На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Верхне-Никульское:

прошлое и настоящее

Церковь Святой Троицы в селе Верхне Никульском С родиной Федора Григорьевича Солнцева селом Верхне-Никульское тесно связано имя удивительного человека – настоятеля храма Святой Троицы отца Павла (Груздева), служившего здесь с 1960 по 1992 год – крестьянского сына, впоследствии монаха, архимандрита, старца. Его биография и события XX века тесно переплелись.

Отец Павел родился 23 января 1910 г. в Мологском уезде в крестьянской семье. Когда его отца призвали в армию в Первую Мировую войну, четырехлетнего мальчика взяли на воспитание в Мологский Афанасьевский женский монастырь бабушка – монахиня Евстолия и тетки – инокини Елена и Ольга. В монастыре отец Павел жил до самого его закрытия в 1929 г., после чего переехал в Новгород Великий в Варлаамо-Хутынский монастырь. В 1932 г. он вернулся в Мологу, при затоплении которой они с отцом разобрали родную избу и по Волге сплавили ее до Тутаева (Романов-Борисоглебск), где и обосновались. В мае 1941 г. отец Павел был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама Ряшенцева, получил 6 лет лагерей и 3 года ссылки. В декабре 1949 г. его арестовали повторно и сослали в Казахстан, где он работал чернорабочим до августа 1954 г.

Отец Павел вспоминал, как в годы заключения служили они литургию в лесу. Среди заключенных был епископ и священники. Вместо престола использовали пень, полотенце было вместо саккоса, консервная банка вместо кадила. Выжимали из черники сок для зековской причастной чаши. В одну из таких служб архиерей стоял перед пнем, ему помогали молящиеся, рядом находился охранник. Вдруг молния ударила в пень и он исчез, а на его месте образовалась воронка, полная чистой воды. У охранника, как вспоминал отец Павел, глаза наполнились ужасом: «Ну, - говорит, - вы все здесь святые».

Много пережил отец Павел в заключении: допросы, пытки, череду лагерей. И хотя имел он образование «низшее, один год», как и написано в его «Личной карточке арестованного», но такую школу жизни прошел, которая учит мудрости не книжной, а самой, что ни на есть, глубинной, - той мудрости, которая переходит в юродство, попирая «премудрость мира сего».

Полвека шел Павел Груздев к принятию монашества и священства, хотя по внутренней сути своей всегда был иноком и служителем Церкви. Шел, чтобы сказать самое главное: «Не народ слуга священника, а священник – слуга народа. А сейчас, к сожалению, наоборот…» В 1958 г. отца Павла рукоположили в сан священника. В 1960 г. его направили в село Верхне-Никульское Некоузского района Ярославской области настоятелем храма Святой Троицы. Прослужил он в этом храме 33 года.

Отец Павел умел читать в сердцах и мыслях людей, как в открытой книге. Иногда от этого внутреннего прочтения «мурашки по спине бегали», как признавалась одна монахиня. Сколько прихожан предостерегал он от опрометчивых шагов, скольких предуготовлял к тяжелым испытаниям, ждавших их в будущем. Множество воспоминаний сохранилось в Борке и окрестных деревнях о его даре предвидения. Все, кто знали отца Павла, говорят о нем, что это был кладезь народной мудрости, песен, пословиц, поговорок, прибауток, преданий. А молитва отца Павла имела такую силу, что отовсюду съезжались к нему люди самых разных судеб, званий и профессий, так что остановка автобуса «село Верхне-Никульское» стала называться в народе «Огтец Павел».

Все жители Борка тесно общались с настоятелем храма Святой Троицы. Зарождение и расцвет научного центра как раз пришелся на те годы, когда отец Павел возглавлял приход в Верхне-Никульском. Общались и дружили с ним ученые старшего поколения, такие как член-корреспондент АН СССР С.И. Кузнецов, глубоко верующий человек, доктор наук В.И. Романенко и молодые ученые, которые приобщались к религии благодаря отцу Павлу. «Батюшка, а можно в пост молоко пить?» – часто донимали его вопросами. «Чашки молока Бога не отнимет и не даст, - отвечал он. – Ты молоко-то в пост пей, ты только кровь у людей не пей!»

Что ценил отец Павел в людях превыше всего? Веру и дела во имя нее. Он вспоминал, как однажды новгородский архимандрит Сергий захотел подарить тогда еще молодому Павлу Груздеву свою фотографию, а на обороте написал: «Юноша Павел! Вот тебе мое завещание: Бог был, есть и будет. Храни в себе Веру Православную. Архимандрит Сергий». «Мне уже скоро девятый десяток пойдет. Тридцать с лишним лет я служу в вашем храме, - говорил отец Павел   сельчанам. – И никогда не иская худого в селе, я искал худое в себе. И вот вам мое завещание: Бог был, есть и будет! Храните Веру Православную!»

В июне 1992 г. старец по состоянию здоровья вынужден был уйти за штат и поселился в Романове-Борисоглебске при Воскресенском соборе, продолжая служить и проповедовать, принимать народ – и все это несмотря на тяжелую болезнь и полную слепоту. Почил отец Павел 13 января 1996 г. и был похоронен по завещанию на Леонтьевском кладбище Романова-Борисоглебска, рядом с родителями.

Потонуло в цветущей черемухе Леонтьевское кладбище, птицы поют-заливаются. Множество людей приходит на могилу старца поклониться его праху. Какой-то неиссякаемый праздник жизни продолжает совершаться на его могиле. Вспоминается дневниковая запись отца Павла: «Я знаю для чего живу – для славы Божией. Знаю, когда умру – когда будет угодно Богу. Знаю, куда иду – в небесное Отечество, и дивлюсь, что находят на меня иногда минуты печали». Мы теперь можем только догадываться, почему он так написал. Может быть, оттого, что не все успел сделать для своей паствы. Для своего прихода?

Труды отца Павла не пропали даром. Через череду испытаний последнего времени церковный приход в Верхне-Никульском получил его духовный сын, недавно рукоположенный священник отец Григорий Захаров. Символичен тот факт, что отец Григорий в прошлом художник, в свое время расписавший церковь Николы, расположенную недалеко от Верхне-Никульского. Быть может, в будущем, вдохновившись примером Ф.Г. Солнцева, отец Григорий восстановит фрески храма Святой Троицы, и новые поколения увидят не белые стены, а величественные росписи по евангельским сюжетам. И продлится духовная эстафета через искусство, красоту и гармонию.

Анна Путинцева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"