К 350-летию со дня рождения Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, с именем которого связывают начало крещения Сибири
12-13 сентября в Якутске отмечали 200-летие митрополита Иннокентия (Вениаминова), просветителя Якутии и Аляски. Научная конференция, торжественная литургия, крестный ход (часть службы велась на якутском языке) и ряд других праздничных мероприятий широко освещались в средствах массовой информации.
Склоняясь перед величием свершений Иннокентия, было бы несправедливым не вспомнить тех, кто прокладывал ему путь - сибирских миссионеров XVIII века. Они были первыми. В 2000 году исполнится 350 лет со дня рождения Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, в схиме принявшего имя Феодор. Именно с его деятельностью историки связывают начало крещения Сибири.
Филофей родился на Украине, получил хорошее образование в знаменитой в свое время Киевской коллегии, потом служил приходским священником. В то время на Украине шла яростная борьба идеологий - католичество, опираясь на польских магнатов, разозленных потерей богатых земель, не оставляло замыслов подчинения украинцев Ватикану. Сильны были и униаты, искавшие пути компромисса с католиками. В этих условиях украинская православная церковь нуждалась не в кротких пастырях, а скорее, в настоящих духовных воинах. И Филофей получил воспитание именно в таком духе.
При Петре I хорошо образованное и энергичное украинское духовенство возглавило Российскую православную церковь. В глобальные планы первого русского императора входило продвижение России дальше в Азию. Духовное оружие считалось одним из самых мощных средств распространения русского влияния. Нужен был человек, который взял бы на себя нелегкую и опасную миссию проповеди православия за Уралом. Петру порекомендовали Филофея.
Будущий "сибирский апостол", благодаря своим способностям быстро достигший церковных верхов, в то время занимал пост эконома Киево-Печерской лавры. На предложение Петра он дал согласие. В 1702 году Филофей был посвящен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Прибыв в Тобольск, церковную столицу Сибири, митрополит обнаружил ситуацию далекую от идеальной: языческая тайга и мусульманская степь грозили захлестнуть островки православия. Мусульманские проповедники добирались даже до Полярного круга, обращая в ислам коренных жителей. Многие русские (вплоть до воевод) годами не посещали церковь, пользовались услугами местных шаманов.
Сразу по прибытии Филофей просит у Петра разрешение создавать за счет казны церковные школы, в которых могли бы учиться и дети коренных народностей Севера. Впервые в Сибири такая школа вскоре была создана в Тобольске. Усилиями митрополита организуется экспедиция в Монголию, чтобы обратить в христианство кутухту, созывается всесибирский церковный собор в Енисейске, где обсуждается вопрос крещения, отправляется в Якутию и на Колыму для крещения тамошних жителей миссия архимандрита Мартиана. Сам Филофей пытается склонить к христианству населяющих Приобье хантов и манси, борется с конкурентами-мусульманами. Непонимание и даже сопротивление обусловили неудачу первых лет проповеди. Это и тяжелая болезнь вынудили Филофея оставить архиерейскую кафедру и уйти в Тюменский монастырь.
В 1711 году в Сибирь прибывает новый начальник - губернатор князь Гагарин. получивший от Петра инструкцию поддерживать миссионерство. Обеспеченный деньгами и людьми (переводчиками, гребцами, казаками для сопровождения), Филофей сперва как простой миссионер, а потом, вернувшись на кафедру, с 1712 по 1726 годы (в последний раз в 76 лет!) объездил всю Западную Сибирь, побывал и в Восточной, обратив в христианство 40 ты-сяч коренных жителей.
О том, что он пережил за эти годы, можно писать приключенческий роман. В 1713 году, столкнувшись с сильным сопротивлением, Филофей без устали проповедовал три дня, и под конец предложил утопить его, если во время крещения с кем-нибудь произойдет что-нибудь плохое. В том же году миссионеров обстреляли из луков - одному священнику пробили голову, другому - плечо, монаху, воздевшему к небу руки, стрела прострелила ладонь. В Филофея стреляли из пищали, но пуля, пробив рясу, не тронула тела. После этого в буре, разыгравшейся на Оби, миссионеры чуть не утонули. Отмечали чудеса исцеления Филофеем - излечились после крещения тяжелобольная женщина-ханты и хромой мальчик. Были и комические случаи - крестившийся после долгих уговоров шаман, потребовал крест для обороны от "нечистых духов", часто его посещающих. А в другом случае новокрещеные предлагали поставить своего идола в церковь среди икон и сохранить многоженство (актуальнейший вопрос для коренных жителей и один из камней преткновения для миссионеров).
Основным противником Филофея в его пастырских трудах неожиданно оказались не шаманы и мусульмане, подстрекавшие местных жителей нападать на архиереев, а местная русская администрация. С некрещеных воеводам легче было взимать пушной налог и вымогать взятки. Кроме того, на строительство церквей и содержание духовенства деньги и хлеб шли из казны, а воеводы крайне неохотно выделяли средства на такое не приносящее им дохода предприятие. Власти кое-где воспользовались крещением для обложения местных жителей еще и подушным налогом, какой платили русские, а многих новокрещеных попросту взяли в рабство (некрещеных ясачных холопить запрещалось).
Филофей вплоть до смерти своей в 1727 году боролся с произволом светского начальства, успешно защищая своих духовных детей, строил им за свой счет церкви, лично следил за обучением новокрещеных православным обычаям. Как утверждают церковные историки, добрая память о Лещинском сохранялась и в конце XIX столетия. Жители Севера Сибири говорили исследователям: "Бачка (батюшка) Филофей нас шипко-шипко любил".
Можно по-разному оценивать последствия христианизации сибирских народов, но мужеством и верностью своему долгу Филофея нельзя не восхититься. Деятельность крестителя еще раз показывает, какую значительную роль в истории играют убежденные и энергичные личности. Следуя пути великого миссионера, вооруженные его опытом и воодушевленные его примером, двинулись в тайгу и тундру, а потом и дальше - за океан - новые подвижники православной церкви.