Преподобный Савва Сторожевский — один из наиболее чтимых учеников и сподвижников Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Его строгая жизнь, мудрость и великое смирение вызывали глубокое почтение и любовь Преподобного Сергия и братии Троице-Сергиева монастыря.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Саввой, хранит память о его подвигах, равно как и храм «Успения на Городке» в Звенигороде свидетельствует о его благословении, данном родной земле. И по своей кончине Преподобный не престает молиться за свою паству, являя на протяжении веков заступничество, помощь и содействие христианам, призывающим его святое имя. Русская Церковь благодарственно воспевает преподобному Савве: «Добрым растением пустыни явился ты, Преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Поэтому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светильнику. Савво, отче наш! моли спастися душам нашим» [1] .
Преподобный Савва родился в первой половине XIV в. В ранней юности ушел он от мира к Преподобному Сергию Радонежскому. Под руководством великого наставника духовно возрастал он в совершенном послушании, воздержании и бдении, был прост, но мудростью превосходил многих. Прежде всех входил он в церковь и позднее других выходил из нее со страхом Божиим, на молитве во время Божественной службы не мог удержаться от слез, взыскуя о нищете души своей и трепеща перед строгостью суда Божия. — Так возрастал он в жизни духовной [2] .
По преставлении Преподобного Сергия преемник его — преподобный Никон, возлюбив уединение, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии. «Братия же, не терпяще без настоятеля быти со многим молением возве-доша на игуменство блаженного Савву на Великую Лавру» [3] . Здесь он «добре носяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему» [4] . Древнее предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестный сын Преподобного Сергия Радонежского. Князь избрал Преподобного своим духовником и упросил прийти с ним в Дмитров, дать благословение его дому. Преподобный Савва согласился на просьбу князя, однако надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться при нем и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи», новую обитель. Полюбил преподобный Савва Сторожевскую гору. При пособии князя Юрия Преподобный вскоре построил здесь церковь Рождества Пресвятой Богородицы и недалеко от нее — малую келлию для себя. В 1399 г . он основывает общежительный монастырь для ищущих безмолвного жития. За стенами обители, под горою, преподобный Савва сам ископал колодец, откуда носил на плечах своих воду, являя братии пример трудолюбия, смирения и кротости. В 1399 г . князь Юрий Дмитриевич должен был по повелению брата своего, великого князя московского Василия Дмитриевича, выступить против Волжских Болгар. Преподобный Савва преподал ему свое благословение и пророчески предрек победу. Вернувшись со славой победителя на родину, князь Юрий Дмитриевич поспешил в обитель, чтобы поблагодарить Преподобного за молитвенное вспоможение в одолении супостатов и сделал крупный вклад на устроение монастыря: церковь была украшена, глава ее обита листами позолоченной меди, а обитель обнесена оградою. Вскоре Юрий Дмитриевич задумал вместо деревянной церкви построить каменную и для сего дал «блаженному злата довольно и села многа и имения довольна на строение монастырское» [5] . Когда преподобный Савва достиг глубокой старости, то назначил своим преемником одного из ближайших учеников, тоже по имени Савва. Прощаясь с иноками, Преподобный завещал им иметь братолюбие, украшаться смирением, пребывать в посте и эдолитве. Почил преподобный Савва 3 декабря 1406 г .
Почитание преподобного Саввы местными жителями началось сразу по его кончине. Четвертый игумен Сторожевской обители Дионисий лично не знал Преподобного, но однажды во сне ему явился преподобный Савва (ок. 1430 г .) и сказал: «Дионисий, встань скорей, напиши образ мой на иконе». Дионисий воспрянул ото сна и, призвав старца Аввакума, ученика преподобного Саввы, подробно расспросил о первом игумене монастыря, чтобы убедиться в истинности видения, и вскоре написал икону преподобного Саввы.
В 1490 г . итумена Дионисия оклеветали перед царем Иваном III некоторые из братии монастыря. Преподобный Савва, к которому обратился с мольбой о заступничестве Дионисий, явился братии и вразумил клеветников. По молитвам Преподобного получил исцеление бесноватый в 1505 г . (при игумене Каллисте), прозрел инок Саввина монастыря и был наказан его насмешник, исцелен сын боярина Ртищева. В 1540 г . Преподобный явился пономарю Гурию и предсказал о скором выздоровлении игумена Мисаила. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба Преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественнаго света,, светило незахо-дящее, чудес лучами всех просвещающе» [6] . Точная дата причисления Преподобного к лику святых неизвестна. В Троицком рукописном обиходе между 1534 и 1547 гг. дата памяти преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря [7] . В грамоте 1539 г . преподобный Савва называется чудотворцем [8] .
Особенно чтил преподобного Савву царь Алексей Михайлович, который неоднократно ходил пешком на поклонение в обитель Преподобного. Предание донесло до нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.
19 января 1652 г . обретены мощи Преподобного. С тех пор 19 января празднуется как день обретения мощей преподобного Саввы, Сторожевского чудотворца.
О, пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пречистыя Троицы обиталище, преподобный отче Савво! велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих: мир Церкви под знаменем креста воинствующей; благоденствие в мире граду сему, и всем градом и странам охранение; миру — безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным — утешение и подкрепление; юным и младенцам — благое в вере возрастание, в евангельском учении — твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам — милость и заступление; плененным — отраду и возвращение; болящим — исцеление; малодушным — успокоение; заблудшим — исправление; согрешающим — дух сокрушения; бедствующим — благовременную помощь.
Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися, со упованием, во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Опубликовано: Журнал Московской Патриархии. 1977. № 1. С. 73-75.
[2] Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Сав-ау, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI . С. 145), Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г ., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI — XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124—129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. № 60), составленной в 1616 г . при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г ., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» — 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, № 86).
[3] ОР РГБ. Ф. Московской Духовной Академии. № 146. Л . 680.
[5] Сохранилась жалованная грамота князя Юрия Дмитриевича Саввину монастырю, написанная 10 мая 1404 г . См.: Акты исторические, издаваемые Археографической комиссией. СПб., 1841. Т, I . № 15. С. 23—24.
[6] Подробнее о чудесах, происходивших у гроба Преподобного, см.: Жизнь и чудеса преподобного Саввы Сторожевского. М., 1891.
[7] См.: С. Смирнов. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1871. С. 14.
[8] Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. № 80. С. 122.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"