Родился
я в 1920 году 29 марта по старому стилю, на Пасху. Мама пришла из церкви,
разговелась, тут я и родился. Происхожу из воронежских крестьян, из села
Мазурка Борисоглебского уезда. Мама умерла, когда мне два года было. Отец
больше не женился. Дедушка мой был церковный староста, отец — псаломщик, а я с
пяти лет пономарь был при церкви. Дети меня уже тогда монахом звали.
В 30-м году, когда колхозы начались,
дедушка ушел в Тамбов к брату, а отца сослали в Сибирь на три года. И мы с
сестрой сиротами остались, жили с бабушкой. Сами себя питали с десяти лет, хлеб
зарабатывали на питомнике. Учился я неважно, окончил семь классов. Не до учебы
было.
В 39-м году я работал на тамбовском
вагоно-ремонтном заводе токарем, а в 40-м был призван в армию и служил на
турецкой границе. Кончил полковую школу командиров и во время войны был разведчиком.
Дважды ранен — в обе руки и в бедро, один раз контужен.
Хранил меня Господь по молитвам отца. У
станции Дебальцево под Ворошиловградом мина возле меня разорвалась, и я,
контуженный, целый день зимой на поле пролежал. Когда очнулся, пришел в себя, —
вижу: в поле один, никого нет. Немцы еще не наступают, а наши уже отошли. Куда
выходить? Ангел-хранитель вывел. Другой раз в разведку пошли, и все отделение
оказалось между нашими и немцами. Наши решили, что мы в плену. А мы вернулись
ночью, все двенадцать человек. И еще вспоминаю, как мы отступали. На мне вся
шинель была пулями пробита, а я остался жив. Это милость Божия. Господь избрал
человека и хранит, и ведет туда, куда Он его избрал.
В январе 1946 года уезжали мы из Тернополя.
Стали распределять людей по вагонам. «Чернышев, — говорит командир взвода, —
иди в тот вагон». Он отказался, потому что не было в вагоне ни окон, ни печки.
Ну, а я работал на железной дороге, пошел. Нашли печки, уголь, все оборудовали.
По дороге наш состав подорвали бендеровцы. Хорошо, что тихий ход был у
паровоза, если бы не это, то не три вагона, а весь состав погиб бы. И
получилось, что люди из вагона, в котором ехал Чернышев, попали в госпиталь, а
наш вагон не пострадал. Может быть, потому что я всегда молился. Так, немножко,
про себя, но молился.
После второго ранения попал в войска МВД,
служил в отдельной дивизии особого назначения, которая охраняла правительство в
Москве. 16 января 1947 года я демобилизовался. Приехал к отцу в Тамбов,
поработал сапожником, потом на заводе получил специальность машиниста
механического крана. А в 49-м году я еду в Киево-Печерскую лавру. Повидал живых
монахов, я тогда Кукшу встречал, благословение у него брал. На следующий год
мой отец со своей сестрой едет в Почаевскую лавру. Там наш благочинный к тому
времени жил. Тот предложил отцу поступать в лавру. Отцу было 50 лет тогда, он
рослый, красивый, стройный, сильный — я-то против него слабенький. Отец
ответил, что приедет в лавру с сыном. И вот, помню, идем мы с ним в Тамбове из
церкви Петра и Павла, что на кладбище, а отец говорит: «Я хочу в монастырь».
Когда сказал он эти слова, внутри у меня огонь загорелся, я ничего не мог
сказать, кроме: «И я пойду». Это было в 50-м году.
Послушание общее я проходил, пономарил, а
потом меня в канцелярию перевели писарем. В 52-м году постригли в монашество. Я
был Перегудов Иван Николаевич, а имя мне дали Иоанникий в честь Иоанникия
Чернорецкого. Иеродиакона получил в 53-м году, а в 58-м я уже был иеромонахом.
В 62-м году гонения хрущевские начались. Нас вывезли из лавры, не всю братию —
двадцать пять человек осталось, но все скиты закрыли. Было насилие, войска МВД
двери ломали, связывали монахов. Меня и еще одного милиционеры посадили в
машину и увезли прямо на станцию. Так мы с отцом в Тамбов возвратились. Я служил
в соборе. И побыли тут до 78-го года. А потом снова уехали в лавру. За это
время в Тамбове дали мне сан игумена.
В монастыре гонение от братии пришлось
пережить. В 80-м году выгнали меня из лавры, и я три года странствовал. Там —
Почаев, а я служил в Пичаеве, такой район в Тамбовской области. Очень трудно
было, невыносимо. Где на лошади, где на тракторе, где пешком шел. Но вот
сколько испытал в своей жизни, уже проверено опытом: послушание не умирает, а
живет.
Прошло три года моего испытания — возвращаюсь
я в лавру. Эти пять батюшек, которые нападали на меня, Царство им Небесное,
один — в земле, один — в тюрьме, а троих архиерей проводил. А меня Господь
опять принял, грешника.
В 85-м году митрополит Никодим наградил
меня митрой и возвел в сан архимандрита. На послушании я был духовником и
служил. И так продолжалось до 91-го года, пока не перешел в Санаксарский
монастырь. Приехал я сюда по приглашению, посмотрел: пустынька мне понравилась.
А на монастырском храме — икона Божией Матери. Вот я говорю: «Матерь Божия,
возьми меня!» И Она меня взяла. В 92-м году меня постригли в схиму с именем
Питирима Тамбовского. Это имя в монашестве и мой отец носил, а в схиме он
Антонием стал.
Когда монастырь только открылся, я служил
один, без дьякона. Священников двое было — наместник и я. И всего-то нас
двенадцать человек тогда было. А сейчас в монастыре пятьдесят семь. Шестнадцать
иеромонахов и пятнадцать дьяконов.
Теперь я на покое. Только исповедую,
частички из просфорок вынимаю и молюсь. Господь еще хранит меня. А отца в 88-м
году я похоронил в Почаевской лавре. Он почти девяносто лет прожил. Строгий
был. Истинный монах. Я, конечно, слабее.
Спасаться смирением
— Батюшка, если сравнить с прошлыми годами,
какие сейчас православные?
— В Священном Писании сказано, что в
последние времена оскудеет вера. Это и о мирянах, и о монахах сказано. Первые
святые отцы говорили, что они выполняют правило полностью, после них половину
будут выполнять, после тех — еще меньше, а последние монахи — еще меньше.
Спасутся они? Спасутся. Чем? Скорбями. И мы — свидетели 30-х годов, когда
монахов закапывали живых, ссылали в лагеря, и там они замучены и расстреляны
были. За цареубийство будет Россия страдать — слова Иоанна Кронштадтского....
Все спаслись страданиями. Омыли грехи кровью своей. И сейчас Господь мир
хранит, потому что есть на земле праведные люди. Только они скрыты. И
праведниками все христиане спасаются. А этот мир, который сейчас, Господь
пожжет огнем. Все сгорит. Пшеницу возьмет в житницу. А солому куда? В огонь
вечный. Господь милосердный дает нам время. Ради праведников и мы живем на
земле.
— Как
нам спасаться?
— Смирением. Везде можно спасаться. В любой
специальности. В любом положении. Всем есть возможность спасти душу. Только
жить надо по заповедям. Спасаются терпением, смирением, молитвой, воздержанием,
оставлением грехов. Мы не знаем, как спастись, какими судьбами, а Господь
знает. Вот мы и просим: «Господь милосердный, Ты спаси нас».
Пока есть время загладить грехи свои постом
и молитвой. Смирить себя — вот что требуется. И простить все тем, кто нас
оскорбил.
Никого не осуждай! Видя согрешения брата,
пойди помолись за него. Грехи-то мы его видим, но от нас скрыто, как он кается.
Жил один мирянин, он крепко верующий был. Утром встает — помолится и идет на
работу. В течение дня у нас много грехов бывает. Кончился трудовой день его. Он
встает в передний угол к иконам и молится: «Господи, прости меня, больше не
буду». Сколько молится — не сказано, но до тех пор, пока не слышал голос с
неба: «Прощаю». И тогда спать ложился. Утром встал, помолился, опять такая
жизнь, опять грехи целый день. Вечер подходит — опять молится и просит:
«Господи, прости меня, больше не буду». И голос: «Прощаю». И вся жизнь его
проходила в грехах и покаянии. Крепкая вера у него была. Молился, пока не
слышал голос с неба.
Мы не достойны слышать голос с неба, а
должны верить, что Господь сам выведет, «аще ко Мне грешник обращается, жив
будет». И мы пойдем просить Его, и нам Господь простит: «Прощаю».
Господь говорит: «Я с вами, но не без вас».
А кто Бога не просит — тот человек не верующий.
Очень полезно прочитать книжечку «Царский
путь Креста Господня». Для укрепления веры очень назидательно.
— Как
полюбить Господа?
— Выполнением заповедей.
—
Почему мы недобрые друг к другу?
— От греха. Грех живет в человеке. Смотришь
на лицо человека — и печать на нем есть. У того, кто загрязнен грехами,
пороками, лицо суровое, грубое. А лицо мягкое, ласковое — значит, сердце у
человека чистое.
—
Много вы людей за жизнь повидали. Кто произвел на вас самое большое впечатление?
— Люди духовной жизни встречались, которые
святой жизнью живут. И мирские люди есть такие строгие. Подходит человек на
исповеди — Евангелие обливает слезами, чистое покаяние он приносит. А другой
приходит на исповедь — улыбается. Я как-то объяснял одной рабе Божией Наталье:
Василий Великий говорил: «Без слез не приходи причащаться». А где их взять?
Слезы просто так не даются. А даются от поста и молитвы, от смирения. Слезы
бывают внешние, а еще бывают сердечные.
В Почаевской лавре был у меня случай такой
— в один день исповедовал четырех Михаилов: трех священников семейных и одного
мирянина. И такая трогательная исповедь была, что мне как иноку у них было чему
поучиться. Какой они ведут образ жизни! Есть с кого пример взять и в настоящей
жизни.
Есть среди нас столпы, но скрыты они.
Раньше-то к Серафиму Саровскому или к Иоанну Кронштадтскому можно прийти было
за благословением, за наставлением, и они уста к устам отвечали. Сейчас такого
нет. Но они оставили нам свои труды, вот почитаем их и не ошибемся. Как святые
отцы нам написали — вот так нужно жить.
— Без
страданий можно спастись?
— Нет, страданием только, Наташа. Без
страданий никто не спасется. Нет дороги, чтобы Царство Небесное даром взять.
Серафим Саровский на камне молился, много трудился. «Томлю томящаго мя», — говорил. Плоть умертвить нужно, чтобы
она не давила на дух, чтобы не бушевала. А если мы будем спать да есть — душа в
плену и плоть будет действовать ко греху.
Без страдания никто не спасся. Не-е-е-т.
Все Апостолы были замучены. Все — страдальцы, мученики, все прошли через
крестные страдания.
Мы думаем иногда: «Ой, тяжело мне...» И
вера ослабевает. А нет, раз Господь благословил меня — я с терпением буду нести
свой крест ради спасения души. И за все Бога буду благодарить. Как сказал Иоанн
Златоуст: «Слава Богу за все».
— За
всех можно молиться?
— Молиться за врагов своих, но не за врагов
Божиих.
— Как
нам жить?
— Думать о смерти.
Записала Наталья Огудина
*
По материалам Рождество - Богородичного Санаксарского монастыря.
Записала Наталья Огудина. По материалам Рождество - Богородичного Санаксарского монастыря.