На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

Не хотяй смерти грешника

Из книги "Я раскаиваюсь"

Господь наш Иисус Христос, не хотяй смерти грешника, но еже обратитеся и живу быти ему, зовет всех и каждого из нас в Царство Небесное различными путями Своего промысла. Одних обращает к раскаянию какими-нибудь необыкновенными случаями в жизни, как, например, Мария Египетская. Привлеченная любопытством в Иерусалим, вместе с другими пошла в храм, где находилось Животворящее Древо Креста Господня, но неведомая сила не допустила ее в храм, и через это она осознала свои тяжелые согрешения, принесла чистосердечное раскаяние и стала великою подвижницею. Других Он вразумляет различными явлениями через сны. Патермуфий, язычник, занимаясь разбоем, однажды вознамерился обокрасть жившую уединенно благочестивую девственницу. С этой целью он спрятался на верху дома и там, в ожидании благоприятного времени, неожиданно задремал. И вот во сне предстал ему светлый муж, облаченный в царскую одежду, и требовал, чтобы он оставил свой гнусный промысел и сделался христианином, угрожая в противном случае жестокою казнью. Устрашенный грозным видением, Патермуфий немедленно, по пробуждении, покаялся священнику в своих злодеяниях, принял крещение и удалился в пустыню (Чет. Мин. 9 июля). Чаще же всего и более всего Господь употребляет самый обыкновенный естественный путь для обращения грешных к раскаянию – это неумолкавший голос Божий в человеке, т.е. совесть, которая постоянно напоминает ему о необходимости обратиться к Богу с раскаянием и оставить жизнь греховную. Притом никто не должен отчаиваться в своем спасении, как бы глубоко ни пал, только принеси чистосердечное раскаяние, и если Бог продлит твою жизнь, то не возвращайся к прежним грехам и заглаживай их молитвою и добрыми делами.

 

***

В стране Луканской жил великий разбойник Варвар. При большом росте и громадной силе, жалости и сострадания к ближнему были ему неизвестны, хотя он и христианин. Так часто бывает с нами: считаем себя верующими, крестик носим, но далеки от Христа.

Имя Варвара, как атамана разбойнической шайки, не только приводило в трепет окрестных жителей, но было известно далеко за пределами этой области. Однажды, сидя в своей пещере и смотря на награбленные им богатства, ему пришла в голову мысль о покаявшемся разбойнике на кресте. Как ни был Варвар суров и жесток, все же его сердце отозвалось на голос Божий и он прислушался к нему. "Для чего мне эти сокровища? – так размышлял он. – Не ныне, так завтра я должен буду расстаться с ними: кому достанутся после моей смерти и что будет с моей бедной душою? Ведь все это награбленное мною добро не только не принесло мне никакой пользы, а напротив, как свидетель, будет обличать меня в беззаконных деяниях. Милосердный Господь не отверг покаявшегося на кресте разбойника, примет Он и мое чистосердечное раскаяние по Своей любви к нам грешным".

С этими мыслями Варвар, не сказавшись никому из товарищей, вышел из пещеры, взяв только один меч, и с ним пошел в ближайшее селение, в котором была церковь. Когда он вошел в храм, то там совершалось утреннее богослужение. По окончании службы он подошел к священнику, пал пред ним на колени и сказал: "Отче святый, я окаянный грешник и хочу раскаяться в своих злых делах: не гони меня от себя". Священник велел ему встать, подвел его к алтарю и сказал: "Раскайся, чадо, пред Господом Богом во всем, что ты сделал дурного: я же, смиренный, буду свидетелем твоего чистосердечного раскаяния". – "Я, Варвар-разбойник, о котором, я думаю, ты, отче, слышал. Много зла я совершил, грабежом и убийством более трех сот человек, в том числе и двух пресвитеров, отказавшихся принять мое раскаяние, я лишил жизни. Если Господу Богу угодно будет принять мое раскаяние, то наложи на меня, отче, такой подвиг, который соответствовал бы моим злым делам: если же отвергнет и не примет Бог моего раскаяния, то возьми этот меч и вели им убить меня". – "Чадо, – сказал пресвитер, – нет того греха, которого Бог при чистосердечном раскаянии, по Своему бесконечному милосердию, не простил бы всяк грех и хулу отпустит человекам (Мф. 12, 31), сказал Иисус Христос, когда был на земле, а Его слово непреложно. Пойдем в мой дом, и что я тебе скажу, то ты и исполняй и будь уверен, что Господь простит тебе все прегрешения твои".

С этими словами он вышел из храма и пошел домой. Дорогою он оглянулся и увидел, что Варвар не идет, а ползет за ним на локтях и коленях. Священник с удивлением спросил его, зачем он это делает? Варвар отвечал: "Так как я поверг себя на землю пред Господом Богом со всеми моими грехами, то и не встану до тех пор, пока они не будут прощены". – "Все твои грехи, – сказал пресвитер, – будут изглажены, если ты исполнишь тот подвиг, который добровольно наложил на себя. В моем доме, с кем ты пожелаешь – с детьми моими, или со слугами, или со скотом, или с псами, с тем проводи свою жизнь и принимай одинаковую с ними пищу". Варвар отвечал: "Я, отче, не считаю себя достойным пребывать даже с псами, но так как тело мое требует пищи, то я день и ночь буду находиться вне дома и питаться одною со псами пищею". Целых три года Варвар считал себя недостойным быть наравне с людьми, ползал, как животное, на локтях и коленях, питался тою пищею, какую давали собакам, и находился постоянно с ними. По прошествии трех лет пресвитер сказал: "По милосердию Своему Бог простил тебе, чадо, грехи твои: встань и пребывай с нами". Но Варвар отвечал: "Отче, я желаю теперь находиться в поле со скотом". С этими словами он, как животное, пополз в поле, где пасли скот.

В продолжение двенадцати лет он питался одними растениями и жил в лесу, как животное, т.е. ползал по земле на локтях и коленях. Одежда на нем вся износилась, и он оставался нагим. От солнечного зноя кожа его почернела, как уголь, а от холода ночного потрескалась. За такое самопроизвольное мучение Господь не только простил ему все грехи, как о том было ему Свыше возвещено, но и прославил его после смерти. Однажды купцы проезжали мимо того леса, в котором жил Варвар. Во время отдыха они увидели его и сочли за животное, так как он был без одежды и ползал на руках и коленях. Чтобы защитить себя от нападения этого, как они думали, животного, натянули луки и пустили в него три стрелы, от которых он упал. Тогда они подошли и с ужасом увидели, что стреляли в человека, еще живой Варвар просил их не скорбеть об этом и известить о его смерти священнику. После этого он предал дух свой Богу. Пресвитер, извещенный о его кончине, пришел на это место и совершил погребение, предал земле тело его на том месте, где он скончался.

За такое самоунижение и за те скорби и подвиг, которые он претерпел добровольно в продолжение пятнадцати лет, Богу угодно было прославить его по смерти. На могиле его стали совершаться многочисленные чудеса: больные, в какой бы болезни ни были, получали исцеления, хромые ходили, слепые прозревали. Пресвитер, услышав о чудесах, бываемых на его могиле, сопровождаемый толпой народа, отправился на это место и велел откопать из могилы тело Варвара. Когда откопали, то нашли тело самопроизвольного мученика нетленным и источающим благоуханное миро. С великою почестию взяли честные мощи его на рамена и перенесли в храм (Чет. Мин. 6 мая).

Если и мы внимательно рассмотрим свою жизнь, все обстоятельства и случаи, то каждый из нас услышит голос Божий, неоднократно призывающий всех нас через совесть к покаянию. Об этом и надо в беседах больше уделять внимания, и на то, если и нас внезапно сразит смерть, как многих наших друзей и знакомых. Что будет с нашей душой, забывшей о Боге, о вечной жизни? А то, что нас страшат порой временные страдания, забывая о том, что если не покаемся, нас ждут вечные муки. И вот наша беспечная жизнь и привела нас в эти стены. Оказавшись за колючей проволокой, мы, как священники, должны умело объяснять, что это не является наказанием с духовной точки зрения, а является началом искупления греховной жизни. Это и есть одна из величайших милостей Божиих к нам грешным. Тогда, когда мы о Нем не помним и нам не до Бога, Сам Господь печется о нашем спасении. Мы часто слышим в беседах: "Меня посадили ни за что, я этого не делал". Да, порой бывает так, что к человеку применили ту статью, которой он не совершал. По-человечески как это несправедливо и обидно! И порой невозможно этого доказать. А у Бога всё по-другому. Во-первых, не бывает случайностей. В каждом случае из жизни человека совершается. Промысел Божий, ведущий только ко благу человека, если человек захочет с этим разобраться. Проанализировав свою прошедшую жизнь, он увидит, сколько преступлений перед совестию, Богом и людьми он совершил. Никто этого не знает и не видел из людей. Но Господь каждому человеку желает спасения, как мы видим из ряда примеров, показывающих, что случайностей быть не может. Из жизни св. Ефрема Сирина. Как он сам говорит о Промысле Божьем: "В юности, – говорит он, – когда жил я еще в миру, напал на меня враг: и в это время юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни случайно. Как корабль без руля, хотя кормчий стоит на корме, идет назад, или вовсе не трогается с места, а иногда опрокидывается, если не придет к нему на помощь или Ангел, или человек, как было и со мною" (Творения св. Ефрема Сирина, т. I, с. 6-8).

Но Промысел Божий не оставил без вразумления колеблющегося юношу, и следующие события, рассказанные самим Ефремом с глубоким сокрушением, служили для него вразумительным уроком о Промысле и переходом к новому образу жизни.

Однажды, по приказанию родителей отправившись в город, Ефрем запоздал и остановился ночевать в лесу вместе с пастухом овец. Ночью напали на стадо волки и растерзали овец. Когда объявил о том случившемся пастух хозяину стада, тот не поверил к обвинил Ефрема в том, будто он подговорил воров, которые расхитили овец. Ефрема представили суду. "Я оправдывался, – говорил он, – рассказывая, как было дело. Вслед за мною был приведен некто пойманный в прелюбодеянии с женщиною, которая убежала и скрылась. Судья, отложив суд до времени, отослал их обоих в тюрьму. В заключении встретили еще одного человека, обвиняемого в убийстве. Но все трое не были виновными, в чем их обвиняли. Проведя в тюрьме 7 дней, в восьмой видит Ефрем сон. Кто-то говорит: "Будь благочестив и уразумеешь Промысел. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что ты делал в жизни неправильно, и по себе узнаешь, что через тебя страдали несправедливо". – И далее говорит преподобный: "Виновные не избегнут наказания. Проснувшись, стал я размышлять о том, что было сказано, и отыскал в своей жизни проступок своей виновности. Когда-то со злым намерением выгнал ночью из загона корову одного бедного человека. И ее в эту ночь растерзали дикие звери. Я поделился своим сном с другими заключенными, которые также считали себя ложно обвиняемыми. И они поделились, что также в жизни нашли себя виновными совсем в других преступлениях". При всем рассказанном Ефрем стал очень сокрушаться, потому что увидел в этом явное воздаяние. Этот случай Промысла Божьего изменил в корне жизнь в дальнейшем св. Ефрема Сирина.

И как сейчас мы видим часто в наших беседах с заключенными подобные случаи, когда они говорят, что их ложно обвинили в содеянном. Вот наглядный пример из нашей жизни СИЗО: немолодой человек обвинен по не очень приятной статье. В беседе с ним видно явно, что он этого не делал, но доказать невозможно. Ложно был оклеветан – через заявление, написанное на него. Неоднократно говорили с ним о смысле жизни, о Боге, но все казалось для него чуждым.

Время шло, а его не судили. При встречах продолжали говорить о жизни святых отцов, о Святом Евангелии, о смысле нашего пребывания на земле, о Страшном Суде и вечных муках. Равнодушное слушание, больше молчание, и только. Одно повторял: "Как только выйду, отомщу за эту клевету". – Но Господь вел и его особым Промыслом ко спасенью.

В изоляторе он задержался надолго. Суд над ним не совершался, откладывался. Прошло около двух лет. Он стал больше проявлять интерес к храму, к беседе, к службе и как-то раз сам попросился на исповедь. – Все же верно гласит пословица: капля камень точит. Так и Благодать Божия, получаемая им в тюремном храме, растопила его окаменевшее грехом сердце. Узнаю на исповеди, что всех его друзей потихоньку расстреляли за это непродолжительное время. Тогда я спросил его: "Если бы ты находился не в тюрьме, а с ними, что могло быть?" – Ответ однозначный: "То же самое, что и с ними". Здесь я и говорю: "Тебя обвиняют в том, что ты не делал, сажают в тюрьму, а ты живой и до сего часа, благодаря ложному обвинению. Ты не задумывался ни о Боге, ни о вечной жизни, а Господь Своим Божественным Промыслом вел тебя по молитвам твоих же родственников, которых даже и имен не знаешь, уже давно, ушедших из этой жизни, но угодивших Богу своею верою и делами. Надо бы подумать". – Он продолжает за мной: "Да, у нас была бабушка, мамина мама, очень добрая и набожная. Всегда только молилась и всем делала добро. Мама с детства ее приводила в пример, когда что-то делал нехорошее".

Так и вспомнил, что и в его роду были молитвенники. Задумался, исповедался. Злость и обида угасли. На одной из исповедей говорю ему: "Как чистосердечно простишь тем, на кого имеешь обиду, и сделаешь переоценку своей жизни, – суд решит в твою пользу". Спустя два года пребывания в СИЗО человек этот заметно изменился, просился часто в храм помолиться, постоять у иконы Матери Божией "Утоли Моя Печали". Поставит свечу и долго молча молится. На последней исповеди очень подивил меня пронзительной откровенностью: "Батюшка, хочу сказать, что искренне прощаю мнимым своим обидчикам, которые помогли сохранить мне жизнь. Я сам-то столько наделал в жизни зла, что только здесь с Божией помощью и увидел себя со стороны". Я очень порадовался за него и как-то, вроде в шутку, говорю ему: "На суд поедешь – домой отпустят". Так и случилось. Он вскоре пришел к нам поделиться своей радостью.

Вот как Промысел Божий ведет человека к покаянию и в тюрьме.

 

***

Особенности работы и трудности в СИЗО для священника являются в том, что здесь люди долго не задерживаются: осудили и уехал на зону. Только начинаешь духовную работу, общение, беседа, исповеди, их размышление, только сближение начинается, – люди начинают тянуться, задумываться после бесед, рассказов о подвижниках, – и тут уже новые люди, не те, с которыми стали только духовно сближаться. Они уже далеко, в вагонах на окнах с решетками, прибывают в места отбывания своих сроков. Только письма их, которые летят, как голуби, из-за колючей проволоки, свидетельствующие о том, что хоть и малое время общения со священником, но дало свои благодатные плоды покаяния.

 

Приступая к духовным беседам

 

На каждой встрече все время новые люди и все время приходится начинать с первого знакомства. Свободное общение с задаванием вопросов, чтобы определить, на каком уровне духовного понимания с ними надо начинать беседу о смысле жизни, о Промысле Божием, о причине, оказавшихся в этом заведении и т.д.

Стараемся раскрыть главный вопрос – о смысле человеческой жизни, начиная с того, что этот вопрос, являющийся для человека главным. От того, как человек относится к нему, зависит вся его жизнь и счастье. Люди по-разному для себя решают его. Как к нему относятся заключенные? Многие считают, что цель жизни – устроить земное счастье в полном удовлетворении земных потребностей. Другие, что цель земной жизни в материальном благополучии – стяжании земных благ. Иные отвечают на этот основной вопрос, порой повторяясь от одного к другому, как научили в атеистических школах, что смысл человеческой жизни в том, чтобы посадить дерево, построить дом и вырастить потомство (детей), которое часто оказываются за колючей проволокой, идя по стопам своих родителей, а то и вместе с ними оказывается в тюрьме. Бывает и такой ответ – не знаю, – либо просто молчат и пожимают плечами.

Жизнь нам показывает такую картину.

Мы начинаем в таких случаях говорить: "Давайте посмотрим на жизнь материально богатых людей, находящихся на вершине земной славы, и увидим, что они зачастую глубоко несчастны. Их богатство и слава приносят порой больше тревоги и горя, чем удовольствия. Богатый постоянно печется, чтобы не лишиться того, что имеет, а страсть увлекает к большему, и в подобной гонке проходит вся жизнь".

Приводим и другие примеры. Родители собрали огромное состояние, которое затем перейдет к сыну. Сын быстро расточит его в беспутной жизни. Спрашивается, какой был смысл этому накоплению, живя без Бога? Впустую проведенные долгие годы – вот и смысл жизни – вечная погибель, так как о душе некогда было думать. Посмотрите и на прошедшие свои годы, какой багаж вы собрали, какое богатство? Само слово "богатство" объясняется в Св. Евангелии: богатство – Бог, в Бога богатеть добрыми делами.

Оказавшиеся здесь, за колючей проволокой, также искали радостей, покоя, счастья – но не там и не того счастья.

Настоящее счастье – блаженство в Боге. И если то, ради чего я живу, удовлетворяет меня лишь только на короткое время или вообще приносит мне и ближнему вред и страдания, то каждый из нас должен задуматься, тем ли путем он идет? Когда человек не идет путем Божиим, то есть, не исполняет Божиих Заповедей, грешит своим поведением, оскорбляет Бога, жизнь такого человека обессмысливается. Что мы и видим в беседах о смысле земной жизни. Идет полное духовное помрачение разума.

А самый короткий путь выйти из этого омраченного состояния – это Исповедь, покаяние, переоценка ценностей земных, молитва, чтение святых книг, особенно жития святых и им подражание, добрые дела. Учиться прощать обиды на примерах святых. Совершая добро, человек постепенно очищается от той греховной грязи, которая наносилась на душу человека его порочной жизнью. Как только появится желание обрести Бога в своей душе. Господь не замедлит в Своей Божественной помощи. Св. Ириней Лионский говорит: "Бог стал человеком, чтобы помочь человеку стать Богом" (Фудель С.И. "Устав Церкви". М., 1997, стр. 65).

И когда это говорится искренно, с желанием помочь, Сам Господь помогает. Лица обвиняемых, слушая это, просветляются, в глазах их появляется искра новой жизни. Тут же предлагается им исповедь, и многие с большим желанием исповедуются. Уходя преображенными, благодарят. Говорят с улыбкой, что на душе стало спокойнее, светлее, и легче.

Потихоньку переходим к следующему этапу наших собеседований о совести. Задаем вопросы: что такое совесть? Одни говорят: "То, что мучает внутри человека". Другие, то, что нельзя делать, человек делает и не находит покоя. Начинаем немного поправлять, объяснять, что это, прежде всего, голос Божий, говорящий и обличающий наши беззаконные поступки. Человек, который никогда в жизни не был в церкви, не молился Богу, жить по совести не может. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что "Совесть это неумоляющий обличитель, которого не обманешь". "Пусть, – говорит он, – человек, учинивший грех и совершивший беззаконное дело, успеет скрыться от всех людей, но от этого судьи укрыться он не может, напротив, всегда носит в себе этого обличителя, который беспокоит его, мучит, никогда не утихает. Как усердный врач, она не перестает предлагать свои врачевства". В беседах о совести мы часто слышим от заключенных, что она казнит любого грешника, самого закоренелого преступника. И чтобы заглушить, а не исцелиться от этой душевной боли, они начинают пить, наркоманить, нравственно еще более опускаться. Это лекарство предлагает сам сатана, почему оно и легко принимается грешными душами. Это проще: не надо бороться со своими грехами и пороками. Такой путь ведет либо прямо в могилу, либо на скамью подсудимых, либо к нам в тюремную лечебницу, где ждет батюшка очередного своего душевно больного грешника:

Здесь уже включается наш ювелирный нелегкий кропотливый труд с Божией помощью над этой заблудшей душой. Прежде всего, своим личным примером мы должны нести свет Христов. Для этой работы шаблона нет. Душа каждого человека – индивидуальный мир, со своими особенностями. Необходимо помнить, что, становясь на этот путь миссионерского служения, без помощи Божией многого мы не достигнем. Оказавшись среди тюремного общества, мы постоянно должны видеть в них людей не только с грехами, но видеть в них и добрые качества, которые и нам помогут увидеть свои недостатки. Видеть, что это люди, и многие из них порой лучше нас, чище, добрее... – Это один из главных путей сближения с ними. – Тогда и они увидят в нас тех духовных лекарей, которые искренне хотят помочь, наложить духовный пластырь на их истерзанные и больные грехами души. Тогда они сами потянутся к нам за этой духовной помощью. Нам нельзя проявлять малодушие, безразличие и поспешность. Как бы нам самим в этот момент ни было плохо, забыть себя хоть на это короткое время. Тогда и слова Спасителя "... в темнице был и вы пришли ко Мне" (Мф. 25, 36).

 

Переходя к вопросам о вере в беседах

 

Часто среди заключенных слышим, что они называют себя верующими, но вера ограничивается только ношением крестика на груди. Больше присутствия суеверия, а не веры. Стараемся объяснить, почему большая часть людей далеки от веры: неверующему выгоднее, удобнее и проще жить на земле. Таким людям легче всего существовать в состоянии безответственности, ибо если для таких людей Бога нет, то все дозволено, а вера в Бога делает человека ответственным за свои слова и поступки не только перед людьми, но перед своей совестью, дисциплинирует его.

Познавая Бога, человек начинает ощущать большее беспокойство, переживая о содеянном. Наступает томление душевных страданий, которые постепенно ведут каждого желающего к очищению души через Таинство Покаяния. Этот путь пройти необходимо каждому грешнику. Всегда надо помнить, что заключенные очень строго и внимательно следят за священником: о чем говорит, что делает, – вроде и не видно их такого внимания за священнослужителем, но на самом деле все подмечается. Если они обращаются с какой просьбой, надо прежде подумать, под силу ли ее выполнить и только тогда дать обещание на ее выполнение; если пообещали, то будьте добры выполнить, иначе вам просто не будут в дальнейшем верить.

 

Возраст людей и типы людей, находящихся в заключении

Начнем с детей

Дети – это особая большая тема

Коснемся главного

 

Как сообщает статистика, сейчас более 2 миллионов беспризорных детей. И многие уже оказались в местах лишения свободы. Встречаясь с детьми в СИЗО, прежде всего, следует обратить внимание на то, что большая часть из них – дети из неблагополучных семей: пьяниц, наркоманов. Что они могли впитать с самого раннего детства? Ругань, мат, драки в семье, пьянство. Многие из них из-за этого неполноценные в своем развитии и мышлении, расстроены психически, отчего и преступление. Они трудно воспринимают беседы, не хотят учить наизусть молитвы. Крестики берут с большим удовольствием. Также большое суеверие или полное безразличие к духовной жизни. Из практики видно, что многие из подростков бесноватые.

Благоприятно действует на детей молитва в храме, особенно за литургией. Заметно преображаются, просветляются, становятся спокойнее. Чаще с ними лучше служить хоть краткий молебен с окроплением святой водой. Если возможно, показывать видеофильмы библейского духовного содержания. Положительно реагируют, когда начинаешь говорить о матерях: "A если бы вашей матери кто-то сделал бы так же плохо, как вы: у кого-то украли, кого-то ударили или убили?"

Молодежь в СИЗО все больше озлобленная; все больше у малолеток статья убийства. Явная их одержимость нечистой силой. Но с Божией помощью и с любовью и их сердца расплавляются, как лед на солнце. Как-то, посетив детскую колонию, в Можайской тюрьме, в одном из бараков, подошел небольшой парнишка-малолетка, поздоровался с нами так приветливо и просит зайти к ним в отряд. Ведет нас и говорит старшему воспитателю и ребятам сверстникам с непередаваемой детской радостью: "Это наши батюшки". Оказалось, что он был в нашем изоляторе. Доброе в его душе и сердце он показал при нашей неожиданной встрече. И нам было приятно слышать и видеть это, хотя мы его так и не вспомнили, но главное – он нас узнал. Семя добра, брошенное в его детское сердце, дало свой маленький росток добра, Божьего света.

 

О среднем возрасте мужчин

 

Это люди уже немолодые и преобладающая часть не первоходки в тюрьму. Больше слушаю, чем спрашиваю. Начинаем знакомство с каждым в процессе духовной беседы, как бы вовлекая в разговор. Спрашиваем о Вере, крещены ли все. Многие просят покрестить. Мы, священство, сразу начинаем обещать и спешить в ближайшее время совершить Таинство Крещения. Первое время у нас до 50 человек собиралось на крещение. И что замечаем: некоторые повторно приходят на это таинство. Тут мы и поняли, что поспешностью только еще больше их заводим в грех. Стали строже готовить желавших ко св. Крещению.

Разъяснять, что некрещеный человек не является членом Церкви, что за некрещеных Церковь не молится и они не имеют как защитника Ангела Хранителя, чем особенно пользуется демон, направляя их на погибельные дела.

Раздаем брошюры "Памятка" желающему принять Таинство святого Крещения. Затем, через определенное время, вопросы задаем – в виде маленького экзамена, -видим, кто искренне хочет принять св. Крещение. Они и молитвы учат первоначально необходимые. Таких и крестим.

Также дело обстоит и со святым Причащением Св. Христовых Таинств. Спешили после исповеди большую часть людей, если не тяжелые статьи судимости, причащать. Сами не понимали, что только усугубляли грех неподготовленного грешника к Великому Таинству.

Нельзя с этим спешить. Пока не увидим после усердной работы с ними, что человека можно допустить до этого Таинства, Причащать только в крайнем случае перед смертью. Больше бесед, молебны с окроплением Крещенской водой – это очень благодатно действует.

В беседах мы слышим: посадили ни за что. Здесь и надо раскрыть тайну, что случайного в жизни ничего не бывает. Например, один из случаев. После исповеди заключенный говорит: "Батюшка, мне дали 7 лет по статье, которую я не делал, и все ребята говорят: пиши на пересмотр суда, "косатку" (письмо на пересмотр дела, – арх. Трифон). А послушав уже не раз ваши беседы,, о многом задумался и перекрутил свою жизнь... вижу те мои дела, которые никто из людей не знает, кроме Бога, вот за те дела мне и дали, а после исповеди еще больше усилилась эта мысль, и, глядя на данный семилетний срок, вижу, что лучше здесь отстрадать за свои грехи тайные, чем там, на суду Бога". – Коснулся Господь сердца этого человека.

Другой исповедуется у о. Никодима и говорит: "Я хочу даже, чтобы вы о моей жизни и об этом случае, который я рассказал, написали для других в назидание в своем духовном журнале".

"Я много уже отсидел лет за колючей проволокой, много увидел, – начал он свой рассказ. – Много видел различных преступлений, но Господь в зоне свел меня с верующими людьми. Стал я о своей беспутной жизни задумываться, стал читать книги духовные, прочел книгу "Отец Арсений", очень она меня затронула – вернусь из-за колючки, начну новую жизнь. Бог дал, вышел, вскоре и человека для жизни встретил. Перестал пить, воровать и стал уже к новой жизни прибиваться. И работу подыскали, все вроде бы только жить да радоваться. Но попутал сатана. Оклеветали меня в одном воровстве, что это я сделал, а я не делал это, Бог Свидетель. И пошел разбираться, доказывать, что невиновен, пошел к тем, кто это сами сделали, тоже они сидели и хотели на меня все дело и свалить. И взыгралась у меня лагерная струнка постоять за свою честь, да еще меня обозвал очень плохим словом лагерным один из этих клеветников. Тут-то я его ножом и ударил. Те разбежались. Этого я и пришил к венкам, так как разборку учинили на кладбище. Всё так и прошло. Никто не узнал, а кто знал, они боялись сказать. Через некоторое время сижу дома, вдруг мой взор упал на окно. Мурашки по телу: в окно смотрит мною убитый и рукой манит меня. Я выскочил на улицу – никого. И стало со мной твориться необъяснимое. И жизнь не в радость, и постоянно он стал мне являться, и все манит меня к себе. Стал я снова в рюмку заглядывать, думал, что хоть этим отгоню страх. А он еще больше стал мне являться. И водка не помогает. Прошло почти два года. Решил – пойду в милицию и все расскажу за свое злодеяние. Пошел. Там не поверили. А когда на место преступления съездили, всё сразу поверили. Вот я и оказался снова в тюрьме. Только чудо произошло, как переступил порог тюрьмы, так это видение, меня мучившее, прекратилось. А теперь прошел и Исповедь, покаялся, совсем легко стало. Вот как сам Бог привел меня к раскаянию". – Дали ему семь лет, но он совсем не переживал о сроке. В заключении он пробыл около четырех лет и вернулся домой.

Или случай, как за грехи, содеянные в этой жизни, придется отвечать в будущей жизни. Одна мать совсем недавно рассказала.

У нее была единственная дочь, уже невеста, но как сейчас воспитание больше без Бога, дочь не вернулась домой после очередной гулянки. Спустя несколько дней ее нашли убитой. Прошел почти год. Ничего не известно.

Горе заставило мать больше обратиться к Богу, в храм. И вот как-то одна из знакомых женщин встречает и говорит ей: "Пиши заявление в милицию вот на такого человека". Она сама слышала, как ребята пьяные, соседи, ругались и один другому говорит: "Может, ты и меня убьешь, как эту девушку?" – называет ее имя. Мать вечером, как она говорит, села писать заявление, а утром хотела отнести его в милицию. И ночью ей сон. Является дочь и строго говорит, называя точно имя этого парня: "Мама, не пиши на него заявление, что он меня убил. Мне сейчас так хорошо. А если ты напишешь, то все мои прежние грехи вернутся на меня". Это еще раз подтверждает, что, оказавшись в заключении за содеянное, для этих людей уже начинается искупление грехов, это время для покаяния и здесь люди начинают тянуться к Богу.

 

***

Как ни парадоксально, встречаясь с женщинами в СИЗО, наблюдается такая картина. Полное безверие, разврат, наркомания, пьянство. Полное нравственное растление большинство. Раздавая крестики, литературу, особенно уделяем внимание в беседах на их материнскую миссию, данную Самим Богом. Оказавшись в тюрьме, уже многие настолько исказили свой нравственный образ жизни куревом, пьянкой, наркоманией, развратом, матерщиной. Немалая часть из них убийцы. Трудно воспринимаются беседы о чистоте жизни. Но когда затрагиваешь чувство их женского предназначения – материнство, а многие из них, не задумываясь, далеко еще до колючей проволоки, стали матерями-убийцами своих детей (аборты). Не сознавая этого великого преступления из-за беспечного легкомысленного отношения к своему предназначению, данному Самим Богом. Стараемся раскрыть в беседах Божественный Промысел о спасении их душ.

 

Советуем строго пересмотреть свою безнравственную жизнь, борьбу с пороками и страстями. Читать Св. Писание, читать жития святых, имена которых они носят, и подражать им, прося их молитв о помощи. Даем понять, сколько горя принесли они родителям, матерям, а многие из них сами уже матери. Так и их дети, что могут доброго принести своим мамам, когда сами мамы обижали своих родителей. Надо помнить о том, что жизнь – она как оружие бумеранг: запустил его – обязательно вернется тогда, когда мы не ждем, так и ваши дети отплатят вам за то, что вы обижали своих родителей, если не изменитесь через покаяние. В жизни за все приходится платить и мы уже платим за свою беспечность.

Священство должно совершать после беседы краткие молебны с окроплением Крещенской водой. Привлекать к совместной молитве, чтению книг духовно-нравственного содержания. Предлагать частую исповедь, следить за своей речью, чтобы покончить с пороком сквернословия. Ведь за каждое матерное слово, сказанное по привычке, делать земной поклон с молитвой о прощении. Тогда они увидят и почувствуют, как Благодать Божия наполняет наши сердца.

После таких бесед заметное проявляется озарение, интерес. Люди становятся серьезнее. С ними о чем-то можно говорить. Начинают проситься на исповедь. Здесь уже более настойчиво убеждать в важности молиться вместе, читать утренние молитвы и вечерние по молитвослову вместе, акафисты М.Б.

Совсем недавно неотступно стали проситься в храм из камеры женщин, в храм на беседу со священником. И рассказали, как они говорят, совершилось чудо в их камере. "Мы, – говорят, – решили проверить, что может дать нам совместная молитва. Перестали сквернословить. Через месяц произошло такое, что они считают Божьим чудом. После совместной молитвы и чтения Акафиста двух женщин наркоманок, – обвиняемые в тяжелых статьях с наркотиками, но у них маленькие дети у одной и у другой, – отпустили к детям прямо из зада суда. Это их очень потрясло. Помогла совместная молитва в камере и храме".

 

Безграничная любовь Божия ко всем нам

 

Встречаются люди в СИЗО совсем в преклонных годах. Это, как правило, женщины или мужчины со статьями "убийство". У женщин семейные драмы, по пьяному делу поножовщина или еще что. А у мужчин на почве пьянки, драки с собутыльниками и убийство. И все эти люди пожилые. Многие в очень большом переживании. В беседах с ними выясняется, что ни разу в своей жизни они никто не исповедовался. И вот через преступление они попадают в тюрьму. А далее в тюремный храм для покаяния всей своей безумной жизни без Бога. "Не хотяй смерти грешника, но еже обратитеся и живу быти...".

***

В одной из таких бесед с пожилой женщиной выясняется, что за свою долгую жизнь ни разу на исповеди не присутствовала. Беседуя, рассказала, что, выпивши с мужем, стали что-то выяснять, а она, в порыве обиды, его ножом ударила, хоть смертью не обошелся исход дела, спасли в больнице, но оказалась в тюрьме. Протрезвели, стали каждый себя винить. Мужик все простил и долгое время ходатайствует, чтобы жену отпустили. Адвокат говорит, что не имеют права держать в заключении. Спрашиваем ее, как дальше жить-то думает? – А она: "Я в душе в Бога верю". – За такую-то веру вас из заключения и не отпускает главный Обвинитель – Господь, ждет искреннего вашего раскаяния. Выяснилось, что у нее еще убийство далеко в молодости было – убийство своих детей, аборты, только она уже об этом почти забыла. Вот Господь и хочет предупредить, чтобы не осуждать на вечное поселение в огонь. Задумалась, заплакала, запросилась на исповедь...

 

Случай с убийством

 

Привезли старого мужчину в СИЗО – статья "убийство". Вскоре оказался у нас в тюремном храме на беседе. Зашел, крестится, плачет, сразу привлек особое внимание. В беседе выяснилось: убийца, – и как всё нелепо. "Враг, как лев рыкая, ища кого поглотить...".

Работал он шофером – дальнобойщик. Дома не всегда был. В храм Божий дороги не знал. Прошло много лет, работу сменил, пенсионером стал. Приходит с работы как-то, а жена приветливая такая, всё для него, сажает скорее за стол. Пришел-то выпивши и стал придираться к жене, всякую нелепицу ей приписывает: что она ему изменяла в жизни. Она смотрит на него, смеется и говорит: "Ты, что ли, с ума сошел на старости лет? В молодости об этом не говорил".

Он говорит: "Меня как жаром обдало, такая ревность взыгралась, и сам ничего не пойму. Видать, точно изменяла, когда я дальнобойщиком был (шофером дальнего следования). Эта мысль меня всегда мучила, о ее неверности, хоть прямо не замечал за ней плохого. Подает она мне первое кушать, а я как озверел, нож был рядом на столе, схватил и ударил ее, а она смотрит на меня и как-то тихо говорит: "Что ты, Ваня, Бог свидетель, думать об этом боялась", – добавляет: "Что ты наделал", – и упала, до больницы не довезли, умерла". Он в этом охранении и себя ножом ударил. Смерти избежал, но в тюрьму угодил. Говорит: "Жить не хочу, не могу понять, как получилось..." – и сам плачет. Тут-то мы и стали ему растолковывать, что только жизнь без Бога к этому приводит. Вот диавол и хотел воспользоваться моментом, забрать твою душу. Оказалось-то обратное: он ей, жене, не верил только по одной причине, что сам ей часто изменял, врал, – такие люди никогда не верят другому, если сами врут, по себе судят. – Жена-то была, как он говорит, набожная, в храм ходила.

Говорим ему: "Вот и пришло время тебе, Ваня, оставшуюся жизнь за двоих жить и вымаливать свои грехи". Долго исповедовался – плакал, – ушел с надеждой, что Бог и ему простит.

В следующий раз привели их на молитву. За Божественной литургией, обратил я на него внимание: всё крестился и, видно, плакал. Дай Бог и ему искреннее покаяние – и спасение его душе.

 

Какую можно предложить исповедь в тюрьме

 

В молитвослове "для заключенных" есть специальный полный чин для людей, находящихся в заключении.

Таинство исповеди проходит в тюрьме по-особому и грехи особые. Если Сам Господь не поможет, то просто по-человечески не поймешь, как ответить и поступить.

 

О службе, о проповедях

 

Божественная литургия проходит в тюрьме, в СИЗО тоже по-особому торжественно, проникновенно и молитвенно. Все, кто пришел на службу, в полной тишине, каждый ведет беседу с Богом о своем. Здесь спешить некуда, впереди долгие сроки в места, где только будут вспоминать по-настоящему и ценить наши короткие встречи, беседы, исповеди. И службы с проповедями особыми, тюремными, с примерами о прощении грехов великим грешникам. Одна из проповедей для тюремного примера:

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь!

"Радуйся, Заступница Усердная рода христианского..."

Сейчас мы с вами, дорогие братья, слышали это умилительное пение тропаря иконы Матери Божией именуемая "Казанская". События прославления этой иконы совершились в ХVI в. в г. Казани при Царе Иоанне Грозном. После освобождения города от татарского ига Матерь Божия, чтобы укрепить веру православную в новообращенных православных христианах, проявляет Свою великую милость для этих жителей города. И являет Свою икону чудным образом через совсем юную девочку по имени Матрона, неоднократно явившись ей во сне. И с большими почестями и Крестным ходом во главе со епископом города была чудно обретена икона из земли и обнесена по всему городу Рязани. Народ со слезами встречал икону Царицы Небесной. И самое большое чудо, которое происходило от Иконы, больше исцелялись от своих недугов, какие они не были бы, прикасаясь к этой иконе. Вера в людях крепла. В дальнейшем с этой чудотворной иконы списывалось много списков и рассылалось по всем городам России, где с великим почитанием приклонялись и прославляли эту икону Матери Божией.

И сейчас нет на Руси такого дома или квартиры, где бы не было этой всеми почитаемой иконы Матери Божией "Казанская", которая имеет особое почитание в сердцах верующих людей. В народе о ней слывет особое предание, что эта икона очень строгая.

В день празднования явления иконы все православные христиане особенно молились перед нею. В день тот запрещались все не столь важные работы, считалось грехом работать что-либо, кроме молитвы.

За это немалое время явления иконы много совершалось чудес от списанных образов Матери Божией.

И вот одно из таких чудес, совершенное от иконы Матери Божией, близкое нам как людям, находящимся в заключении, страдающим, по молитвам страдающей матери воскресла духовно умершая душа ее сына.

Как повествуется в описании этого события, эта благочестивая мать воспитывала своего единственного сына в благочестии и вере православной. С детства водила его в храм Божий. Особенно почиталась в их доме икона Матери Божией "Казанская". Не было такого вечера в его далеком детстве, когда мать и сын не молились бы перед этой иконой. Мать всегда со слезами просила Царицу Небесную, чтобы Она сама управила в жизни ее сына. Годы шли. Сын учился, окончил школу, поехал учиться в институт. Мать, как могла, помогала ему материально и молилась о нем. Старела, слабела, так как воспитывала и содержала на свою небольшую зарплату, во многом ущемляя себя, недоедая, все претерпевала, только бы помочь любимому сыну. Учась, в другом городе далеко от родительского дома, сын стал на свободе познавать и другие науки мира. Мир захлестнул его юную жизнь. Друзья, подруги, вечеринки, вино – увели его от того, чему учила его мать в родном доме. Увели от Бога.

Все было забыто, шальная жизнь помрачила разум, все больше поглощая его во грехи и пороки. Но как мы все здесь находящиеся знаем, такая жизнь никого не привела к добру, а только к погибели. Либо к телесной смерти, либо к духовной. Вот по этой причине многие оказываются в этих местах, где сегодня мы с вами находимся. Так случилось и с этим сыном. На разгулы нужны были деньги. А их не было. Помрачившись разумом, сатана повел его своим путем погибельным. Совершив страшное преступление в пьяном виде, да еще с убийством, он был осужден. И приговор оказался суровым – смертная казнь. Узнав о совершившемся, мать в ужасе упала перед иконой со слезами. Не зная, что делать, плакала и молилась о постигшем горе ея материнского сердца. Прося Матерь Божию, чтобы не погибла душа ея сына. Собрав последние копейки, покупает билет, берет с собой только одну икону Матери Божией, что было самое драгоценное в ее жизни, и едет в ту тюрьму, где находился ее сын.

Свидание не было разрешено. Мать слезно просила начальника тюрьмы исполнить последнюю ее материнскую просьбу, передать иконочку в его камеру, которую она привезла с собой из родного дома. Просьбу эту исполнили, видя слезы и страдание матери. В то время, когда сына вывели в другую камеру, иконочку поставили на стол. Придя в камеру, он увидел Ее. Он сразу узнал ту икону, перед которой в детстве молился с мамой. Ужас и трепет объял его душу. Вся его прошедшая жизнь пролетела в одно мгновение. Он сразу вспомнил те счастливые минуты, когда на коленях молился с мамой перед этой иконой. Живя в трудных материальных условиях, – не это было самое главное в их жизни, – у них была радость. Матерь Божия всегда посылала мир, радость, любовь в их семью. И повеяло в его сердце тем далеким детством. Той великой радостью. Душа его содрогнулась. В ужасе и трепете он упал перед этой иконой, прося прощения, о всех тех злодеяниях, к которым привел его диавол, уведя далеко от Бога. Нет большей заступнице и ходатайнице пред Богом, как Матерь Божия. Матерь Божия Сама выстрадала в земной жизни великие страдания, присутствуя при Распятии Своего Сына Господа Нашего Иисуса Христа. Она видела всё – как кровь текла по Его Божественному истерзанному от пыток Телу. Ее Материнское Сердце испытывало в этот момент те страдания, которые претерпевал Сам Господь Наш Иисус Христос, искупляя грехи все рода человеческого. Но, находясь у Креста, Она ничего не могла сделать. Но пережив эти Материнские страдания, никто не мог так понять каждую страдающую мать о своих детях, как Сама Матерь Божия. Она не могла не услышать молитвы этой страдающей матери об участи ее сына. И Матерь Божия услышала и сжалилась над этим оступившимся в жизни сыном. Сердце его стало наполняться теплом Божией благодати. Слезы маленькой струйкой текли по его лицу. Он стоял на коленях и просил слезно прощения у Матери Божией. Всю ночь, не вставая с колен, он простоял у иконы. Утром, когда пришли за ним, увидели такую картину. Он так же стоял на коленях, приклонив голову к иконе Царицы Небесной. Слезы еще не высохли на его глазах. Лицо его сияло Божественной благодатью, но тело его было уже мертво. Матерь Божия простила его грехи. Она Сама взяла его раскаявшуюся душу из этой жизни в вечность. Для радости вечной жизни, чтобы он больше не грешил! Царица Небесная услышала молитву этой страдающей матери. Велика молитва материнская. Как учат святые отцы Церкви, "что молитва материнская ни в огне не горит, ни в воде не тонет". Сколько порой наши матери молятся о нас. Сколько раз каждая мать говорила своему сыну: "Сын мой, не делай этого. Бог накажет". Но мы не внимали словам матери. Враг ослеплял наш омраченный разум, ища погибели только каждого. Почему Господь проявляет особую заботу о тех, кто в темнице? Потому что они страдают.

И вот эти слова в Святом Евангелии: "Кто посетил в темнице – Меня посетил". Господь пришел, чтобы спасти каждого из нас. И этот путь Он указал в Св. Евангелии Своим Примером, Своей короткой земной жизнью, как надо жить, чтобы наследовать Царство Небесное. А путь этот через покаяние, любовь и прощение. Путь этот очень узкий и нелегкий. Мы с вами хотим, чтобы Господь простил нас. Но, прежде всего, мы сами должны простить всем обидчикам, кто сделал нам плохо. Господь Сам разберется с каждым.

Кого надо наказать, Он накажет. Кого надо помиловать, Он помилует. Велик человек не тот, кто смог отомстить кому-то. Велик тот, кто смог победить себя, свой порок и победить свою гордость, свою самость. Вот чему и учит нас Святая Церковь. Смирению, прощению и любви. Мы терпим за грехи наши. Каждый знает, что он в жизни натворил.

И вот сегодня мы собрались с вами в этом тюремном храме просить Матерь Божию, чтобы Она и нам простила, и помогла духовно разобраться в нашей жизни. Аминь.

Архимандрит Трифон


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"