В былые годы правительственный курьер, сменяя лошадей на станциях, с бешеной по тем временам скоростью – 180 верст в сутки – скакал от Москвы до Иркутска 34 дня. Но теперь, чем быстрее мчатся поезда и стремительнее отрываются от земли самолеты, тем чаще хочется перевести дух, остановиться, оглядеться и задуматься: «А куда и зачем мы так торопимся?» И вот тогда вспоминаем, что кроме передвижения на автомобиле, поезде и самолете есть еще путешествие по реке.
Канал имени Москвы
Из Москвы мы вышли под вечер. Незаметно подступила темнота, размывая и делая неясными очертания берегов, легкий пар поднялся от воды, зажглись огни бакенов. Уходить с палубы не хотелось. Когда уже совсем стемнело, начались шлюзы знаменитого канала имени Москвы. Его построили, чтобы соединить Волгу и Москву-реку в 1937 году. Мрачной тенью нависали над нами статуи шлюзовых ворот, воскрешая в памяти историю создания канала, который был построен силами заключенных ГУЛАГа и стал памятником советской эпохи. Но желания предать её забвению не возникало – ведь не осыпаем мы проклятиями фараонов при виде пирамид или афинских стратегов, любуясь совершенством Парфенона; нет, мы восхищаемся полетом мысли их создателей и упорству воплотивших эту мысль в дело.
И здесь мы поражаемся впечатляющему инженерному решению построить шесть шлюзов на 128 километрах, чтобы сделать канал судоходным, и, конечно, человеческой выносливости. Да, сегодня советской империи нет, но по проложенному в те годы каналу до сих пор ходят баржи и теплоходы...
Калязинская колокольня
Первое, что приходит на ум спросонья, – посмотреть в иллюминатор. Неленивые путешественники даже специально старались увидеть, как загорится на бледном небе яркой бусиной солнце и окрасит в розовый цвет сонную зыбь воды. За ночь мы прошли все положенные по маршруту шлюзы и в начале дня уже шли по Волге.
Зеленовато-серая вода каналов здесь сменилась прозрачно-голубой, как свинцово-серая вода в Неве придет вослед изумрудной в Свири, а холодная сталь Белого озера уступит место голубиной окраске Ладожского. Вода в реках бывает разного цвета: мне никогда не забыть блещущий синевой Нил, будто вобравший в себя пронзительно-синее, без единого облачка небо, под которым чернели поля с густой зеленой травой.
В нашей природе нет таких сочных контрастных красок, она вся состоит из полутонов, как и неброская красота жителя русского Севера. Яркость юга утомляет и быстро наскучивает, а многообразие северных оттенков рождает обилие картин, которые не устают удивлять новизной. Как это утро ново го дня, которое словно написали нежными акварельными красками: голубоватые облака и зелень островков среди реки, чуть тронутые бежевой краской берега и сизая гладь воды...
Реки – самые древние пути сообщения и свидетели прошлого, и если бы они могли заговорить, то рассказали бы о многом, например, о проплывающей мимо нас колокольне Никольского собора, близ города Калязина. Когда-то он и городом не был – так, три слободы, что раскинулись по берегам Волги и впадающей в нее речки Жабни. В XV веке святитель Макарий основал рядом со слободами монастырь, который, как и сам городок Калязин, стал знаменит в Смутное время. Здесь в 1609 году собирал ополчение со всех волжских городов молодой воевода Михаил Скопин-Шуйский и обучал их под стенами монастыря ратной науке. Последней надеждой называли в те лихие времена отряды под командованием 23-летнего полководца. Но именно ему удастся очистить от войск Лжедмитрия II северо-восток Руси и освободить окруженную Москву вместе с сидящим в ней царем Василием Шуйским. Спасителем Отечества называли Скопина-Шуйского москвичи и всей страной оплакали его раннюю кончину от рук завистливых отравителей.
Сегодня нет ни Макарьевского монастыря, ни половины самого Калязина, ушедших под воду при создании Рыбинского водохранилища. Но в последние пятнадцать лет в Калязин возвращаются его святыни, а вместе с ними, хочется верить, вернется историческая память народа. В 2012 году в восстановленный храм Вознесения Господня перенесли из Твери мощи Калязинского заступника чудотворца Макария, стараниями местной власти и энтузиастов-историков открыли памятники преподобному и Скопину-Шуйскому, созданные талантливым скульптором-священником Евгением Антоновым; перенесли городской стадион, располагавшийся на месте кладбища, где были захоронены останки участников битвы под стенами Калязинского монастыря. В городе появились улицы, названные именами Скопина-Шуйского и его воеводы Давида Жеребцова, Ивана Федоровича Никольского – первого директора Калязинского музея, сохранившего мощи преподобного Макария. Отрадно, что оживают не только старые традиции, но и рождаются новые – ежегодные Волжские Крестные ходы и Макарьевские чтения в Калягине.
Углич
Днём мы останавливаемся в старинном русском городе Угличе. Основали его в том месте, где Волга поворачивает — «угол делает», оттого он, видимо, и Углич. В центре города знаменитые палаты угличских князей XV века, Спасо-Преображенский собор XVIII века и церковь Димитрия «на крови», построенная на месте гибели младшего сына Ивана IV царевича Димитрия. Сегодня в городе – ровеснике Москвы восстанавливаются и монастыри – Алексеевский, Богоявленский и Воскресенский.
Алексеевский – один из самых древних в городе – был основан митрополитом Алексием в 1371 году. После преставления митрополита и причисления его к лику святых обитель, где он особенно почитался, стала именоваться Алексеевской. В годы Смуты XVII века, когда поляки осадили город, жители укрылись за стенами монастыря. Тогда захватчики подожгли монастырь, а оставшихся в живых его защитников, по словам летописца, заживо засыпали в подвалах. На этом месте после изгнания интервентов из страны отстроили дивной красоты храм Успения Пресвятой Богородицы, чтобы возносить в нем молитвы о живых и павших.
Трехглавую шатровую белокаменную церковь замечаешь издали и замираешь, удивленный, не в силах оторвать глаз от созданного человеком во славу Божию. Не удивительно, что в народе храм называют Дивным. В монастыре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Вратарница», к ней с молитвой прибегают в семейных нестроениях, болезнях. Помогает она и семьям, потерявшим надежду иметь детей.
Вечером наш теплоход проходит мимо маленького городка с милым названием Мышкин, приветственно погудев ему и остановившись на несколько минут. Завершается день, а мы всё стоим на палубе и продолжаем молча смотреть вдаль, будто вбирая в себя какой-то поистине вселенский покой. Он рождает ощущение безмятежности; чувствуешь, как страсти утихают и радость примирения наполняет тебя...
Горицкий монастырь
Ночью наш теплоход входит в Шексну. Она несет свои быстрые и холодные воды на Север, соединяя основанные на ее берегах многочисленные обители. Одна за другой возникают они на главном водном пути края в XIV-XV веках, русской Фиваидой назовут их писатели XIX века. Два инока – ученики преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Ферапонт, ища уединения, уходят из шумливой Москвы на Север. Шексна приводит их к горе Мауре, взойдя на которую они выбирают место для будущей обители. Кирилл основывает монастырь на берегу Сиверского озера, Ферапонт – поодаль, в 19 километрах от Кириллова, меж двух озер. Первый монастырь войдет в историю как Кирилло-Белозерский, второй – как Ферапонтов, известный фресками Дионисия.
Виден с горы Мауры и другой, Горицкий женский монастырь, что стоит на самом берегу Шексны. Его основала в 1544 году княгиня Ефросиния, мать последнего удельного князя Владимира Старицкого. Когда во время болезни Ивана IV бояре присягнули Владимиру Старицкому, не надеясь на выздоровление царя, тот, поправившись, отдал приказ казнить и князя, и его мать. Тяжела была рука властителя. Принявшую постриг в монастыре Ефросинию утопили в реке вместе с игуменией обители и еще двумя сестрами. Монахини захоронили тела погибших за алтарем Воскресенского собора.
В последний раз я видела монастырь почти тридцать лет назад. Состояние, в котором он находился, искусствоведы называют руинированным. Сегодня Воскресенский женский монастырь отстроился, в Покровском храме идут службы, вернулась в обитель главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери. Сестры проводят экскурсию по монастырю, показывают свое хозяйство, огород, цветник. Радушно, по-домашнему угощают в трапезной молоком, душистым чаем из самовара и ватрушками.
Онежское озеро. Непогода
День медленно, словно нехотя, завершался, небо темнело, где-то впереди засветился огнями древний город Белозерск. Когда-то озеро Белое находилось на самом оживленном торговом пути, соединявшим Новгородский край с Поволжьем и городами вдоль Сухоны и Северной Двины. Сегодня речные суда ходят не по самому озеру, избегая штормов, а по каналу, проложенному в обход.
В 70-е годы прошлого столетия Белозерск стал для нас, студентов историков, окном в прошлое. Мы рассматривали валы в центре города, хранившие память о некогда мощной деревянной крепости; ходили по скрипучим деревянным мостовым и с удивлением горожан наблюдали, как женщины полоскали белье в канале. Выстиранное наматывали на длинную палку, вроде большой ложки, били им по доске, а потом выполаскивали в реке.
Валаам
Весь следующий день мы идем по Волга-Балтийскому каналу. В середине дня погода портится, начался мелкий, как водная пыль, по-осеннему занудливый дождь. А на рассвете мы вошли в Ладожское озеро. Первое, что увидели, выйдя утром на палубу – ослепительно белую колокольню на горизонте. Еще не знали, но уже догадывались: там – Валаам. Семьдесят километров – на таком расстоянии в ясную, как в тот день, погоду можно увидеть Спасо-Преображенский собор. Стоя на палубе, уже охвачен трепетным волнением, ожиданием того, чему и слова не знаешь, и объяснить не можешь, а только чувствуешь...
Пока швартовались, погода испортилась. Но мы этого как будто и не заметили. Едва ступаешь на святую землю – хочется ее поцеловать, а дальше не покидает ощущение необычности: природа – как будто та же, что в средней полосе, но непривычна каменистая почва под ногами, густо заросшие мхом деревья и узловатые, торчащие из земли корни, напоминающие натруженные тяжелой многолетней работой человеческие руки.
Поселившись на острове посреди Ладожского озера, монахи столетиями возделывали скальную почву – прокладывали каналы, вскапывали огороды, высаживали деревья. Их труд был тяжелым, но не каторжным, работали они с верой и любовью в сердце. Святитель Николай Сербский, рассуждая о силе духа, написал: «Недостаточна сама по себе сила воли, и сама по себе сила чувств, и сама по себе сила ума. Недостаточны они вместе, взятые без светлой цели». Когда цель трудов светла, тогда и результат приносит радость. В безбожные времена XX столетия всё сделанное на острове пришло в запустение, но начиная с 1989 года монастырь возрождается, сегодня восстановлены Воскресенский, Гефсиманский, Смоленский скиты.
Шесть километров от Никоновской пристани проходим скорым шагом, минуя поклонный крест на развилке дорог. Неожиданно всё вокруг помрачнело, будто осунулось, небо посерело, тяжелой шапкой нахлобучилось на самые макушки сосен – надвигался дождь. Вдруг – как чудо – видение: между могучими стволами сосен, темнеющими чешуйчатой корой, возник в нежной дымке, освещенный властно пробившимся сквозь тяжелые облака солнечным лучом, белый храм со свечой-колокольней. Это его увидели мы на горизонте Ладожского озера, и к нему приближались последние несколько часов. А может быть, и лет... Дорога повернула вправо, видение тотчас исчезло, неожиданно, как и возникло.
Пройдя еще несколько километров, мы оказались перед Собором. Запрокинув головы, крестимся на купола. Велик и светел Спасо-Преображенский собор, и не земной град, но небесный предстаёт перед нашими взорами, когда, онемев от увиденной вблизи красоты, мы стоим, не в силах оторвать от него глаз. Так, наверное, чувствовали себя наши далекие предки– язычники перед собором святой Софии в Константинополе, когда побывали в нём на службе: «И не знали мы, на земле или на небе пребываем». В храме покоятся мощи преподобных Сергия и Германа, основавших святую обитель, иеросхимонаха Антипы; отыскиваем глазами Валаамскую икону Божией Матери.
Покупаем в лавке подарки на память и выходим на аллею, ведущую к старому братскому кладбищу. Мир и покой царят там, и почему-то совсем не грустно ходить среди могил упокоившихся иноков, хочется присесть на скамейку, посидеть и подумать...
Наталья Петрова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"