На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Храм в селе Флоровском

Рассказ об о.Сергие Вишневском, настоятеле храма

Храм в селе Флоровском. Иордань В середине расстояния между Угличем и Рыбинском, в нескольких километрах к востоку от правого берега Волги у Мышкина, есть одно чудесное, намеленное место - село Флоровское. Всякий, кто впервые попадает сюда, невольно удивляется - как в этих глухих местах, окруженных болотами, оказался такой огромный двухэтажный храм - ведь само село Флоровское состоит их нескольких домишек, а окрестные деревни тоже не густо населены.

Известно, что храм Флора и Лавра в селе Флоровском Большесельского района Ярославской области воздвигнут на месте чудотворного явления иконы Божьей Матери. Местное предание гласит, что приближенные Екатерины Второй однажды приехали по ягоду в эти знаменитые обильной и особенно вкусной клюквой места и заплутали в болотах, которые в те времена были куда более топистыми, нежели сейчас. Спустилась ночь. Отчаявшись, заблудившиеся стали усердно молиться и через какое-то время увидели свет на верхушке дерева, исходивший от явившейся там иконы. Они побрели на этот свет и вышли к своим экипажам, и спаслись.

В намаять о событии и был воздвигнут величественный храм с пятью куполами и колокольней. Вокруг храма раскинулся погост, стало расти село. В конце девятнадцатого века построили церковноприходскую школу. До революции 1917 года стараниями прихожан и богатых благодетелей церковь дважды восстанавливалась - при Александре III и Николае II.

Третье восстановление ведется вот уже более десяти лет, в наши дни, стараниями настоятеля - отца Сергия Вишневского.

В первые годы своего переселения сюда отец Сергий сладостно мечтал: будут ездить люди, станут селиться, воскреснет село, построят заново церковно-приходскую школу на месте старой, от которой остался один фундамент, поросший лесом. Теперь мечтательный пыл батюшки заметно остыл, но никакого уныния в душе у него не поселилось. В свои семьдесят пять лет Сергей Николаевич - бодрый, подвижный, очень жизнелюбивый человек. Приезжая к нему, тотчас заражаешься от него каким-то удивительным излучением, наполняющим душу радостью, а тело - силой и здоровьем, желанием действовать.

В храме Флора и Лавра некогда был настоятелем дед отца Сергия по материнской линии, священник Николай Иванович Добронравов. Здесь, на погосте, возле алтарной части, он и похоронен.

Сергей Николаевич Вишневский родился 1 января 1926 года в семье военнослужащего. О своем происхождении он говорит так: "Я горжусь тем, что являюсь уроженцем Ярославской земли, которая находится в самом сердце России, и все, что есть во мне хорошего, дали мне мои предки и моя родная земля". Несмотря на то, что не только род матери, но и род отца был издавна священническим, отец считал себя атеистом, отвергал Православие, и если бы не ранняя смерть его, он, конечно же, сильно бы воспрепятствовал желанию сына пойти по стезе предков, стать священником. А маленького Сережу все равно с детства дразнили: "Сергий - дьякон, Сергий - поп, Сергий - валяный сапог!" Рос он болезненным мальчиком, рано научился читать. В селе Введенском, где работала мама, в доме у священника была огромная библиотека, и Сережа, перечитав все домашние книги, стал пользоваться книгами этого доброго человека - отца Иоанна Скворцова. В качестве "платы" за это отец Иоанн требовал, чтобы мальчик заучивал все главные молитвы. Когда однажды летом отец Иоанн умер от солнечного удара, его дети, приехав на похороны, подарили усердному читателю целый сундук книг.

После школы Сергей Николаевич учился в Нижнем Новгороде, в ремесленном, на токаря. Сейчас жалеет - говорит, что надо было тогда освоить несколько специальностей, которые пригодились бы при ремонте храма - кровельщика, печника, каменщика, живописца.

В 1943 году его взяли в армию, но на фронт он не попал, хотя и писал одно заявление за другим. Прошел срочную службу в резерве, на вятской земле. Сразу после войны он поступил на только что открывшиеся в Москве в Новодевичьем монастыре богословско-пастырские курсы. Вскоре они были переименованы в духовное училище, а затем - в семинарию. Весь курс, разделенный на два класса, состоял из двадцати человек. По окончании семинарии отец Сергий мечтал вернуться на Ярославщину, стать сельским священником по примеру своих предков, но преподаватели семинарии, в числе которых был известный протоирей Александр Ветилев, преподававший гомилетику, принялись уговаривать его поступать в академию. И он согласился. Учась на третьем курсе академии, женился на девушке из верующей семьи. Александра Алексеевна стала верной подругой всей его жизни, родила отцу Сергию четверых сыновей. Все они, когда выросли, стали священниками, причем, один из них, тоже отец Сергий, служит в Ярославской области.

После окончания духовной академии отец Сергий был назначен внештатным священником в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Это "временное" назначение продлилось пятнадцать лет! Наиболее трудные годы жизни. Сыновья рождались один за другим, условия существования - самые скудные. После недолгого потепления советской власти в отношении к Церкви, продолжавшегося до смерти Сталина, пришел бешеный богоборец Хрущев, поклявшийся показать по телевизору последнего русского попа. В Москве храмы не рушились, но постоянно на священнослужителей налагались все новые и новые налоги. Налогами предполагалось удушить веру в Христа! В Православии оставались самые стойкие, самые укрепленные в своей любви к Спасителю нашему. Кажется, все идет к тому, что в скором времени эти времена возвратятся.

По окончании своего "временного" назначения батюшка был переведен на должность исполняющего обязанности настоятеля храма Петра и Павла в Лефортове на Солдатской улице. Одновременно учился в аспирантуре. Отставка Хрущева не принесла облегчения Церкви. Вспоминая шестидесятые годы, отец Сергий говорит, что на всю его большую семью в день приходилось по три рубля на еду. Лишь в семидесятых и восьмидесятых жизнь священника стала немного лучше.

После храма Петра и Павла отец Сергий некоторое время служил в храме Святителя Николая в Хамовниках. Затем стал настоятелем храма Воскресения на улице Неждановой, где прослужил более шести лет, после чего был настоятелем храма на Пятницком кладбище. В 1984 году отец Сергий был переведен в один из лучших московских приходов - в храм Знамения Божьей Матери, что возле Рижского вокзала. Должность настоятеля этого знаменитого храма стала его последней в Москве. В конце 1990 года, когда все дети уже были устроены, отец Сергий решился осуществить свою юношескую мечту - стать сельским батюшкой. Оставив приход в Москве, он перебрался во Флоровское. В храме своего деда он побывал за три года до этого. Увидев мерзость запустения, содрогнулся и тогда уже понял, что вскоре переедет сюда. Рассказал о своей мечте прихожанам, и они, любя своего батюшку, принялись нести пожертвования на будущее восстановление храма Флора и Лавра. Одной из первых внесла большой вклад Галина Елисеевна Стручкова. Сейчас, вот уже более пяти лет, она тоже живет во Флоровском вместе с другой бывшей прихожанкой Знаменского храма, Евгенией Ивановной Макухиной. Они обе усердно помогают батюшке и в хозяйстве, и в богослужении, читают и поют в хоре.

Храм в селе Фроловском Все свои сбережения отец Сергий и матушка Александра Алексеевна отдали на восстановление храма. Он достался батюшке с остовами куполов, разрушенной кровлей, полностью разграбленными иконостасами. В те времена, когда родилась мода на иконы, их отсюда увозили на грузовиках. В нижнем, зимнем храме весной, осенью и летом стояла вода, от испарений которой почти полностью погибла роспись стен и потолков. Много было работы и в самом храме, и на погосте, сплошь заросшем бурьяном. Но отец Сергий ликовал, чувствуя, что здесь он - ближе к Богу.

Не так давно, в 1998 году студией "Радонеж" была выпущена видеокассета "Острова Православия". На обложке - аннотация: "Океан разбушевался так, что пучина страстей поглощает тебя и гибель неминуема... Но в последний миг появляется Остров. Спасение! Здесь не слышен шум прибоя и солнце согревает окоченевшее тело. Где же этот Остров?.." - Кассета состоит из нескольких видеосюжетов, каждый из них рассказывает о таком Острове. Здесь - и рассказ о монастыре Святая Метеора, и о Монреальской чудотворной иконе Божьей Матери, и об отце Николае с острова Залит, и - о храме во Флоровском, о первой зиме, проведенной здесь отцом Сергием. В фильме хорошо видно плачевное состояние, в котором тогда находился храм. Теперь, по сравнению с 1990 годом, совсем иная картина. Храм почти восстановлен. Красивый, величественный.

Люди, узнавая о том, что храм Флора и Лавра вновь открыт, стали чаще и чаще приезжать из окрестных мест, помогали в расчистке кладбища, в ремонте здания. Постепенно батюшка обзавелся двумя гостевыми избами, банькой, развел коз, кур, гусей.

Но приезжали не только с добром. Иной - за выпивкой, другой - стащить что-нибудь. А в 1994 году, в дни Великого поста, среди ночи напали двое грабителей, вломились в дом с газовыми пистолетами, связали батюшку, искали какую-то несуществующую икону, усыпанную алмазами, били отца Сергия рукояткой пистолета по голове, выпытывая, где эта икона. Так и не найдя, набрали старых образов и ушли. Потом только отец Сергий догадался: однажды его показывали по телевизору, и за спиной у него была репродукция иконы Божией Матери в драгоценном окладе работы Фаберже, с алмазами и рубинами. Ее-то и искали "иконолюбы"! Но и во время ограбления совершилось маленькое чудо, когда отец Сергий спросил одного из грабителей, как его имя, за кого молиться, и тот шепотом назвал себя. Может быть, когда-нибудь он придет и ударится коленями об солею перед седым человеком, держащим в руке своей крест для целования. Как в Пасху 1998 года пришел один и покаялся:

- Батюшка! Прости мне грех мой! Я тут, когда мальцом был, в церкви безобразничал. Она тогда пустая стояла. Гробницу какую-то разломал... Дай поработать для храма, чтобы загладить грех мой!

Чего только не было за эти десять лет, что отец Сергий живет во Флоровском. Взять хотя бы датчан, которые, узнав об отце Сергии от его сына, несколько раз приезжали к нему и подолгу жили. Молодые люди, ищущие света, помогали священнику в хозяйстве, смиренно исполняя все его приказы. Сами признавались, что во Флоровском гораздо больше Бога, чем во всей Дании. И отец Сергий с ними не церемонился - поручал самую грубую работу.

Каждая поездка к отцу Сергию - маленькое чудо. Обычно накануне что-то непонятное гнетет тебя и почему-то особенно остро хочется остаться в Москве. Но стоит доехать до Ярославского вокзала и сесть в поезд, как сразу на душе становится легко-легко, и дальше летишь до Флоровского, как на крыльях, хотя добираться туда очень непросто - до Ярославля, потом на автобусе до Нового Села, от Нового Села - или жди несколько часов другого автобуса или пешком двенадцать километров. Хорошо еще, если попутка подвернется.

Но все равно - едешь, идешь, а душа поет.

Кого ни спросишь в московской священнической среде - все знают об отце Сергии. Да и не только в священнической. Он крестил многих писателей и их детей. Освящал здание журнала "Наш современник", который читает постоянно от корки до корки наряду с "Москвой" "Русским домом", "Роман-журналом XXI век". Теперь еще прибавился журнал "Новая книга России".

Кроме своего храма отец Сергий взял на попечение небольшую церковь в селе Леонтьевском, построенную в XIX веке иждивением одного местного крепостного крестьянина. Оказывается, крепостные не только мучались под гнетом помещиков, но иной раз могли даже на собственные деньги храм воздвигнуть! Постепенно и этот храмик оживает иждивением Сергея Николаевича.

Дай, Господи, многая лета дорогому батюшке! Веселому, жизнерадостному, трудолюбивому человеку, чья душа яркой лампадкой теплится на карте Православной Руси. В свои семьдесят пять лет он впервые признался мне недавно: "Вот я уже стал понемногу ощущать, как ко мне приближается старость". Это было на Крещение, когда, как водится, на речке Койке, протекающей в тридцати шагах от храма Флора и Лавра, рубили прорубь-ердань. И какое же это удивительное чувство - погружаться в крещенскую ледяную купель! В ней - образ облечения во Христа: поначалу боязно, потом, в первые секунды после того, как нырнул, захватывает дыхание и кажется, что не выдержишь, но почти сразу после этого наступает блаженство, становится горячо и счастливо. Окунешься трижды, а когда выберешься на лед реки, некоторое время стоишь, и тебе жарко, будто на южном пляже. Даже лучше! Душа летит! А потом - надолго, на многие дни хватит чудесного прилива здоровья, сил, радости. Кто испытал это хоть раз, тому трудно потом представить себе, как это можно в праздник Крещения Господня не погружаться в живительную крещенскую прорубь.

Проповеди у отца Сергия бывают всегда короткими. Но запоминаются они навсегда. Как, например, вот эта произнесенная им в Пасхальное Воскресенье 2000 года:

- Меня иногда спрашивают, надо ли поститься, как строго надо поститься. Может, вообще не обязательно. Я так скажу: не надо вовсе. И не поститесь. Это же так трудно столько времени не есть мясного и прочего скоромного. Не поститесь! Заболеете какой-нибудь болезнью, раком ли или еще чем-то, что ничего есть нельзя будет - тогда отпоститесь за всю жизнь. Ну, а если кто хочет безболезненно отпоститься, тогда - милости просим соблюдать все, что о постах установила Православная Церковь. Еще спрашивают меня, как часто надобно ходить в церковь - каждый ли день, раз в месяц или раз в год. А я скажу так: не ходите совсем. И не надо ходить. Ведь это так трудно - выстоять службу, подойти к исповеди, причаститься. Не ходите! А помрете - и попадете к Гитлеру. И будете вечно рядом с Гитлером. Вечно! Или не с Гитлером, а с кем-нибудь еще хуже, с которым не только часу, двух минут невозможно рядом пробыть. А вы будете вечно!.. Ну, а если кто-то из вас хочет после смерти вечно быть рядом с Александром Васильевичем Суворовым или каким-нибудь иным таким же хорошим человеком, тогда - добро пожаловать в храм Божий!

А. Сегень


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Святые и подвижники" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"