На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

"Бачка" Филофей - просветитель земли Сибирской

К 350-летию со дня рождения Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, с именем которого связывают начало крещения Сибири

12-13 сентября в Якутске отмечали 200-летие митрополита Иннокентия (Вениаминова), просветителя Якутии и Аляски. Научная конференция, торжественная литургия, крестный ход (часть службы велась на якутском языке) и ряд других праздничных мероприятий широко освещались в средствах массовой информации.

Склоняясь перед величием свершений Иннокентия, было бы несправедливым не вспомнить тех, кто прокладывал ему путь - сибирских миссионеров XVIII века. Они были первыми. В 2000 году исполнится 350 лет со дня рождения Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, в схиме принявшего имя Феодор. Именно с его деятельностью историки связывают начало крещения Сибири.

Филофей родился на Украине, получил хорошее образование в знаменитой в свое время Киевской коллегии, потом служил приходским священником. В то время на Украине шла яростная борьба идеологий - католичество, опираясь на польских магнатов, разозленных потерей богатых земель, не оставляло замыслов подчинения украинцев Ватикану. Сильны были и униаты, искавшие пути компромисса с католиками. В этих условиях украинская православная церковь нуждалась не в кротких пастырях, а скорее, в настоящих духовных воинах. И Филофей получил воспитание именно в таком духе.

При Петре I хорошо образованное и энергичное украинское духовенство возглавило Российскую православную церковь. В глобальные планы первого русского императора входило продвижение России дальше в Азию. Духовное оружие считалось одним из самых мощных средств распространения русского влияния. Нужен был человек, который взял бы на себя нелегкую и опасную миссию проповеди православия за Уралом. Петру порекомендовали Филофея.

Будущий "сибирский апостол", благодаря своим способностям быстро достигший церковных верхов, в то время занимал пост эконома Киево-Печерской лавры. На предложение Петра он дал согласие. В 1702 году Филофей был посвящен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Прибыв в Тобольск, церковную столицу Сибири, митрополит обнаружил ситуацию далекую от идеальной: языческая тайга и мусульманская степь грозили захлестнуть островки православия. Мусульманские проповедники добирались даже до Полярного круга, обращая в ислам коренных жителей. Многие русские (вплоть до воевод) годами не посещали церковь, пользовались услугами местных шаманов.

Сразу по прибытии Филофей просит у Петра разрешение создавать за счет казны церковные школы, в которых могли бы учиться и дети коренных народностей Севера. Впервые в Сибири такая школа вскоре была создана в Тобольске. Усилиями митрополита организуется экспедиция в Монголию, чтобы обратить в христианство кутухту, созывается всесибирский церковный собор в Енисейске, где обсуждается вопрос крещения, отправляется в Якутию и на Колыму для крещения тамошних жителей миссия архимандрита Мартиана. Сам Филофей пытается склонить к христианству населяющих Приобье хантов и манси, борется с конкурентами-мусульманами. Непонимание и даже сопротивление обусловили неудачу первых лет проповеди. Это и тяжелая болезнь вынудили Филофея оставить архиерейскую кафедру и уйти в Тюменский монастырь.

В 1711 году в Сибирь прибывает новый начальник - губернатор князь Гагарин. получивший от Петра инструкцию поддерживать миссионерство. Обеспеченный деньгами и людьми (переводчиками, гребцами, казаками для сопровождения), Филофей сперва как простой миссионер, а потом, вернувшись на кафедру, с 1712 по 1726 годы (в последний раз в 76 лет!) объездил всю Западную Сибирь, побывал и в Восточной, обратив в христианство 40 ты-сяч коренных жителей.

О том, что он пережил за эти годы, можно писать приключенческий роман. В 1713 году, столкнувшись с сильным сопротивлением, Филофей без устали проповедовал три дня, и под конец предложил утопить его, если во время крещения с кем-нибудь произойдет что-нибудь плохое. В том же году миссионеров обстреляли из луков - одному священнику пробили голову, другому - плечо, монаху, воздевшему к небу руки, стрела прострелила ладонь. В Филофея стреляли из пищали, но пуля, пробив рясу, не тронула тела. После этого в буре, разыгравшейся на Оби, миссионеры чуть не утонули. Отмечали чудеса исцеления Филофеем - излечились после крещения тяжелобольная женщина-ханты и хромой мальчик. Были и комические случаи - крестившийся после долгих уговоров шаман, потребовал крест для обороны от "нечистых духов", часто его посещающих. А в другом случае новокрещеные предлагали поставить своего идола в церковь среди икон и сохранить многоженство (актуальнейший вопрос для коренных жителей и один из камней преткновения для миссионеров).

Основным противником Филофея в его пастырских трудах неожиданно оказались не шаманы и мусульмане, подстрекавшие местных жителей нападать на архиереев, а местная русская администрация. С некрещеных воеводам легче было взимать пушной налог и вымогать взятки. Кроме того, на строительство церквей и содержание духовенства деньги и хлеб шли из казны, а воеводы крайне неохотно выделяли средства на такое не приносящее им дохода предприятие. Власти кое-где воспользовались крещением для обложения местных жителей еще и подушным налогом, какой платили русские, а многих новокрещеных попросту взяли в рабство (некрещеных ясачных холопить запрещалось).

Филофей вплоть до смерти своей в 1727 году боролся с произволом светского начальства, успешно защищая своих духовных детей, строил им за свой счет церкви, лично следил за обучением новокрещеных православным обычаям. Как утверждают церковные историки, добрая память о Лещинском сохранялась и в конце XIX столетия. Жители Севера Сибири говорили исследователям: "Бачка (батюшка) Филофей нас шипко-шипко любил".

Можно по-разному оценивать последствия христианизации сибирских народов, но мужеством и верностью своему долгу Филофея нельзя не восхититься. Деятельность крестителя еще раз показывает, какую значительную роль в истории играют убежденные и энергичные личности. Следуя пути великого миссионера, вооруженные его опытом и воодушевленные его примером, двинулись в тайгу и тундру, а потом и дальше - за океан - новые подвижники православной церкви.

Александр Николаев, кандидат исторических наук


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Святые и подвижники" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"