Я иду по улицам Токио – города, где каждый квартал немного обезличен налётом индустриализации. Улицы похожи одна на другую, и даже в новом месте меня не оставляет ощущение того, что я уже был здесь.
И вдруг за поворотом открывается великолепный вид на православный кафедральный собор с куполом правильной формы. Это – «Николай-До», главный православный храм Японии. До сих пор я только слышал о нём и видел изящный макет этого собора в токийском музее периода Эдо, где «Николай-До» привлекает внимание посетителей тонкостью работы и волшебным звуковым сопровождением – нажатием кнопки вы можете вдохнуть жизнь в застывшую композицию Токио XIX века. По улице мчатся конки, извозчики подгоняют лошадей, из-за угла поворачивает чудо техники тех дней – трамвай, а высоко в небе звонят колокола «Николай-До». Нажатием другой кнопки поднимается передняя стена собора, и вы можете увидеть иконостас и внутреннее убранство собора.
Но то – действительность XIX века, а сейчас, казалось бы, исчез ореол романтики из окружающего пейзажа: по безликим улицам мчат безликие машины. И всё же… Войдя в арку собора, сразу же чувствуешь себя как дома. Дворик чист и уютен, скамейка при входе ждёт усталых путников, а колокольный звон возвещает о начале службы. Несмотря на то что православная служба шла на незнакомом мне японском языке, я был совершенно поражён особой атмосферой храма, неповторимым духом молитвы, совершающейся неустанно многие и многие десятки лет. И здесь, далеко от святынь Русской земли, далеко от Лавры и монастырей православных, я ясно ощутил присутствие Духа Божьего. Это чувство Присутствия уже не покидало меня, пока я находился в намоленном храме «Николай-До».
Иконостас потемнел от времени, лампады теплятся перед старинными иконами, русские святые смотрят на вас с необычайных по красоте витражей, а пение с клироса стройно и одухотворённо. Почти все певчие и большинство прихожан храма – японцы, что особенно трогает душу. Я ощутил этот храм островком вселенского православия, живого, не замкнутого в исторических культурных рамках русскости. «Николай-До» напоминает также приход митрополита Антония Сурожского в Лондоне: богослужение там ведётся на языке страны, где расположен храм. Таким образом православие распространяется в мире, открывая себя другим культурам.
В представлении большинства россиян Япония – далёкая от христианства страна, где основа религиозной культуры – синтоизм и буддизм. Христианство в Японии казалась немыслимым даже в конце XIX века, когда будущий святитель Николай Японский приехал в эту страну. Восемь лет ушло у него на то, чтобы изучить язык, культуру и обычаи Японии, после чего он начал проповедовать Евангелие, будучи назначен главой особой Российской духовной миссии. Вскоре о. Николай приступил к строительству в Токио церкви и затем – духовного училища. В марте 1891 г. был освящён кафедральный Воскресенский собор (называемый теперь «Николай-До»). И в наши дни собор полон верующих японцев…
В соборе есть один русский священник, большинство священников-японцев говорит также по-английски, поэтому многие новоприбывшие могут исповедаться на родном языке и затем принять Святое Причастие. В первый раз я попал на исповедь к русскому священнику, о. Герасиму. В другой раз, не застав о. Герасима, я исповедовался о. Марку на английском языке. И оба раза меня внимательно выслушали и… услышали, я причащался со спокойной душой и лёгким сердцем.
В тот день, когда я впервые попал в этот храм, на выходе меня встретил высокий пожилой прихожанин, радушно пригласивший пообедать вместе со всеми в домике при храме. Этим человеком оказался Евгений Николаевич Аксёнов – русский врач, родители которого эмигрировали из России в начале 20-х годов прошлого столетия и который всю свою сознательную жизнь провёл в Токио. В наши дни он лечит японскую императорскую семью, а в годы Второй мировой войны Евгений Николаевич был одним из первых врачей, мобилизованных для помощи пострадавшим во время атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Удивительная судьба, наличием высокой жизненной цели напоминающая судьбу свт. Николая Японского! Как писал Николай Бердяев, истинная миссия русской интеллигенции в эмиграции – свидетельствовать миру о православии. Многие русские прихожане «Николай-До» живут в Токио с недавних сравнительно времён, приходя в храм как в родной дом - островок той земли, которая, быть может, не скоро ещё станет для них близкой. И всё же на этом островке православия в огромной столице азиатского государства я увидел родственные души и среди японцев. Свт. Николай Японский писал о том, что в культуре и искусстве Японии многое свидетельствует о готовности этой нации принять евангельскую весть. Тонкие художественные образы в японской живописи и графике, символика японской поэзии, уважение к личности человека и стремление видеть в нём лучшее – всё это примеры таких свидетельств. Семя, брошенное свт. Николаем, дало свои плоды. В соборе, названном его именем, я почувствовал православную традицию, которая выросла на почве японской культуры и которая сильнее политики, территориальных споров и природных катастроф. И сегодня, в трудные для Японии дни, снова и снова звонят колокола Николай-До, собирая под сень собора православных Страны восходящего солнца…
Михаил Кунин
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"