На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Когда мы уехали из Закаменска

Записки христианки

ТАМАРА СЕРГЕЕВНА.

Настоящая сила побеждает, даже если проигрывает. Сила побеждает, потому что она воодушевляет и дает надежду другим, потому что она освещает путь тем, кто идет следом.

Предназначение некоторых людей – вести за собой, быть скалой, крепостью, маяком.

Когда тебя штормит, разрывает от сомнений, когда тебе страшно и непонятно, куда идти, вот здесь Господь дарует нам сильных людей. Не важно, правильно ли они поступают – их сила и уверенность спасают тебя, тебе есть на что опереться.

***
Еще в молодости Тамара Сергеевна переехала жить с мужем военным в Таджикистан, так и осталась там, даже когда ушла от него после предательства.

Она много читала и думала, а когда прочитала Библию, поняла, что она христианка, только Христу она верит, стала молиться.

С этого момента самым унизительным и страшным для нее было падать на колени каждый раз, когда слышишь азан, призыв на молитву из громкоговорителя. Пять раз в день, что бы ты ни делал: идешь ли в магазин, разговариваешь с кем-то, моешь посуду или стираешь – ты должен преклонить колени перед Аллахом, перед богом, в которого не веришь.

И она преклоняла, каждый раз проклиная свою трусость и слабость.

Когда начались и в ее городе боевые действия, жителей охватил страх, люди боялись включать свет, жили в квартирах с разбитыми окнами, проползали под окнами так, чтобы их не увидели, делали все, чтобы никто не понял, что в доме кто-то есть . Они боялись обстрелов.

И она жила также, пока наконец не поняла, что больше так жить не согласна, не будет больше страха и унижения.

Она накрахмалила белые занавески и повесила их на окно. Они стали ее флагом, ее девизом, лозунгом, заклятьем против пуль и бомбежки.

И вдруг в ее квартиру потекли люди, все те люди, которые в страхе выглядывали из черных глазниц своих пустых квартир. Они почувствовали бесстрашие, вызов, силу, они поняли, что там, за этими белыми занавесками, живет тот, кто сможет их защитить.

А жила там всего лишь одинокая учительница русского языка и литературы с 4 детьми на руках.

Ей было сложно разместить всех, кто тогда пришел к ней, их было так много, что люди спали во всех комнатах на полу. Очень много людей.

Потом вместе с другими беженцами она поехала в Россию, с собой взяла двух немощных стариков, почти незнакомых, просто соседей, вместе с другими перебравшихся к ней жить. В Таджикистане не на кого их было оставить, а бросить людей она не могла.

Через всю Россию провезла она их, чтобы продолжить уход за уже неходячими стариками и в Закаменске, куда она переехала жить.

***
В Закаменске начался мой педагогический путь. Я была чуть старше своих учеников, неопытной девочкой стояла перед ними и не знала, что делать с шумом и гамом на уроках.

Я помню тот сложный 11 "Б". На одном из уроков я просто замолчала, стояла и смотрела на них, а потом начала говорить странные, высокие и шокирующие слова о том, что не могу на них закричать, не могу их унизить, ведь весь этот мир, вся земля создана ради каждого из них, каждый из них велик и прекрасен...
Они молчали, слушали меня, затаив дыхание.

Не думаю, что они поняли, о чем на самом деле я тогда говорила. Я и сама не знаю, откуда взялись те слова, только сейчас я по-настоящему смогла увидеть, понять, осознать, что каждый отдельный человек сложнее и больше всей вселенной, всего мироздания.

Ненамного легче мне стало, а вот педагогическую кличку я заработала – "Мона Лиза".

Я поняла, что хорошим учителем смогу стать только рядом с опытным педагогом. Стала приглядываться к учителям нашей школы и с удивлением увидела, что все сложные классы отданы Тамаре Сергеевне, все сложные дети – рядом с ней. Она была для них маяком, причалом, опорой.

Ее кабинет был угловым, холодным, в нем была старая сломанная мебель, ветхие шкафы – родители ее учеников не могли сделать хороший ремонт – туда я стала приходить после уроков. Мы проверяли вместе тетради и разговаривали о жизни, школе, религии, литературе.

Учеников, самых неладных и неспособных, она уважала, не требовала от них знать биографию Фонвизина или Радищева, она говорила с ними о будущем, о том, что им предстоит выйти в сложную взрослую жизнь, что нужно будет принимать взрослые решения. А примеры приводила из литературы.

Она уважала их, а они – ее.

Однажды она рассказала, как ее ученики, старшеклассники – дети властных исламистов Душанбе – пошли на уличную резню, а она преградила им путь, оттаскала их за уши, говоря, что не этому она их учила, не такой выбор они должны делать.

Она рассказывала о Таджикистане, залитом солнцем, о песчаных улицах, щедрых садах, но чем дольше она рассказывала, тем больше трагизма появлялось в ее словах. Наконец я поняла, что передо мной раскрывается самое великое из всего, что можно увидеть в жизни – рождение духа, преобразование, возрастание личности.

Ее жизнь – история о том, как человек встает с колен, встает во весь рост.

Ее сила была настолько мощной, неколебимой, что она могла лечить людей. Она просто приказывала выздороветь, говорила это настолько весомо, авторитетно, что не было возможности ослушаться ее.

Когда ей самой диагностировали рак, она приняла решение – не болеть, молилась, обливалась холодной водой. Невероятно, но она победила.

***
Когда мы уехали из Закаменска, то некоторое время не общались. А когда снова встретились, она рассказала, что ушла работать в вечернюю школу. Человек, не знающий ее духовных даров, подумает, что она сделала неудачную карьеру. А я без слов понимала, что это ее духовный рост, теперь она нашла тех, кому она нужней.

Рядом с ней я поняла, что такое настоящая сила. Сила не ставит других на колени, она поднимает с колен.

 

ВЛАДЫКА САВВАТИЙ.

Я помню тот год, когда к нам в Бурятию отправили владыку Савватия. Это был наш первый деревенский год. Мы купили двух молоденьких козочек и всю осень собирали для них опавшие тополиные листья в парке, потому что так всегда делала моя бабушка.

В тот год все было в листьях: и наша одежда, и улицы, и наша собака, и дети, и все мы. Листопадом осыпало нас наше тихое деревенское счастье.

Тогда же моего мужа первый раз рекомендовали к рукоположению. Он уехал в Одигитриевский собор на два месяца, а я поняла, что козочки наши с сюрпризом и скоро принесут козлят. Теплой стайки у нас не было, и мы решили поселить их дома, в сенцах.

Та зима пахла прелым сеном, листьями, навозом и молоком.

На Николая Чудотворца владыка сказал мужу, что он не подходит для священства и отпустил домой.

Я написала владыке так:

– Зато у нас родились козлята, муж приедет, отгородит им угол в доме, и мы будем жить все вместе. Долго и счастливо.

Владыка не ответил, наверное, позавидовал нам, ведь у нас были маленькие резвые козлята, а у него нет.

***
С того момента прошло лет пять. Много всего было и радостного, и грустного. Я сидела на кровати, уставшая, сонная и лохматая, на руках держала малюсенькую, только что родившуюся, Сонечку, рядом ползала годовалая Катюшка, сбоку сидела двухлетняя Машулька, за столом писали, кряхтя, первоклассники Ваня и Ксюша, и под ухо читала вслух Светка – все как всегда. Вдруг мой муж вбежал в комнату, вскочил на кровать и стал прыгать на ней и кричать:

– Владыка решил меня рукополагать! Меня! Рукополагать!

Ни до этого момента, ни после я не видела мужа таким – таким радостным, счастливым, таким совсем мальчишкой. Он мне не говорил, что его кандидатуру снова рассматривают.

Я в тот год вообще думала очень медленно, поэтому открыла рот и так сидела и смотрела на мужа.

***
Тем летом муж служил алтарником в Вознесенском храме и на каждую службу брал нашего сына. Ваня познакомился с владыкой и был этим очень горд.

А осенью в Новой Бряни, где мы теперь жили, впервые была назначена архиерейская служба. Алтарь был тесный: там был и владыка, и благочинный, и все местные батюшки, и архидьякон, и иподиаконы, и алтарники. И в храме было тесно, съехались прихожане всех окружных деревень. Служба почти кончилась, как вдруг началась легкая суета, муж вышел на солею, стал осматриваться вокруг, нашел меня глазами, подошел и шепнул:

– Владыка Ваню зовет.

Ванька весь побелел, глаза стали большими, он так заволновался, что не мог сделать ни шагу, как его ни уговаривал муж.

Пришлось извиниться и сказать, что сын стесняется.

Ванька подрос и стал читать про пионеров-героев, про героев Отечественной войны, про казаков и наконец сказал:

– Кажется, теперь я смелый! Если владыка меня снова позовет, теперь уж я не испугаюсь!

А потом тише добавлял:

– Как думаешь, я владыку сильно обидел?

Я думаю, не обидел. Владыка как-то по-особенному любит детей и видит их, понимает. Прихожане очень готовились к встрече, таким почетом окружили: и трапезу накрыли, и речи говорили, и букеты купили, а владыка хотел поговорить с маленьким мальчишкой, которого давно не видел.

***
Перед рукоположением принято приглашать на встречу жену ставленника, поэтому владыка позвал нас с мужем к себе на беседу. Я очень надеялась, что владыка забыл, что у нас были козлята, а у него нет.

Но он не забыл. Как только мы вошли в кабинет, он встал навстречу к нам и сказал, что помнит мое письмо:

– Хорошее ты мне тогда письмо написала, – и повернул ко мне свой ноутбук.

А я прикрыла глаза словно не вижу ничего и сделала вид, что все это мне только чудится.

Я решилась посмотреть на него и увидела его смеющиеся добрые лучистые глаза. Он смотрел на меня и улыбался.

Он давал нам наставления, советы и сказал обращаться к нему, если будет нужна помощь. И добавил:

– Мне нравится, что вы любите друг друга, это видно. Это видно и потому, как вы любите своих детей. Я когда смотрю на такие семьи, я всегда думаю о родителях. В нашей семье все заботились друг о друге. У меня было счастливое детство.

Я потом много раз с благодарностью вспоминала о родителях владыки. Все знали в нашей епархии, что владыка не переводит священников туда, где их семьям будет сложно жить. Когда по просьбе моего мужа нас переводили в глухую деревню, то владыка не подписал указ, пока не спросил у меня, точно ли я на это согласна. Семья должна быть счастливой.

Думала ли его мама, что ее добрая улыбка, обращенная к своему сыну, построит целую епархию?

***
Помню и другой день, ужасный день. Мне позвонила подруга Женя и сказала дрожащим плачущим голосом, что у нее сгорел дом. Она без мужа поднимает троих детей. Было очень больно, и страшно, и непонятно. И очень была нужна помощь.

Я решилась и написала владыке, а он тут же организовал сбор для погорельцев. Денег хватило, чтобы поставить небольшой сруб.

Через год они смогли уже въехать в свой домик, я часто приезжаю к ним. Дом еще без отделки, я люблю прислониться к теплому брусу затылком и думать, у них пахнет по-особенному: свежим деревом, счастьем и верой в людей.

Женины дочки, Саша и Викуля, когда приезжают с архиерейской службы, то обязательно спорят:

– Владыка меня любит больше!

– Нет, меня!

– А ты разве не слышала, как он меня про дом спросил?

– А меня видела, как он святой водой облил, даже волосы были мокрые?!

А Женя сидит, молчит и хитро улыбается. Ей то владыка потихоньку в руку тысячу положил, когда к кресту подходили.

***
В прошлом году сбылась моя большая мечта. Бурятия принимала семинар Русской Классической Школы. Было волнительно, справлюсь ли я. Была нужна помощь.

Я снова поехала к владыке. Привезла целый чемодан учебников, отрепетировала хорошую речь.

А владыка учебник взял, открыл, посмотрел на меня и сказал, что лучше учебников не видел.

А мне стало так обидно: я так долго готовилась.

Зато мы поговорили. Ну как поговорили. Я сначала заплакала, потом сказала не обращать внимания, потом сказала, что я все время плачу, когда счастлива, потом еще что-то ляпнула. Владыка посмеялся надо мной и отпустил.

Я шла пешком по мосту через Уду и говорила мужу по телефону, что снова не получилось выглядеть серьезно и солидно.

Муж сказал, что это нестрашно. Владыка по-другому видит людей, не надо бояться быть собой. Он бы и так тебя увидел настоящую.

Я пришла в Вознесенский храм и на лавочке стала ждать отца Романа. И тут приехал владыка. Когда он проезжал на машине мимо меня, то остановился, открыл окно и спросил, ела ли я сегодня. А я не ела.

Тогда он вышел из машины и ушел. А когда вернулся, то сказал, что сходил в трапезную и попросил меня покормить.

Когда я возвращалась домой, до нас ехать четыре часа на автобусе, то смотрела в окно и думала о философе Зеньковском и о владыке, о том, что монашество еще больше высвечивает мужские качества, мужскую красоту: силу, благородство, снисходительность, желание защищать слабых.

***
У моего мужа есть дурная привычка говорить все как есть. И вот он владыке говорит о разных своих косяках, чтобы совета попросить.

Он рассказывает об этом, а я держусь за голову и думаю:

– Оооой! Вот дураааак!

А вслух учу:

– Это же твой начальник, ну зачем ты так?!

А он мне говорит:

– Дурочка ты моя! Он же мне как отец!

Когда начался карантин, владыка обратился к приходским бухгалтерам, чтобы они составили отчет за прошлый год: сколько храм тратит на электроэнергию, дрова, зарплаты. Недавно епархия перечислила приходу 60% от суммы годовых трат прихода. Мне так неудобно об этом писать, многим очень трудно сейчас живется. А нам нормально, о нас позаботился отец.

Я теперь вижу, что не начальник. Отец.

***
Сегодня все мои знакомые плачут: владыку переводят в Чувашию. А мне то уж Сам Бог велел плакать.

Я написала владыке в контакте, что мы его очень любим и желаем ему добра. А он мне ответил, что очень любит всех нас.

К нам едет новый владыка. Я очень надеюсь, что настанет такое время, когда и владыке Иосифу мы сможем сказать, что очень его любим, потому что Господь сказал: "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою..."

 

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Сегодня мне хочется поговорить о связи национального характера и языка. Влияет ли язык на формирование характера? Как связан национальный характер и язык? Почему Русская Классическая Школа такое внимание уделяет вдумчивому, глубокому изучению языка и наблюдению за ним?

Каждый предмет, явление были названы не случайными словами. Каждое слово отражает многовековой опыт целого народа.

Возьмем к примеру русское слово "окно". Оно произошло от слова "око" – глаз. Окна это глаза дома. Человек определял главную функцию: через него можно смотреть на мир.

Кроме этого, восприятие окна как глаза позволяет сказать нам, что дом воспринимался очень лично, даже, в каком-то роде, одушевленно. Это подтверждают и пословицы, показывающие трепетное отношение русского к своему жилищу. Вспомним и слово "наличники" – украшения окон "на лице" дома.

В английском языке слово Window (окно) произошло от слова winter (ветер). Англичанин определяет главную функцию окна – проветривание.

Один и тот же предмет назван в разных языках по-разному не случайно. Наши далекие предки всматривались в предмет, вкладывали в слова свой взгляд на мир, свои чаянья, верования, надежды. Никакое слово не было названо случайно, в каждом душа. Душа народа.

Вся жизнь, окружающая человека, названа словом. Но некоторые предметы описаны детально, до малейших подробностей, тончайших нюансов – это то, что волновало народ больше всего.

Например, очень трудно перевести на другие языки слово "простор". Возможен дословный перевод ( большое пространство, неограниченное во все стороны), но любование, наслаждение от всматривания в даль эти слова не будут передавать.

Это еще одно слово, показывающее, как для русского важно смотреть, как остро он воспринимает и переживает процесс рассматривания.

В языке заложена вся наша культура.

***
РКШ во всем стремится давать осмысленные знания. Зубрежка губит способности ребенка, бессмысленное запоминание вредно, ребенок должен понимать и чувствовать язык. РКШ последовательно учит этому.

На мой взгляд, главным в этом является этимологическая работа со словом. Это не рубрика "интересно знать", не эпизодическая работа, не внеклассная работа с любознательными – это неотъемлемая часть каждого урока, ежедневная. Она позволяет оживить урок, но и приучает к кропотливой работе.

– Посмотри, вот окунь. Эту рыбу так назвали, потому что у нее большие глаза (рассматриваем рисунок в учебнике). Раньше глаз назывался око (снова око!)

Посмотрите, с этого момента для ребенка слово становится родным, понятным, осмысленным. Это позволит ребенку приглядеться к рыбе, увидеть ее отличительную черту.

Слова при таком подходе оживают, словно оболочке слов возвращается душа. Каждый предмет ребенок видит по-новому, видит так, как видели его предки, он начинает чувствовать язык и свою национальную, культурную принадлежность. Язык таким образом оживает, становится родным, он формирует внутренние убеждения, мировоззрение.

Если мы хотим, чтобы ребенок писал грамотно и умел думать, нужно помочь ему прочувствовать язык.

Вернусь к слову "окно". Слово "окно" ребенок теперь будет писать правильно, его не нужно учить и зубрить. Накрепко свяжется это слово с "оком", а значит ошибку ребенок не допустит, ведь в этимологически родственном слове буква О находится в сильной позиции, т.е. слышится отчетливо (Око).

Если мы хотим, чтобы ребенок любил свой язык, мы должны помочь ребенку понять душу языка. Если мы хотим сохранить свою культуру, то мы должны учить детей родному языку.

Язык не только передает весь накопленный опыт народа, он формирует культурные понятия в каждом новом человеке, когда он учится говорить на родном языке.

Народ вкладывает культуру в свой язык, а потом язык формирует культуру в людях.

***
Вспомним современные азбуки и многочисленные столбики для бездумного натаскивания детей. А теперь взглянем на подбор слов для чтения Ушинским (открываю учебник наугад):


Мал
Малыш
Малыши

Мала
Малина


Случайные слова?

Нет, слова подобраны так, чтобы возможно было побеседовать с детьми о происхождении слов. От слова "Мал" образовано слово "малыш" и слово "малина" (маленькая ягода).

При изучении этой же буквы мы читаем предложения:

Умная голова.

Главное слово.

Мне мало лет.

...
Моя милая мама.

Это не только педагогически грамотно выбранные предложения: можно поговорить о том, кого называют умным, как приятно, когда тебе говорят добрые слова, хвалят. Это формирует отношение к себе.

При чтении предложения "Главное слово", можно поговорить о самых важных словах в нашей жизни.

Посмотрите, как заканчивается ряд предложений для чтения:

Моя милая мама.

Оно ассоциативно связывает все предложения: это мама хвалит нашу умную голову, и главное слово для нас – мама. Сколько любви в нескольких предложениях, сколько нежности, сколько глубины!

Азбука Ушинского еще никем не покоренная высота. Посмотрите, в этих же предложениях он раскрывается не только как педагог, но и как филолог.

В двух первых предложениях он употребляет этимологически родственные слова: голова и главное. Он постоянно подводит ребенка к прочувствованию языка, к его интуитивному познанию. Подбирает слова так, чтобы они выводили нас на историю слова, ведь история позволяет оживить слова, наделить собственным лицом.
А уже в третьем предложении он употребляет слово мало, о котором мы говорили при чтении отдельных слов.

Таким образом построена вся Азбука. Она продумана до мельчайших подробностей. Азбука Ушинского это настоящее произведение искусства, это языковой, педагогический шедевр!

Человеку, не имеющему специальных знаний, будет трудно увидеть всю красоту и гармоничность этой величайшей книги, но тут на помощь придут методические разработки И.А. Горячевой, в которой учителя и родителя за руку проводят из урока в урок.

***
Ушинский писал: "Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений.

В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа…"

***
Эти размышления я посвящаю своей дочери Ясне, которой сегодня исполняется 2 года. В её крови течёт не только русская кровь, и я уважаю всех её предков, благодарна им. Но я хочу передать ей с великим русским языком богатейшую русскую культуру, непобедимый широкий свободный русский характер. Она русская и будет говорить на самом могучем и прекрасном языке – русском.

Ольга Шигина (Бурятия)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"