На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Ты почто, Ксеничка, косыньку отсекла…

Из памятного

Слава Богу, у нас немало русских святых, наших ходатаев на Небесах, наших защитников, по молитвам которых — при их земной жизни и после — мы получали помощь свыше. И поодиночке, и вместе.

У нас есть разные святые: грозные герои, ратники, князья, есть люди высокой святости земной жизни, окормлявшие притекавших за помощью единицами и тысячами. Есть мученики, претерпевшие страдания ради Христа и взошедшие на свои голгофы, вослед Господу нашему. Особым теплом русское сердце всегда отзывалось к юродивым, блаженненьким, среди каковых неотменимое место заняла Ксения из Петербурга, которая поразила и сердечно привязала жителей русской имперской столицы еще при своей жизни. К ней и тогда прислушивались, не смотря на поведенческие странности и непривычные для обыденного сознания слова-пророчества.

Еще при жизни блаженная была почитаема как скорая помощница, целительница, прозорливица, чудотворительница. После многолетнего народного почитания Ксения Петрова (у нее и фамилия, полученная в кратком супружестве, словно от града Петрова) была причислена к лику святых в 1988 г . на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, которая теперь вспоминает святую блаженную Ксению Петербургскую 6 февраля по нов. ст. В этот день в церквях проводится специальное богослужение, звучит торжественный акафист, прославляющий святую: «Избранная угодница и Христа ради юродивая святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших...».

И в наши дни часовенке, возведенной над могилой питерской блаженной на Смоленском кладбище на Васильевском острове, народ притекает и притекает со своими молитвенными прошениями — за помощью в страданиях, для разрешения насущных проблем.

Мне случилось побывать у Ксенички дважды (надеюсь, и еще приведется). В марте 2004-го и в 2010-м, 13-го декабря.

Кого Бог привел сюда, тот убедился: несмотря на любую погоду людской поток к Ксеничке не прекращается. Идут и в саму часовенку, помолиться у гроба блаженной, прочитать акафист или побыть на молебне, и к свечному ящичку, стоящему с восточной стороны ксениной часовни, а некоторые — порой послать Ксеничке письмо, то есть положить за ящик записочку с просьбой.

Мне выпало и на молебне побыть, и записочку блаженной Ксении «отправить». Рискну признаться: просьба моя была выполнена в том же декабре.

В те дни мне повезло: выпало огромное количество снега, в таком покрове кладбища становятся еще более осмысленными и прекрасными.

Сразу по входе на Смоленское кладбище вас встречает храм в честь иконы Смоленской Божией Матери. На этом кладбище был упокоен поэт Александр Блок, в честь него тут названа Блоковская дорожка (в 1944 г. прах поэта перевезен на Литераторские мостки Волковского кладбища). Здесь похоронены многие ученые — П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Петров, Н. Н. Зинин, В. М. Севергин, В. Я. Буняковский, художники В. Е. Маковский, А. Д. Кившенко, К. Я. Крыжицкий, В. К. Шебуев, Н. Н. Дубовский; архитекторы В. А. Глинка и А. Ф. Щедрин; оперные певцы О. А. Петров и А. Я. Петрова-Воробьева; контр-адмиралы И. А. Куприянов, А. Ф. Можайский и В. А. Римский-Корсаков; вице-адмирал С. С. Нахимов, актриса и писательница Лидия Чарская, и даже основатель российского футбола Георгий Дюперрон.

Считается, что именно здесь похоронена знаменитая няня поэта Пушкина, о чем свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска. Хотя место могилы утеряно.

Питерцы помнят: когда храм строился, блаженная Ксения по ночам тайно таскала на леса кирпичи — помочь, чтобы скорей храм складывался. Когда вы смотрите на храм, знание об этом факте тоже льнет к сердцу.

Возле камня у Смоленского собора, под которым прежде покоился Тарас Шевченко (затем перенесенный на Украину в Канев), вы припомните и одну из самых ужасающих историй Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) — о сорока заживо погребенных священниках, отказавшихся отречься от веры перед безбожной властью. Говорят, что «еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась, затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло».

Совсем неподалеку находится и могила, где покоилась до 2007 г. преподобномученица Мария Гатчинская (в миру — Лидия Лелянова, 1874—1932), небесная ходатаица петербуржцев нового времени, принявшая тяжкую кончину от «медицинских опытов» над ней, прозорливицей и целительницей. Ныне честные мощи святой теперь покоятся в Павловском соборе Гатчины.

* * *

Ксения Григорьевна Петрова, урожденная Григорьева, несла подвиг добровольного безумия в течение 45 лет и скончалась в Санкт-Петербурге, как полагают, на семьдесят первом году жизни, не позднее 1806 г .

Урожденная от благочестивых и благородных родителей, Ксения вышла замуж за придворного певчего, полковника Андрея Петрова. Внезапная кончина супруга настолько потрясла 26-летнюю женщину, что она избрала тяжелый путь юродства Христа ради, пожертвовала свой дом в приходе Матфеевской церкви одной из своих знакомых, Параскеве Антоновой, обрезала коротко волосы, облачилась в камзол мужа, называла себя его именем и говорила, что он жив, а «Ксения умерла». Не откликалась на свое имя и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем.

Родственники Ксении даже подали прошение начальству почившего полковника, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако начальство умершего Петрова после беседы со вдовой убедилось, рассудило иначе.

Тем не менее, определенного местожительства у Ксенички не стало. Полиция потом установила, что во всякое время года, в любую погоду блаженная уходила на ночь в поле, где в коленопреклоненной молитве простаивала до рассвета, попеременно делая земные поклоны на четыре стороны. А днями блаженная бродила по Петербургской стороне, большей частью в районе прихода церкви Св. Ап. Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный вид бездомной женщины, ее иносказательные разговоры, кротость и незлобие давали нередко злосердным людям и уличным мальчишкам повод глумиться над ней. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе на мальчишек, бросавших в нее камнями и грязью. Но с тех пор горожане положили таким нападкам предел; Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию.

Божией Ксеничке не раз предлагали теплую одежду и деньги, но она запомнилась людям в таком виде, как ее и теперь изображают на иконах: в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — в зеленой кофте и красной юбке. Полагают, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей "царя на коне" (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала беднякам. Ксения изредка заходила к своим знакомым на обед или беседу (о чем сохранились поразительные свидетельства, касающиеся пророчеств Ксении).

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех людей, кого она навещала. Даже те, к кому она заходила или у кого обедала, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Раба Божия Ксения сподобилась «дара прозрения сердец и будущего». Купчихе Крапивниной Ксеничка предсказала кончину иносказательно: «Зелена крапива, но скоро увянет». Накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны Ксения всем говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». А за несколько дней до убийства молодого наследника престола Иоанна VI блаженная со слезами произносила: «Кровь, кровь». Как-то Ксения своей знакомой, той самой, которой подарила дом, сказала: «Ты сидишь тут, а Бог тебе младенца послал». Прасковья побежала в указанном блаженной направлении (а именно направо!) и обнаружила младенца, мать которого сбил извозчик (рассказывают даже, что женщина родила прямо на мостовой и скончалась). Она взяла ребенка к себе и воспитала его как родного сына, достойная последующая судьба коего тоже известна. А однажды Ксения пришла в дом к одной девушке и сказала: «Иди скорее на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Девушка вместе с матерью отправилась на кладбище, где оказала помощь потерявшему сознание молодому вдовцу, за которого позже вышла замуж.

На семьдесят первом году земной жизни Ксеничка, как говорят, почила сном праведницы. Когда Ксения Григорьева скончалась, на ее могилке на Смоленском кладбище, как повелось, насыпали земляной холмик. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над могилкой Ксении страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

Люди, почитавшие Ксению, верили в чудодейственную силу земли с ее могилы и брали по горстке с собой. Холмик насыпался много раз, но его снова разносили. Позже на месте холмика положили каменную плиту, которую люди также разбирали по камушкам.

Когда император Александр III заболел тифом, его жене, императрице Марии Феодоровне, посоветовали взять горсть песка с могилы блаженной Ксении. Царица положила песок под подушку больного мужа, и в ту же ночь ей явилась святая Ксения и сообщила, что жизнь императора вне опасности, и что в их семье родится дочь, которую следует назвать Ксенией.

В третьей четверти XIX в. над могилой блаженной построили маленькую часовенку, а в 1902 г. по проекту архитектора А. А. Всеславина была возведена обширная каменная часовня в псевдорусском стиле.

Золоченая главка над часовней была восстановлена в 2003 г. У этого строения, теперь уже священного для всей православной Руси, своя непростая история, которой хоть и всего век с небольшим. В сентябре 1940 г. часовню безбожные власти закрыли вместе со Смоленской церковью. Тогда же было принято решение снести ее, однако не судилось. Во время Блокады Ленинграда в часовне находился склад тары из-под горючих жидкостей. В 1947 г. часовня была открыта и после ремонта, 1 февраля, освящена настоятелем Смоленской церкви протоиереем Василием Раевским. По решению властей 18 ноября 1962 г . она была отдана под сапожную мастерскую. Но, как говорят в народе, «Ксения не позволила» — в сапожной мастерской работа сразу же не заладилась, помещение было переоборудовано в мастерскую по изготовлению монументальной и парковой скульптуры. Но и это учреждение просуществовало недолго. Рассказывали, что по утрам работники находили в часовне груду осколков вместо готовых скульптур. Русской Православной Церкви ксеничкина часовня была возвращена в 1983 г., и после реставрации вновь освящена 10 августа 1987 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, который через три года, в июне 1990 г., стал Патриархом Московским и всея Руси.

В тропаре блаженной Ксении Петербургской поется:

Нищету Христову возлюбивши,

безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,

безумием мнимым безумие мира обличивши, 

смирением крестным силу Божию восприяла еси.

Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, 

Ксение блаженная, моли Христа Бога

избавитися нам от всякаго зла покаянием.

На могильной плите блаженной Ксении Петербургской было написано: «Кто меня знал, да помянет свою душу во спасение своей души». Сегодня читаем эту фразу и на стене часовенки.

Есть и иные святые места и великие святыни в Санкт-Петербурге. Но когда приведется побывать в северной столице России, непременно посетите блаженную Ксеничку, помолитесь у нее — непременно обретете и тепло сердечное, и вспомоществование.

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"