На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Духовник трех императоров

Биографический очерк

Его биографические данные и «послужной список» достаточно полно представлены в брошюре «Пятидесятилетний юбилей духовника Их Императорских Величеств, члена Святейшего Синода, господина главного священника войск гвардии и гренадер, протопресвитера Василия Борисовича Бажанова» (СПб, 1873):

 «Протопресвитер Василий Борисович Бажанов, сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку. С 1827 года по 1836 год состоял законоучителем в Императорском С-петербургском университете, в университетском благородном институте и в высшем училище. С 1829 года по 1836 по 1845 год состоял профессором богословия в Главном педагогическом институте. С 1835 года Высочайше определен законоучителем и духовником Государя Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Николаевича и всех августейших детей Государя Императора Николая Павловича. В 1836 году избран действительным членом Императорской российской академии, в 1837 году возведен на степень доктора богословия. В 1840 году Высочайше назначен законоучителем высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича Принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, ныне Государыни Императрицы Марии Александровны; в 1847 году ― законоучителем высоконареченной невесты Государя великого князя Константина Николаевича, принцессы Александры Саксен-Альтенбургской; в августе 1848 года Высочайше назначен управляющим придворным духовенством, а с 6 декабря того же года Всемилостивейшее пожалован духовником Их Величеств: 12 декабря того же года определен протопресвитером придворных соборов: Зимнего дворца и московского Благовещенского. В 1849 году 5 августа назначен членом Святейшего Правительствующего Синода и обер-священником главного штаба Его Императорского Величества и гвардейских корпусов; в 1850 году ― законоучителем Государя великого князя Владимира Александровича. В том же 1854 году избран почетным членом конференции С.-Петербургской и Казанской духовных академий; а в 1856 году почетным членом Императорской академии наук и Императорского С-петербургского университета».

Великая княжна Ольга Николаевна, ставшая после замужества королевой Вюртенберга, вспоминала в своей книге «Сон юности» о своих сверстницах, воспитывавшихся за границей: «…Они вырастали безо вся связи с родной Церковью. Мы же были пронизаны учением нашей православной веры. Как мы благословляли судьбу за эту нашу веру отцов, как мы любили нашего духовника о. Бажанова! Терпимый в своей религиозности и совершенно безпристрастный, он учил нас истории Церкви. Благодаря ему, мы научились понимать, что русский характер и русская Церковь ― неразъемлемое единство. Когда мы стали взрослыми, о. Бажанов приходил, как и прежде, каждый понедельник к нам, но вместо уроков были разговоры, сердечные и задушевные». Характерно, что говорит она это от имени всех царских детей, первым учителем которых был поэт Василий Жуковский. Разрабатывая в 1826 году десятилетний «План учения» восьмилетнего Цесаревича,   он признавался в письме: «Мне не только надобно учить, но и самому учиться». Жуковский подбирал учителей и осуществлял общее руководство по всем предметам, считая главною наукою для наследника престола историю, которую преподавал сам. Но два предмета не входили в его «План учения» ― военное дело и Закон Божий, требовавшие специальных знаний и подготовки. С 1826 по 1836 год духовником царских детей и преподавателем Закона Божьего был один из самых известных богословов того времени протоиерей Герасим Павский, составивший две специальные программы христианского воспитания цесаревича: «Начертание церковной истории» и «Христианское учение в краткой системе»…

Сменив Герасима Павского, Василий Бажанов написал новое руководство для Цесаревича и великих княжон «Об обязанностях Христианина», ставшее со временем одним из основных в России пособий по изучению Закона Божьего. В 1859 году самая важная частей этого пособия вышла отдельной книгой с названием «Обязанности Государя», которую с полным правом можно назвать   ц а р с к и м   к а т е х и з и с о м   трех поколений русских царей, царевичей и царевен. Программа Василия Бажанова во многом перекликается с основными «правилами деятельности царской» в области гражданских прав и обязанностей, предначертанные Жуковским:

«Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом. Люби и распространяй просвещение: оно ― сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства. Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей и свобода народов. Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государей не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый ― безсилен. Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляющее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага. Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения».

Но в этих тезисах Жуковского обозначены основные законы дольнего мира, которые найдут совсем иное преломление в законах горних, изложенных законоучителем и царским духовником Василием Бажановым.

В сентябре 1859 года в Зимнем дворце при торжественном объявлении совершеннолетия принял присягу старший сын императора Александра II цесаревич Николай Александрович, произнеся клятву, заканчивавшуюся молитвой: «Господи, Боже Отцов и Царю Царствующих! Настави, вразуми и управи мя в великом служении, мне предназначенном; да будет со мною приседящая престолу Твоему премудрость; поели ю с небес святых Твоих, да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право по заповедем Твоим. Буди сердце мое в руку Твоею. Аминь».

Эти заповеди, соответствовавшие Закону Божьему, собственно, и были выражены его законоучителем в тринадцати пунктах «Обязанностей Государя», а накануне совершеннолетия он провел с ним беседу, изданную в том же 1859 году. Василий Бажанов обратился к своему духовному сыну с напутствием:

  «…Вы можете с полным сознанием сказать, что прошедшее было для Вас временем не потерянным. Так Ваше прошедшее представляет собой поле, на котором посеяны добрые, чистые семена, ― и эти добрые семена, упавши на добрую землю, при благословении свыше, взошли и пустили корни, и, к сердечной радости сеятелей, обещает обильную жатву…

Ваше будущее встречает Вас взором важным и призывает Вас к трудам, ― к неослабным трудам и подвигам. Вам предназначено свыше управлять некогда целым народом и народом многочисленным; а для этого необходимо нужно Вам научиться прежде управлять   С а м и м   Собою, своими мыслями, своими склонностями и желаниями и покорять их под владычества закона Царя царствующих и Господа господствующих. Без этой важной науки Вы не можете исполнить великого назначения Вашего; а эта наука приобретается большими трудами и усилием.

Вашему попечению и руководству будет вверено обширнейшее в мире Государство; а для этого необходимо нужно, чтобы Вы заблаговременно ознакомились со всеми его нуждами и потребностями, и изучили все, что должно служить к его благосостоянию.

На Вас будут обращены взоры всех Ваших подданных, и Вы будете служить примером для всех: какие же твердые правила веры и благочестия, какое богомысленное настроение души, какое строгое уважение к уставам Православной Церкви, какое внимательное наблюдение за всеми своими словами и действиями, за всеми движениями своего сердца, какое самоотвержение ― потребны к тому, чтобы всегда и везде служить для всех примером назидательным, благотворным. А все это не приходит само собою, но приобретается большими трудами и усилием и прилежным поучением в законе Господнем.

Вашему суду будут подлежать и от Вас ожидать правосудия и милосердия миллионы людей: размыслите же, какая потребна для этого мудрость! Сколько потребно знания, напряженного внимания и осмотрительности к тому, чтобы судить правосудно и милосердно, и, соединяя с правосудием милосердие, не ослабить чрез то уважения к законам, и не повредить благу общему?»

Старшему сыну Александра II цесаревичу Николаю Александровичу не суждено было стать наместником Божиим в России: он умер через шесть лет после принятия присяги в день совершеннолетия. Но эти же «Обязанности Государя» легли в основу воспитания его брата Александра Александровича, провозглашенного наследником престола 12 апреля 1865 года и вступившего на престол 2 марта 1881 года, на следующий же день после убийства его отца, императора Александра II. Все три императора, духовником которых был Василий Бажанов, ― Николай I, Александр II и Александр III, вне всякого сомнения, в наибольшей степени соответствовали образу русского Православного Государя, руководствуясь в своих действиях не только гражданскими законами, но и Законом Божьим…

В 1883 году в двенадцатом томе «Исторического Вестника» была опубликована автобиография Василия Бажанова с редакционным вступлением-некрологом, в котором, наряду с известными фактами его жизни, впервые сообщалось:

«…Следует упомянуть об одном, мало кому известном, факте редкого, безпримерного доверия, которым был почтен от покойного государя Василий Борисович Бажанов. Дело в том, что ему предоставлено было право предстательствовать у престола царя за осужденных. И действительно, не проходило месяца, чтоб по его заступлению и ходатайству пред покойным государем и государыней, десятки несчастных, отбывавших наказания в рудниках, в казематах и острогах, не возвращались равноправными в осиротелые без них семейства! Такое безпримерное доверие к покойному протопресвитеру оказано было без сомнения за его христианское стремление к миру и согласию, за его высоконравственное убеждение в чистоту человеческой природы, за его скорбь о заблудших, и его заботы о раскаявшихся».

В брошюре «Пятидесятилетний юбилей…» перечислены не только должности Василия Бажанова, но и его основные труды:

  «При этих высоких и многосторонних обязанностях, протопресвитер Василий Борисович издал в свет следующие весьма полезные сочинения: 1) слова и речи; 2) об обязанностях христианина; 3) о религии; 4) о вере и жизни христианской; 5) примеры благочестия из жития святых; 6) нравоучительные повести; 7) воин христианин, и 8) переводы с немецкого притчи Крумахера.

Все эти книги Василия Бажанова к началу ХХ века выдержали по шесть («Воскресный день»), восемь («Нравоучительные повести для детей»), девять («Примеры благочестия из жизни святых») переизданий. Но нетрудно заметить, что ни в перечислении его полезных сочинений, ни в публикации 1883 года «Исторического Вестника», ни в других материалах ни слова не говорится о поэзии Василия Бажанова, хотя в 60 ― 70-е годы его стихи постоянно публиковались в журнале «Странник», в 1859 и в 1868 годах вышел поэтический сборник в двух частях «Духовные стихотворения Василия Бажанова». В первой части этого сборника опубликован «опыт переложения» пророчеств Иеремии, вышедший отдельным изданием в 1861 году, во второй части достаточно полно представлены его стихи 50 ― 60-х годов и, видимо, более ранние не датированные.

После 1917 года мы не встретим имени Василия Бажанова ни в советских, ни в постсоветских изданиях. Его нет даже в самом полном академическом библиографическом указателе «Христианство и новая русская литература» (СПб., «Наука», 2002), нет, увы, и в первом издании антологии «Молитвы русских поэтов. XI ― XIX вв.» (М., «Вече», 2010). Публикация во втором издании Антологии, хочется надеется, вернет еще одно из «забытых» имен…

Виктор Калугин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"