На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Его прославления ожидает Россия

О старце Серафиме Вырицком

Милостью Божией вот уже несколько лет я занимаюсь сбором и изучением архивных материалов, встречаюсь с родственниками и духовными чадами о. Серафима Вырицкого, записываю их свидетельства. Все это помогло уточнить биографию великого старца, собрать бесценные документальные свидетельства о его духовническом служении и подвигах. (В развернутом виде материал представлен в книгах "Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа" и "Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого", С.-Петербург, Сатисъ, 1999). Именно на основании этих исторически достоверных сведений работала Синодальная Комиссия по канонизации святых, рассматривая вопрос о причислении о. Серафима Вырицкого к лику святых. Познакомлю читателя с основными вехами его удивительной жизни.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1 апреля 1866 г. во святом крещении он был наречен Василием в честь прп. Василия Нового Исповедника.

В десятилетнем возрасте, после внезапной кончины отца, Василий прибыл в Санкт-Петербург, где работал рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и старшим приказчиком в торговых предприятиях Гостиного и Апраксина Дворов.

С ранних лет жило в отроке стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет...

Почти двадцать из них Василий Муравьев находился под окормлением преподобного старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова), что позволило заложить неколебимый фундамент, на котором происходило дальнейшее возрастание Василия Николаевича как великого подвижника благочестия.

Около 1890 г. он вступил в брак с Ольгой Ивановной (девичья фамилия пока не установлена), 1872 г. р.

В 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело и стал 2-й гильдии купцом. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины вышла на международный рынок. Помощь Божия была со всеми начинаниями Василия Муравьева, и вскоре его предприятие стало широко известным не только в России, но и во многих европейских столицах. Молодой купец всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга.

В 1895 г. Василий Муравьев стал действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которого служило всемерное содействие Государю Императору и правительству в области национального экономического развития. В 1897 г. Василий Николаевич закончил Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе.

По долгу христианского милосердия в течение многих лет В.Н. Муравьев оказывал помощь ряду храмов, обителей и богаделен, самоотверженно служил неимущим и страждущим.

В одной из описей архива Святейшего Синода обнаружена запись от 4 января 1905 г. о представлении к награждению В.Н.Муравьева за богоугодные дела. В этом же году благочестивый коммерсант стал действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие замечательные пастыри и общественные деятели того времени - св. прав. Иоанн Кронштадтский, председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде протоиерей П. А. Смирнов, архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России, премьер-министр Б. В. Штюрмер и др.

Многочисленные пожертвования на храмы и монастыри, а также неимущим творил Василий Николаевич пред лицем Господа втайне от окружающих. При весьма напряженных земных трудах он проводил жизнь истинного молитвенника. После кончины старца Варнавы духовными наставниками В.Н. Муравьева стали ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Близилось время Василию Николаевичу выйти на служение людям мудрыми пастырскими советами и словами любви и сострадания...

И вот грозный 1917 год. Многие знакомые Муравьевых из числа состоятельных людей в то время перевели свои капиталы за границу и покинули Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решил иначе: он пожертвовал значительную часть своего состояния на нужды ряда петроградских обителей, Иверского-Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и стал готовить себя к принятию монашества...

12 сентября 1920 г. В.Н. Муравьев передал еще одно крупное пожертвование на нужды Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, а еще через день подал в Духовный Собор Лавры заявление с просьбой принять его в число братии, на что получил положительный ответ и первое послушание - пономарское.

Уже 26 октября митр. Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с его женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь. 29 октября в церкви Святого Духа Василий был пострижен в иноки с наречением ему имени Варнава.

Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 г. митр. Вениамин рукоположил отца Варнаву в сан иеромонаха.

В течение 1920-1926 гг. о.Варнава нес ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. Вконце 1926 г. он принял великую схиму с именем Серафим и был избран братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собралось великое множество духовных чад-мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых были такие выдающиеся иерархи, как еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), митр. Ленинградский Серафим (Чичагов), еп.Петергофский Николай (Ярушевич), архиеп. Хутынский Алексий (Симанский).

Около трех лет пребывал о. Серафим на поприще духовника Лавры. В начале 1930 г. он тяжело заболел и, согласно рекомендации врачей и настоянию владыки Серафима (Чичагова), переехал в поселок Вырица неподалеку от Петербурга.

Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти 20 лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по нескольку сотен посетителей. Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения, и все эти годы своей жизнью о. Серафим свидетельствовал о Христе. Каким-то чудом гонения на Церковь обошли стороной о. Серафима. Чекисты неоднократно приходили арестовывать старца, но так и не посмели тронуть его. В этом несомненный Промысел Божий, оставивший праведника утешать и наставлять верующих, приводить к Богу заблудшие души.

Отец Серафим на деле исполнил святоотеческий завет: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельства очевидцев. К ним относятся случаи видения происходившего вдали; прозрения в область прошлого и будущего посетителей; прочитывания мыслей собеседников; исцеления больных от неизлечимых телесных недугов; изгнания лукавых духов; предсказаний и пророчеств, а также высшие благодатные дарования - молитвенных созерцаний, духовного утешения и любви к людям. В годы Великой Отечественной о. Серафим по примеру своего небесного покровителя прп. Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. Несколько десятков самых ярких свидетельств о подвигах, благодатных дарах и чудотворениях батюшки собраны в книгах "Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа" и "Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого".

Старец отошел ко Господу 3 апреля 1949 г., но и по сей день не оставляет помощью скорбящих и страждущих, во множестве притекающих к месту его упокоения. Могила о.Серафима находится на небольшом погосте близ Вырицкой церкви в честь иконы Божией Матери "Казанская". В течение почти 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его широкое народное почитание...

Синодальной Комиссией по канонизации Святых и Священным Синодом Русской Православной Церкви подготовлены документы к прославлению отца Серафима Вырицкого на предстоящем в августе 2000 года Освященном Архиерейском Соборе.

В.П.Филимонов


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Святые и подвижники" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"