест поражала роскошью и плодородием: «Многоводные реки изобиловали рыбой (сомы, говорят, были таких размеров, что поедали уток), озёра и болота – многочисленными стаями всякой птицы (лебеди и дикие гуси имели выводки), дремучие леса – всякого рода животными (водились олени, медведи), а луга, степи покрыты были разными травами. Могло быть так: те, которым было поручено указывать поселенцам места для заселения, называли эту местность роскошью, а потом Россошью».

Родившись слободой, Россошь постепенно росла, переживая исторические события, выпадавшие на долю Отечества. В 1923 году официально стала городом, причём, уездным городом, в 1928-ом – административным центром Россошанского округа и района Центрально-Чернозёмной, а затем Воронежской области.

 

Из тумана веков

 

Последнее в истории Земли, Валдайское, оледенение превратило наши места в приледниковую тундру с мхами, карликовыми берёзками, колючим кустарником. Здесь обитали великаны-мамонты, выручавшие человека каменного века. Мясо зверя спасало охотников от голодной смерти, шкура – от холода, из костей люди строили жилища. При строительстве пруда недалеко от Россоши бульдозер выхватил из земли огромные кости. Останки мамонта хранятся в сельском школьном и городском краеведческих музеях.

Археология края всё ещё полна тайн. Первым их начал разгадывать археолог Сергей Замятин в 1925 году. В 1980-е годы были выявлены два городища предположительно раннего железного века, полтора десятка поселений эпохи бронзы, четыре курганных могильника. С конца 1990-х в районе работает школьный полевой археологический лагерь. При научном руководстве археологов Воронежского педагогического университета исследованы курганы по реке Чёрная Калитва.

Земля продолжает хранить много неведомого. Сейчас уже точно известно, что люди каменного века, эпохи бронзы, кочевые племена скифов, сарматов, половцев, золотоордынцев. а ещё донские аланы, хазары, древние славяне – все побывали тут. И наверняка нам ещё предстоит узнать много интересного!..

 

Битва у Дона великого

 
На главной аллее городского парка «Юбилейный» высится беломраморная скульптурная группа. Высеченные в камне фигуры посвящены героям древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Посвящены не случайно.

Суть описанных в «Слове» событий общеизвестна: новгород-северский князь Игорь «самостийно» в 1185 году вывел свои дружины к Дону, на «поле половецкое», где и потерпел поражение. Личная драма князя обернулась бедой для всей Руси.

На берегу реки Оскол уже пора поставить камень и вырубить на нём надпись о пути войск князя Игоря. Точь-в-точь как в сказке: «Прямо пойдёшь – в Ростовскую степь попадёшь, направо – на Донбасс дорога приведёт, влево свернёшь – к берегам Тихого Дона выйдешь».

В «Слове о полку Игореве» и летописях чётко прописан путь, каким шло войско Игоря – от теперешнего районного городка Новгород-Северского, что на Черниговщине, до Оскола-реки. А вот дальше маршрут и, главное, место битвы вызывает споры у исследователей.

С течением времени изменились названия малых речек, на берегах которых сражались  русичи с половцами.

Где теперь ты, Каяла? Где Сальница? Сюурлий? Ответ на эти вопросы уже двести лет пытаются найти исследователи.

В 1995 году в Санкт-Петербурге была издана пятитомная энциклопедия «Слова о полку Игореве». В статье «Поход» перечисляются основные варианты версии маршрута убористым текстом на девяти страницах! Десятки вариантов, один убедительнее другого. Выбирай, пока не закружится голова. А чтобы этого не случилось, проще выделить три направления: нижнедонское, междуречье Северского Донца – Днепра и среднедонское.

Среднедонская версия существует с XIX века. Автором её был видный историк русского права Иван Дмитриевич Беляев. В своей статье «Географические сведения на Руси…», напечатанной в 1852 году в «Записках Географического общества», он утверждал: «Игорь держал свой путь на Донец, потом на Оскол и далее к Сальнице (вероятно, нынешний Богучар)». Иван Дмитриевич доказывал, опираясь на древние летописи, что путь на средний и верхний Дон был исхожен и хорошо знаком славянам.

В XX веке эта версия получила развитие в исследованиях москвичей Поливановых. Ещё в довоенную пору в Россошь приезжал Н.Н. Поливанов, выступал перед учащимися педагогического училища. Он был уверен: трагическое сражение князя Игоря произошло вблизи слияния речек Чёрной Калитвы и Россоши. По мнению Николая Николаевича, легендарной Каялой была река Россошь, от которой произошло название нашего города.

Работу Н.Н. Поливанова продолжил его племянник Алексей Матвеевич, действительный член Российского Географического общества. Незадолго до своей кончины он выпустил вторым дополненным изданием книгу «Где ты, Каяла?» (Москва, 2003). 

Первый раз А.М. Поливанов «прошёл дорогой князя Игоря» в 1976 году. Из Россоши в Москву увёз на научную экспертизу изъеденное ржавчиной древнее копьё, найденное мальчишками на дне речки Россошь. «Подобный тип копий хорошо представлен в домонгольских памятниках Древней Руси», – такое заключение сделают специалисты Государственного исторического музея в Москве и укажут примерный возраст находки – XII или XIII век!

Используя знания гидрологии, астрономии, математики, археологии, топонимики, а также фольклорные и военно-тактические данные, А.М. Поливанов приходит к выводу, что «местом битвы русских с половцами было устье речки Россоши (Каялы) при впадении её в реку Чёрную Калитву (Сальницу), притока Дона»...

 

Козаки идут…

 

В пору Средневековой (удельной, феодальной) Руси земли Придонья были в запустении. Здесь разбивали свои временные становища перед нападением на южные окраины русских земель кочевники.

Исследователи начинают отсчёт существования постоянного поселения на месте нынешней Россоши с конца XVII века. Осваивали край вынужденные выходцы из Малороссии-Украины – козаки первого по времени Острогожского слободского полка. За охрану южных рубежей Московского государства в 1678 году они были пожалованы землями по реке Чёрная Калитва. Возможно, уже в то время часть козаков, их ещё называли черкасами, малороссами, обосновалась в месте, где в Чёрную Калитву впадает речка Россошь.

В 1702 году острогожскому половнику Федору Куколю было разрешено поселить на Чёрной Калитве черкас из Острогожска, Землянска, Талицы, Ендовища. Так постепенно осваивались здешние земли.

Первое время поселенцам Россоши приходилось отбиваться от набегов воровских кочевнических шаек. Месторасположение слободы было удобным для обороны. «Реки Россошь и Чёрная Калитва в то время были значительно шире и глубже; по этим местам в ту пору нельзя было ни пройти, ни проехать…Открытою была одна западная сторона, но с этой стороны, по словам старожилов, была глубокая канава и вал. Своими концами вал упирался в берега рек Калитвы и Россоши; в середине вала были ворота, а по линии вала сторожевые вышки, на которых караулили по очереди слобожане. При появлении врагов все женщины, старики и дети прятались в камышах, а мужчины вступали в бой с врагами, отстаивая свои семьи и «худобу» (домашний скот).

Когда прошла нужда в охране границ государства, боевой образ жизни черкасов уступил место мирным сельским занятиям.

В феврале 1708 года Петр I пожаловал земли по Чёрной Калитве полковнику Ивану Тевяшову. Тот сразу стал селить прибывших с Малороссии вольных хлебопашцев, создавая для них льготные условия. Видимо, число жителей слободы быстро росло, и появилась необходимость построить церковь.

В ведомостях церквей за 1721 год указывается, что в слободе Россошь имеется Крестовоздвиженская церковь. Это пока самое раннее известное нам документальное свидетельство о существовании поселения с названием Россошь.

 

На снимке: Храмы сегодняшней Россоши.

* Поле слободское. Выпуск № 263.

Татьяна Малютина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"