На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Спаси Державная,

Святую Русь спаси…

На Руси немало почитаемых икон с образом Богородицы. Этих ликов – канонических и неканонических – насчитывают уже более двух с половиной сотен.

Богородица для православного человека – это не просто символ веры, именно Божия Матерь – его главная заступница перед Господом и утешение в печали. В истории Православия известно около девяти сотен икон Пресвятой Богородицы, из которых около 260 – особо чтимые и чудотворные, для них написаны отдельные молитвы. Иконы Божьей матери существуют в трех основных типах – «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» (Оранта, Великая Панагия, Знамение). Существует еще один, более редкий, тип иконы Божией матери, на которой Богородица изображается в молитвенной позе без Младенца на руках. Такой тип иконы Божьей матери называют Деисусной (Деисисной) иконой.

Разность названий обусловлена в основном либо местом объявления икон, то есть появления перед людскими глазами – как знак особой благодатной милости, либо ознаменованием тревожных событий. Нередко в истории русского Православия Богородичные иконы объявлялись на деревьях – как, например, Курско-Коренная, Святогорская (на Синичьей горе), Черниговская и др.

В марте, по новому стилю, празднуется сразу несколько икон Божией Матери. Например, 3/16 марта – день Волоколамской иконы Божией Матери, а также Кипрской иконы Божией Матери в с. Стромыни Московской области, 5/18 марта – Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание», а 6/ 19 марта – икон Божией Матери Ченстоховской, «Благодатное Небо», и Шестоковской.

Наше слово сегодня – об иконе Божией Матери «Державная», о которой говорит само красноречивое название, особо внятное в годины испытаний, посылаемых Русской государственности, когда речь идет о рубежных состояниях, о признаках смуты, помрачения умов и сердец, о возрастающих вызовах нашему Отечеству.

Державная икона Божией Матери явила себя 2/15 марта 1917 г. в день отречения царя-искупителя Николая Александровича от Престола. Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной»,поскольку Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Празднование иконе было установлено в этот самый судьбоносный день. Служба и акафист Ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона (+1925).

Император Николай, уступая силе, будучи предан ближайшим окружением, вынужденно отрекся от престола. Следующие дни знаменовали собою начало быстрого, неудержимого падения страны в бездну. Русский иерарх за рубежом писал после трагических событий 1918 г.: «Не прекратилась еще великая брань Добра со Злом, потребовавшая от России столь тяжелой жертвы, и имя почившего Государя продолжает доныне стоять перед нами как «знамение прорекаемо».

Явление Богородичной иконы «Державная» произошло после таинственного гласа, трижды бывшего крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой и повелевавшего ей идти в село Коломенское, взять большую черную икону и «сделать ее красной».

После долгих поисков священник коломенской Вознесенской церкви обнаружил среди рухляди в подвале старую узкую черную икону. Когда ее очистили от пыли, присутствовавшим в храме представилось изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем на коленях.

В донесении Синоду по поводу данного события митрополит Тихон (Беллавин) написал: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря».

Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала множество исцелений от телесных и душевных недугов.

Тропарь Иконе Божией Матери «Державная» гласит: «Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы».

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных комментаторов, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что дает надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Есть еще два извода Богородичной иконы, о которых мы просто обязаны рассказать в державном контексте, хотя их появление имеет апокрифический характер.

Появились сведения, что в 2003 г. Православному миру были явлены иконы Божией Матери «Самодержавная» и «Яко орля крылья».

Обе написаны в конце XIX в. неизвестным иконописцем в укрепление Самодержавия и до наших дней находились в единственном экземпляре в храме Преображения Господня с. Верзилово Ступинского района Московской области. Храм до 1917 г. принадлежал имению князей Шаховских и, как предполагается, обе иконы были написаны по их заказу в поддержку царствующей династии Романовых.

Доподлинно известно, что в начале XX в. государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной посещали имение Шаховских и в память о своем визите подарили храму лампаду с надписью-украшением, выполненной эмалью: «В честь коронования Николая и Александры 1896 г.». Лампада находилась пред иконой «Яко орля крылья», прихожане Преображенского храма помазались елеем из царской лампады, и сам храм считался «Царским» из-за особого государева почитания.

На иконе Божией Матери «Самодержавная», так же, как и на иконе «Державная», Царица Небесная изображена в Царской порфире с Короной на голове, со скипетром в руке, только Царским троном является Двуглавый орел – символ Самодержавия Российской империи, перешедший к нам из Византии.

Комментаторы объясняют символику следующим образом. Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном (слева направо) предстоят святые: равноапостольный император Константин Великий (21 мая/3 июня, 337 г.), первомученица равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская (24 сент./7 окт., I век), преподобный Сергий Радонежский (25 сент./8 окт., 1392 г.; 5/18 июля 1422 г.), преподобный Варлаам Хутынский (6/19 нояб. и 1-я пятница Петрова поста, 1192 г.). Царский орел стоит на «Камне Веры», он же – Христос-Помазанник (камень, который отвергли строители, сделался «главою угла», Мк. 12,10). Матерь Божия утверждает Царский престол, указуя тем самым, что истинное Православие возможно только при самодержавной власти.

Православные иконографические комментаторы утверждают: несмотря на то, что икона «Самодержавная» написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов. Мы помним, что случилось в 1917 г.: русские люди «не желали быть под властью царя», «ибо они желали быть без царя», отправив Помазанника Божия на мученическую кончину вместе с семьей, так же как и ветхозаветные первосвященники и старейшины отправили две тысячи лет назад Христа на Голгофу.

С 2003 г. список иконы «Самодержавной» начал свой ход по России, в паломничествах и крестных ходах явил многочисленные знамения, чудеса исцеления. Начал мироточить 1 августа 2003 г. на молебне преподобному Серафиму Саровскому в Нижегородской епархии, мироточение повторилось в Дивеево на могилке иеромонаха Владимира (Шикина) во время панихиды 12 августа 2003 г. в день рождения новомученика царевича Алексея, а также на православной выставке в Москве летом того же года. Мироточило изображение царского креста-мощевика, подаренного Романовым князьями Шаховскими, в настоящее время крест находится в монастыре у «Ганиной ямы» близ Екатеринбурга – места захоронения семьи Царственных Страстотерпцев Романовых.

Летом 2003 г. почитателями икон были сделаны фотокопии, и началось их распространение среди верующих. Народ потянулся в Верзилово к святыням. Однако весной 2004 г., несмотря на растущее почитание в народе икон «Самодержавная» и «Яко орля крылья», они были по распоряжению церковного руководства из храма удалены.

Известно, что множество пророчеств прямо указывают на появление в России православного грядущего царя и о том, что на это есть Божия воля, имеется множество указаний. Это пророчества и преподобного Серафима Саровского, и святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), и преподобного Тайновидца Авеля, и блаженной Пелагеи Рязанской, и святителя Феофана Полтавского и других. Известно и пророчество старца Николая Псковоезерского (Гурьянова) о грядущем царе.

Что же до иконы «Державной», то она в 1990 г. была возвращена в Коломенское. После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви в августе 2007 г. икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Спаси, «Державная», Святую Русь спаси,

Возьми, как прежде, это бремя, нас любя.

Настало время испытаний на Руси,

Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя.

Это – припев из сочинения, которое называется «Песнь Богородице Державной».

В 2008 г. «Державную» пронесли от Иерусалима до Москвы во время Вселенского крестного хода «Под звездой Богородицы», причем в Севастополе образ замироточил.

Воистину, «несть ина крепость»!

Державная Владычице Пресвятая Богородице, «вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей».

Матвей Славко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"