На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Любовью и единением спасемся

На 700-летие преподобного Сергия Радонежского

Православные со всей России и из-за ее пределов съехались к 3 мая 2014 г. в Сергиев Посад – отметить 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В столь юбилейный год проходит немало мероприятий, отправляется в свет изданий, связанных с этой значимой для Руси датой.

В послании Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского отмечается: «Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: “Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно”».

Преподобный не только благословил князя Димитрия Иоанновича Донского на Куликовскую битву и дал ему в ратные духовные спутники монахов-воинов Ослябю и Пересвета, но продолжал молитвенное прозорливое делание во время сражения. Известно, что пока битва шла, святой стоял у престола и вынимал частички из просфор, произнося имена убитых воинов. То есть он провидел, кто в те минуты складывал голову за другия своя, за Отечество.

Это он, преподобный Сергий, дал Руси учение о Живоначальной Троице, благодаря ему появилась икона «Троица» преподобного Андрея Рублева – одна из самых прославленных русских икон, созданная знаменитым изографом под сильным духовным влиянием и по слову преподобного для иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря, впоследствии ставшего лаврой.

Троицкий собор был сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г. С юго-восточной стороны в 1548 г. над гробом игумена Никона Радонежского сооружен Никоновский придел (в 1623 г. перестроен). В 1425–1427 гг. собор расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью.

Русским мыслителем сказано: прекраснейшее из зданий русской архитектуры – Собор Троицкий и прекраснейшее из изображений русской иконописи – Рублевская Троица значительны вовсе не только как красивое творчество, но своею глубочайшею художественною правдивостью, то есть полным тождеством покрывающих друг друга первообраза русского духа и творческого его воплощения.

Даже в названии прославленной обители – Троице-Сергиевой лавры они соединены в вечности: Святая Троица и возлюбивший Ее преподобный Сергий. «Дом Живоначальныя Троицы сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский – Ангел Хранитель России, – написал богослов о. Павел Флоренский. – Не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а в особой творческой связанности Преподобного Сергия с душою русского народа...»

Обратим внимание и на памятный знак преподобному Сергию Радонежскому, установленный в «сергиевых» местах в селе Радонеж в 1988 г.

В.М. Клыков (архитектор Р.И. Семержиев) построил композицию так, что фигура монаха словно укрывает собой, содержит в себе фигурку мальчика отрока Варфоломея (образ с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею») с иконкой Святой Троицы в руках, из которого и вырастет знаменитый русский святитель. Образ ярко демонстрирует тезис «два суть одно» (если говорить о персонах) и одновременно – «три суть одно» (если говорить о наличии также духовной составляющей, представленной визуально-предметно в виде иконы). Эта композиция похожа на космический корабль, стартующий в Небо. «Ракетоноситель» здесь даже визуально – устремленный духом ввысь, хоть и глядящий в себя и на землю монах, а «корабль», выводимый им на орбиту – удивительный мальчик Варфоломей, которому Господь вручил икону Святой Троицы как послание Русскому Миру.

* * *

Первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой родился в селе Варницы (близ Ростова Великого) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Русская Церковь считает днем рождения святого 3 мая 1314 г. Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г., а через 30 лет, 18 июля 1422 г, были обретены нетленными его святые мощи, как свидетельствует Пахомий Логофет.

Кроме Троице-Сергиева монастыря преп. Сергий основал еще несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими как Стефан Пермский.

Привязана память о великом подвижнике сегодня и к матери городов русских – Киеву, в котором мы найдем как минимум три храма, возведенных в честь великого святого: в древнем Свято-Троицком Китаевском монастыре, современный храмовый комплекс на ул. Уманской, 14, в Соломенском районе города и больничный храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, восстановленный в заброшенном корпусе № 112, находящемся около Первой городской инфекционной больницы неподалеку от главных ворот Нижней лавры.

Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда тот нес ребенка к святому для исцеления.

Святая Троицкая лавра всегда являлась не только духовным центром и даже символом Русского православия, но и стала неприступной крепостью для иноземных захватчиков, например, в годы великой Смуты. Истории известна «Троицкая осада» монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти 16 месяцев – с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.

* * *

Хотя русская иконопись связана с именами великих мастеров – Феофаном Греком, Дионисием и другими, преподобный Андрей Рублев остается для нас, пожалуй, самым выдающимся иконописцем Святой Руси. Именно он, как никто, по меткому замечанию богослова Павла Флоренского, «воистину передал нам узренное им откровение. Среди глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира».

Глядя на рублевскую Троицу, вдохновленную преп. Сергием Радонежским, зритель «не испытывает ни одной из приманок западной живописи: ни силы, ни остроты, ни сладости, ни упоения, ни экстаза, ни грации, ни вкрадчивого аромата  -  словом, ни одного из тех волнений, какими владеют порознь старые западные мастера. Перед иконой Рублева мы вскоре чувствуем, что все прекрасное, испытанное нами в жизни, несется к нам назад каким-то цельным дуновением». 

Православные просветители поясняют, что преп. Сергий видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троицы единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви. Святая Троица – это не количественная характеристика, а качество Господа, непостижимое для человека, но данное ему в Откровении.

Подчеркнем это важное наблюдение: впервые в русской религиозно-философской мысли преп. Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности.

По сути, образ Святой Троицы как символ единства небесного и земного показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле этот образ как идеал земного бытия открывал и открывает путь для снятия самой дилеммы – национальное или вселенское. Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, стала символом единства Руси. Как показала история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили словно от Самого Господа. А икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась не как произведение искусства, а как воплощенный символ Божественного единения.

Преп. Сергий Радонежский дал преп. иконописцу Андрею творческий замысел и основную композицию богодухновенной иконы «Троица», «дабы, – как сказано в житии чудотворца, – воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». 

* * *

«Как духовное завещание святого звучат ныне его слова, – говорится в юбилейном послании Патриарха Кирилла, – донесенные до нас благочестивым преданием: “Любовью и единением спасемся”. Это назидание особенно актуально сегодня. Мы – наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, – призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), противостоя розни века сего. Даже в самые непростые эпохи, времена тяжких испытаний и великих скорбей, игумен земли Русской остается для всех взыскующих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей, источником утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующий одному Ему ведомыми путями в судьбе каждого человека и целых народов. Не оставит он всех духовных чад своих и ныне, и во все последующие эпохи. Совершая хвалебное пение великому подвижнику Церкви Православной, будем помнить слова святого Епифания Премудрого, начертанные им в житии Преподобного: “Мы восхваляем святого Сергия не потому, что он нуждается в похвале, но потому, что он молится за нас, подражая во всем пострадавшему за нас Христу”».

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"