На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Блаженная Домна Алешковская:

огонь погас, Христос при нас

Суета повседневности затуманивает нам глаза, мы уже привыкли, что среди нас нет святых, дескать, все они остались в далеком прошлом. Однако пристально вглядевшись в недавнее прошлое, мы можем обрести немало поводов для духовных размышлений. И на просторах нашего Отечества есть еще немало мест, где бережно сохраняется память о святых не столь давних времен, их судьбах, их подвижнических деяниях.

Наш рассказ посвящен южнорусской молитвеннице и прозорливице, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года причисленной к лику местночтимых святых Херсонской епархии, блаженной Домнике Алешковской.

15 июля 2009 года в Свято-Духовском кафедральном соборе Херсона состоялась канонизация блаженной Домники, а 16 августа честные мощи блаженной Домники большим Крестным ходом были перенесены из Херсона в храм равноапостольной Нины города Цюрупинска, где покоятся и ныне. В этом году отмечается три года со дня перенесения ее честных мощей.

Именование святой традиционно происходит по местности ее жития и подвига: нынешний Цюрупинск (советское название) прежде именовался Алешки (Олешки). Красивое имя города, хорошо бы его вернуть! Тем более что это место исторически связано с так называемой казачьей Алёшковской сечью. И именно как Алешки оно запечатлено на картине мариниста Айвазовского.

В Алешках в начале ХХ века находился Свято-Успенский женский Алешковский монастырь. Он и приютил Домнику. Но об этом несколько ниже.

В безбожные годы Успенский монастырь был полностью разрушен. По словам настоятеля храма Святой равноапостольной Нины, сохранилось 4-5 строений от монастыря, одно из них мы видим на снимке ниже, остальные были подвергнуты перестройке (под жилые дома, библиотеку и пр.).

Домника Алешковская стала третьим жителем Херсонщины, причисленным УПЦ к лику святых. Первым, в 1996 году, был канонизирован архиепископ Херсонскоий Прокопий (Титов). А в августе 2007 года Предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Владимир отслужил в Херсоне в Свято-Духовском кафедральном соборе божественную литургию и совершил чин канонизации преподобного Варсонофия (Юрченко), скончавшегося в 1954 году. Архимандрит Варсонофий в свое время был настоятелем херсонского Свято-Екатерининского собора, руководил духовной семинарией Свято-Григорьевского мужского монастыря в селе Червоный Маяк Бериславского района Херсонщины.

В подробном житии святой, составленном архиепископом Дамианом (в священстве — протоиерей Петр Замараев), рассказывается, что блаженная Домника Алешковская (в миру Домна Ивановна Литвиненко) родилась 3 сентября 1881 года в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии. Когда девочке исполнилось 7 лет, ее благочестивая мать скончалась, отец женился снова и Домне пришлось претерпевать от мачехи притеснения.

После паломничества с односельчанами в Киево-Печерскую лавру в возрасте 15 лет Домна решила не возвращаться домой, скиталась по обителям, однако нигде ее не принимали.

Тогда она нашла себе жилье в склепе на одном из кладбищ Киева. Днем она находила в себе Божью радость за церковной службой в Киево-Печерской лавре, а ночью на кладбище отгоняла страх, непрерывно молясь. Чтобы заработать себе на пропитание, изготовляла ладанки для паломников. Возьмет камешек с гроба почитаемого святого, кусочек ладана, щепочку дерева от старинной, но пришедшей в негодность иконы, зашьет в тряпочку, прикрепит к нему шнурок — вот и готова ладанка. Продаст ее за копейку, купит бублик, а его хватало Домочке на сутки.

Когда в очередной раз ее земляки-паломники вновь пришли к Киевским святыням, она возвратилась с ними в свою деревню. В 1896 году Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенском женском Алешковском монастыре, где сияла чудесами Феодоровская икона Божией Матери. «Житие же свое во обители Алешковстей провождающи», как теперь поется в акафисте, Домна научилась грамоте и рукоделию. По окончании обучения в школе была принята в обитель послушницей с именем Домника.

Игуменья монастыря благословила Домочке в качестве послушания пасти стадо монастырских телят. Очевидцы вспоминали необычное зрелище. Послушница в поле брала с собой Псалтирь, становилась лицом на восток и читала кафизму. В это время телята окружали ее и, став на колени передних ног и растопырив в сторону уши, слушали ее чтение. Окончив чтение, она говорила: «Идите, паситесь!» Телята вставали и шли, куда она указывала. Какое животное она ни звала по имени, оно подходило и склоняло перед ней голову. Или когда говорила: «Пошли на водопой!», телята, как разумные дети, выполняли ее слова беспрекословно.

В возрасте 35 лет у нее открылся великий дар — ясновидение, который она тщательно скрывала от людей, чтоб избегнуть людской славы, ради смирения приняла на себя подвиг юродства.

Ее землячка Мария Фоковна рассказывала, что перед революцией 1917 года и закрытием Алешкинского монастыря матушку Домну видели на кукурузном поле. Она оставила своих телят на лугу и, спрятавшись в гуще растений, подняв руки к небу, молитвенно взывала к покровительнице Обители: «О, Матір Божа, де ж ми тепер будемо»?!

Перед закрытием монастырей и наступлением богоборческих времен матушка Домочка начала ходить по кельям и раздавать насельницам камешки, обрезки тряпок, рассаду, советуя: учитесь строить дома, учитесь шить, учитесь выращивать огороды.

Рассказывают, когда накатилась волна массового закрытия храмов и монастырей монашек принимали в семьи родственники и верующие люди. В праздничные и воскресные дни они служили там, где оставались храмы, читали и пели на клиросах, дома исполняли монашеские молитвенные правила. А в будни трудились на разных работах. Позже стали обращать внимание на то, что те из них, кому матушка Домочка вручала камушки, устроились на стройку, те, кому вручала обрезки тряпок, устроились на швейную фабрику, а те, кому рассаду, устроились на сельскохозяйственные работы. Слух о прозорливице распространился далеко за пределы Херсона, к ней приезжали не только из ближайших селений, но также из Запорожья и Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном просили совета, молитв или благословения.

После закрытия монастыря матушка Домочка проживала у благочестивых людей в Каховке (где посещала Свято-Покровский храм). Вернулась в Алешки в 1928 году, город был переименован в Цюрупинск, там матушка проживала у Наталии Акимовны Ищенко, посещала Свято-Введенский молитвенный дом.

Во время Великой Отечественной войны предсказала Домника Наталье Акимовне гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. Домника жила в этом доме в Цюрупинске, по улице Нижней, 218 до конца своих дней. Этот дом сохранился и поныне, но сейчас он нежилой.

Неподалеку жили монахини Агафия и Дария. К ним матушка часто ходила для совместных молитв. Местные жители относились к ней с уважением и нежностью, приносили продукты. Жительница Цюрупинска Анна Дмитриевна Беспалая рассказывала о матушке Домнике: «Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала».

В Великую Отечественную войну немцы сильно бомбили Цюрупинск, обстреливали из артиллерии. Однажды Домника сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время упал снаряд, срезал дерево и взорвался, с блаженной сорвало платок и вырвало из рук книгу, но она, на удивление, осталась неповрежденной.

Как юродивая, в храме она не стояла на одном месте, делая вид, что ей все равно до того, что там происходит и что там за святыни. Она могла подойти к любому молящемуся и что-то сунуть ему в руку: кусочек хлеба, сахара, редьки, перца, свечу или деньги. И все эти символические предметы в конечном итоге были для них каким-то откровением особого события в их жизни. Большое количество предвидений Домочки описывает отец Петр Замараев в своем жизнеописании блаженной.

…Молодая Пелагея Андреевна Петракаус ходила в храм и горела желанием с хористами петь на клиросе, но стеснялась кому-либо сказать об этом. Встретив однажды Пелагею у входа в храм, в притворе, матушка схватила ее и стала толкать к иконостасу, через гущу народа, до самого клироса, приговаривая: «Іди співай!» С того дня Пелагея стала хористкой.

Анна Васильевна Позднякова рассказывала, что каждый ее шаг матушкой Домной предвосхищался тем или иным символическим действием. Красный перец вручила ей Домника – впереди серьезное заболевание. Яблоко — начало выздоровления. Рубль подарила — совершенно чудесно семья выйдет из финансового затруднения.

Как-то Домочка с двумя Евдокиями шла к Богослужению на престольный праздник из Каховки в Берислав. Проходили они поймой Днепра. И по дороге матушка сказала: «Ось дивись, що зробили, все потопили… всі дерева, всі хати, все потопили». «Где, матушка, и что затопили?» — спрашивали спутницы недоуменно. «Та що ви, не бачите, чи що?! Все потопили! От придумали!» А они шли в это время по дну будущего водохранилища Каховской ГЭС, о строительстве которой еще никто не знал.

У соседки зимой закончились дрова. Домника тут как тут, принесла маленький чурбачок: «На тобі». Только она ушла, перед домом женщины остановилась повозка, мужик стучится в двери и спрашивает хозяйку: «Дрова нужны?»

Всех Домочка встречала с палкой в руках и всех, приходящих к ней, крестообразно осеняла этой же палкой, велела целовать верхний ее конец. Объясняла, что эту палку прикладывали к мощам святой мученицы Пелагии.

Причащалась матушка Домникия в основном по четвергам. На ее столе часто была раскрыта книга с акафистом святителю Николаю.

Перед своей кончиной матушка Домника при каждом посещении отца Михаила просила обрезать ей на голове волосы. Он не мог понять, к чему эта просьба, и не решался спросить. И только после ее блаженной кончины разгадал желание. По всей видимости, блаженная просила постричь ее в иной, исповедуемый нами загробный мир.

Матушка Домника почила на 92 году жизни, в субботу 10 июня 1967 года. На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома к Введенскому храму. По причине гонений на Церковь в те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь процессия двигалась при полном молчании. Настоятель храма, протоиерей Сергий Мураховский, совершил отпевание.

Тело матушки Домники было погребено в Цюрупинске на бывшем монастырском кладбище. На могилке поначалу был поставлен деревянный крест с надписью: «Литвиненко Домна Ивановна. 1875— 1967 гг.».

10 декабря 2008 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», по благословению Архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники.

Во время их обретения был найден хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтверждает свидетельства людей о том, что Домника все-таки приняла монашеский постриг. Но кто ее постриг, неизвестно. Мощи с благоговением были помещены в раку и перенесены в храм святой равноапостольной Нины, где они почивают и поныне.

Дни памяти блаженной по новому стилю: 10 июня — преставление, 10 декабря — обретение мощей. И сегодня на улице, возле домика, где жила Домника, встретишь соседей, которые помнят «Домочку», ее необычную манеру общения, вспоминают ее предсказания о важных событиях в их жизни.

Кондак 1-й Акафиста блаженной Домнике Алешковской гласит: «Избранная угоднице Христова и дивная благочестия наставнице, / в земли Херсонстей подвигом добрым подвизавшаяся, / святая блаженная Домнико, / хвалебныя пения приносим ти, молитвенницы твои: / ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, / Того моли помиловати нас, чтущих святую память твою / и с верою и любовию взывающих ти: / Радуйся, святая блаженная Домнико, молитвеннице о душах наших».

Матвей Славко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"