На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православная ойкумена  
Версия для печати

В набежавшей тьме, при ветре…

Художник Ксения Соколова

Многие достойные мастера пишут сегодня иконы маслом. Но редко кто из них работает по старым канонам, подготавливая всякий раз для написания особые краски органического состава. Эта техника требует от иконописца искусного навыка, предшествует которому долгая выучка. И само появление такой иконы на свет – дело не скорое. Оно не позволяет художнику ошибаться, а требует сразу же – письма начисто.

В этой технике работает Ксения Николаевна Соколова. График, член Союза художников СССР, иконописью она занимается последние двенадцать лет. Написаны ею за это время иконы Святой Троицы, святого благоверного князя Александра Невского, преподобной Марии Египетской...

Не часто столичные иконописцы получают заказы для храмов Средней Волги, где требования к работам особенные. Знаменитой Сызранской иконописной школой в этой местности веками сохранялся и утверждался тот свод старинных правил написания, соответствовать которым не просто. «Когда был оставлен русский путь», иконопись центра стала равняться на европейские нормы, здесь же, на Средней Волге, сберегалась и чтилась прежняя византийская традиция. А уникальные Сызранские иконы Александра Архиповича Бочкарёва, вплоть до наших дней, являют собою образец той самой подлинности, которая развивалась в конце ХIX-ого – начале XX-ого века, опираясь на прежний лад старательно и любовно. Известны они ценителям всей России. И хотя успехи сызранских мастеров очень долгое время замалчивались и пребывали в тени, были они столь значительными, что разрабатывали их идеи в дальнейшем иконописцы и Верхней, и Нижней Волги. Ныне свет от них идёт особый, он словно усиливается от века к веку…

Да, скорописью Среднюю Волгу удивить сложно. И не всякое творение встречается там с восторгом, особенно если выполнена работа не местными мастерами – не продолжателями Сызранской иконописи. Однако ж сегодня в храме Космы и Дамиана в городе Тольятти дьяконские врата выполнены московской художницей – Ксенией Соколовой. Более того, Средняя Волга ждёт новых её работ…

Мне же необычайно мила совсем небольшая икона святого праведного Артемия Веркольского, написанная Ксении Соколовой по частному заказу. Сегодня великое множество людей просит чудесной молитвенной помощи у этого святого – у двенадцатилетнего светлого отрока, в святость которого когда-то односельчане не просто не поверили, а даже похоронили его за пределами кладбища. Послушному крестьянскому мальчику, который помогал отцу боронить поле и умер от удара молнии, в набежавшей тьме и при ветре, отказано было в обычном погребении рядом с другими – с благочестивыми людьми. То, что не гневом Божиим за  мнимые, тайные какие-то грехи поражён был отрок, а, напротив, отмечен особою грозною милостью свыше, – разглядеть ревнители праведности не сумели.  Слегка присыпали тело землёй, закидали наскоро берестой, ветками, прутьями – и всё на  том.

Свет над нетленными мощами отрока воссиял через тридцать два года. Их извлекли наконец – для поклонения, и стали припадать к ним – в надежде исцелений, в надежде избавления от бед. Чудесным образом помогали людям даже стружки, оставшиеся от икон с образом святого Артемия Веркольского…

Случилось это в XYI веке, в селе Верколе, на Пинеге. И случается по сию пору – и в литературе, и в социальной, в культурной жизни России. Многое вытесняется за пределы придуманной «правильности», из самых благих побуждений, – забрасывается хламом и не удостоено бывает даже самой обычной, малейшей заботы. Да вот только будущим сиянием и нетлением распоряжаются, к счастью, не  люди.

Вера Галактионова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"