На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Воскресная полночь в Кремле

Пасхальное

Москва имеет в году такую полную, торжественную минуту, какой не найдете вы ни в одной столице Ев­ропы. Живучи непрерывно здесь, мы иногда равнодуш­ны становимся к тому, чтό у нас бывает обыкно­венно, и чуждаясь предметов для сравнения, не ценим в полной мере того, чтό перед нами. В этом отношении полезно странствие по чужим землям, возвра­щающее нас с бόльшею свежестию к первым впечатлениям детства, с которыми мы свыклись и которых великое значение и красота живее предстают нам, когда мы на чуже ничего подобного не встре­тили.

Воскресная полночь в Кремле принадлежит, без сомнения, к числу таких единственных впечатлений нашей Москвы. Она вполне выражает значение Християнского празднества – мысль воскресения Христо­ва. Из мертвого безмолвия этой полночи постепенно развивается около вас необъятный мiр звуков и но­сится бурным океаном во всем небесном простран­стве над неизмеримою столицей, как будто бы зво­нит не она, а само звездное небо для торжественного празднества. Закройте тогда глаза, потопите слух ваш в этом безбрежном разливе воздушного звона – и мысль о бесконечном невольно обнимет вашу душу.

Любопытно для Русского сравнить наше празднество Воскресения с празднеством Римским. Мы отсюда без всякого пристрастия извлечем, что православная Цер­ковь наша лучше постигла и выразила мысль великого торжества. У нас совершается оно в полночь, как бы знаменуя, что из мрака смерти возсиял вечный свет жизни: в Риме совершенно обратно, в полдень великой субботы. Тогда раздается колокольный звон в храме св. Петра, палит из пушек крепость св. Ан­гела, и по всему Риму народ стреляет из ружей, пистолетов, шутих, чтό превращается в забаву весьма скучную и неприятную, и нарушает совершенно действие религиозного впечатления. Таинственность же пол­ночи, столько идущая к такому мгновению, не существу­ет, и самое празднество изменяет религиозный харак­тер на светский.

В Воскресенье вечером совершается освещение храма св. Петра: это одно из чудных, незабвенных впечатлений Италии, но это опять впечатление художественное, а не религиозное. Один иностранец, бывший в восторге от нашей многозвучной полночи Воскресения, удивлялся тому, что мы с тем вместе не соединяем внешнего блистательного освещения храмов и домов, что нет у нас пышной иллюминации, как в Риме. Мы объяснили ему, что Церковь наша допускает освещения на своих празднествах только в той мере, как они нужны для означения торжества, а не превращает их в пышные иллюминации, которые могли бы отвлечь народ от мо­литвы, заманить его глаза блестящею игрою света и рассеять душу, погруженную в благоговение. Мы допускаем иллюминации на государственных праздниках наших – и тогда оне служат для народного увеселения. – Иностранец совершенно согласился с нами.

То, что южный народ в Риме выражает светом, действуя на глаза, то мы, жители севера, выражаем посредством звука, действуя на слух, как на чувство более чистое и духовное. Замечательно, что в гармонии наших колоколов, соответствующей освещению св. Петра, есть такой же эффект удвоения звука, как там эффект удвоения света. Выразимся яснее для тех, которым могут быть неизвестны подробности знаме­нитой иллюминации.

Иллюминация сначала совершается постепенно, посредством зажигаемых стаканчиков, которые издают свет не столько яркой и горят без пламени. По небосклону, мало-помалу темнеющему, огненными линиями обозначается весь превосходный рисунок этого храма, с его куполом – Пантеоном, – и вся великая мысль Микель Анджело, и двух веков, за ним последовавших, огненная, горит перед вами, от кре­ста, упирающегося в небо, до колоннады, прости­рающей к вам свои круглые объятия. Небо совер­шенно потемнело: народ в ожидании. Вдруг раздает­ся три раза звук колокола, и после третьего раза вдруг запылал на верху крест, – и двойный яркий пла­мень льется по куполу, по фронтону, по колоннаде хра­ма, и в одно мгновение обливает его потоком нового света.

Унас нет пышной иллюминации, которая бы развлекала взоры: у нас, как сказали мы, торжество духа выражается на этом празднике чистым невидимым мiром безплотных звуков, действующих на душу. Но в этой чудной гармонии есть также невыразимый эффект удвоения: это переход от однообразного благовеста, призывающего верующих на молитву, к трезвону, вы­ражающему первую песнь воскресную. Не возможно передать словом того душевного потрясения, какое произ­водит этот удвоенный звон колоколов, в котором выливается все ликование Християнской души, призы­ваемой к воскресению. Сначала, как будто благовести­ли вам одни земные храмы, вознося к мрачным небесам звуки своего молитвенного ожидания, а потом, как будто все небо, вняв их призывам, само от­верзлось… и облило всю землю безконечностью всемiрного звона.

 

* Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 5. С. 230-232.

Степан Шевырёв


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"